Напоминание

Практический опыт по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов


Автор: Савина Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат №1 СОО"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: Инклюзивное образование детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов
Тема: Практический опыт по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов Савина Марина Александровна

МАОУ «Школа-интернат №1 СОО» городского округа город Стерлитамак РБ

Практический опыт по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в

соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов

Для

каждого

родителя

его

ребенок

единственный,

неповторимый,

самый

лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш,

когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу.

Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или

поздно,

ему

приходится

самому

преодолевать

трудности

и

препятствия,

которые

возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения

бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и

образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо

признать,

что

общество

довольно

жестоко

обходится

с

такими

детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную

профессию и нормальную жизнь. Однако большинство специалистов по специальной

психологии сходятся во мнении, что если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и

обеспечить

правильное

обучение,

они

вполне

способны

адаптироваться

и

стать

гармоничной

частью

современного

общества.

При

этом

образование

детей

с

ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с

другими

обучающимися,

так

и

в

отдельных

классах,

группах

или

в

отдельных

организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Как

правило,

группы

детей

с

ОВЗ

неоднородны,

в

них

входят дети

с

разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-

двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми

расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. Естественно, в

такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное воспитание ребенка

с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время

обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку

мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет

развиваться и быть самостоятельным человеком.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень широк. Некоторые из них

развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы,

другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том,

что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от

полностью здоровых детей, они и мыслят и чувствуют по-другому. Это необходимо

учитывать и родителям и педагогам в построении процесса образования.

Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать различные предметы, общаться

со сверстниками. Это относится и к детям с Ограниченными возможностями здоровья.

ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и

были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения три

года назад.

ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на

детей с разными видами нарушений развития. Определение подходящего варианта для

ребенка

с

ОВЗ

происходит

по

рекомендациям

психолого-медико-педагогической

комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.

Для более эффективного обучения детей начальных классов с ОВЗ необходимо

использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную

активность

учащихся,

развивающие

их

творческие

способности,

повышающие

мотивацию

к

обучению,

стимулирующие

самостоятельную

деятельность.

Учителю

следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания

ученика с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то

же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее

восприятие.

Все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные

программы,

предполагающие

заведомое

отставание

обучающихся

детей

от

своих

сверстников. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны

гнаться за оценками – ни дети, ни учителя.

В

нашей

школе

занятия

проходят

в

дружеской

обстановке,

все

друг

другу

помогают. Дети владеют компьютером, ездят на автобусные экскурсии по городу вместе

с

детьми

без

ограничений

возможностей

здоровья,

которые

помогают

выгружать

инвалидные коляски и сами возят своих друзей по дорожкам парков.

Помимо общеобразовательных предметов каждый сезон готовят спектакль. Под

руководством педагогов дети с ОВЗ вместе с детьми без ограничений сами пишут

сценарий, шьют костюмы, делают декорации, играют на сцене. Каждый год ученики

участвуют в городской выставке – пишут картины и создают художественные объекты.

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается

специалистами.

Работа

с

ОВЗ

подразумевает

выполнение

следующих

задач

в

инклюзивном

обучении:

бытовых,

нормативных,

трудовых,

а

также

работа

по

социальной адаптации учащихся.

Для успешного формирования навыков в школе организуют факультативные

занятия,

где

для

ребят

созданы

все

условия

для

развития

дополнительных

способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья

должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности

учеников.

При

долгой,

терпеливой

работе

по

разработанным

психологами

коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.



В раздел образования