Автор: Рядская Антонина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: СТ Крыловская Ленинградского р-на Краснодарского края
Наименование материала: урок русского языка в 6 классе
Тема: "Вопросительные местоимения"
Раздел: полное образование
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: « Вопросительные местоимения»
Цели урока: сформировать понятие о вопросительных местоимениях, об особенностях их
лексико-грамматического значения;
повысить
мотивацию
учащихся
к
учебной
деятельности
через
использование
ИКТ;
развивать
познавательную активность учащихся.
Знать: вопросительные местоимения, их значение в речи.
Уметь:
употреблять
в
речи
вопросительные
местоимения
с
учётом
особенностей
их
склонения;
интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.
Ход урока.
I.
Ввод в урок.
Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить очередное путешествие в мир русского
языка. Это будет путешествие на планету с интригующим названием Морфология. Сегодня у нас
появилась
возможность
побывать
в
одном
из
штатов
этой
планеты.
Штат
этот
называется
Местоимение. Что же такое «штат»?
Слайд №1
Штат
—
самоуправляющаяся
административно-территориальная
единица
в
ряде
государств (США, Мексике, Бразилии, Индии).
II.
Проверка домашнего задания.
На борту нашего корабля - техники, бортинженеры, командиры подразделений и , конечно же,
капитан.
А путеводной звездой в этом путешествии будут ваши знания, полученные на уроках по теме
«Местоимение». Объявляю проверку готовности к полёту. Внимание! Члены экипажей должны
определить, какие слова на кластере не относятся к теме «Местоимение».
Слайд №2
Указывает,
изменяется,
предмет,
действие,
называет,
количество,
притяжательные,
склонение, определение, указательные, время, личные, вид, подлежащее, себя, обстоятельство, у
него.
Составьте (устно) предложения, используя оставшиеся слова, чтобы получился текст.
(Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не
называет их.
Местоимения изменяются по падежам, а есть такие, которые изменяются ещё и по родам и
числам.
По значению и грамматическим признакам местоимения бывают личными,
указательными, определительными, притяжательными и т.д.
При склонении личных местоимений изменяется всё слово.
После предлогов у местоимений 3 лицо появляется Н.
Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и
определениями.)
III.
Освоение нового материала.
1.
Сообщение темы урока.
Я думаю, команда готова к полёту. Желаю вам увлекательного и полезного путешествия. Начинаю
предстартовый отсчёт: пять, четыре, три, два, один, старт.
Чтобы полёт прошёл успешно, проверим, действие бортовых приборов, проведём небольшое
исследование и откроем в известных нам словах неизвестные стороны. Готовы? Тогда начнём.
Слайд №3
Вы, конечно, знаете, на какие вопросы отвечают
-
имена существительные?
(Кто? Что?)
-
имена прилагательные?
(Какой? Чей? Каков?)
-
имена числительные?
(Сколько? Который?)
Как вы думаете, зачем мы вспомнили вопросы, на которые отвечают самостоятельные части
речи? О чём пойдёт речь на уроке?
Итак, вы правы: тема нашего путешествия «Вопросительные местоимения.»
Откройте свои бортовые журналы и запишите в них число и тему урока.
2.
Изложение нового материала.
Чтобы не сбиться с курса, проведём сеанс связи со штатом Местоимение и выясним, что...
• Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса. Стоят они в начале предложения и
указывают на то, что предложение по цели высказывания вопросительное, произносятся с особой,
вопросительной интонацией.
Слайд № 4
-
Куда бежишь, тропинка узкая?
-
Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?
•
Отметим это в бортовых журналах. Работаем в микрогруппах.
Составьте предложение с вопросительными местоимениями.
1 гр. - на любую тему.
2 гр. — на тему «Местоимение как часть речи».
•
Вопросительные
местоимения
изменяются по
падежам.
И
склоняются
они
как
имя
существительное, имя прилагательное и как имя числительное.
Слайд № 5
Склоняются как
Пример местоимения
имя существительное
кто? что?
имя прилагательное
какой? чей? который?
имя числительное
сколько?
• Добавим: вопросительное местоимение, указывающее на признак, изменяются по родам и
числам.
•
Вопросительные местоимения кто? и что? не изменяются по родам и числам.
•
Но что это? Тревога! Приборы показывают, что есть вопросительное местоимение, которое не
склоняется! Срочно найдите его! (Каков?)
•
Проверим показания приборов: нет ли каких сбоев в работе?
•
Обратите внимание на то, что ударение в местоимении сколько всегда падает на первый слог.
Это местоимение в им.п. требует постановки существительного в форме р.п. мн.ч.
Мн.ч сущ. сохраняется в косвенных падежах.
3.
Работа с учебником.
Проверим
документацию.
Откройте
учебники
на
стр.
171.
Соотнесите
сообщения
со
штата
Местоимение с тем, что дано в учебнике. Какие несоответствия вы заметили?
4.
Закрепление навыков склонения вопросительных местоимений.
При склонении в некоторых вопросительных местоимениях появляется
Слайд № 6
И.п.
Р.п.
кто?
кого?
какой?
какого?
которые?
которых?
сколько
(книг)
?
скольких
(книг) ?
Д-П.
кому?
какому?
которым?
скольким (книгам) ?
В.п.
кого?
какого?
которых?
сколько (книг) 7
Т.п.
кем?
каким?
которыми?
сколькими (книгами) ?
П.п.
о ком?
о каком?
о которых?
о скольких (книгах) 7
разделительный Ь. Давайте выясним, какие это местоимения. Найдите в учебнике задание под
звёздочкой, выполните его.
Слайд № 7
И.п. птичий (крик)
чей (дом)
Р.п. птичъ.. (крика)
чъ.. (дома)
д.п. птичъ.. (крику)
чъ.. (дому)
В.п. птич.. крик)
ч.. (дом)
Т.п. птичъ.. (криком)
чъ.. (домом)
П.п. о птичъ.. (крике)
о чъ.. (доме
5.
Зарядка.
Свет на корабле искусственный, у команды глаза устали. Отдохнём.
А теперь вспомним нашу родную планету Земля. Закроем глаза, вспомним о чём-нибудь приятном.
Проследим одними глазами за звездой.
6.
Таможенный контроль. Синтаксическая роль вопросительных местоимений.
Нам сообщают, что в предложении вопросительные местоимения могут быть подлежащим,
дополнением, определением. Местоимение сколько является тем же членом предложения, что и
существительное, с которым оно связано. Упр. 407.
7. Культура речи.
Опять
наши
приборы
уловили
сигнал
опасности.
Какие-то
частицы
несутся
прямо
на
н аш
космический корабль! Это же метеоритная атака, которую нам необходимо отбить. Речевые ошибки
преследуют нас. Поговорим о культуре речи.
Слайд №11
1.
Запомни!
-
Который час? Сколько времени?
-
В котором часу у вас встреча? В каком часу у вас встреча?
-
В каком году ты родился? В котором году ты родился?
-
Что ты делаешь? Чего ты делаешь?
-
Каковы твои планы? Какие твои планы?
•
Кубанцы тоже допускают диалектные ошибки в употреблении
вопросительных местоимений. Кто знает диалектное звучание этих слов?
•
Подбери синонимы к диалектным словам: шо? чий? якый? хто? чия?
(что? чей? какой? кто? чья?)
Слайд № 12
шо? - что?
чий? - чей?
якый? - какой?
хто? - кто?
чия? - чья?
III. Обобщение изученного.
1.
Молодцы! Метеоритная атака отбита. Теперь мы смело можем приземлиться и пройтись по
планете Местоимение.
Слайд №13
Укажите неверное утверждение
1.
Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и стоят в начале
предложения.
2.
Все вопросительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам.
3.
Вопросительные местоимения чей? чья? чьё? В косвенных падежах пишутся с ь.
4.
Вопросительное местоимение сколько имеет постоянное ударение, которое падает на
первый слог.
В каком предложении есть вопросительное местоимение?
1.
Вы слышали, что наши футболисты заняли первое место?
2.
Я не знаю, кто выступит за честь класса на соревнованиях.
3.
Кто рисует лучше всех у вас в классе?
4.
Тех, кто любит Родину, зовут патриотами.
Укажите, в каком ряду все вопросительные местоимения не склоняются:
1.
кто? чего? каков? сколько?
2.
чей? кем? который? какова?
3.
каков? какова? каково? каковы?
4.
что? кто? какой? сколько?
IV. Стадия рефлексии.
Мы покидаем штат Местоимение, но наши путешествия сюда не заканчиваются, поэтому мы
не прощаемся с ней, говорим лишь «до скорой встречи».
Слайд №14
Продолжи предложение:
-
Я сегодня на уроке открыл для себя...
-
Я удовлетворён своей работой, потому что...
-
Мне хотелось бы...
Посадка
совершена.
Полёт
прошёл
нормально.
Экипаж
благодарю
за
хороший
полёт,
организованность, дисциплину в полёте. Спасибо всем! Вы, конечно, понимаете, что это была
игра. Но именно в игре мы повторили то, о чём говорили на уроках о местоимении, усвоили
новое: вопросительные местоимения, их значение в речи, особенности их склонения.
V. Домашнее задание.
А теперь запишите задание на дом. Этот полёт у нас не последний, и нужно готовиться к
будущим путешествиям.
Слайд № 15 Стр. 171. У пр. 409:
1
гр. - 1-е задание;
2
гр. —1 и 2-е задание.
Слайд №16 Спасибо за урок!