Автор: Иванова Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №56"
Населённый пункт: г.Березники, Пермский край
Наименование материала: Сотрудничество ДОУ с семьей как один из приоритетов в формировании гендерной толерантности у старших дошкольников
Тема: Представлен опыт создания детско-родительского клуба выходного дня "Дорога радости".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Сотрудничество ДОУ с семьей как один из приоритетов в формировании
гендерной толерантности у старших дошкольников
1
В
описании
опыта
работы
представлена
модель
педагогического
процесса, раскрываются условия взаимодействия детского сада и семьи как
средства
воспитания
гендерной
толерантности
у
старших
дошкольников.
Представлен
опыт
создания
детско-родительского
клуба
выходного
дня
«Дорога радости».
Работа
представляет
интерес
для
воспитателей
дошкольных
учреждений, специалистов дополнительного образования, родителей.
Введение
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так
называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью
является
единственная
в
своём
роде
и
неприкосновенная
человеческая
личность.
Но
мало
произносить
красивые
слова,
толерантность
нужно
воспитывать
путем
развития
хороших
привычек,
манер,
культуры
межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Толерантность
—
социологический
термин,
обозначающий
терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия
иного мировоззрения или образа жизни. Она заключается в представлении
другим
права
жить
в
соответствии
с
собственным
мировоззрением.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других
культур,
способов
самовыражения
и
проявления
человече ской
индивидуальности.
Под
толерантностью
не
подразумевается
уступка,
снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает
терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или
2
уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим
людям.
Существует несколько сфер толерантности, среди которых и наравне с
другими
(политическая,
религиозная,
расовая,
межнациональная,
образовательная и т.д.) гендерная толерантность. Её можно охарактеризовать
как
мирное
сосуществование
(подразумевая
определенную
степень
взаимопонимания)
между
мужчиной
и
женщиной
в
общественной,
экономической,
политической
сферах
и
частной
(семейной)
жизни.
Формирование
этого
важнейшего
качества
происходит
еще
в
детстве
в
условиях
семьи
и
образовательных
учреждений,
и
продолжается
на
протяжении всей жизни с развитием образованности и опыта социального
взаимодействия человека.
В нормативных документах
(«
Декларация принципов толерантности»,
«Конституция РФ», Основные положения Международной Конвенции «О
правах ребенка», Комитет ООН по вопросам образования, науки и культуры.
Декларация принципов толерантности (1995 г.), закон «Об образовании в
Российской
Федерации»,
Семейный
Кодекс
РФ)
обозначена
значимость
проблемы формирования толерантности во всех сферах общества, в том
числе и между представителями разного пола.
Задачи формирования гендерного воспитания дошкольников
поставлены в современных образовательных программах: «Истоки» /под ред.
Парамоновой Л.А. и др/, «Я-Человек» /С.А. Козловой/, «Социальное развития
дошкольников» /Л.В.Коломийченко/. Интерес к проблеме обусловлен тем, что
сфера дошкольного образования, содержащая обширный диапазон гендерных
различий, остается для установления толерантных отношений почти самой
проблематичной.
Особое
значение
приобретает
вопрос
о воспитании
гендерной
толерантности у детей дошкольного возраста. Именно дошкольное детство
является
временем
достижений
и
проблем
не
только
одного
маленького
3
человечка, но и всего общества в целом. В старшем дошкольном возрасте
происходит
формирование
у
детей
навыков
уважительного
и
доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями
другого
пола,
умение
воспринимать
окружающее
как
результат
сотрудничества людей. Они положительно влияют на человека, преображают
его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование гендерной
толерантности целесообразно начинать со
старшего
дошкольного
возраста,
так
как
именно
этот
возраст
является
сензитивным для воспитания нравственности и толерантности, в этот период
закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Если
в
дошкольные
годы
не
заложить
у
девочек
–
мягкость,
аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость,
выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам
противоположного
пола,
т.е.
не
развить
предпосылки
женственности
и
мужественности,
то
это
может
привести
к
тому,
что
став
взрослыми
мужчинами
и
женщинами,
они
будут
плохо
справляться
со
своими
семейными, общественными и социальными ролями.
Анализ научной литературы, программно-методических материалов и
практика
организации
образовательной
деятельности
позволили
выделить
ряд противоречий между:
-
социально
обусловленной
потребностью
общества
в
воспитании
подрастающего
поколения
в
лучших
традициях
гендерной
культуры
и
нивелированием ценностей толерантных отношений между людьми разного
пола;
-
необходимостью
принимающих,
понимающих
и
уважительных
отношений
ко
всему
«иному»
в
условиях
кризисного
социального
пространства и недостаточной теоретической базой образовательных систем
в области формирования гендерной толерантности;
4
-
возможностью
формирования
гендерной
толерантности
у
детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных
образовательных
учреждений
в
связи
с
сензитивностью
данного
возрастного
периода
и
отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического
процесса
по
данному
направлению
личностного
развития,
малой
эффективностью, недостаточностью средств, используемых в этом процессе.
Таким образом, проблема воспитания подрастающего поколения в духе
гендерной толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как
она
обусловлена
изменениями
последних
десятилетий
в
экономической,
политической, культурной жизни страны.
5
Психолого-педагогические основы воспитания гендерной
толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Проблема
гендерной
толерантности
является
чрезвычайно
важной
и
интересной. Изучению гендерных аспектов посвящены исследования как
отечественных (В.В. Абраменкова, А.В. Либин, И.И. Лунин, Т.И. Юферова и
др.), так и зарубежных психологов ( Р.Бэрон, Д. Ричардсон, В.Е. Каган и др.).
По вопросам толерантности проводили исследования отечественные ученые
( В.А.Тишков, А.Г. Асмолов, В.Г. Безюлева, Г.М. Шеламова, В.В. Шалин,
З.Ф. Мубинова и др.).
Гендер
(англ.
gender,
от
лат.
genus
«род»)
–
социальный
пол,
определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение
воспринимается.
Это
то
полоролевое
поведение,
которое
определяет
отношение
с
другими
людьми:
сверстниками,
друзьями,
коллегами,
родителями, случайными прохожими и т.д.
Проявлять
толерантность
—
значит
признавать
то,
что
люди
различаются по внешнему виду, положениям, интересам, и ценностям и
обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Ге н д е р н а я
т о л е р н а т н о с т ь
– непредвзятое
отношение
к
представителям другого пола или другого отношения к полу.
Всё
больше
учёных
приходят
к
выводу
о
том,
что
современные
требования индивидуального подхода к формированию личности не могут
быть выполнены без учёта психологической специфики пола ребёнка, без
того,
чтобы,
начиная
с
дошкольного
возраста,
не
формировались
природосообразные начала мужественности и женственности.
Анализ литературных источников показывает, что когда мы говорим о
девочках и мальчиках, мы имеем в виду существование различий в их
психологии
и
поведении.
Отличия
гендерного
воспитания
мальчиков
и
девочек зависят, с одной стороны, от полоролевой
дифференциации, от
того,
к
какой
деятельности
готовят
детей,
а
с
другой
–
от
гендерного
6
символизма:
какие
морально-психологические
качества
стараются
им
привить.
Старший дошкольный возраст является периодом, когда дети стараются
избегать
представителей
другого
пола.
Тенденция
мальчиков
играть
с
мальчиками, а девочек – с девочками начинает проявляться у детей в 3-
летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового
созревания.
Социальные
изменения,
происходящие
в
современном
обществе,
привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского
поведения.
На
фоне
этих
изменений
меняются
и
внутренние
психологические
позиции
детей
их
сознании:
девочки
становятся
агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский вид поведения,
пряча за этим страх перед окружающей действительностью.
Совместно
с
педагогом
–
психологом,
проведя
диагностику
взаимоотношений
между
детьми
старшего
дошкольного
возраста,
результаты показали, что 5% детей (в основном дети из семей социального
риска),
проявляли
гендерную
интолерантность,
выражавшуюся
в
агрессивном
отношении
к
представителям
противоположного
пола,
в
использовании силы, от словесных оскорблений и угроз до физических
побоев.
55%
детей
(в
основном
дети
из
неполных
семей)
проявляли
индифферентность – пассивность, отстраненность от окружающих, дети
отдавали предпочтения общению с представителями своего пола, взаимных
выборов
между
мальчиками
и
девочками
не
было,
проявляли
пристрастность
к
сверстникам
своего
пола,
высказывая
в
их
адрес
как
положительные, так и отрицательные оценки, в то время как сверстники
другого
пола
оставались
как
бы
отстраненными,
не
вызывающими
ни
одобрения, ни порицания. 40% детей (из благополучных семей) проявили
андрогинность,
т.е
каждый
ребенок
в
зависимости
от
ситуации
мог
проявлять
как
феминные,
так
и
маскулинные
характеристики,
что
7
предоставляло возможность для комбинирования гендерных ориентаций с
биологическим полом. Большинство детей (66% девочек и 83% мальчиков)
считают,
что
мужчина
главнее
женщины,
так
как
он
сильнее,
больше
зарабатывает, воюет, может защитить себя и других, меньше боится.
Анкетирование родителей воспитанников позволило сделать вывод, что
мужские качества взрослыми также ценятся выше женских и давление на
мальчиков
в
направлении
дефеминизации
значительно
сильнее,
чем
на
девочек
в
сторону
демаскулинизации;
(женственный
мальчик
вызывает
неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и
даже положительно).
Как родители реагируют на поставленные вопросы и как отвечают на
них? Большой процент опрошенных родителей (48%) смотрят на вопросы
доброжелательно и серьезно, определяя их как естественные и нормальные,
отзываются
с
пониманием,
желанием
и
готовностью
отвечать.
Совсем
небольшая
часть
(10%)
–
это
те
родители,
которые
оказываются
неподготовленными, поэтому вопросы их смущают.
Другая часть (30%) шокированы и считают, что вопросы трудные, не
подходящие
по
возрасту
ребенка,
и
они
не
могут
ответить
на
них.
Встречаются
и
такие
(12%),
которые
категоричны
в
своем
нежелании
разговаривать
с
детьми,
по
таким
проблемам
и
игнорируют
всякие
проявления детского любопытства.
8
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что
знания
родителей
об
особенностях
воспитания
мальчиков
и
девочек
минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали
меня».
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-
разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,
по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Значит, проблема воспитания, и обучения ребенка в соответствии с его
полом
является
актуальной
задачей
педагогической
работы
с
детьми
дошкольного возраста.
В нашем дошкольном учреждении проблеме гендерной толерантности
отводится немаловажное место.
Одним
из
важных
звеньев
по
воспитанию
основ
гендерной
толерантности у старших дошкольников является взаимодействие педагогов
и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и
поведения
ребенка
трудно
переоценить.
Родители
являются
первыми
и
основными
воспитателями
детей,
и
невозможно
воспитать
гендерную
толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются
союзниками педагогов в решении этой проблемы. В основе взаимодействия
педагогов
и
родителей
лежат
принципы
взаимного
доверия
и
уважения,
взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к
другу.
Работа
воспитателей
с
родителями
по
формированию
гендерной
толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и
семейных взаимоотношений.
9
1.
Система работы по воспитанию гендерной толерантности в
едином пространстве детский сад – семья
При анализе полученных результатов и выявлении проблем перед собой
мы поставили следующие цели и задачи.
Цель работы: создание условий для воспитания гендерной толерантности
детей старшего дошкольного возраста в едином пространстве «Детский сад –
семья».
Задачи:
1. Организовать работу по созданию предметно – развивающего пространства
в группах, способствующего формированию гендерной толерантности
старших дошкольников.
2. Развивать гендерные представления и гендерно - толерантное поведение у
детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода в
организованной образовательной деятельности.
3. Повышать компетентность родителей в осуществлении воспитания
гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Для
того
чтобы
в
дошкольном
образовательном
учреждении
воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у
педагогов
ДОУ
должна
быть
сформирована
гендерная
компетентность,
которая
предполагает
овладение
ими
организационными,
психолого-
педагогическими
и
дидактическими
аспектами
руководства
детской
деятельностью с акцентом на гендерную толерантность.
Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в
детском саду условий для гендерной толерантности дошкольников.
Выстраивание
модели
образовательного
пространства
ведётся
по
4
направлениям:
формирование
у
педагогов
теоретических
знаний
о
различиях
мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
построение соответствующей развивающей среды;
построение модели педпроцесса;
10
пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и
привлечение их к участию в педпроцессе.
На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов
педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для
творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирали и
анализировали
теоретический
и
практический
материал
по
данной
теме.
Провели анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме
гендерно-толерантного
воспитания.
Изучали
психолого-педагогическую
литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного
возраста».
Расширили
представления
педагогов
о
современных
методах
работы по вопросам полоролевого воспитания. Был проведен тематический
педсовет
«Гендерный
подход
как
одно
из
условий
модернизации
современного дошкольного образования, определяемого ФГОС», где были
раскрыты следующие вопросы «Воспитание детей с учетом их гендерных
особенностей, организация предметно-игровой среды в группе на основе
гендерного
подхода»,
«Толерантная
среда
ДОУ»,
«Формы
и
содержание
взаимодействия
ДОУ
с
родителями
по
вопросам
гендерно-толерантного
воспитания детей». На заседаниях «круглого стола» обсудили ряд проблем:
«Особенности
гендерной
социализации
в
игровой
деятельно сти
дошкольников»,
«Игра
как
основной
вид
деятельности
в
формировании
гендерной толерантности дошкольников».
Реализацией
второго
направления
стало,
создание
соответствующей
развивающей среды.
Реализация ООП ДО детского сада 1 требует организации своеобразной
образовательной среды. Предметно-развивающую среду в группах создаём с
учётом
возрастных
возможностей
детей,
зарождающихся
половых
склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в
течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-
развивающая
среда
не
только
обеспечивает
разные
виды
активности
11
дошкольников
(физической,
игровой,
умственной
и
т.п),
но
и
является
основой
для
самостоятельной
деятельности
с
учётом
гендерных
особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть
перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды, а так же
способствовать
формированию
основ
толерантного
отношения
к
представителям
своего
и
противоположного
пола.
Обогащать
знания
о
проявлении маскулинных и феминных качеств.
При реализации третьего направления нами была построена модель
педагогического процесса.
Модель педагогического процесса
1 Целевой блок
Цель:
всестороннее
развитие
ребенка,
повышение
уровня
половой
индентефикации
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Становление
социальных
ролей
без
нарушения
хода
становления
личности.
Развитие
гендерно-толерантных отношений.
Задачи
12
Организовать
предметно –
развивающее
пространство в
группах
Выявить
представления о
гендерной
толерантности у
детей старшего
дошкольного
возраста и
гендерно-
толерантном
поведении в
деятельности
Внедрить
интегрированн
ый подход в
воспитание
гендерной
толерантности у
старших
дошкольников
Привлечь
родителей в
процесс
гендерно-
толерантного
воспитания
Маленькие принцессы и их рыцари
Правила этикета
Ориентация на
культурные эталоны
мужского и женского
поведения
Поведение мальчиков и
девочек в обществе и
дома
Ознакомление с
лучшими чертами
поведения мужчин и
женщин
Дифференцированного
поведения в труде и
играх
Модель педпроцесса выстроена таким образом, что при обучении и
воспитании
мальчиков
и
девочек
в
разных
видах
деятельности
педагоги
используют
дифференцированный
подход:
помогают
в
усвоении
понятий
мужественности
и
женственности,
учат
детей
наполнять
их
конкретным
содержанием, отличать внешние признаки феминных и маскулинных качеств;
развивают
умение
соотносить
собственное
поведение
с
предложенными
образцами; формируют способности видеть красоту внешних и внутренних
проявлений
мужчины
и
женщины.
Наряду
с
этим,
учитывают
психологические особенности мальчиков и девочек. Умственные способности
детей
разного
пола
в
целом
равны.
Однако,
вследствие
разной
направленности
интересов
и
склонностей,
они
проявляются
по-разному.
Девочкам даются типовые и шаблонные задания, так как у них наблюдается
большая внушаемость и меньшая решительность в действиях; мальчикам –
ориентированные на поисковую деятельность, так как
у них отчетливо
выражена
склонность
к
преобразующей
и
конструктивной
деятельности.
Мальчики
больше
обращают
внимание
на
фактическую
сторону
дела,
девочки – на личностную.
Системная паутинка к модели «Маленькие принцессы и их рыцари»
13
Взаимодействие с родителями
создание сайта
детского учреждения;
культурно-досуговые
мероприятия;
родительские
собрания;
выпуск брошюр, газет;
конкурс семейных
талантов;
консультации с
презентациями;
выставки творческих
семейных работ;
конференции
.
Образовательная
деятельность в режимных
моментах
дидактические игры;
сюжетно-ролевые
игры;
свободная
деятельность детей;
прогулка;
культурно-досуговая
деятельность;
театрализованная
деятельность.
Организованная
образовательная деятельность
с учетом интеграции
образовательных областей
социально-
коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое развитие;
художественно-
эстетическое развитие;
физическое развитие.
2 Воспитательно – образовательный блок
Реализация
четвертого
направления
осуществляется
в
пропаганде
педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к
участию в педпроцессе.
Работа с родителями носит информационно – практический характер.
Для
полноценного
воспитания
ребёнка
важно,
чтобы
родители
были
грамотными
в
вопросе
гендерно-толерантного
воспитания
детей.
С
этой
целью нами проводятся различные формы работы с родителями:
проведение индивидуальных бесед;
подготовка и проведение консультаций с презентациями «Человек
растет и изменяется», «Профессиям посвящается»;
проведение родительских собраний «Мое Я», «Кто я в семье
сейчас
и
кем
буду?»,
«Мужественность
-
мальчишек,
женственность - девчонок»;
оформление наглядной информации в виде буклетов, памяток по
таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному,
воспитывать по-разному», «Мир движений мальчиков и девочек»
«Как, и во что играют мальчики и девочки» и др.
создание семейных проектов «Птица семейного счастья».
Стало
традицией
во
всех
группах
оформлять
фотогазеты
«Мама
с
дочкой,
папа
с
сыном
–
вместе
смотримся
красиво!»,
«Я
и
моя
мама»,
«Лучшая в мире семья – моя!», «Играют - мальчики, играют – девочки»,
«Один день из жизни группы».
Большое
внимание
уделяется
проведению
выставок
творческих
семейных работ среди родителей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»,
«Неделя добрых дел в семье».
14
«Дорога радости» детско-родительский клуб выходного дня
Туристические походы «Там, на неведомых дорожках»
Совместное посещение кинотеатра
Встречи в кафе «Кошкин дом»
Чаепитие
в детском саду
Тематические заседания клуба
Праздники, досуги, развлечения
Совместно
с
родителями
в
ДОУ
проводятся
культурно-досуговые
мероприятия: «День влюбленных», «Шоу всемогущих пап», «День матери»,
«На поиски сокровищ», «Вперёд, мальчишки», «Бенефис девочек», конкурс
семейных талантов «Минута славы», спортивные праздники.
В интернет-пространстве создан сайт нашего дошкольного учреждения,
где
открыта
страничка
для
родителей.
На
ней
родители
обмениваются
опытом семейного воспитания, узнают о мероприятиях, проводимых в ДОУ.
В нашем ДОУ сложилась своя система взаимодействия с родителями
воспитанников,
на
основе
которой
был
создан
детско-родительский
клуб
выходного дня «Дорога радости».
Системная паутинка к модели «Дорога радости»
Все
совместные
мероприятия
проводятся
в
тесном
сотрудничестве
педагогов
ДОУ
и
родителей
воспитанников,
а
интеграция
позволяет
объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и
взаимопроникновение их в деятельность друг друга.
15
После
проведенной
работы
сравнительный
анализ
показал
положительную
динамику
уровня
сформированности
гендерной
толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ динамики изменений результатов поведенческого компонента
свидетельствует
о
том,
что
значительно
увеличилось
количество
детей
находящихся
на
высоком
уровне
(67%).
Их
поведение
по
отношению
к
сверстникам
противоположного
пола
стало
более
конструктивным:
дети
устанавливают друг с другом эмоционально-положительные отношения, сами
предлагают
помощь,
оказывают
поддержку.
Увеличилось
количество
инициативных высказываний, эмоциональных и речевых реакций по поводу
взаимодействия, договариваясь друг с другом о распределении обязанностей,
дошкольники все чаще учитывали индивидуальные особенности друг друга.
У
всех
детей,
не
смотря
на
направленность
их
поведения
и
стиль
взаимодействия, увеличился интерес и усилилась потребность в общении со
сверстниками
противоположного
пола,
снизилось
количество
негативных
реакции и замечаний, высказываемых в адрес сверстника.
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что
знания
родителей
об
особенностях
воспитания
гендерной
толерантности
мальчиков и девочек значительно возросли и изменилось отношение к данной
проблеме.
Заключение
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих
воспитанию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста,
принесла
положительные
результаты.
Повысился
уровень
психолого-
педагогической
компетентности
воспитателей
и
вырос
их
творческий
16
потенциал.
Расширился
кругозор
детей,
увеличился
объем
знаний
о
содержании
социальных
ролей
мужчины
и
женщины.
Выросла
культура
поведения
и
общения
детей,
мальчики
стали
более
внимательными
по
отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к
мальчикам. Родители воспитанников, участники клуба, приобрели знания об
особенностях воспитания детей разного пола.
Эффективность
данной
работы
практически
доказана.
С
одной
стороны, родители – участники клуба, могут видеть своего ребенка в новой
обстановке, сравнить с другими детьми, объективно оценить его слабые и
сильные
стороны,
помочь
детям
в
налаживании
контактов;
с
другой
–
атмосфера семьи создает у ребенка ощущение принятия его как личности,
самоценности
его
существования,
искренней
заинтересованности
в
нем
родителей, дает эмоциональную защищенность и уверенность в себе.
Перспектива дальнейшей деятельности по данной проблеме состоит в
расширении и углублении
наработанного опыта нашего педагогического
коллектива
по
воспитанию
гендерной
толерантности
у
старших
дошкольников в едином пространстве детский сад – семья.
Список литературы
1.
Вовк
Л.А.
Толерантность
как
способность
понять
и
принять
другого
[Текст]/ Л.А. Вовк Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. -
С. 51-52.
2. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу
о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности [Текст]/ Л. Воронова
Библиотека в школе. -2002. -№3. - С. 10.
17
3. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? ". [Текст]/ Л. Гатагова
История "Первое сентября - 2002. –№33. - С. 29; №34. - С. 24.
4.
Гельдыев
Р.
Национальная
группировка
как
негативный,
но
преодолеваемый
фактор
в
учебно-воспитательном
процессе:
Урок
толерантности Школьный психолог. ".[Текст]/ Р. Гельдыев -2001. –№40. - С.
5.
Декларация
принципов
толерантности:
Утверждена
резолюцией
5.
61
Генеральной
конференцией
ЮНЕСКО
от
16
ноября
1995
г.
[Текст]/
Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -
С. 6.
6.
Демиденко
М.,
Кулькова
О.
Воспитываем
терпимость
[Текст]/
М.
Демиденко. О. Кулькова . Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.
7.
Лекторский
В.А.
О
толерантности,
плюрализме
и
критицизме
В.Лекторский Вопросы философии. ".[Текст]/ В. Лекторский – 1997. – № 11.
8.
Мириманова
М.
Толерантность
как
проблема
воспитания.
Развитие
личности. ".[Текст]/ М. Мириманова -2002. -№2. -С. 104.
9.
О
социализации
дошкольников:
у
нас
в
гостях
кафедра
дошкольной
педагогики Магнитогорск. гос. ун-та ".[Текст]/ Дошк. воспитание. - 2006. - №
4. - С. 98-103.
10. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников Дошкольное
воспитание. ".[Текст]/ М. Орлова - 2003. -№11. -С. 51.
11.
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.
[Текст]/ Л.И. Семина
Семья и школа. 2001 №№11-12
12. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001
№9, 2002 №1, 2002 №9
13. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
18