Напоминание

"ЛИРИКА И ТРАГИЗМ В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА"


Автор: Рукавицына Анна Алексеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБоу СОШ № 1
Населённый пункт: город Анапа
Наименование материала: научная статья
Тема: "ЛИРИКА И ТРАГИЗМ В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА"
Раздел: полное образование





Назад




ЛИРИКА И ТРАГИЗМ В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

А.А. Лесникова,

студентка 5 курса

Анапский филиал МПГУ;

науч. руководитель

Е.Д. Майснер,

докт. филол. наук, профессор

Анапский филиал МПГУ

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом,

обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-

заводских окраин. Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между

реальной действительностью, которая бездуховна, достойна отрицания и мечтой – как

нечто

прекрасной,

совершенной,

но

недостижимой.

Прозе

жизни

романтизм

противопоставил «жизнь сердца» и чувства. Идеальным видом искусства была объявлена

музыка, которая наиболее полно выражает движения души. Романти́

зм (фр. romantisme)

— идейное и художественное направление в культуре конца 18 века — первой половины 19

века. Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так

называли

испанские

романсы,

а

затем

и

рыцарский

роман),

английскому romantic,

означавшему

«странное»,

«фантастическое»,

«живописное».

Характеризуется

утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую

бунтарских)

страстей,

одухотворённой

и

целительной

природы.

Романтизм

явился

своеобразной реакцией на разочарование в итогах Великой французской революции, не

оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Романтизм

-

не

просто

литературное

направление,

но

и

определённое

мировоззрение,

система

взглядов

на

мир.

Формировался

он

в

противостоянии

с

идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века, в отталкивании от неё.

Все исследователи сходятся на том, что важнейшим событием, сыгравшем роль при

возникновении Романтизма была Великая французская революция, которая началась в 14

июля 1789 году, когда разгневанный народ взял штурмом главную королевскую тюрьму

Бастилию, в результате которой Франция стала сначала конституционной монархией, а

потом республикой. Революция стала важнейшим этапом формирования современной

республиканской, демократической Европы. В последующем она стала символом борьбы

за свободу, равноправие, справедливость, улучшение жизни народа.

Романтики

не

любят

всё

обыкновенное

и

стремятся

ко

всему необычному,

нетипичному,

оригинальному,

исключительному,

экзотическому.

Романтический

герой

всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя.

Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

Основной романтический конфликт - противостояние одинокого романтического

героя и обычных людей. Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для

произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят

экзотическую

обстановку:

далёкие

жаркие

страны,

море,

горы,

иногда

сказочные

придуманные

страны. [3,с.23].По этой же причине романтики интересуются далёким

историческим

прошлым,

особенно

средневековьем,

которое

очень

не

любили

просветители как самое непросвещённое, неразумное время. Но романтики считали, что

средневековье

это

время

зарождения

романтизма,

романтической

любви

и

романтической

поэзии,

первые

романтические

герои

это

рыцари,

служащие

своим

прекрасным дамам и сочиняющие стихи.

В романтизме (особенно поэзии) очень распространён мотив полёта, отрыва от

обычной жизни и стремление к чему-то необыкновенному и прекрасному.

Главной

ценностью

для

романтиков

является любовь.

Любовь

-

это

высшее

проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех

способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с

мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия.

Для романтиков характерно представление о влюблённых как о двух половинках, о не

случайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно

этой женщине. Также представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в

жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда.

Вторая романтическая ценность – искусство. Оно содержит высшую Истину и

высшую Красоту, которые художнику (в широком смысле слова) спускаются в момент

вдохновения из иных миров. Художник – идеальная романтическая личность, наделённая

высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище.

Жанры

делились

на

высокие

(трагедия,

эпопея)

и

низкие

такие,

как

комедия.

Канонизация

литературных

жанров

(т.е.

придание

им

статуса

доминирующих,

авторитетных) осуществлялась нормативными поэтиками от Аристотеля и Горация до

Буало, Ломоносова и Сумарокова. В литературе XIX века происходит не только эволюция

жанров, но начинают развиваться четкие границы между ними. Самые существенные

сдвиги в это время произошли в лирических жанрах. Однако ситуация в разных странах

была неодинаковой. Романтизм в литературах Англии и Германии конца XVIII - начала

XIX века, как наиболее показательных в этом отношении стран, дает бурный расцвет

лирической поэзии и жанра баллады, а также разных видов жанра поэмы. Прозаические

жанры отмечены печатью сильного воздействия лирического начала. Во Франции, а также

в Польше, где долгое время сохранялся авторитет эстетической системы классицизма,

романтикам

было

нелегко

отстаивать

свои

принципы.

Поэтому

во

Франции

начало

романтической поэзии

как и драматургии датируется на четверть века позднее, чем

формирование романтической прозы. [3,с.112].

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры,

действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера

в определённый момент жизни. Лирический образ - это образ-переживание, выражение

чувств

и

мыслей

автора

в

связи

с

различными

жизненными

впечатлениями.

[1,с.29].Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни

природы

и

общества

могут

вызвать

соответствующие

переживания

человека.

Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь

идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство,

переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение,

как бы ограничено оно ни было по размеру, законченное художественное произведение,

передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Лирика (от греч. lyга - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого

исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду

с

эпосом

и

драмой),

в

пределах

которого

мироотношение

автора

(или

персонажа)

раскрывается

как

непосредственное

выражение,

излияние

его

чувств,

мыслей,

впечатлений, настроений, желаний. Родовые черты лирики — обобщенность, отсутствие

сюжета повествовательного типа, сосредоточенность на переживании и размышлении в

ущерб

изображению

действия

и

связей

между

людьми

всё

это

ограничивало

её

возможности

конкретизировать

целостный

облик

современного

человека,

сделать

его

зримым. [1,с.15].

Раскрытие

личной

драмы

приобретает

оттенок

автобиографичности.

Героям

свойственны

настроения

безнадежности,

отчаяния,

которые

приобретают

общечеловеческий

характер.

Идеал

утрачен

навсегда,

миром

правит

зло,

воскресает

древний хаос. Для одних в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым

необходимо

подчиниться

и

не

пытаться

изменить

судьбу.

У

других

«мировое

зло»

вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. С темой «лирической исповеди» очень

часто

переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она

обычно окрашивается чувством дисгармонии.

Для музыкального романтизма характерен интерес к народному творчеству. Они

обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу, опираясь

на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические

лады. (Ф. Шуберт, Р. Шуман,). Настоящим открытием композиторов-романтиков стала

тема

фантастики.

Музыка

впервые

научилась

воплощать

сказочно-фантастические

образы чисто музыкальными средствами. Композиторы-романтики научились передавать

фантастический

мир

как

нечто

совершенно

специфическое

(при

помощи

необычных

оркестровых

и

гармонических

красок).

Своего

рода

связующим

звеном

между

классицизмом и романтизмом стало движение «Буря и натиск». Немецкое музыкальное

романтическое искусство особо прочно было связано с классическим наследием. Эстетика

музыкального романтизма опирается на идее синтеза искусств. Следствием этого явилось

широкое

распространение программности. Литературные

тексты

музыкальных

произведений – подзаголовки, а также создание самими композиторами литературных

сценариев, сюжетов. Музыкальные творения романтиков имели двойственную сущность –

два плана развития произведения.

Русская романтическая поэзия определяется идеями времени и хронологически

обозначена 1800-1830 г. Процесс перестройки лирических жанров в эпоху романтизма

отмечен

типологически-сходными

тенденциями

в

разных

литературах.

Прежде

всего

разрушалась

та

иерархия

жанров,

которая

была

сформулирована

в

«Поэтическом

искусстве» Буало. Главное место в системе поэтических жанров классицизма занимали

идиллия

(эклога),

элегия,

торжественная

ода,

героическая

эпопея,

классицистическая

трагедия, дидактическое послание, сонет, эпиграмма. Однако в романтизме эти жанры

полностью утрачивают свое былое значение. Буало лишь бегло перечислил такие жанры,

как баллада, рондо, мадригал; много внимания уделил сатире как жанру, роль которого

также снижается, вместе с комедией, стихотворной басней. [3,с.45].У романтиков же на

первый

план

выступают

баллада,

романтическая

поэма,

разнообразные

формы

политической и медитативной лирики (различные модификации переосмысленных жанров

элегии, станса, послания, даже народной песни).

Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что романтизм и лирика связаны друг

с другом. Это два неразделимых понятия в литературе, которые всегда будут идти вместе,

и только дополняя друг друга могут воплощаться в большие неповторимые действия,

произведения, пьесы – в большое будущее. Что же касается романтизма в целом, то это

большое и глубокое направление как в литературе, так и в других сферах культуры.

Литература:

1.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.

2.Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.

3.История зарубежной литературы XIX в. /Под ред. Н.П. Михальской. Изд. 2. М.,

2002.

4.Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1999.



В раздел образования