Автор: Крузе Елена Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия" Населённый пункт: Город Югорск Наименование материала: конспект Тема: Викторина по сказкам К.И. Чуковского Раздел: начальное образование
План викторины:
Вступительное слово учителя.
I тур – «Вспомни сказку».
II тур - « Кто есть кто».
III тур. «Конкурс знатоков».
Аукцион
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
V тур. «Музыкальная страничка»
VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
Подведение итогов и награждение победителей.
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил
высокий
седой
человек,
которого
знали
все
дети
страны.
Это
он
придумал
множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого
замечательного человека Корней Чуковский.
1 апреля 2007 г. , если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя -
Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой
любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб,
смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея
Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за
работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой
расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он
отправлялся
гулять.
Ходил
он
удивительно
легко
и
быстро,
иногда
он
даже
пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно
таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей
много стихов и сказок.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями
сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку .
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше…
(ворону)
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за
кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое…
(чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…
(темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю-
хрю)
«Путаница»
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но
и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без
“Айболита”,
“Федорина
горя”,
“
Телефона”…
Стихи
Корнея
Ивановича
воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться .
Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат,
развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора,
делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал
он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, –
я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня
от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков».
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется
первая сказка писателя.
По горизонтали:
1.
Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
2.
Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
3.
Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
4.
Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
5.
Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
6.
Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
7.
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
8.
Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Аукцион.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота –
залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка
убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад,
Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит,
орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?
(Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
-
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел
его
маленький
сынишка.
Корней
Иванович
вёз
его
в
ночном
поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец
стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик
неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец
снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в
слово.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на
воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с
ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр”
композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в
котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” –
вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее
звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются
мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
V тур. «Музыкальная страничка»
1.
Бармалей
2.
Муха –Цокотуха
3.
Крокодил
4.
Айболит
5.
Федорино горе
6.
Мойдодыр
7.
Тараканище
8.
Телефон
-
К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой
день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя
человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на
крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с
трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе,
причём
чувствовал
себя
на
этой
свадьбе
женихом.
В
этой
сказке
два
праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных
героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ
ТРКНЩ
КРКДЛ
КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Крокодил,)
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки.
Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были
тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали
на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались
свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII
тур «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит
Зажгли море.
Воробей
Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар
Вернул солнце в небо.
Федора
Потушила море.
Медведь
Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка
Съел таракана.
Лисички
Вылечил зверей.
VIII тур «Найди связь»
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в
стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире,
заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за
справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают
способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и
награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому
поэт Валентин Берестов.
Подведение итогов викторины.
Корней Иванович Чуковский
"Муха - Цокотуха"
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
Доктор Айболит
А в Африке все звери ждут своего спасителя — доктора Айболита. Они смотрят на
море в беспокойстве — не плывет ли он? Ведь у 6е-гемотиков болят животики,
страусята визжат от боли. А у акулиных деток, у маленьких акулят, болят зубки уже
двенадцать суток! У кузнечика вывихнуто плечико, он не прыгает, не скачет, а
только плачет и зовет доктора. Но вот на землю спускается орел, везущий
Айболита, и Айболит машет всем шляпой. И рады все дети, и счастливы родители.
А Айболит щупает животы бегемотикам и всем им дает по шоколадке и ставит им
градусники. А тигрят и верблюжат он потчует гоголем-моголем.
Корней Иванович Чуковский
"Мойдодыр«
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!