Автор: Рукавицына Анна Алексеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБоу СОШ № 1
Населённый пункт: город Анапа
Наименование материала: научная статья
Тема: "ЛИРИКА И ТРАГИЗМ В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА"
Раздел: полное образование
ЛИРИКА И ТРАГИЗМ В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА
А.А. Лесникова,
студентка 5 курса
Анапский филиал МПГУ;
науч. руководитель
Е.Д. Майснер,
докт. филол. наук, профессор
Анапский филиал МПГУ
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом,
обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-
заводских окраин. Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между
реальной действительностью, которая бездуховна, достойна отрицания и мечтой – как
нечто
прекрасной,
совершенной,
но
недостижимой.
Прозе
жизни
романтизм
противопоставил «жизнь сердца» и чувства. Идеальным видом искусства была объявлена
музыка, которая наиболее полно выражает движения души. Романти́
зм (фр. romantisme)
— идейное и художественное направление в культуре конца 18 века — первой половины 19
века. Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так
называли
испанские
романсы,
а
затем
и
рыцарский
роман),
английскому romantic,
означавшему
«странное»,
«фантастическое»,
«живописное».
Характеризуется
утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую
бунтарских)
страстей,
одухотворённой
и
целительной
природы.
Романтизм
явился
своеобразной реакцией на разочарование в итогах Великой французской революции, не
оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.
Романтизм
-
не
просто
литературное
направление,
но
и
определённое
мировоззрение,
система
взглядов
на
мир.
Формировался
он
в
противостоянии
с
идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века, в отталкивании от неё.
Все исследователи сходятся на том, что важнейшим событием, сыгравшем роль при
возникновении Романтизма была Великая французская революция, которая началась в 14
июля 1789 году, когда разгневанный народ взял штурмом главную королевскую тюрьму
Бастилию, в результате которой Франция стала сначала конституционной монархией, а
потом республикой. Революция стала важнейшим этапом формирования современной
республиканской, демократической Европы. В последующем она стала символом борьбы
за свободу, равноправие, справедливость, улучшение жизни народа.
Романтики
не
любят
всё
обыкновенное
и
стремятся
ко
всему необычному,
нетипичному,
оригинальному,
исключительному,
экзотическому.
Романтический
герой
всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя.
Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.
Основной романтический конфликт - противостояние одинокого романтического
героя и обычных людей. Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для
произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят
экзотическую
обстановку:
далёкие
жаркие
страны,
море,
горы,
иногда
сказочные
придуманные
страны. [3,с.23].По этой же причине романтики интересуются далёким
историческим
прошлым,
особенно
средневековьем,
которое
очень
не
любили
просветители как самое непросвещённое, неразумное время. Но романтики считали, что
средневековье
–
это
время
зарождения
романтизма,
романтической
любви
и
романтической
поэзии,
первые
романтические
герои
–
это
рыцари,
служащие
своим
прекрасным дамам и сочиняющие стихи.
В романтизме (особенно поэзии) очень распространён мотив полёта, отрыва от
обычной жизни и стремление к чему-то необыкновенному и прекрасному.
Главной
ценностью
для
романтиков
является любовь.
Любовь
-
это
высшее
проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех
способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с
мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия.
Для романтиков характерно представление о влюблённых как о двух половинках, о не
случайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно
этой женщине. Также представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в
жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда.
Вторая романтическая ценность – искусство. Оно содержит высшую Истину и
высшую Красоту, которые художнику (в широком смысле слова) спускаются в момент
вдохновения из иных миров. Художник – идеальная романтическая личность, наделённая
высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище.
Жанры
делились
на
высокие
(трагедия,
эпопея)
и
низкие
–
такие,
как
комедия.
Канонизация
литературных
жанров
(т.е.
придание
им
статуса
доминирующих,
авторитетных) осуществлялась нормативными поэтиками от Аристотеля и Горация до
Буало, Ломоносова и Сумарокова. В литературе XIX века происходит не только эволюция
жанров, но начинают развиваться четкие границы между ними. Самые существенные
сдвиги в это время произошли в лирических жанрах. Однако ситуация в разных странах
была неодинаковой. Романтизм в литературах Англии и Германии конца XVIII - начала
XIX века, как наиболее показательных в этом отношении стран, дает бурный расцвет
лирической поэзии и жанра баллады, а также разных видов жанра поэмы. Прозаические
жанры отмечены печатью сильного воздействия лирического начала. Во Франции, а также
в Польше, где долгое время сохранялся авторитет эстетической системы классицизма,
романтикам
было
нелегко
отстаивать
свои
принципы.
Поэтому
во
Франции
начало
романтической поэзии
как и драматургии датируется на четверть века позднее, чем
формирование романтической прозы. [3,с.112].
В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры,
действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера
в определённый момент жизни. Лирический образ - это образ-переживание, выражение
чувств
и
мыслей
автора
в
связи
с
различными
жизненными
впечатлениями.
[1,с.29].Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни
природы
и
общества
могут
вызвать
соответствующие
переживания
человека.
Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь
идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство,
переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение,
как бы ограничено оно ни было по размеру, законченное художественное произведение,
передающее внутренне завершённое состояние поэта.
Лирика (от греч. lyга - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого
исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду
с
эпосом
и
драмой),
в
пределах
которого
мироотношение
автора
(или
персонажа)
раскрывается
как
непосредственное
выражение,
излияние
его
чувств,
мыслей,
впечатлений, настроений, желаний. Родовые черты лирики — обобщенность, отсутствие
сюжета повествовательного типа, сосредоточенность на переживании и размышлении в
ущерб
изображению
действия
и
связей
между
людьми
—
всё
это
ограничивало
её
возможности
конкретизировать
целостный
облик
современного
человека,
сделать
его
зримым. [1,с.15].
Раскрытие
личной
драмы
приобретает
оттенок
автобиографичности.
Героям
свойственны
настроения
безнадежности,
отчаяния,
которые
приобретают
общечеловеческий
характер.
Идеал
утрачен
навсегда,
миром
правит
зло,
воскресает
древний хаос. Для одних в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым
необходимо
подчиниться
и
не
пытаться
изменить
судьбу.
У
других
«мировое
зло»
вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. С темой «лирической исповеди» очень
часто
переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она
обычно окрашивается чувством дисгармонии.
Для музыкального романтизма характерен интерес к народному творчеству. Они
обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу, опираясь
на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические
лады. (Ф. Шуберт, Р. Шуман,). Настоящим открытием композиторов-романтиков стала
тема
фантастики.
Музыка
впервые
научилась
воплощать
сказочно-фантастические
образы чисто музыкальными средствами. Композиторы-романтики научились передавать
фантастический
мир
как
нечто
совершенно
специфическое
(при
помощи
необычных
оркестровых
и
гармонических
красок).
Своего
рода
связующим
звеном
между
классицизмом и романтизмом стало движение «Буря и натиск». Немецкое музыкальное
романтическое искусство особо прочно было связано с классическим наследием. Эстетика
музыкального романтизма опирается на идее синтеза искусств. Следствием этого явилось
широкое
распространение программности. Литературные
тексты
музыкальных
произведений – подзаголовки, а также создание самими композиторами литературных
сценариев, сюжетов. Музыкальные творения романтиков имели двойственную сущность –
два плана развития произведения.
Русская романтическая поэзия определяется идеями времени и хронологически
обозначена 1800-1830 г. Процесс перестройки лирических жанров в эпоху романтизма
отмечен
типологически-сходными
тенденциями
в
разных
литературах.
Прежде
всего
разрушалась
та
иерархия
жанров,
которая
была
сформулирована
в
«Поэтическом
искусстве» Буало. Главное место в системе поэтических жанров классицизма занимали
идиллия
(эклога),
элегия,
торжественная
ода,
героическая
эпопея,
классицистическая
трагедия, дидактическое послание, сонет, эпиграмма. Однако в романтизме эти жанры
полностью утрачивают свое былое значение. Буало лишь бегло перечислил такие жанры,
как баллада, рондо, мадригал; много внимания уделил сатире как жанру, роль которого
также снижается, вместе с комедией, стихотворной басней. [3,с.45].У романтиков же на
первый
план
выступают
баллада,
романтическая
поэма,
разнообразные
формы
политической и медитативной лирики (различные модификации переосмысленных жанров
элегии, станса, послания, даже народной песни).
Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что романтизм и лирика связаны друг
с другом. Это два неразделимых понятия в литературе, которые всегда будут идти вместе,
и только дополняя друг друга могут воплощаться в большие неповторимые действия,
произведения, пьесы – в большое будущее. Что же касается романтизма в целом, то это
большое и глубокое направление как в литературе, так и в других сферах культуры.
Литература:
1.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.
2.Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.
3.История зарубежной литературы XIX в. /Под ред. Н.П. Михальской. Изд. 2. М.,
2002.
4.Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1999.