Автор: Болгова Елена Лаврентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие с семьями воспитанников по социальному развитию через детскую субкультуру в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с семьями воспитанников по социальному развитию
через детскую субкультуру в практике работы воспитателя ДОУ
Болгова Елена Лаврентьевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125» , г. Новокузнецк
«Высшее искусство воспитания состоит в том,
чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого,
а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать…».
Иоанн Златоуст
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения
становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены
тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым,
умным, добрым и успешным
В работе с детьми важно не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим
переселиться в их духовный мир
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская
субкультура. Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая
культура взрослых. Она выделяет наиболее значимые возрастные проблемы развития
личности в её отношениях с окружающим миром и помогает научиться их решать,
опираясь на опыт предыдущих поколений детей, которые сталкивались с теми же
трудностями.
Конкретные
способы
действенного
освоения
окружающего
мира
в
готовом виде передаются от поколения к поколению детей в рамках традиций детской
субкультуры.
Как
ребенок
воспринимает
явления,
так
он
на
них
и
реагирует.
Социокультурный
мир
ребенка
представляет
собой
его
социально-педагогическую
характеристику,
определяющую
своеобразие
восприятия
им
окружающей
действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней
в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом.
Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме.
Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка.
Типичный
-
это
социокультурный
мир,
характерный
для
определенного
возраста. Он подчеркивает
естественное в восприятии и реакциях ребенка на
данном
возрастном
этапе.
Выделяется
он
с
учетом
знания
закономерностей
1
возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью можно
оценить
своеобразие
социального
развития
ребенка
данного
возраста,
его
соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как
личности.
Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход
социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и
воспитания.
Индивидуальный
социокультурный
мир
-
свидетельствует
об
особенностях
социального
развития
и
воспитания
данного
конкретного
ребенка,
его
индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить уровень соответствия
или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном
этапе.
Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в
зависимости
от
его
возраста,
уровня
социального
развития
и
воспитания.
Основными
социально-педагогическими
качественными
характеристиками
социокультуры ребенка являются:
восприятие окружающей среды и реакция на нее
речь
душевное состояние и переживания
самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения
поведение, действия и поступки.
Детская
субкультура
предоставляет
ребенку
экспериментальную
площадку
для
опробования
себя,
определения
границ
своих
возможностей,
устанавливает
зону
вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях.
Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие»,
защиту
от
неблагоприятных
воздействий
взрослого
мира,
т.е.
выполняет
психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру –
своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.
Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из
поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.
Поэтому главная задача педагога –
создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество
накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и
пола, удовлетворение потребности в признании
2
завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в
семье
возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены
процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к
исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
При этом воспитатели:
имеют
представление
о
зоне
актуального
развития
и
проектируют
зону
ближайшего развития каждого ребенка;
формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;
ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего
характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;
поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность,
инициативу, активность в освоении окружающей действительности.
Построение
предметно-развивающей
среды
взрослыми
должно
позволять
организовать
как
совместную,
так
и
самостоятельную
деятельность
детей,
направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого.
В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное -
она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Следующим интересным компонентом является ведение обще-групповых правил,
отражающих
своеобразие
норм
поведения,
взаимоотношений
и
взаимодействия
со
сверстниками.. Ребёнок, попадая в пространство любого помещения группы или центра,
опираясь на красочно представленные там правила, самостоятельно узнаёт как играть,
общаться и взаимодействовать со сверстникам (это правила вступления в различные
формы,
виды
детской
деятельности
и
выхода
из
них,
разнообразные
ритуальные
способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на
сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций).
Приобщаясь
к
детской
субкультуре,
ребёнок
принимает
возрастные
нормы
поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных
ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и
овладевает собственным поведением, что формирует его как личность
Личностно ориентированный подход в образовательной деятельности включает и
тесное взаимодействие с семьей на основе партнерских, равноправных отношений.
3
Принцип
партнерства
в
равной
степени
подразумевает
партнерство
ДОУ
и
семьи.
Именно
потому,
что
для
ребенка
семья
–
наиболее
значимое
микросоциальное
образование,
воспитатель
должен
научиться
уважать
право
семьи
на
собственные
позиции и приоритеты в отношении ребенка и воспитания. Ребенок в таком случае
чувствует, что воспитатель разделяет с ним чувство, что его родители весьма важные и
значимые лица. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ
ведётся по направлениям.
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,
для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в ДОУ
начинается
с
анкетирования
«Сотрудничество
детского
сада
и
семьи».
Только
на
аналитической
основе
возможно
осуществление
индивидуального,
личностно
–
ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения
эффективности
воспитательно
–
образовательной
работы
с
детьми
и
построение
грамотного общения с их родителями. (Приложение 1)
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя, из этого в ДОУ сформулированы следующие цели работы с родителями
воспитанников:
1.
Создание
условий
для
благоприятного
климата
взаимодействия
с
родителями.
2.
Установления доверительных и партнерских отношений с родителями.
3.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
С
этой
целью
в
ДОУ
используются
активные
формы
и
методы
работы
с
родителями.
Общие и групповые родительские собрания.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается
родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное
проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно,
что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов
проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный
подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и
результат стал ощутимее
4
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения.
Важную роль играет анкетирование (Приложение2) ,которое позволяет в короткие сроки
собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке
относятся запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление
памяток,
приглашений
на
собрание,
оформление
благодарностей.
Родительские
собрания
проходят
в
форме:
деловой
игры
.
Педагоги
используют
видеозаписи
деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому
процент посещения собраний достаточно высок.
Работа родительского комитета.
В
учреждении
работает
родительский
комитет,
представители
которого
избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на
оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков
для новогодних праздников, оформлением клумб детского сада, ремонтом и покраской
игрового
оборудования
на
участке
детского
сада,
члены
родительского
комитета
участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, участвуют в детских праздниках,
оказывают помощь в изготовлении снежных фигур на участке детского сада и т. д.
Консультации.
При
выборе
консультаций
для
родителей
педагоги
проводят
тщательное,
вдумчивое
изучение
запросов
родителей
и
выбирают
оптимальный
вариант.
Темы
консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.
Совместная деятельность
Важнейшим
способом
реализации
сотрудничества
педагогов
и
родителей
является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные
наблюдатели, а активные участники процесса. Такая помощь необходима многим из
родителей, Наш опыт работы показал, что подобные занятия, в которых принимают
участие родители, их дети, воспитатель и специалист, много дают не только родителям,
но
и
персоналу.
Между
персоналом
ДОУ
и
семьей
устанавливаются
более
доверительные,
дружественные
отношения.
В
конечном
счете,
для
ребенка
это
положительно меняет микроклимат в семье и в группе детского сада.
Похвала
полезна
хотя
бы
потому,
что
укрепляет
нас
в
доброжелательных
намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. В нашем ДОУ мы помним об этом и всегда
благодарим родителей за их работу
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
5
Это создает предпосылки для формирования у родителей способности к пониманию
собственных детей. Результат совместного творчества детей и родителей способствует
развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Дни открытых дверей.
Проведению
Дней
открытых
дверей
в
детском
саду
предшествует
предварительная
работа.
Педагоги
тщательно
продумывают
режимные
моменты,
занятия, вывешивают красочные объявления, готовят пригласительные билеты.
При посещение родителями ДОУ педагоги стараются вовлечь родителей в жизнь
группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а
иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии,
показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.
Посещение семей воспитанников на дому.
При
посещении
семей
воспитанников
особое
внимание
стараемся
уделить
семьям, находящимся в зоне социального риска. Педагог уделяет особое внимание
бытовым
условиям
проживания
воспитанников,
беседует
с
членами
семьи,
даёт
рекомендации по оборудованию игрового уголка для ребёнка, проводит консультацию
по воспитанию и развитию ребёнка.
Формы работы:
презентации жизни детской группы, презентации как личных так и семейных
коллекций, что способствует развитию детской уверенности и накоплению опыта
разновозрастного общения
выставки – авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию
собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а так же
дает
возможность
представить
ребенку
ценности
культуры
на
основе
поливариантности;
развлечения и игровые тематические проекты, что обеспечит накопление опыта
социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального
сближения детей друг с другом;
совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения
которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений;
совместная
трудовая
деятельность
дошкольников
и
их
родителей,
младших
школьников, на территории детского сада и за ее пределами;
6
Возможность родителей познать особенности детской субкультуры и приобщиться к
ней,
поможет
им
увидеть
мир
с
позиции
ребенка.
Это
будет
первым
шагом
к
сближению, сотрудничеству семьи и ДОУ.
И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности
наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что
вносит
человек
в
свое
социальное
окружение.
Если
то,
что
кажется
ему
более
значимым,
представляет
интерес
и
для
других
людей,
он
оказывается
в
ситуации
принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в
детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК,
Воронеж, 2000.
4. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание, 2004, № 4.
5. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
6. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное
воспитание, 1997, № 3, 4.
7. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное
воспитание, 1993, № 1.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.длястуд.пед.вузов / Под ред.
В.А.Сластёнина. – М.И «Академия», 2000.
9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1978.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
«Продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями».
8
(технология Д.Б. Филонова)
ш
а
г
стадия
действие
результат
1
«Стадия
накопления
согласия»
Нельзя сразу приступать к предмету
разговора, если вы понимаете, он неприятен
родителю. Поэтому задача первого этапа,
разведывательный поиск общих тем.
Для того, чтобы расположить к себе партнера,
следует подвести его к согласию, хотя бы не в
главном аспекте разговора.
О положительных
результатах можно
судить по
сокращению пауз,
выражению
собственного мнения
собеседника, его
некоторому
расслаблению,
снижению
самоконтроля за
высказываниями.
2
«Поиск
совпадающих
интересов»
Выясняется все, указывает на сходство
позиций. Важно проявить склонность к
уступкам, показать интерес к увлечениям
и взглядам оппонента.
Создание атмосферы
доверительности.
3
«Взаимное
принятие для
обсуждения
личностных
качеств и
принципов».
К этому этапу общение уже приобретает
эмоциональную окраску, когда можно искать
более прочную основу для углубления
отношений. Здесь воспитателю следует
показать все, что независимо от
фактического состояния дел, он принимает
те принципы воспитания, стиль
взаимоотношений в семье, которые
предлагает родитель.
Главное - подвести
собеседника к мысли,
что вас связывают
общие интересы,
сходство взглядов и
характера.
4
«Выявление
качеств, опасных
для
взаимодействия»
Благодаря пройденным стадиям,
настороженность собеседника снимается
настолько, что он может поделиться своими
тревогами по поводу имеющихся у него
негативных качеств, заняться самокритикой
(«Я бываю нетерпелив»; «Я бываю
несдержан»; «Мне трудно в этом
признаться, но я иногда выпиваю» и др.),
причем признание делается в косвенной
форме.
Появление у
родителей
потребности
раскрыться перед
педагогом.
5
«
Реализация
способов
индивидуального
воздействия и
взаимной
На этой стадии психологический фундамент
уже настолько прочен, что можно
приступить к той цели, которую ставил
перед собой педагог изначально.
Открытый разговор о
том, что волнует в
вопросах воспитания
ребенка.
9
адаптации»
6
«Согласованное
взаимодействие»
Теперь можно вести принципиальные споры
по тем проблемам, которые намечены перед
началом взаимодействия. Ведь негативные
установки нейтрализованы,
взаимопонимание установлено.
Родитель начинает
прислушиваться к
доводам и
доказательствам без
недоверия и
психологических
барьеров.
Приложение 2
10
Оценка потребностей семьи
Фамилия, имя члена семьи _____________________________________________
Дата заполнения ____________________________________________________
Каждый ребенок и каждая семья имеет свои потребности и возможности.
Пожалуйста, заполните этот опросник, что бы помочь нам быть максимально полезными
вашей семье и вашему ребенку.
Мы понимаем, что потребности меняются, поэтому этот опросник лишь первый шаг на
пути совместного планирования нашего взаимодействия. Вы можете ответить на те
вопросы, которые на ваш взгляд наиболее полезны для вас и ваших детей.
Что вам больше всего нравится в своем ребенке _____________________________
Что вас больше всего огорчает ____________________________________________
В какого рода информации о вашем ребенке вы нуждаетесь ___________________
Какого рода помощь вам нужна___________________________________________
Что на ваш взгляд благополучно в настоящий момент в вашей семье или в жизни
вашего ребенка __________________________________________________________
Я хотел бы, что бы через несколько месяцев мой ребенок научился
____________________________________________________________________
Я хотел бы, что бы через несколько месяцев моя семья
_______________________________________________________________________
Я хотел бы, что бы помимо меня самого в оценке развития моего ребенка
принимал участие
________________________________________________________________
Большое спасибо за сотрудничество!
Ценности Вашей семьи
11
Мы знаем, что каждая семья – это целый мир – своя культура, свои традиции, свои
приоритеты в воспитании и развитии детей.
Мы хотим, чтобы наши усилия направленные на работу с детьми были взаимно
приемлемыми , дополняющими друг друга.
Пожалуйста, определите место по значимости для вас и вашей семьи таких качеств, как
Ум честь совесть
Оптимизм здоровье материальный достаток
Воспитанность образованность интеллигентность
Доброта послушание порядочность
Верность целеустремленность самостоятельность
Праздничность умение находить выход умение подчиняться
в любой ситуации
Ответственность умение управлять людьми
и обстоятельствами
Пожалуйста, прочитайте и продолжите фразу :
В моей семье было важно …
Если дети в нашей семье капризничали, то родители …
В моей семье было запрещено …
Свободное время в моей семье посвящалось…
Большое спасибо за сотрудничество!
Анкета интересов родителей
Фамилия, имя родителей _______________________________________________
12
Дата заполнения ______________________________________________________
Мы рады, что доверили воспитание и обучение вашего ребенка педагогам нашего
детского сада. Мы очень рассчитываем на сотрудничество с вами. Наша программа
ориентирована на активное участие родителей в работе групп. Чтобы мы имели
представление о том, как именно вы могли бы участвовать в работе группы, заполните,
пожалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что вас наиболее привлекает.
Мне по силам ( интересно, желательно ) принимать участие в следующем :
посещение ежемесячных родительских собраний
занятия с детьми в группах / укажите, пожалуйста, какие именно виды
деятельности вам доставят особое удовольствие : чтение ______ ; рисование ____ ;
музыка _______ ; игры ______ /
изготовление или оборудование чего-либо / оборудование игровой площадки,
изготовление игрушек, рисование … /
помощь в организации детских экскурсий
организация праздников
придумывание с воспитателями нововведений
подбор дома нужных материалов для группы
помощь в планировании работы
Большое спасибо за сотрудничество !
Опросный лист для членов семей
Для ответа на вопросы выберите, пожалуйста, наиболее приемлемый для вас вариант и
подчеркните его.
13
Кто в основном занимается ребенком в семье :
Мама папа бабушка дедушка другие члены семьи
Какое настроение преобладает у основного воспитателя ребенка в семье :
Спокойное
Раздраженное
Оптимистичное /бодрое
Вы предпочитаете, чтобы :
Ребенок был занят самостоятельно
Был занят вместе с вами вашими взрослыми делами
Был занят вместе с вами детскими играми
Вы считаете, что для развития ребенка нужны :
специальные люди
специальные условия
специальные усилия
просто желание членов семьи
просто понимание домашних возможностей для развития
Вы считаете, что ребенок должен :
быть послушен вашей воле
должен настаивать на своем
должен действовать самостоятельно, но осознанно и ответственно
С какого возраста ребенка вы согласны учитывать его собственные желания,
потребности :
Еще до года
Начиная с года
Начиная с двух лет
Начиная с трех лет
Когда пойдет в школу
Большое спасибо за сотрудничество!
Опросный лист для членов семьи
14
Мы знаем, что каждый ребенок уникален. Мы признаем, что никто лучше, чем самые
близкие люди, не знает ребенка.
Возможно, мы видим другие стороны его характера, другие достижения.
Мы учитываем, что вам интересно, как ваш ребенок растет и развивается в детском саду.
Мы можем помочь друг другу, если вместе попытаемся понять его особенности.
Сильные стороны ребенка
Мама
Папа
Недостаточно сильные стороны
Мама
Папа
Эти качества проявлялись в нем с раннего детства / только появляются
Мама
Папа
Мы стараемся поддержать в нем такие качества, как …
Мы настоятельно советуем педагогам учитывать, что …
Мы знаем, что ребенок хорошо умеет …
Мы хотим, чтобы он в ближайшее время научился …
Мы хотим как можно чаще слышать от педагогов о …
Большое спасибо за сотрудничество!
Приложение 3
15
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Тема: « Формирование детско-родительских отношений»
Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком.
Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы
высказывания детей 5-6 летнего возраста) по вопросам:
Самое страшное для меня наказание?
Самое приятное поощрение?
Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки,
плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
Ход заседания
Упражнение «Знакомство»
Воспитатель
:
Здравствуйте!
Я
рада
видеть
вас
в
родительском
клубе
«Успешный
родитель». Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет
посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку
друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним
взаимодействуете.
Например: Я Елена Лврентьевна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить.
Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем. При этом вы
выбираете себе кружок из коробки
Родители : высказываются и передают коробку своему соседу.
Воспитатель : Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь
идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны
методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских
отношениях.
Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня
глазами.
Упражнение: «Моё солнышко»
16
Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично
лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества,
которые есть у вашего ребенка.
Родители : выполняют задания
Воспитатель : Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались
доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-
многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите
верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.
Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком
и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только
положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься
от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в
мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет
не в идеальном мире. Мне часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от
влияния
окружающей
среды?
Как
уберечь?
Оградить,
наверное,
нельзя
ни
стенами
шикарных
квартир,
ни
тонированными
стеклами
лимузинов,
ни
угрозами
в
адрес
«обидчика», ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь
наверно можно, при условии правильного воспитания.
Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?
Родители : Ответы
Воспитатель : Если обобщить все сказанное получается, что тогда, когда ребенок не
соответствует
некоему
эталону,
который
мы
себе
нарисовали.
Но
каждый
любящий
родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для
него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас.
И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только
свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому
каждый малыш сравним только с собой. Никому не известно, что ждет его, да и каждого
из
нас.
И
пригодятся
ли
ребенку
наши
нотации.
Ребенок
не
стоит
на
месте,
он
развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от
глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.
Но
наш
ребенок
неординарен.
И
где
гарантия,
что
те
проблемы,
которые
мы
так
тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?
Где же ударов больше всего получает малыш?
Родители : Отвечают
17
Воспитатель : Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как
отрицательные, так и положительные эмоции.
Упражнение « Круг общения малыша»
Воспитатель
:
Давайте
на
листе
ватмана
запишем,
с
кем
общается
ваш
малыш
(высказывания родителей записываются на листе № 1). Прежде всего, ваш ребенок
общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то
каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные
эмоции затмевают положительные.
Упражнение «Стрелы воспитания»
Воспитатель : Предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 на что
направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых.
Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.
Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания
родителей на листе № 1).
Воспитатель : Посмотрите, у маленького ребенка получается довольно большой круг
общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого
малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но, свобода и контроль не совместимы, и
если не ослабить пресс, малыш с подрезанными крыльями вряд ли сможет взлететь.
Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами?
Для этого давайте посмотрим, как же мы воспитываем своих детей? У вас на столах
лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.Родителям
предлагаются карточки:
Как я воспитываю своего ребенка?
наказываю
поощряю
Родители : Вписывают свои высказывания в соответствующую графу.
Воспитатель : Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка, и как
поощряем.
(Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.)
18
Воспитатель
:
Обратите
внимание,
какая
чаша
перевешивает?
(Как
правило,
чаша
с
наказаниями.)
Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого?
Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его
ошибки.
Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего
ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и,
как следствие, заниженная самооценка.
Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но
каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.
Мы
внушаем
малышу
готовые
правила
поведения.
Но
это
правила
закрепленного
пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?
Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией.
И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем
обернется ваш пример воспитания.
Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не
только
испытывает
их,
но
и
порождает.
Поэтому
важно
научиться
гасить
агрессию.
Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три
раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.
Воспитатель предлагает пополнить чашу поощрений.
Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.
А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись).
Надеюсь, это не требует комментария.
Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, наши
повседневные заботы.
А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии.
Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были
вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка?
Превосходство
или
сочувствие
к
нему?
А
можно
ли
обойтись
без
воспитательных
воздействий?
Но,
самое
главное,
никогда
не
воспитывайте
малыша
в
состоянии
аффекта.
Семь
раз
отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции.
Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.
Зачитывается стихотворение
19
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь, по правде или нет.
В конце занятия родителям дарятся памятки «Прежде чем воспитывать…»
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где вам удобно, расслабьтесь и
задумайтесь: зачем?
1. Какая цель очередного вашего воздействия: оно как интервенция или как освобождение
ребенка?
2. Вам хочется навязчиво поделиться опытом или у вас есть желание скорее протянуть
ребенку руку?
3. Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и
защищенность?
4. Вам хочется устроить ребёнку очередной суд — убить веру в себя?
5. А
может
быть,
вам
хочется
«вдолбить»
в
него
какие-то
запреты,
которые
он
будет
нарушать, давая вам повод разряжаться на нем?
6. Вам хочется сделать ребенка удобным для себя и прополоть в нем черты характера — все
неугодные мгновенно сорвать?
7. А может, вы собрались посчитать сегодня очередные шалости ребенка?
8. А может быть, вы просто рассержены почему-то, разозлены, у вас появилась потребность
критиковать, негодовать и осуждать?
9. Может, вы задумали устроить ребёнку стереотипную очередную порку?
10. А может быть, вам надо скрыть самого себя за ширмою воспитания?
А может быть…
20
21