Напоминание

Представлен опыт создания детско-родительского клуба выходного дня "Дорога радости".


Автор: Иванова Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №56"
Населённый пункт: г.Березники, Пермский край
Наименование материала: Сотрудничество ДОУ с семьей как один из приоритетов в формировании гендерной толерантности у старших дошкольников
Тема: Представлен опыт создания детско-родительского клуба выходного дня "Дорога радости".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Сотрудничество ДОУ с семьей как один из приоритетов в формировании

гендерной толерантности у старших дошкольников

1

В

описании

опыта

работы

представлена

модель

педагогического

процесса, раскрываются условия взаимодействия детского сада и семьи как

средства

воспитания

гендерной

толерантности

у

старших

дошкольников.

Представлен

опыт

создания

детско-родительского

клуба

выходного

дня

«Дорога радости».

Работа

представляет

интерес

для

воспитателей

дошкольных

учреждений, специалистов дополнительного образования, родителей.

Введение

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так

называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью

является

единственная

в

своём

роде

и

неприкосновенная

человеческая

личность.

Но

мало

произносить

красивые

слова,

толерантность

нужно

воспитывать

путем

развития

хороших

привычек,

манер,

культуры

межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Толерантность

социологический

термин,

обозначающий

терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия

иного мировоззрения или образа жизни. Она заключается в представлении

другим

права

жить

в

соответствии

с

собственным

мировоззрением.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других

культур,

способов

самовыражения

и

проявления

человече ской

индивидуальности.

Под

толерантностью

не

подразумевается

уступка,

снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает

терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или

2

уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим

людям.

Существует несколько сфер толерантности, среди которых и наравне с

другими

(политическая,

религиозная,

расовая,

межнациональная,

образовательная и т.д.) гендерная толерантность. Её можно охарактеризовать

как

мирное

сосуществование

(подразумевая

определенную

степень

взаимопонимания)

между

мужчиной

и

женщиной

в

общественной,

экономической,

политической

сферах

и

частной

(семейной)

жизни.

Формирование

этого

важнейшего

качества

происходит

еще

в

детстве

в

условиях

семьи

и

образовательных

учреждений,

и

продолжается

на

протяжении всей жизни с развитием образованности и опыта социального

взаимодействия человека.

В нормативных документах

Декларация принципов толерантности»,

«Конституция РФ», Основные положения Международной Конвенции «О

правах ребенка», Комитет ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Декларация принципов толерантности (1995 г.), закон «Об образовании в

Российской

Федерации»,

Семейный

Кодекс

РФ)

обозначена

значимость

проблемы формирования толерантности во всех сферах общества, в том

числе и между представителями разного пола.

Задачи формирования гендерного воспитания дошкольников

поставлены в современных образовательных программах: «Истоки» /под ред.

Парамоновой Л.А. и др/, «Я-Человек» /С.А. Козловой/, «Социальное развития

дошкольников» /Л.В.Коломийченко/. Интерес к проблеме обусловлен тем, что

сфера дошкольного образования, содержащая обширный диапазон гендерных

различий, остается для установления толерантных отношений почти самой

проблематичной.

Особое

значение

приобретает

вопрос

о воспитании

гендерной

толерантности у детей дошкольного возраста. Именно дошкольное детство

является

временем

достижений

и

проблем

не

только

одного

маленького

3

человечка, но и всего общества в целом. В старшем дошкольном возрасте

происходит

формирование

у

детей

навыков

уважительного

и

доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями

другого

пола,

умение

воспринимать

окружающее

как

результат

сотрудничества людей. Они положительно влияют на человека, преображают

его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Формирование гендерной

толерантности целесообразно начинать со

старшего

дошкольного

возраста,

так

как

именно

этот

возраст

является

сензитивным для воспитания нравственности и толерантности, в этот период

закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Если

в

дошкольные

годы

не

заложить

у

девочек

мягкость,

аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость,

выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам

противоположного

пола,

т.е.

не

развить

предпосылки

женственности

и

мужественности,

то

это

может

привести

к

тому,

что

став

взрослыми

мужчинами

и

женщинами,

они

будут

плохо

справляться

со

своими

семейными, общественными и социальными ролями.

Анализ научной литературы, программно-методических материалов и

практика

организации

образовательной

деятельности

позволили

выделить

ряд противоречий между:

-

социально

обусловленной

потребностью

общества

в

воспитании

подрастающего

поколения

в

лучших

традициях

гендерной

культуры

и

нивелированием ценностей толерантных отношений между людьми разного

пола;

-

необходимостью

принимающих,

понимающих

и

уважительных

отношений

ко

всему

«иному»

в

условиях

кризисного

социального

пространства и недостаточной теоретической базой образовательных систем

в области формирования гендерной толерантности;

4

-

возможностью

формирования

гендерной

толерантности

у

детей

старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных

образовательных

учреждений

в

связи

с

сензитивностью

данного

возрастного

периода

и

отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического

процесса

по

данному

направлению

личностного

развития,

малой

эффективностью, недостаточностью средств, используемых в этом процессе.

Таким образом, проблема воспитания подрастающего поколения в духе

гендерной толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как

она

обусловлена

изменениями

последних

десятилетий

в

экономической,

политической, культурной жизни страны.

5

Психолого-педагогические основы воспитания гендерной

толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема

гендерной

толерантности

является

чрезвычайно

важной

и

интересной. Изучению гендерных аспектов посвящены исследования как

отечественных (В.В. Абраменкова, А.В. Либин, И.И. Лунин, Т.И. Юферова и

др.), так и зарубежных психологов ( Р.Бэрон, Д. Ричардсон, В.Е. Каган и др.).

По вопросам толерантности проводили исследования отечественные ученые

( В.А.Тишков, А.Г. Асмолов, В.Г. Безюлева, Г.М. Шеламова, В.В. Шалин,

З.Ф. Мубинова и др.).

Гендер

(англ.

gender,

от

лат.

genus

«род»)

социальный

пол,

определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение

воспринимается.

Это

то

полоролевое

поведение,

которое

определяет

отношение

с

другими

людьми:

сверстниками,

друзьями,

коллегами,

родителями, случайными прохожими и т.д.

Проявлять

толерантность

значит

признавать

то,

что

люди

различаются по внешнему виду, положениям, интересам, и ценностям и

обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Ге н д е р н а я

т о л е р н а т н о с т ь

– непредвзятое

отношение

к

представителям другого пола или другого отношения к полу.

Всё

больше

учёных

приходят

к

выводу

о

том,

что

современные

требования индивидуального подхода к формированию личности не могут

быть выполнены без учёта психологической специфики пола ребёнка, без

того,

чтобы,

начиная

с

дошкольного

возраста,

не

формировались

природосообразные начала мужественности и женственности.

Анализ литературных источников показывает, что когда мы говорим о

девочках и мальчиках, мы имеем в виду существование различий в их

психологии

и

поведении.

Отличия

гендерного

воспитания

мальчиков

и

девочек зависят, с одной стороны, от полоролевой

дифференциации, от

того,

к

какой

деятельности

готовят

детей,

а

с

другой

от

гендерного

6

символизма:

какие

морально-психологические

качества

стараются

им

привить.

Старший дошкольный возраст является периодом, когда дети стараются

избегать

представителей

другого

пола.

Тенденция

мальчиков

играть

с

мальчиками, а девочек – с девочками начинает проявляться у детей в 3-

летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового

созревания.

Социальные

изменения,

происходящие

в

современном

обществе,

привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского

поведения.

На

фоне

этих

изменений

меняются

и

внутренние

психологические

позиции

детей

их

сознании:

девочки

становятся

агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский вид поведения,

пряча за этим страх перед окружающей действительностью.

Совместно

с

педагогом

психологом,

проведя

диагностику

взаимоотношений

между

детьми

старшего

дошкольного

возраста,

результаты показали, что 5% детей (в основном дети из семей социального

риска),

проявляли

гендерную

интолерантность,

выражавшуюся

в

агрессивном

отношении

к

представителям

противоположного

пола,

в

использовании силы, от словесных оскорблений и угроз до физических

побоев.

55%

детей

основном

дети

из

неполных

семей)

проявляли

индифферентность – пассивность, отстраненность от окружающих, дети

отдавали предпочтения общению с представителями своего пола, взаимных

выборов

между

мальчиками

и

девочками

не

было,

проявляли

пристрастность

к

сверстникам

своего

пола,

высказывая

в

их

адрес

как

положительные, так и отрицательные оценки, в то время как сверстники

другого

пола

оставались

как

бы

отстраненными,

не

вызывающими

ни

одобрения, ни порицания. 40% детей (из благополучных семей) проявили

андрогинность,

т.е

каждый

ребенок

в

зависимости

от

ситуации

мог

проявлять

как

феминные,

так

и

маскулинные

характеристики,

что

7

предоставляло возможность для комбинирования гендерных ориентаций с

биологическим полом. Большинство детей (66% девочек и 83% мальчиков)

считают,

что

мужчина

главнее

женщины,

так

как

он

сильнее,

больше

зарабатывает, воюет, может защитить себя и других, меньше боится.

Анкетирование родителей воспитанников позволило сделать вывод, что

мужские качества взрослыми также ценятся выше женских и давление на

мальчиков

в

направлении

дефеминизации

значительно

сильнее,

чем

на

девочек

в

сторону

демаскулинизации;

(женственный

мальчик

вызывает

неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и

даже положительно).

Как родители реагируют на поставленные вопросы и как отвечают на

них? Большой процент опрошенных родителей (48%) смотрят на вопросы

доброжелательно и серьезно, определяя их как естественные и нормальные,

отзываются

с

пониманием,

желанием

и

готовностью

отвечать.

Совсем

небольшая

часть

(10%)

это

те

родители,

которые

оказываются

неподготовленными, поэтому вопросы их смущают.

Другая часть (30%) шокированы и считают, что вопросы трудные, не

подходящие

по

возрасту

ребенка,

и

они

не

могут

ответить

на

них.

Встречаются

и

такие

(12%),

которые

категоричны

в

своем

нежелании

разговаривать

с

детьми,

по

таким

проблемам

и

игнорируют

всякие

проявления детского любопытства.

8

Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что

знания

родителей

об

особенностях

воспитания

мальчиков

и

девочек

минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали

меня».

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-

разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,

по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Значит, проблема воспитания, и обучения ребенка в соответствии с его

полом

является

актуальной

задачей

педагогической

работы

с

детьми

дошкольного возраста.

В нашем дошкольном учреждении проблеме гендерной толерантности

отводится немаловажное место.

Одним

из

важных

звеньев

по

воспитанию

основ

гендерной

толерантности у старших дошкольников является взаимодействие педагогов

и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и

поведения

ребенка

трудно

переоценить.

Родители

являются

первыми

и

основными

воспитателями

детей,

и

невозможно

воспитать

гендерную

толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются

союзниками педагогов в решении этой проблемы. В основе взаимодействия

педагогов

и

родителей

лежат

принципы

взаимного

доверия

и

уважения,

взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к

другу.

Работа

воспитателей

с

родителями

по

формированию

гендерной

толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и

семейных взаимоотношений.

9

1.

Система работы по воспитанию гендерной толерантности в

едином пространстве детский сад – семья

При анализе полученных результатов и выявлении проблем перед собой

мы поставили следующие цели и задачи.

Цель работы: создание условий для воспитания гендерной толерантности

детей старшего дошкольного возраста в едином пространстве «Детский сад –

семья».

Задачи:

1. Организовать работу по созданию предметно – развивающего пространства

в группах, способствующего формированию гендерной толерантности

старших дошкольников.

2. Развивать гендерные представления и гендерно - толерантное поведение у

детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода в

организованной образовательной деятельности.

3. Повышать компетентность родителей в осуществлении воспитания

гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Для

того

чтобы

в

дошкольном

образовательном

учреждении

воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у

педагогов

ДОУ

должна

быть

сформирована

гендерная

компетентность,

которая

предполагает

овладение

ими

организационными,

психолого-

педагогическими

и

дидактическими

аспектами

руководства

детской

деятельностью с акцентом на гендерную толерантность.

Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в

детском саду условий для гендерной толерантности дошкольников.

Выстраивание

модели

образовательного

пространства

ведётся

по

4

направлениям:

формирование

у

педагогов

теоретических

знаний

о

различиях

мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

построение соответствующей развивающей среды;

построение модели педпроцесса;

10

пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и

привлечение их к участию в педпроцессе.

На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов

педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для

творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирали и

анализировали

теоретический

и

практический

материал

по

данной

теме.

Провели анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме

гендерно-толерантного

воспитания.

Изучали

психолого-педагогическую

литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного

возраста».

Расширили

представления

педагогов

о

современных

методах

работы по вопросам полоролевого воспитания. Был проведен тематический

педсовет

«Гендерный

подход

как

одно

из

условий

модернизации

современного дошкольного образования, определяемого ФГОС», где были

раскрыты следующие вопросы «Воспитание детей с учетом их гендерных

особенностей, организация предметно-игровой среды в группе на основе

гендерного

подхода»,

«Толерантная

среда

ДОУ»,

«Формы

и

содержание

взаимодействия

ДОУ

с

родителями

по

вопросам

гендерно-толерантного

воспитания детей». На заседаниях «круглого стола» обсудили ряд проблем:

«Особенности

гендерной

социализации

в

игровой

деятельно сти

дошкольников»,

«Игра

как

основной

вид

деятельности

в

формировании

гендерной толерантности дошкольников».

Реализацией

второго

направления

стало,

создание

соответствующей

развивающей среды.

Реализация ООП ДО детского сада 1 требует организации своеобразной

образовательной среды. Предметно-развивающую среду в группах создаём с

учётом

возрастных

возможностей

детей,

зарождающихся

половых

склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в

течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка,

источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-

развивающая

среда

не

только

обеспечивает

разные

виды

активности

11

дошкольников

(физической,

игровой,

умственной

и

т.п),

но

и

является

основой

для

самостоятельной

деятельности

с

учётом

гендерных

особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть

перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды, а так же

способствовать

формированию

основ

толерантного

отношения

к

представителям

своего

и

противоположного

пола.

Обогащать

знания

о

проявлении маскулинных и феминных качеств.

При реализации третьего направления нами была построена модель

педагогического процесса.

Модель педагогического процесса

1 Целевой блок

Цель:

всестороннее

развитие

ребенка,

повышение

уровня

половой

индентефикации

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Становление

социальных

ролей

без

нарушения

хода

становления

личности.

Развитие

гендерно-толерантных отношений.

Задачи

12

Организовать

предметно –

развивающее

пространство в

группах

Выявить

представления о

гендерной

толерантности у

детей старшего

дошкольного

возраста и

гендерно-

толерантном

поведении в

деятельности

Внедрить

интегрированн

ый подход в

воспитание

гендерной

толерантности у

старших

дошкольников

Привлечь

родителей в

процесс

гендерно-

толерантного

воспитания

Маленькие принцессы и их рыцари

Правила этикета

Ориентация на

культурные эталоны

мужского и женского

поведения

Поведение мальчиков и

девочек в обществе и

дома

Ознакомление с

лучшими чертами

поведения мужчин и

женщин

Дифференцированного

поведения в труде и

играх

Модель педпроцесса выстроена таким образом, что при обучении и

воспитании

мальчиков

и

девочек

в

разных

видах

деятельности

педагоги

используют

дифференцированный

подход:

помогают

в

усвоении

понятий

мужественности

и

женственности,

учат

детей

наполнять

их

конкретным

содержанием, отличать внешние признаки феминных и маскулинных качеств;

развивают

умение

соотносить

собственное

поведение

с

предложенными

образцами; формируют способности видеть красоту внешних и внутренних

проявлений

мужчины

и

женщины.

Наряду

с

этим,

учитывают

психологические особенности мальчиков и девочек. Умственные способности

детей

разного

пола

в

целом

равны.

Однако,

вследствие

разной

направленности

интересов

и

склонностей,

они

проявляются

по-разному.

Девочкам даются типовые и шаблонные задания, так как у них наблюдается

большая внушаемость и меньшая решительность в действиях; мальчикам –

ориентированные на поисковую деятельность, так как

у них отчетливо

выражена

склонность

к

преобразующей

и

конструктивной

деятельности.

Мальчики

больше

обращают

внимание

на

фактическую

сторону

дела,

девочки – на личностную.

Системная паутинка к модели «Маленькие принцессы и их рыцари»

13

Взаимодействие с родителями

создание сайта

детского учреждения;

культурно-досуговые

мероприятия;

родительские

собрания;

выпуск брошюр, газет;

конкурс семейных

талантов;

консультации с

презентациями;

выставки творческих

семейных работ;

конференции

.

Образовательная

деятельность в режимных

моментах

дидактические игры;

сюжетно-ролевые

игры;

свободная

деятельность детей;

прогулка;

культурно-досуговая

деятельность;

театрализованная

деятельность.

Организованная

образовательная деятельность

с учетом интеграции

образовательных областей

социально-

коммуникативное

развитие;

познавательное

развитие;

речевое развитие;

художественно-

эстетическое развитие;

физическое развитие.

2 Воспитательно – образовательный блок

Реализация

четвертого

направления

осуществляется

в

пропаганде

педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к

участию в педпроцессе.

Работа с родителями носит информационно – практический характер.

Для

полноценного

воспитания

ребёнка

важно,

чтобы

родители

были

грамотными

в

вопросе

гендерно-толерантного

воспитания

детей.

С

этой

целью нами проводятся различные формы работы с родителями:

проведение индивидуальных бесед;

подготовка и проведение консультаций с презентациями «Человек

растет и изменяется», «Профессиям посвящается»;

проведение родительских собраний «Мое Я», «Кто я в семье

сейчас

и

кем

буду?»,

«Мужественность

-

мальчишек,

женственность - девчонок»;

оформление наглядной информации в виде буклетов, памяток по

таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному,

воспитывать по-разному», «Мир движений мальчиков и девочек»

«Как, и во что играют мальчики и девочки» и др.

создание семейных проектов «Птица семейного счастья».

Стало

традицией

во

всех

группах

оформлять

фотогазеты

«Мама

с

дочкой,

папа

с

сыном

вместе

смотримся

красиво!»,

«Я

и

моя

мама»,

«Лучшая в мире семья – моя!», «Играют - мальчики, играют – девочки»,

«Один день из жизни группы».

Большое

внимание

уделяется

проведению

выставок

творческих

семейных работ среди родителей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»,

«Неделя добрых дел в семье».

14

«Дорога радости» детско-родительский клуб выходного дня

Туристические походы «Там, на неведомых дорожках»

Совместное посещение кинотеатра

Встречи в кафе «Кошкин дом»

Чаепитие

в детском саду

Тематические заседания клуба

Праздники, досуги, развлечения

Совместно

с

родителями

в

ДОУ

проводятся

культурно-досуговые

мероприятия: «День влюбленных», «Шоу всемогущих пап», «День матери»,

«На поиски сокровищ», «Вперёд, мальчишки», «Бенефис девочек», конкурс

семейных талантов «Минута славы», спортивные праздники.

В интернет-пространстве создан сайт нашего дошкольного учреждения,

где

открыта

страничка

для

родителей.

На

ней

родители

обмениваются

опытом семейного воспитания, узнают о мероприятиях, проводимых в ДОУ.

В нашем ДОУ сложилась своя система взаимодействия с родителями

воспитанников,

на

основе

которой

был

создан

детско-родительский

клуб

выходного дня «Дорога радости».

Системная паутинка к модели «Дорога радости»

Все

совместные

мероприятия

проводятся

в

тесном

сотрудничестве

педагогов

ДОУ

и

родителей

воспитанников,

а

интеграция

позволяет

объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и

взаимопроникновение их в деятельность друг друга.

15

После

проведенной

работы

сравнительный

анализ

показал

положительную

динамику

уровня

сформированности

гендерной

толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ динамики изменений результатов поведенческого компонента

свидетельствует

о

том,

что

значительно

увеличилось

количество

детей

находящихся

на

высоком

уровне

(67%).

Их

поведение

по

отношению

к

сверстникам

противоположного

пола

стало

более

конструктивным:

дети

устанавливают друг с другом эмоционально-положительные отношения, сами

предлагают

помощь,

оказывают

поддержку.

Увеличилось

количество

инициативных высказываний, эмоциональных и речевых реакций по поводу

взаимодействия, договариваясь друг с другом о распределении обязанностей,

дошкольники все чаще учитывали индивидуальные особенности друг друга.

У

всех

детей,

не

смотря

на

направленность

их

поведения

и

стиль

взаимодействия, увеличился интерес и усилилась потребность в общении со

сверстниками

противоположного

пола,

снизилось

количество

негативных

реакции и замечаний, высказываемых в адрес сверстника.

Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что

знания

родителей

об

особенностях

воспитания

гендерной

толерантности

мальчиков и девочек значительно возросли и изменилось отношение к данной

проблеме.

Заключение

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих

воспитанию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста,

принесла

положительные

результаты.

Повысился

уровень

психолого-

педагогической

компетентности

воспитателей

и

вырос

их

творческий

16

потенциал.

Расширился

кругозор

детей,

увеличился

объем

знаний

о

содержании

социальных

ролей

мужчины

и

женщины.

Выросла

культура

поведения

и

общения

детей,

мальчики

стали

более

внимательными

по

отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к

мальчикам. Родители воспитанников, участники клуба, приобрели знания об

особенностях воспитания детей разного пола.

Эффективность

данной

работы

практически

доказана.

С

одной

стороны, родители – участники клуба, могут видеть своего ребенка в новой

обстановке, сравнить с другими детьми, объективно оценить его слабые и

сильные

стороны,

помочь

детям

в

налаживании

контактов;

с

другой

атмосфера семьи создает у ребенка ощущение принятия его как личности,

самоценности

его

существования,

искренней

заинтересованности

в

нем

родителей, дает эмоциональную защищенность и уверенность в себе.

Перспектива дальнейшей деятельности по данной проблеме состоит в

расширении и углублении

наработанного опыта нашего педагогического

коллектива

по

воспитанию

гендерной

толерантности

у

старших

дошкольников в едином пространстве детский сад – семья.

Список литературы

1.

Вовк

Л.А.

Толерантность

как

способность

понять

и

принять

другого

[Текст]/ Л.А. Вовк Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. -

С. 51-52.

2. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу

о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности [Текст]/ Л. Воронова

Библиотека в школе. -2002. -№3. - С. 10.

17

3. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? ". [Текст]/ Л. Гатагова

История "Первое сентября - 2002. –№33. - С. 29; №34. - С. 24.

4.

Гельдыев

Р.

Национальная

группировка

как

негативный,

но

преодолеваемый

фактор

в

учебно-воспитательном

процессе:

Урок

толерантности Школьный психолог. ".[Текст]/ Р. Гельдыев -2001. –№40. - С.

5.

Декларация

принципов

толерантности:

Утверждена

резолюцией

5.

61

Генеральной

конференцией

ЮНЕСКО

от

16

ноября

1995

г.

[Текст]/

Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -

С. 6.

6.

Демиденко

М.,

Кулькова

О.

Воспитываем

терпимость

[Текст]/

М.

Демиденко. О. Кулькова . Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.

7.

Лекторский

В.А.

О

толерантности,

плюрализме

и

критицизме

В.Лекторский Вопросы философии. ".[Текст]/ В. Лекторский – 1997. – № 11.

8.

Мириманова

М.

Толерантность

как

проблема

воспитания.

Развитие

личности. ".[Текст]/ М. Мириманова -2002. -№2. -С. 104.

9.

О

социализации

дошкольников:

у

нас

в

гостях

кафедра

дошкольной

педагогики Магнитогорск. гос. ун-та ".[Текст]/ Дошк. воспитание. - 2006. - №

4. - С. 98-103.

10. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников Дошкольное

воспитание. ".[Текст]/ М. Орлова - 2003. -№11. -С. 51.

11.

Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.

[Текст]/ Л.И. Семина

Семья и школа. 2001 №№11-12

12. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001

№9, 2002 №1, 2002 №9

13. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

18



В раздел образования