Автор: Еселевич Ольга Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных на конце слова.
Раздел: начальное образование
Конспект урока
ФИО учителя: Еселевич Ольга Ильинична
Предмет: русский язык
Класс: 2 класс
Тема урока: «Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение
согласных парных по звонкости-глухости на конце слова».
Цель: Закрепить умение определять слабые и сильные позиции согласных
звуков.
Задачи:
1.Учиться проверять парный согласный на конце слова.
2.
Развивать речь учащихся.
3.Формировать коммуникативные УУД.
Тип урока: комбинированный.
Ресурсное
обеспечение:
раздаточный
материал,
карточки
с
заданиями,
звуковые модели, «Рабочая тетрадь по русскому языку №2».
УМК: Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко
"Русский язык".
Дополнительная
литература:
Н.М.Бетенькова,
Д.С.Фонин
"Игры
и
занимательные упражнения на уроках русского языка",
Шанский Н.М.,
Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка.
План урока (с указанием времени):
1.
Организационный момент (1мин.).
2.
Повторение пройденного (10 мин.).
3.
Усвоение новых знаний (8 мин.).
4.
Закрепление знаний (9 мин.).
5.
Контроль и самопроверка (7 мин.).
6.
Подведение итогов (3 мин.).
7.
Домашнее задание (2 мин.).
Предполагаемые результаты.
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств.
Предметные:
овладение учебными действиями с языковыми единицами;
умение использовать их для решения познавательных задач.
Время урока: 40 минут.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1.
Приветствие.
Определение
т е м ы
и
ц е л и
урока.
Здравствуйте,
поздоровайтесь с
гостями.
Мы продолжаем
работу по теме
«Сильные и слабые
позиции согласных
звуков».
2.
Отгадайте
метаграмму.
Когда я с д – расту в
саду.
Дети отгадывают.
Плот, плод.
Записывают
Исследовател
ьские
(изучение
проблемы,
Когда я с т – плыву в
пруду.
Запишите
транскрипцию.
Что заметили?
Почему по
произношению
[плот] нельзя точно
узнать слово?
На конце слова
происходит
оглушение.
Запишите слово
плот (лексическое
значение),
проверьте по
сильной позиции.
Плот – скреплённые
в несколько рядов
брёвна для сплава
леса или переправы
по воде.
Плод – часть
растения,
развивающаяся из
завязи цветка и
содержащая
семена.
Как называют
слова, которые
транскрипцию.
Отвечают на
вопросы.
Звучат одинаково, а
значение разное.
Последние звуки
совпадают:
работает только
один звук из пары.
Позиция слабая.
В тетради запись:
плот – плоты, плод –
плоды.
Омонимы.
поиски
путей
её решения0
звучат одинаково, а
значение разное?
Омонимы. Слово
омонимы
заимствовано из
французского
языка. Буквально
«одноимённый»,
имеется в виду
одинаковое
звучание слов,
обозначающих
разные явления и
предметы(10 мин.).
3.
.Откройте
«Рабочую тетрадь
по русскому языку»
с.21 №38
Я читаю, вы
слушаете и
определяете
уровень сложности
задания.
Правильный ответ
б).
Звук [р] –
сонорный, не имеет
пары по звонкости-
Дети
определяют
уровень
сложности
задания.
Дети выполняют
задание в парах.
Отвечают на
вопросы. Выбирают
ответ, объясняют.
Рефлексивные
Коммуникати
вные
(умение
вести диалог)
4.
глухости, поэтому
всегда в сильной
позиции. Мягкость
на письме
обозначает мягкий
знак.
Читайте второе
задание. С кем
будете работать?
Проверка (я читаю:
дети реагируют
либо хлопками,
либо встают на
ноги).
Кто выбрал ответ:
А), б), в), г), свой
ответ.
Объясните.
Звук [п] – мягкий,
глухой, парный и на
письме его
обозначают либо бь,
пь, т.к.позиция
слабая (8 мин.).
Приведите
примеры слов:
цепь, голубь, сыпь,
прорубь.
. Выберете одного
человека из группы.
Проверяют.
Приводят примеры.
Выбирают.
Пары подходят к
доске, получают
Рефлексивные
(оценка своей
деятельности)
Познавательн
ые.
Личностные.
Кого выбрали,
встаньте на ноги,
глазами
договоритесь с кем
одним, будете
работать в паре.
Остальные
внимание на схему.
Показать на
пальчиках: кол-во
звуков, кол-во
звуков в сильной
позиции, в слабой
позиции.
Следующую работу
выполняете в
группах: «Р.т.», с.20
№33.
Сначала прочитайте
задание. Какие
знания понадобятся
для его
выполнения?
2-3 минуты на
выполнение
работы.
Проверка: одна гр.
читает, другая
объясняет.
Сток – стог,
омонимы. 8 минут.
задание.
Дети считают и
показывают кол-во
звуков.
Читают задание.
Отвечают на
вопросы.
Объясняют ход
мыслей другой
группы.
Коммуникати
вные.
Рефлексивные
Сток – вода стекает
вниз; место или
приспособление, по
которому стекает
жидкость; сама
стёкшая жидкость.
Стог – большая
высокая и округлая
куча плотно
уложенного сена,
соломы.
Задания у доски.
Прочитай в
обратном порядке
звуки, из которых
состоят такие слова:
Туз, пол, парк
(слова из
магнитных букв;
картинку краба).
Проверка: читают
задание, дети
проверяют с места.
3 минуты.
Вывод: слабая
позиция согласных
на конце слова;
сильная позиция
перед гласными.
5.
Ребята в другом
классе определяли
слабые позиции
согласных звуков в
следующих словах:
[скаска] [рэткий]
[громкий] [лофкий].
Дети
высказывают
предположения.
Исследовател
ьские
Мнения
разделились: одни
не нашли, т.к. слова
заканчиваются на
сонорный или
гласный; другие
считают, что
происходит
оглушение. А как
думаете вы?
Это задачи, которые
мы будем решать
на следующих
уроках.
. Викторина по
группам.
У вас на партах
цифры 1и2. Вы
слушаете задание,
обсуждаете и
выбираете номер
правильного
ответа.
1.[ а,о,у,э,и,ы]
1) Это гласные
буквы.
2) Это гласные
звуки.
2. Е,ё,ю,я.
1) Это гласные
буквы.
2) Это гласные
звуки.
3. Шарик и шарик
1)Звуки в этих
словах одинаковые.
2) Буквы в этих
словах одинаковые.
4.Жар и жарь
1) Согласные звуки
на конце этих слов
одинаковые.
2) Согласные звуки
на конце этих слов
разные.
5.Лук и луг
1) Согласные звуки
на конце этих слов
одинаковые.
2) Согласные звуки
на конце этих слов
разные.
6.Жир и пир
1) Гласные звуки в
этих слов
одинаковые.
2) Гласные звуки в
этих слов разные.
6.Итог
Кто помог в
изучении нового?
С каким
интересным
заданием
познакомите
родителей?
Регулятивные
Ход урока
1.
Приветствие. Определение темы и цели урока.
Здравствуйте, поздоровайтесь с гостями.
Мы продолжаем работу по теме «Сильные и слабые позиции согласных
звуков».
2.
Отгадайте метаграмму.
Когда я с д – расту в саду.
Когда я с т – плыву в пруду.
Плот, плод.
Запишите транскрипцию.
Что заметили?
Звучат одинаково, а значение разное.
Почему по произношению [плот] нельзя точно узнать слово?
Последние звуки совпадают: работает только один звук из пары. Позиция
слабая.
На конце слова происходит оглушение.
Запишите слово плот (лексическое значение), проверьте по сильной позиции.
В тетради запись: плот – плоты, плод – плоды
Плот – скреплённые в несколько рядов брёвна для сплава леса или
переправы по воде.
Плод – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая
семена.
Как называют слова, которые звучат одинаково, а значение разное?
Омонимы. Слово омонимы заимствовано из французского языка.
Буквально «одноимённый», имеется в виду одинаковое звучание слов,
обозначающих разные явления и предметы(10 мин.).
3.Откройте «Рабочую тетрадь по русскому языку» с.21 №38
Я читаю, вы слушаете и определяете уровень сложности задания.
Дети выполняют задание в парах.
Правильный ответ б).
Звук [р] – сонорный, не имеет пары по звонкости-глухости, поэтому всегда в
сильной позиции. Мягкость на письме обозначает мягкий знак.
Читайте второе задание. С кем будете работать?
Проверка (я читаю: дети реагируют либо хлопками, либо встают на ноги).
Кто выбрал ответ:
А), б), в), г), свой ответ.
Объясните.
Звук [п] – мягкий, глухой, парный и на письме его обозначают либо бь, пь,
т.к.позиция слабая (8 мин.). Приведите примеры слов: цепь, голубь, сыпь,
прорубь.
4. Выберете одного человека из группы. Кого выбрали, встаньте на ноги,
глазами договоритесь с кем одним будете работать в паре. Пары подходят к
доске, получают задание.
Остальные внимание на схему.
Показать на пальчиках: кол-во звуков, кол-во звуков в сильной позиции, в
слабой позиции.
Молодцы.
Следующую работу выполняете в группах: «Р.т.», с.20 №33.
Сначала прочитайте задание. Какие знания понадобятся для его
выполнения?
2-3 минуты на выполнение работы.
Проверка: одна гр. читает, другая объясняет.
Сток – стог, омонимы. 8 минут.
Сток – вода стекает вниз; место или приспособление, по которому стекает
жидкость; сама стёкшая жидкость.
Стог – большая высокая и округлая куча плотно уложенного сена, соломы.
Задания у доски.
Прочитай в обратном порядке звуки, из которых состоят такие слова:
Туз, пол, парк (слова из магнитных букв; картинку краба).
Проверка: читают задание, дети проверяют с места. 3 минуты.
Вывод: слабая позиция согласных на конце слова; сильная позиция перед
гласными.
5.Ребята в другом классе определяли слабые позиции согласных звуков в
следующих словах: [скаска] [рэткий] [громкий] [лофкий].
Мнения разделились: одни не нашли, т.к. слова заканчиваются на сонорный
или гласный; другие считают, что происходит оглушение. А как думаете вы?
Это задачи, которые мы будем решать на следующих уроках.
. Викторина по группам.
У вас на партах цифры 1и2. Вы слушаете задание, обсуждаете и выбираете
номер правильного ответа.
1.[ а,о,у,э,и,ы]
1) Это гласные буквы.
2) Это гласные звуки.
2. Е,ё,ю,я.
1) Это гласные буквы.
2) Это гласные звуки.
3. Шарик и шарик
1)Звуки в этих словах одинаковые.
2) Буквы в этих словах одинаковые.
4.Жар и жарь
1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.
2) Согласные звуки на конце этих слов разные.
5.Лук и луг
1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.
2) Согласные звуки на конце этих слов разные.
6.Жир и пир
1) Гласные звуки в этих слов одинаковые.
2) Гласные звуки в этих слов разные.
6. Итог
Кто помог в изучении нового?
С каким интересным заданием познакомите родителей?