Напоминание

"Сценарий литературно-воспитательного мероприятия "Прохоровское поле"


Автор: Павлевич Нелли Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сценарий литературно-воспитательного мероприятия "Прохоровское поле"
Раздел: полное образование





Назад





Сценарий литературно-воспитательного мероприятия

«Прохоровское поле» (9-11 класс)

Цели литературно-воспитательного мероприятия:
-совершенствование духовно – нравственного и патриотического развития обучающихся в рамках проекта «Три ратных поля России»; -сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, ее славное боевое прошлое; -воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, памятникам войны, сострадания и сочувствия к погибшим в Прохоровском сражении; -развитие познавательной активности учащихся в изучении исторических событий в России.
Ход мероприятия:
(в композиции принимают участие: 2 ведущих, старшеклассники в форме лейтенанта, танкиста, летчика, военной медицинской сестры, ученица в образе матери. Действие на сцене происходит на фоне тематической презентации «Прохоровское сражение» и сопровождается указанными песнями).
I. Звучит песня «Поле, русское поле…»

Ведущий 1
. Есть в списке Славы у народа Поля, позвавшие к себе, К защите Чести и Свободы, К патриотической борьбе.
Ведущий 2
. И пусть звучит уроком в школе, Той искрой, найденной в золе, Рассказ о Прохоровском поле, На нашей северной земле.
Звучит песня «Я сегодня до зари встану…»

II. Лейтенант (пишет письмо).
Добрый день, мои дорогие... С 1 августа 1943 года нахожусь на передовой линии фронта. Вот уже более полумесяца в непрерывных, жарких и ожесточенных боях. За это время я уже неоднократно оставался в живых только чудом. Вчера, 18 августа, второй раз ранило. Оба ранения легкие. Первое – слегка задело пулей. День полежал, а потом опять в бой. Второе – мина разорвалась рядом, исковеркало автомат и изрешетило шинель. Меня спас окопчик. Осколок попал в голову.
Потерял порядочно крови, но раз голова на плечах - значит, все в порядке. Людей бросать нельзя. Закончился бой, и ночью я отправился в санчасть. Но завтра или послезавтра опять на передовую. У меня такая злоба к фрицам, что готов каждому пулю в лоб. Воюю командиром взвода, я молод и неопытен, чтобы вести в бой людей, но веду... Представлен к награде... Мама, если я погибну, знай - за честь Родины, за счастье вас всех... Скорее пишите ответ... До свидания, дорогие. Жму крепко руку, целую. Ваш сын и брат Миша. 19.08.1943 г.»
III. В.1
. Всего несколько писем прислал с передовой командир стрелкового взвода 294-го гвардейского стрелкового полка 97-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии лейтенант Михаил Николаевич Иванов, - один из сотен тысяч погибших в битве на Курской дуге. На фронте невесело шутили, что жизнь пехотного лейтенанта стоит не больше двух-трех боев. Лейтенант Иванов не намного пережил эту горькую цифру, но сколько же успел совершить этот почти мальчик, прежде чем слег в родную русскую землю, получив посмертно орден Отечественной войны 1 степени и вечную память родных, да и всех благодарных потомков.
IV.

Танкист.
«О поле, поле – кровушка России, Тяжёлый клин её святой земли. Кто мог тогда Предугадать такое – Что станет это поле вдруг равно Победной славе поля Куликова И мужеству полей Бородино. Кто знал тогда, Какую вражью силу Переломала русская земля? Что третьим полем назовут России Вот эти чернозёмные поля."
V.

В.2.
Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал о танковом сражении на Прохоровском поле, которое
является третьим ратным полем после Куликовского и Бородинского.
VI.

Мать.
О солдатах прошу я слово, Что прошли через тьму невзгод, Когда шёл по земле сурово Сорок третий тревожный год. О солдатах прошу я слово, Что создали, как будто миф, Третье поле российской славы – Поле танковое. О них!
VII. В.1.
12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. ПланВермахта под названием «Цитадель» по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван.
В.2.
Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело. Прохоровское поле стали называть Третьим ратным полем России
VIII. Лейтенант.
В то утро поле как экран От звезд на башнях озарилось. Шли с ходу танки на таран И сталь немецкая дробилась. Кресты сползали по броне И долго корчились в огне. Хваленый вражий генерал С позором поле покидал. Орлово – Курская дуга Легендой для потомков стала. Над нею радуга-дуга Победной славой воссияла. С пятиконечною звездой На постаменте танк стальной.
И память доблести хранит Зарей окрашенный гранит!
IX.

В.1.
В Прохоровском музее боевой славы хранится письмо генерала М.Егорова. Вот строки из него: «На полном ходу танк старшины Найдёнова ринулся на вражескую батарею, смял четыре пушки и три миномёта. Тяжёлый удар потряс старшину. Механик ещё сам не осознал, что ослеп, вёл машину, повинуясь выучке. Командир экипажа Шурыгин, сообразив о беде товарища, своими командами помогал ему ориентироваться. Целый час ещё танк, управляемый ослепшим водителем, дрался с врагом…»
X
.
Танкист.
Потерпевший под Москвой И на Волге пораженье, В этом танковом сраженье Враг особенно был злой. Тысяча двести танков враз, В эту яростную жнитву, Шли в решающую битву: Мы – на них, они - на нас! Всё смешалось: кровь и пыль, Воздух с чадом и угаром. С каждым грохотом-ударом В небеса взлетал ковыль. Василёк, моргая, цвёл, Вой «катюш» - мотивом смертным.
Х1. Медсестра.
В боевом порядке первым Старшина машину вёл. Вдруг отбросила назад Танк невиданная сила. Старшину перекосила Тьма внезапная в глазах. А за тьмой – враги, враги… Осознать не всё успевший, Вёл свой танк танкист ослепший, С болью стиснув рычаги. Месть священна и крута, Хоть глазницы кровью плачут. И казалась самой зрячей
Для врагов машина та. Мчался танк сквозь рёв и свист, С грозным яростным размахом, Словно видел над рейхстагом Красный флаг слепой танкист.
XII.

В.2.
Но не только танкисты проявляли чудеса героизма и мужества. Здесь, на Курской Дуге, совершил беспримерный подвиг летчик Александр Горовец, сбивший в одном бою 9 вражеских самолётов. Советские лётчики сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза. Но этот бой оказался для него последним. Погиб лейтенант Горовец. А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.
XIII. В.1.
Вовремя, Без опозданья, Закон у войны суров, Выполнившее заданье, Шло звено «ястребков». Нынче везло им крупно- Ясен был свод небес. Был замыкавшим группу. Лейтенант Горовец.
(Звуки боя)

Лётчик.
Зная врага повадки, Смотрит не только вперёд. Сзади, из-за посадки, «Юнкерсов» группа прёт. «Фрицы»,-
В.1
.- в эфир сказал он.-
Лётчик.
«Первый, ты слышишь? Нет?!»,
В.1.
Но, как назло, отказала Рация в тот момент.
Лётчик.
Гулко в висках стучало: «Что ж, против всех - один!», И – на куски для начала Одна из вражьих машин. «Ах ты, фашист проклятый!»-

В.1.
Лётчик гашетку жал.
Лётчик.
Пятый… Шестой… Девятый «Юнкерс» сбитый пылал.
XIV. В.2
. Чудеса мужества и бесстрашия в бою проявили медицинские работники.Военврач 3-го ранга Борис Иванович Ефимов и старшая медицинская сестра Лидия Курылина только за одни сутки оказали помощь около 600 раненым.
XV. Медсестра.
Не затянется память, как рана, Не забудем солдат всех простых, Что взошли в этот бой – умирая- И навеки остались в живых. Нет, ни шагу назад, смотрим прямо, Только кровь отлила от лица, Только стиснуты зубы упрямо – Здесь мы будем стоять до конца! Пусть любая цена – жизнь солдата, Все мы станем сегодня бронёй! Твоя мать, город твой, честь солдата За мальчишеской тонкой спиной.
XVI.

В.1.
Самой невосполнимой утратой была гибель людей. Так в январе 1943 года в здании Погореловской школы (под Прохоровкой) было заживо сожжено 615 военнопленных из Чернянского концлагеря, 600 человек расстреляны в разных селах, 307 угнаны в Германию. Много лет прошло, но память о прошлом должна быть вечной, чтобы мы знали, на какой земле живём. 26 апреля 1995 года Президентом Российской Федерации был подписан указ №414 «О создании Государственного военно – исторического музея – заповедника «Прохоровское поле».
XVII.

Мать.
Молодая вдова над могилой родной причитала: «Дай-то бог, чтоб земля лёгким пухом на милом лежала, Мне еще повезло,- безутешно она голосила,- Сколько вдов на земле, не нашедших любимых могилы?
Сколько есть матерей в ожиданье до смерти уставших, Тех, что ждут сыновей, безымянных, пропавших и павших? Сколько девичьих слёз, сколько боли в судьбе нашей скорбной, Чтоб родная земля оставалась счастливой и доброй?! В память тех, кто погиб, кто навеки остался солдатом, Вечный вспыхнет огонь и рассветов земных и закатов…
Звучит песня «Маки, маки, красные маки, горькая

память земли…» (
Изображение вечного огня, учащиеся из зала возлагают цветы)
.

XVIII. В.2.
3 мая 1995 года зазвонили колокола над Прохоровкой, разнося благую весть об открытии новой духовной святыни, символа народной памяти – храма святых апостолов Петра и Павла. Прохоровское сражение произошло в день этих святых, красавец- храм назван их именами. Как символ огромной благодарности и вечной памяти, возвышается 58-метровая свеча белокаменного храма. Перед мраморными плитами, с высеченными около семи тысяч именами павших воинов, горит лампада святой веры Христова. Возносятся молитвы об упокоении положивших души свои за родную землю и мир на ней, о всех ныне здравствующих. Это памятник Победы – звонница. Здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших на трех ратных полях России – Куликовом, Бородинском, Прохоровском. (
Звучит звон

колоколов)

Лётчик
Какая в сердце музыка возникла У звонаря из древнего села! – Вновь заиграли по Руси великой Молчавшие досель колокола. В их перезвоне было меньше горя, Чем радости, надежды, торжества… И музыка дошла до Белогорья, И известила: – Родина жива! Жива святая Русь, жива Россия… Горят ее, сияют купола. От моря и до моря с новой силой Звонят, звонят ее колокола…
И, кланяясь малиновому звону, Я слышу свыше голос у плеча: – Молись за Русь… пока горит свеча, Пока звонят колокола повсюду…
Звучит песня “Поклонимся великим тем годам” в исполнении

Л.Зыкиной (
учащиеся выносят на сцену зажжённые свечи).
В.1.
Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам. И маршалам страны и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым! Давайте почтим память всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Объявляется минута молчания.
(

Звук

метронома).

Мать.
Ты помнишь, как покрыли себя славою Российский стяг и русские клинки. Сомкнув штыки, громили шведа под Полтавою Твои петровские полки. Россия, Родина любимая, Мы не забудем твоих ратных дней, Гордилась ты во все века силою Своих непобедимых сыновей. А как под Прохоровкой летом сорок третьего Сошлись две силы в танковом бою. Стояли насмерть и ушли в бессмертие Мой дед и прадед, став в одном строю.
Песня «Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь…»

В.2
. Войны не хочет никто. И пусть в России не будет четвертого ратного поля, а танки стоят только на пьедесталах. Мы будем всегда в День Победы приносить сюда цветы.


В раздел образования