Напоминание

"Вопросительные местоимения"


Автор: Рядская Антонина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: СТ Крыловская Ленинградского р-на Краснодарского края
Наименование материала: урок русского языка в 6 классе
Тема: "Вопросительные местоимения"
Раздел: полное образование





Назад




Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: « Вопросительные местоимения»

Цели урока: сформировать понятие о вопросительных местоимениях, об особенностях их

лексико-грамматического значения;

повысить

мотивацию

учащихся

к

учебной

деятельности

через

использование

ИКТ;

развивать

познавательную активность учащихся.

Знать: вопросительные местоимения, их значение в речи.

Уметь:

употреблять

в

речи

вопросительные

местоимения

с

учётом

особенностей

их

склонения;

интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.

Ход урока.

I.

Ввод в урок.

Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить очередное путешествие в мир русского

языка. Это будет путешествие на планету с интригующим названием Морфология. Сегодня у нас

появилась

возможность

побывать

в

одном

из

штатов

этой

планеты.

Штат

этот

называется

Местоимение. Что же такое «штат»?

Слайд №1

Штат

самоуправляющаяся

административно-территориальная

единица

в

ряде

государств (США, Мексике, Бразилии, Индии).

II.

Проверка домашнего задания.

На борту нашего корабля - техники, бортинженеры, командиры подразделений и , конечно же,

капитан.

А путеводной звездой в этом путешествии будут ваши знания, полученные на уроках по теме

«Местоимение». Объявляю проверку готовности к полёту. Внимание! Члены экипажей должны

определить, какие слова на кластере не относятся к теме «Местоимение».

Слайд №2

Указывает,

изменяется,

предмет,

действие,

называет,

количество,

притяжательные,

склонение, определение, указательные, время, личные, вид, подлежащее, себя, обстоятельство, у

него.

Составьте (устно) предложения, используя оставшиеся слова, чтобы получился текст.

(Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не

называет их.

Местоимения изменяются по падежам, а есть такие, которые изменяются ещё и по родам и

числам.

По значению и грамматическим признакам местоимения бывают личными,

указательными, определительными, притяжательными и т.д.

При склонении личных местоимений изменяется всё слово.

После предлогов у местоимений 3 лицо появляется Н.

Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и

определениями.)

III.

Освоение нового материала.

1.

Сообщение темы урока.

Я думаю, команда готова к полёту. Желаю вам увлекательного и полезного путешествия. Начинаю

предстартовый отсчёт: пять, четыре, три, два, один, старт.

Чтобы полёт прошёл успешно, проверим, действие бортовых приборов, проведём небольшое

исследование и откроем в известных нам словах неизвестные стороны. Готовы? Тогда начнём.

Слайд №3

Вы, конечно, знаете, на какие вопросы отвечают

-

имена существительные?

(Кто? Что?)

-

имена прилагательные?

(Какой? Чей? Каков?)

-

имена числительные?

(Сколько? Который?)

Как вы думаете, зачем мы вспомнили вопросы, на которые отвечают самостоятельные части

речи? О чём пойдёт речь на уроке?

Итак, вы правы: тема нашего путешествия «Вопросительные местоимения.»

Откройте свои бортовые журналы и запишите в них число и тему урока.

2.

Изложение нового материала.

Чтобы не сбиться с курса, проведём сеанс связи со штатом Местоимение и выясним, что...

• Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса. Стоят они в начале предложения и

указывают на то, что предложение по цели высказывания вопросительное, произносятся с особой,

вопросительной интонацией.

Слайд № 4

-

Куда бежишь, тропинка узкая?

-

Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

Отметим это в бортовых журналах. Работаем в микрогруппах.

Составьте предложение с вопросительными местоимениями.

1 гр. - на любую тему.

2 гр. — на тему «Местоимение как часть речи».

Вопросительные

местоимения

изменяются по

падежам.

И

склоняются

они

как

имя

существительное, имя прилагательное и как имя числительное.

Слайд № 5

Склоняются как

Пример местоимения

имя существительное

кто? что?

имя прилагательное

какой? чей? который?

имя числительное

сколько?

• Добавим: вопросительное местоимение, указывающее на признак, изменяются по родам и

числам.

Вопросительные местоимения кто? и что? не изменяются по родам и числам.

Но что это? Тревога! Приборы показывают, что есть вопросительное местоимение, которое не

склоняется! Срочно найдите его! (Каков?)

Проверим показания приборов: нет ли каких сбоев в работе?

Обратите внимание на то, что ударение в местоимении сколько всегда падает на первый слог.

Это местоимение в им.п. требует постановки существительного в форме р.п. мн.ч.

Мн.ч сущ. сохраняется в косвенных падежах.

3.

Работа с учебником.

Проверим

документацию.

Откройте

учебники

на

стр.

171.

Соотнесите

сообщения

со

штата

Местоимение с тем, что дано в учебнике. Какие несоответствия вы заметили?

4.

Закрепление навыков склонения вопросительных местоимений.

При склонении в некоторых вопросительных местоимениях появляется

Слайд № 6

И.п.

Р.п.

кто?

кого?

какой?

какого?

которые?

которых?

сколько

(книг)

?

скольких

(книг) ?

Д-П.

кому?

какому?

которым?

скольким (книгам) ?

В.п.

кого?

какого?

которых?

сколько (книг) 7

Т.п.

кем?

каким?

которыми?

сколькими (книгами) ?

П.п.

о ком?

о каком?

о которых?

о скольких (книгах) 7

разделительный Ь. Давайте выясним, какие это местоимения. Найдите в учебнике задание под

звёздочкой, выполните его.

Слайд № 7

И.п. птичий (крик)

чей (дом)

Р.п. птичъ.. (крика)

чъ.. (дома)

д.п. птичъ.. (крику)

чъ.. (дому)

В.п. птич.. крик)

ч.. (дом)

Т.п. птичъ.. (криком)

чъ.. (домом)

П.п. о птичъ.. (крике)

о чъ.. (доме

5.

Зарядка.

Свет на корабле искусственный, у команды глаза устали. Отдохнём.

А теперь вспомним нашу родную планету Земля. Закроем глаза, вспомним о чём-нибудь приятном.

Проследим одними глазами за звездой.

6.

Таможенный контроль. Синтаксическая роль вопросительных местоимений.

Нам сообщают, что в предложении вопросительные местоимения могут быть подлежащим,

дополнением, определением. Местоимение сколько является тем же членом предложения, что и

существительное, с которым оно связано. Упр. 407.

7. Культура речи.

Опять

наши

приборы

уловили

сигнал

опасности.

Какие-то

частицы

несутся

прямо

на

н аш

космический корабль! Это же метеоритная атака, которую нам необходимо отбить. Речевые ошибки

преследуют нас. Поговорим о культуре речи.

Слайд №11

1.

Запомни!

-

Который час? Сколько времени?

-

В котором часу у вас встреча? В каком часу у вас встреча?

-

В каком году ты родился? В котором году ты родился?

-

Что ты делаешь? Чего ты делаешь?

-

Каковы твои планы? Какие твои планы?

Кубанцы тоже допускают диалектные ошибки в употреблении

вопросительных местоимений. Кто знает диалектное звучание этих слов?

Подбери синонимы к диалектным словам: шо? чий? якый? хто? чия?

(что? чей? какой? кто? чья?)

Слайд № 12

шо? - что?

чий? - чей?

якый? - какой?

хто? - кто?

чия? - чья?

III. Обобщение изученного.

1.

Молодцы! Метеоритная атака отбита. Теперь мы смело можем приземлиться и пройтись по

планете Местоимение.

Слайд №13

Укажите неверное утверждение

1.

Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и стоят в начале

предложения.

2.

Все вопросительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

3.

Вопросительные местоимения чей? чья? чьё? В косвенных падежах пишутся с ь.

4.

Вопросительное местоимение сколько имеет постоянное ударение, которое падает на

первый слог.

В каком предложении есть вопросительное местоимение?

1.

Вы слышали, что наши футболисты заняли первое место?

2.

Я не знаю, кто выступит за честь класса на соревнованиях.

3.

Кто рисует лучше всех у вас в классе?

4.

Тех, кто любит Родину, зовут патриотами.

Укажите, в каком ряду все вопросительные местоимения не склоняются:

1.

кто? чего? каков? сколько?

2.

чей? кем? который? какова?

3.

каков? какова? каково? каковы?

4.

что? кто? какой? сколько?

IV. Стадия рефлексии.

Мы покидаем штат Местоимение, но наши путешествия сюда не заканчиваются, поэтому мы

не прощаемся с ней, говорим лишь «до скорой встречи».

Слайд №14

Продолжи предложение:

-

Я сегодня на уроке открыл для себя...

-

Я удовлетворён своей работой, потому что...

-

Мне хотелось бы...

Посадка

совершена.

Полёт

прошёл

нормально.

Экипаж

благодарю

за

хороший

полёт,

организованность, дисциплину в полёте. Спасибо всем! Вы, конечно, понимаете, что это была

игра. Но именно в игре мы повторили то, о чём говорили на уроках о местоимении, усвоили

новое: вопросительные местоимения, их значение в речи, особенности их склонения.

V. Домашнее задание.

А теперь запишите задание на дом. Этот полёт у нас не последний, и нужно готовиться к

будущим путешествиям.

Слайд № 15 Стр. 171. У пр. 409:

1

гр. - 1-е задание;

2

гр. —1 и 2-е задание.

Слайд №16 Спасибо за урок!



В раздел образования