Автор: Савина Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат №1 СОО"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: Инклюзивное образование детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов
Тема: Практический опыт по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Савина Марина Александровна
МАОУ «Школа-интернат №1 СОО» городского округа город Стерлитамак РБ
Практический опыт по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в
соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов
Для
каждого
родителя
его
ребенок
–
единственный,
неповторимый,
самый
лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш,
когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу.
Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или
поздно,
ему
приходится
самому
преодолевать
трудности
и
препятствия,
которые
возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения
бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и
образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо
признать,
что
общество
довольно
жестоко
обходится
с
такими
детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную
профессию и нормальную жизнь. Однако большинство специалистов по специальной
психологии сходятся во мнении, что если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и
обеспечить
правильное
обучение,
они
вполне
способны
адаптироваться
и
стать
гармоничной
частью
современного
общества.
При
этом
образование
детей
с
ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с
другими
обучающимися,
так
и
в
отдельных
классах,
группах
или
в
отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Как
правило,
группы
детей
с
ОВЗ
неоднородны,
в
них
входят дети
с
разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-
двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми
расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. Естественно, в
такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное воспитание ребенка
с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время
обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку
мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет
развиваться и быть самостоятельным человеком.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень широк. Некоторые из них
развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы,
другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том,
что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от
полностью здоровых детей, они и мыслят и чувствуют по-другому. Это необходимо
учитывать и родителям и педагогам в построении процесса образования.
Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать различные предметы, общаться
со сверстниками. Это относится и к детям с Ограниченными возможностями здоровья.
ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и
были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения три
года назад.
ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на
детей с разными видами нарушений развития. Определение подходящего варианта для
ребенка
с
ОВЗ
происходит
по
рекомендациям
психолого-медико-педагогической
комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.
Для более эффективного обучения детей начальных классов с ОВЗ необходимо
использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную
активность
учащихся,
развивающие
их
творческие
способности,
повышающие
мотивацию
к
обучению,
стимулирующие
самостоятельную
деятельность.
Учителю
следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания
ученика с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то
же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее
восприятие.
Все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные
программы,
предполагающие
заведомое
отставание
обучающихся
детей
от
своих
сверстников. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны
гнаться за оценками – ни дети, ни учителя.
В
нашей
школе
занятия
проходят
в
дружеской
обстановке,
все
друг
другу
помогают. Дети владеют компьютером, ездят на автобусные экскурсии по городу вместе
с
детьми
без
ограничений
возможностей
здоровья,
которые
помогают
выгружать
инвалидные коляски и сами возят своих друзей по дорожкам парков.
Помимо общеобразовательных предметов каждый сезон готовят спектакль. Под
руководством педагогов дети с ОВЗ вместе с детьми без ограничений сами пишут
сценарий, шьют костюмы, делают декорации, играют на сцене. Каждый год ученики
участвуют в городской выставке – пишут картины и создают художественные объекты.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается
специалистами.
Работа
с
ОВЗ
подразумевает
выполнение
следующих
задач
в
инклюзивном
обучении:
бытовых,
нормативных,
трудовых,
а
также
работа
по
социальной адаптации учащихся.
Для успешного формирования навыков в школе организуют факультативные
занятия,
где
для
ребят
созданы
все
условия
для
развития
дополнительных
способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья
должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности
учеников.
При
долгой,
терпеливой
работе
по
разработанным
психологами
коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.