Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету ПО.01.УП.01. Специальность для обучающихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу в области музыкального искусства "Фортепиано"


Автор: Кислякова Инга Вениаминовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск ХМАО-Югра
Наименование материала: рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету ПО.01.УП.01. Специальность для обучающихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу в области музыкального искусства "Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования

"Детская школа искусств"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В

ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Предметная область ПО.01. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету ПО.01.УП.01. Специальность

для обучающихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу в

области музыкального искусства

«Фортепиано»

Срок реализации программы 4года

(для детей, поступивших в I класс в возрасте 9 - 12 лет).

На 2017 – 2018 учебный год

На 1 класс Количество часов в неделю 1 час

На 2 класс Количество часов в неделю 1 час

На 3

класс Количество часов в неделю 1 час

На 4 класс Количество часов в неделю 1 час

Ханты-Мансийск 2017

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-

Срок реализации учебного предмета;

-

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-

Цели и задачи учебного предмета;

-

Обоснование структуры программы учебного предмета;

-

Методы обучения;

-

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

-

Сведения о затратах учебного времени;

-

Годовые требования по классам;

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-

Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

-

Методические рекомендации педагогическим работникам;

-

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-

Список рекомендуемой нотной литературы;

-

Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе.

Рабочая

программа

«Специальность»

(ПО.01.УП.01.)направлена

на приобретение

детьми

начальных, базовых творческих умений и навыков исполнительского искусства,

формирование

у

обучающихся

общих

знаний

об

искусстве

и

технологиях, приобретение

детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного

образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с

листа,

навыки

ансамблевой

игры,

овладение

основами

аккомпанемента

и

необходимые

навыки самостоятельной работы.

Освоение

фортепианного

музицирования

по

данной

программе

возможно

без

предварительной музыкальной подготовки.

Направленность: настоящая

программа

имеет

художественно-эстетическую

направленность и предназначена для получения учащимися знаний, умений и навыков игры

на

фортепиано,

позволяющих

исполнять

музыкальные

произведения

в

соответствии

с

необходимым уровнем музыкальной грамотности;

создания

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания,

духовно-

нравственного развития детей;

приобретения детьми опыта творческой деятельности.

Актуальность

программы

учебного

предмета

«Специальность»

(фортепиано)

определена

решением

учебно-воспитательных

задач,

которые

отражены

в

основных

документах:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2013г., ст.83,

пункт 2, п.п. 1;

«Рекомендации

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»

-

письмо

Министерства

культуры РФ от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ;

а также с учётом многолетнего педагогического опыта работы с учащимися по классу

фортепиано.

Педагогическая целесообразность учебного предмета «Специальность» (фортепиано)

связана

с

направлением

образовательного

процесса,

позволяющего

развить

творческую

личность, умеющую самостоятельно исполнять музыкальные произведения, в соответствии с

приобретенным уровнем музыкальной грамотности и теоретических знаний.

Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных

программ: привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности;

развитие творческих способностей учащихся и приобретение необходимых навыков для

самостоятельного музицирования;

воспитание

творчески

мобильной

личности,

способной

к

успешной

социальной

адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета

4 года (для детей, поступивших в

I класс в

возрасте 9-12 лет).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

1кл. – 32ч., 2-4кл. – 33ч. в год.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, продолжительность

урока - 40 минут.

Индивидуальная

форма

занятий

позволяет

преподавателю

построить

содержание

программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

Режим занятий.

Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, в остальных

классах – 33 недели.

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Цели и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:

обеспечение

развития

музыкально-творческих

способностей

учащегося

на

основе

приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности

общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;

повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения.

Задачи:

воспитание у детей любви к искусству;

развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

овладение

учащимися

основными

исполнительскими

навыками

игры

на

фортепиано,

позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а

также исполнять нетрудный аккомпанемент;

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;

освоение

учащимися

музыкальной

грамоты,

необходимой

для

владения

инструментом

в

пределах программы учебного предмета;

раскрытие творческого потенциала детей и подростков;

воспитание

и

развитие

у

обучающихся

личностных

качеств,

позволяющих

уважать

и

принимать духовные и культурные ценности разных народов.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Данную программу можно использовать для четырехлетнего обучения

фортепиано в

детских

музыкальных

школах

(ДМШ)

и

детских

школах

искусств

(ДШИ).

Возраст

поступающих в школу детей – 9-12 лет.

Программа основывается на принципе вариативности образования, направленного на

индивидуальную

траекторию

развития

личности,

обеспечивает

развитие

творческих

способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой

деятельности.

Программа способствует:

формированию

у

обучающихся

эстетических

взглядов,

нравственных

установок

и

потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;

формированию музыкальных способностей и интереса учащихся, хорошего музыкального

вкуса.

Качество реализации программы должно обеспечиваться за счет:

доступности,

открытости,

привлекательности

для

детей

и

их

родителей

содержания

программы;

наличия комфортной развивающей образовательной среды.

Особенность данного курса. Наряду с классической музыкой, в учебную программу

вводится современная, народная, эстрадная и джазовая музыка. Главный акцент ставится на

музицирование,

исполнение популярной музыки, творческое развитие учащихся, чтобы

вконечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано.

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное

обучение

неразрывно

связано

с

воспитанием

ученика,

с

учетом

его

возрастных

и

психологических особенностей.

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются

следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

практический (работа на инструменте, упражнения);

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный, психологически верный

подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально-технические

условия

школы

должны

обеспечивать

возможность

достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой.

Для

достижения

целей

образовательного

процесса

на

протяжении

всего

обучения

необходимы:

- фортепиано;

- синтезатор;

- клавинова;

- звуко-техническое оборудование;

- нотно-методические пособия;

- иллюстративные материалы;

- фонотека, видеотека;

- музыкальные энциклопедии и справочники.

В самостоятельной работе обучающийся закрепляет навыки, полученные в аудиторное

время на уроке. Для обеспечения успешности подготовки необходимы учебные пособия для

работы над упражнениями, гаммами. Важную роль играет знакомство с лучшими образцами

музыкального искусства – прослушивание аудиодисков, просмотр видеофильмов, работа со

справочной и методической литературой, посещение концертных залов, выставок, музеев.

Также в самостоятельной работе обучающие должны быть обеспечены доступом к сети

Интернет.

II. Содержание учебного предмета

Сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение

учебного

предмета «Специальность», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и

аудиторные занятия.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет

свои

дидактические

задачи

и

объем

времени,

предусмотренный

для

освоения

учебного

материала.

Количество часов согласно учебному плану:

Распределение по годам обучения

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Продолжительность

учебных

занятий

неделях)

32

33

33

33

Количество

часов

на аудиторные

занятия

неделю)

1

1

1

1

Общее

количество

часов

на аудиторные

занятия

131

Количество часов на самостоятельную работу

в неделю

3

3

4

4

Общее количество часов на самостоятельную

работу по годам

96

99

132

132

Общее

количество

часов

на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

459

Максимальное

количество

часов

занятий

в

неделю (аудиторные и самостоятельные)

4

4

5

5

Общее максимальное количество часов по годам

(аудиторные и самостоятельные)

128

132

165

165

Общее максимальное количество часов на весь

период обучения

590

Аудиторная

нагрузка

по

учебному

предмету

обязательной

части

образовательной

программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Виды внеаудиторной работы:

выполнение домашнего задания;

подготовка к концертным выступлениям;

посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской

деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Настоящая

программа

отражает

разнообразие

репертуара,

возможно сть

индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе программа может

значительно

отличаться

по

уровню

трудности.

Количество

музыкальных

произведений,

рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В

работе

над

репертуаром

преподаватель

должен

учитывать,

что

большинство

произведений

предназначаются

для

публичного

или

экзаменационного

исполнения,

а

остальные

для

работы

в

классе

или

просто

ознакомления.

Преподаватель

может

устанавливать

степень

завершенности

работы

над

произведением.

Вся

работа

над

репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1 класс

Специальность - 1 час в неделю

Самостоятельная работа - 3 часа в неделю

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 небольших

произведений:

народные

песни,

пьесы

песенного

и

танцевального

характера,

этюды,

ансамбли.

Одновременно

с

изучением

нотной

грамоты

преподаватель

занимается

с

учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с

инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые

навыки. За год учащийся должен освоить основные приемы игры: nonlegato,

legato,

staccato.

Гамма до мажор в одну октаву отдельно каждой рукой.

Промежуточная аттестация:

I полугодие. Контрольный урок.

2-3 произведения (одно из них - ансамбль).

II полугодие. Академический концерт.

2-3 разнохарактерных произведения (одно из них - ансамбль).

2 класс

Специальность - 1 час в неделю

Самостоятельная работа - 3 часа в неделю

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-15 различных

музыкальных произведений: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной

формы, 3-4 этюда, 5-6 пьес, в том числе легкие переложения детских, народных песен; легкие

переложения классических произведений. Мажорные гаммы (2-3 по выбору) в две октавы

отдельно каждой рукой. Гамма ля минор (три вида) в две октавы отдельно каждой рукой.

Аккорды по три звука, короткие арпеджио по три звука отдельно каждой рукой.

Хроматические гаммы отдельно каждой рукой в две октавы. Сочинение песенок-попевок,

досочинение мелодии.

Промежуточная аттестация:

I полугодие. Академический концерт.

2-3 разнохарактерных произведения.

II полугодие. Академический концерт.

2-3 разнохарактерных произведения.

3 класс

Специальность - 1 час в неделю

Самостоятельная работа - 4 часа в неделю

В

течение

учебного

года

педагог

должен

проработать

с

учеником 12-15 различных

музыкальных

произведений,

в

том

числе

несколько

в

порядке

ознакомления:

1-2

полифонических произведения,

1-2 произведения крупной формы, 3-4 этюда, 5-6 пьес.

Подбор

по

слуху

мелодий,

используя

на

опорных

звуках

простейшее

аккордовое

сопровождение, различные фактурные варианты аккомпанемента. Сочинение легких пьес.

Мажорные гаммы до трех знаков двумя руками в две октавы. Минорные гаммы от ля, ми, ре

двумя руками в две октавы. Аккорды по три звука, короткие арпеджио по три, четыре звука

отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш.

Промежуточная аттестация:

I полугодие. Академический концерт.

Произведение крупной формы. Пьеса.

II полугодие. Технический зачет.

Этюд. Мажорная гамма. Чтение с листа. Исполнение заранее подготовленной мелодии с

различными

фактурными

вариантами

аккомпанемента.

Наиболее

употребляемые

музыкальные термины.

Академический концерт.

Полифоническое произведение, пьеса.

4 класс

Специальность - 1 час в неделю

Самостоятельная работа - 4 часа в неделю

1.

В течение учебного года педагог должен проработать с

учеником 10-12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке

ознакомления: 1-2 полифонических произведения,

1-2 произведения крупной формы, 2-3

этюда, 4-5 пьес, в том числе легкие переложения детских песен, русских народных песен и

романсов, классической музыки, мелодий русской и зарубежной эстрады. Подбор по слуху

знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением. Транспонирование

несложных пьес и этюдов. Сочинение легких пьес.

Мажорные

гаммы в

прямом

движении.

Гаммы

с

симметричной

аппликатурой

в

противоположном

движении.

Минорные

гаммы–

в

прямом

движении

двумя

руками

в

4

октавы. Простейшие кадансы. Хроматические гаммы двумя руками от всех клавиш. Аккорды

по три-четыре звука, короткие арпеджио по четыре звука двумя руками. Длинные арпеджио —

отдельно каждой рукой.

Промежуточная аттестация:

I полугодие. Прослушивание выпускной программы.

II полугодие. Технический зачет.

Этюд. Гаммы, арпеджио и аккорды по годовым требованиям. Чтение с листа. Исполнение

заранее

подготовленной

мелодии

с

различными

вариантами

аккомпанемента

или

самостоятельно выученного произведения. Наиболее употребляемые музыкальные термины.

Итоговая аттестация:

Академический концерт (выпускная программа).

Полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьеса.

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для

исполнения в течение учебного года

1-й год обучения

В. Волков. Солнечный зайчик. Раздумье. Светлячки.

В. Курочкин. Этюд.

А. Пирумов. Юмореска.

Ю. Литовко. Канон.

К. Нефе. Старинный танец.

Л. Моцарт. Менуэт.

М. Шух. Ручеек в страну сказок. Страшное чудовище идет на охоту.

Г. Галынин. Медведь. Зайчик. Чижик.

А. Роули. В стране гномов.

Б. Берлин. Марширующие поросята.

О. Питерсон. Зимний блюз.

Н. Руднев. Щебетала пташечка.

Е. Гнесина. Этюды.

И. Беркович. Этюды.

К. Черни. Этюды для начинающих.

И. Бриль. Рэгби.

К. Гурлит. Озорной мальчик.

Ж. Металлиди. Египетская кошка. Грустная корова. Пингвин. Птичка-колибри. Акула.

Ансамбли:

М. Уилсон. Маленький Джек. Быстрый джек.

Р. Фукс. Легкая пьеса.

А. Диабелли. Романс.

Г. Балаев. Повторяй за мной.

В. Беляев. Волынка. Вечером. Колыбельная. Грустинка. Морские скалы. Дождь на озере.

2-й год обучения

В. Волков. Вальс. Полька. Мазурка.

Ж. Меньюр. Музыкальная шкатулка.

Ю. Вэлд. Карнавал.

О. Хейри. Вальс.

П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков.

Р. Шуман. Первая утрата.

М. Шух. Джазовая импровизация. Стремительный поток.

А. Гедике. Сарабанда.

И.С. Бах. Волынка. Марш. Менуэт.

Д. Циполи. Менуэт.

А. Дюбюк. Русская песня с вариацией.

Ю. Литовко. Вариации на тему белорусской народной песни.

И. Беркович. Вариации на тему русской народной песни.

И. Беркович. Сонатина.

И. Бриль. В лодке. Диссонанс.

Д. Кабалевский. Клоуны.

Н. Торопова. Чарли Чаплин. Шутка. Пчелка. Романс. Коррида.

Ж. Металлиди. Колдун.

Э. Сигмейстер. Поезд идет.

Л. Дюссек. Аллегро.

Г. Остин. Путешествие в горах.

А. Непомукено. Мелодия.

Т. Остен. Танец на ходулях.

К. Черни. Избранные фортепианные этюды (под ред. Г. Гермера).

Л. Шитте. Этюды соч. 108, 160.

А. Лешгорн. Этюды соч. 65.

С. Геллер. Этюды соч. 47.

3-й год обучения

Д. Скарлатти. Ария.

И.С. Бах. Менуэты G-dur, g-moll, d-moll.

И.С. Бах. Маленькие прелюдии C-dur, F-dur, g-moll, e-moll.

Г. Гендель. Фугетта.

Л. Моцарт. Бурре.

И. Маттесон. Ария.

Д. Кабалевский. Легкие вариации на тему русской народной песни.

Ф. Кулау. Вариации.

М. Клементи. Сонатина соч. 36 №2.

Ф. Шпиндлер. Сонатина C-dur.

Ж. Шмит. Сонатина.

Н. Голубовская. Вариации на тему русской народной песни.

Д. Чимароза. Сонаты g-moll, d-moll.

А. Лешгорн. Этюды соч. 65.

А. Лемуан. Этюды соч. 37

Л. Шитте. Этюды соч.68.

А. Бертини. Этюд соч. 29 №7.

Г. Беренс. Этюд соч. 88 №7.

И. Бриль. Синкопы.

В. Волков. Попрыгунья.

К. Гурлит. Под липами. Сумерки

В. Ребиков. Легенда.

Л. Шитте. Прелюдия.

И. Кларк. Менуэт.

Р. Фюш. Гордый всадник.

Д. Хук. Менуэт.

А. Мюллер. Сицилиана.

Л. Стрэббог. Маленькая полька.

В. Коровицын. Первая проталина. Менуэт.

П. Чайковский. Камаринская.

Д. Шуман. Сицилийская песенка. Веселый крестьянин, возвращающийся с работы.

В. Косенко. Дождик.

Д. Шостакович. Шарманка.

К. Эйгес. Сумерки.

4-й год обучения

А. Корелли. Сарабанда.

Г. Гендель. Куранта.

И.С. Бах. Маленькие прелюдии F-dur, d-moll, e-moll.

Л. Моцарт. Ария.

А. Гедике. Прелюдия.

И. Бенда. Сонатина.

Ф. Кулау. Сонатина.

Л. Бетховен. Сонатина.

М. Клементи. Сонатина.

Д. Кабалевский. Вариации на тему словацкой народной песни.

С. Геллер. Лавина.

С. Геллер. Этюд соч. 37 №23.

С. Геллер. Этюд соч. 47 №3.

Г. Беренс. Этюд соч. 61 №4.

С. Майкапар. Бурный поток.

А. Лемуан. Этюд соч. 37 №39.

Л. Шитте. Этюд соч. 68 №3.

М. Парцхаладзе. В цирке.

Х. Шарвенка. Прелюдия.

Р. Глиэр. Прелюдия. В полях. Эскиз.

А. Гречанинов. Странствующие облака.

Р. Шуман. Охотничья песенка. Маленький романс.

М. Парцхаладзе. Танец.

Н. Раков. Полька.

А. Эшпай. Прелюдия.

Ж. Рюефф. Джаз.

Д. Мендель. Твоей улыбки тень.

В. Коровицын. Элегия. Ноктюрн. Колыбельная. Решительный поступок.

М. Клементи. Вальс.

М. Шмиц. MEMORY RAG.

Б. Фрёде. Танец эльфов.

П. Чайковский. Полька. Песня жаворонка.

С. Прокофьев. Сказочка.

И. Шамо. Скерцо.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному

музыкальному исполнительству;

знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

знание наиболее употребляемой терминологии;

навыки

по

воспитанию

слухового

контроля,

умению

управлять

процессом

исполнения

музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;

наличие творческой инициативы;

сформированные

навыки

самостоятельной

работы

с

использованием

современных

информационных технологий.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль

(текущий,

промежуточный,

итоговый):

в

качестве

средств

текущего

контроля успеваемости

могут использоваться академические концерты, прослушивания,

технические

зачеты.

Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся

проводится

в

счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация

является

основной

формой

контроля

учебной

работы

обучающихся.

Промежуточная

аттестация

проводится

в

форме

контрольных

уроков,

дифференцированных

зачетов,

академических концертов, прослушиваний. Контрольные уроки, зачёты могут проходить в

виде технических зачетов, прослушиваний, исполнения концертных программ. Контрольные

уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие

учебных

занятиях

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного

на

учебный

предмет.

Прослушивания концертных программ проводятся в счет аудиторного времени – 3-4 раза в

год. Итоговая аттестация проводится в форме академического концерта.

Система

оценок

успеваемости

учащихся: пятибалльная.

Текущие

поурочные,

промежуточные и итоговые оценки.

Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в

себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически

качественное

и

художественно

осмысленное

исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе

обучения

4 («хорошо»)

оценка

отражает

грамотное

исполнение

с

небольшими

недочет ами

(как

в

техниче ском

плане,

т ак

и

в

художественном)

3 «удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов: недоученный

текст,

слабая

техническая

подготовка,

малохудожественная

игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 «неудовлетворительно»)

комплекс

серьезных

недостатков,

невыученный

текст,

отсутствие домашней работы

«зачет» (без оценки)

достаточный уровень подготовки и исполнения на данном

этапе обучения

Ожидаемые результаты:

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства

является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

навыков

исполнения

музыкальных

произведений

(сольное

исполнение,

коллективное

исполнение);

умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

навыков публичных выступлений;

умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской

деятельности образовательной организации.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности,

обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и

ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов

самостоятельной

работы

обучающегося.

Урок

может

иметь

различную

форму,

которая

определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во

многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе

занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное

объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности,

постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения

строится

с

учетом

принципа:

от

простого

к

сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности

ученика

-

интеллектуальные,

физические,

музыкальные

и

эмоциональные

данные, уровень его подготовки.

Одна

из

основных

задач специальных

классов -

формирование

музыкально-

исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об

истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно

исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в

занятиях

с

учеником

должен

стремиться

к

раскрытию

содержания

музыкального

произведения,

добиваясь

ясного

ощущения

мелодии,

гармонии,

выразительности

музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого

сочинения,

поэтому

необходимо

постоянно

стимулировать

работу

ученика

над

совершенствованием его исполнительской техники.

В

работе

над

музыкальным

произведением

необходимо

прослеживать

связь

между

художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная

организация

учебного

процесса,

успешное

и

всестороннее

развитие

музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько

тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-

личностные

особенности

и

степень

подготовки

обучающегося.

В

репертуар

необходимо

включать

произведения,

доступные

по

степени

технической

и

образной

сложности,

высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.

Основное

место

в

репертуаре

должна

занимать

академическая

музыка

как

отечественных, так и зарубежных композиторов.Наряду с фортепианными произведениями из

классического

репертуара

учащиеся

исполняют

различные

переложения

классической

и

популярной

музыки

(детские

песни,

русские

народные

песни

и

романсы,

российские

и

зарубежные эстрадные мелодии).

Особое внимание уделяется творческому развитию учащихся. Это подбор и досочинение

мелодии, развитие умения подбирать по слуху простой аккомпанемент, исполнение мелодий с

разным по фактуре аккомпанементом

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить

ребенка

работать

самостоятельно.

Творческая

деятельность

развивает

такие

важные

для

любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность,

трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для

организации

грамотной

самостоятельной

работы,

которая

позволяет

значительно

активизировать учебный процесс.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими, количество

занятий в неделю - 3 часа.

Объем

самостоятельной

работы

определяется

с

учетом

минимальных

затрат

на

подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и

основного

общего

образования),

с

опорой

на

сложившиеся

в

учебном

заведении

педагогические

традиции

и

методическую

целесообразность,

а

также

индивидуальные

способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны

для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна

строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени,

отведенного на занятие.

В

самостоятельной

работе

должны

присутствовать

разные

виды

заданий:

игра

технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие); разбор

новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);

выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над

звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке),

доведение

произведения

до

концертного

вида;

проигрывание

программы

целиком

перед

зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.

Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим

обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Внеаудиторная

работа

может

быть

использована

на

выполнение

домашнего

задания,

просмотры

видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний,

цирков, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях,

проводимых школой.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы

А. Артоболевская. «Первая встреча с музыкой».

Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая. «Начинаю играть на рояле».

С. Чернышков. На рояле вокруг света. 1 класс, 2 класс.

Т. Директоренко и О. Мечетина. Альбом классического репертуара. I,II,III части.

И. Бурцев. Первые шаги. Сборник для начинающих.

JI.Криштоп. Общ. ред. Л. Криштоп, С. Баневича. Школа юного пианиста. Часть первая. 1-3

классы ДМШ.

С. Ляховицкая. Школа игры на фортепиано.

С. Барсукова. Лучшее для фортепиано. Сборники для учащихся 1-2 классов, 2-3 классов, 3-4

классов ДМШ.

С. Барсукова. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано для учащихся 1-2 классов ДМШ.

С. Барсукова. Мое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2-3 классов ДМШ.

С. Чернышков. Французская фортепианная музыка для детей. 1-3 класс.

Г. Цыганова, И. Королькова. Юному музыканту-пианисту. Хрестоматии для учащихся детской

музыкальной школы. 1-4 классы.

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано ДМШ. В девяти

тетрадях. Сост. Ф. Станг, Н. Чернышева.

Тетрадь 1. Начальный период обучения.

Тетрадь 2. Полифония.

Тетрадь 3. Крупная форма (3-5 классы).

Тетрадь 4. Пьесы (3-5 классы).

Тетрадь 5. Этюды (3-5 классы).

М. Полозова. «Мое концертное выступление»: В 5 тетр.

Тетрадь 1. Фортепианные пьесы для 1-4 классов.

Тетрадь 2. Фортепианные пьесы. Средние классы ДМШ.

Тетрадь 4. Сонатины. Младшие и средние классы ДМШ.

Тетрадь 5. Вариации. Средние и старшие классы ДМШ.

И. С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги и другие легкие пьесы для фортепиано. Ред. и

коммент. И. А. Браудо.

И. С. Бах. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. 12 маленьких пьес. Ред. Т. Шабалиной.

Г. Беренс. 32 избранных этюда. Соч. 61, 88.

Л. Бетховен. Легкие сонаты для фортепиано.

Ф. Бургмюллер. Избранные этюды / Сост. и ред. О. Геталовой.

А. Гречанинов. Детский альбом для фортепиано.

А. Гречанинов. Пастели. Для фортепиано.

Э. Григ. Лирические пьесы для фортепиано. В двух тетрадях.

М. Клементи. Шесть сонатин. Соч. 36.

М. Клементи. Сонатины. Соч. 37, 38.

Ф. Мендельсон. Избранные фортепианные произведения. В двух тетрадях.

Л. Моцарт. Сборник пьес для начинающих пианистов.

Ш. Ганон. Пианист-виртуоз. Москва «Россия»1993

К. Черни — Г. Гермер. 50 этюдов. Соч. 261, 821, 599, 139.

К. Черни —Г. Гермер. 32 этюда. Соч. 829, 849, 335, 636.

К. Черни. Этюды для начинающих. Ред.-сост. Н. Терентьева.

Л. Шитте. Этюды для фортепиано. Соч. 160, 108.

Р. Шуман. Альбом для юношества.

П. Чайковский. Детский альбом для фортепиано.

Авторские сборники современных композиторов

С. Баневич. «Петербургские страницы». Пьесы для фортепиано. Для средних и старших

классов ДМШ.

С. Баневич. «По сказкам Ханса Кристиана Андерсена».

В. Гаврилин. Пьесы. В трех тетрадях.

В. Гаврилин. Вальсы. Для фортепиано и фортепиано в 4 руки.

Н. Мордасов. Сборник джазовых пьес. Для средних классов музыкальных школ.

И. Бриль. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 класс ДМШ.

О. Геталова. «Летом в деревне». Пьесы для младших и средних классов ДМШ.

Б. Милич.Фортепиано. 1,2,3,4 классы.

Д. Шостакович. Избранные пьесы.

Ж. Металлиди. «Дом с колокольчиком». Для фортепиано и фортепиано в 4 руки.

Ж.Металлиди. «Лесная музыка».

ЖМеталлиди. «Музыкальные портреты литературных героев».

ЖМеталлиди. «Музыкальный сюрприз».

ЖМеталлиди. Фортепианные циклы.

С. Слонимский. «От пяти до пятидесяти». Для фортепиано и фортепиано в 4 руки в пяти

тетрадях.

А. Смелков. Альбом для детей и юношества. 24 пьесы для фортепиано. Том I: Подражание

Шуману и Чайковскому.

Сборники для фортепиано в 4 руки

«Играем с удовольствием». Сост. О. Сотникова.

«Школа фортепианного ансамбля». В 10-ти частях. Сост. Ж. Пересветова.

Популярная зарубежная музыка для фортепиано в 4 руки. Сост. Т. Запутряева, И. Лаврова, Е.

Лантратова.

«Музыкальные забавы». Сборник веселых пьес в 4 руки: в 2 вып. Сост. Ю. Маевский.

Е. Комалькова. Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в 4 руки. 1,2

выпуски.

О. Геталова. «Веселый слоненок». Ансамбли для младших и средних классов ДМШ.

С. Барсукова. Вместе весело шагать. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ.

А. Смелков. Альбом для детей и юношества. Том II: 12 пьес для фортепиано в 4 руки.

Ж Металлиди. «Иду, гляжу по сторонам».

Ж Металлиди. «Любимые сказки».

Ж Металлиди. «С Севера на Юг».

Ж Металлиди. Из серии «Мой любимый композитор». Переложение для фортепиано в 4 руки

Ж. Металлиди.

Мой Бизе. Фрагменты из произведений Ж. Бизе.

Мой Верди. Фрагменты из опер Дж. Верди.

Мой Глинка. Фрагменты из произведений М. Глинки.

Мой Кальман. Фрагменты из оперетт И. Кальмана.

Мой Пушкин. Популярные мелодии из произведений на сюжеты А. Пушкина.

Мой Чайковский. Фрагменты из балетов П. Чайковского.

Мой Чайковский. Популярные романсы и фрагменты из опер П. Чайковского.

Мой Штраус. Фрагменты из опер И. Штрауса.

Серия«За роялем всей семьей». Популярные произведения в 4 руки / Сост. С. Морено.

Сказка в музыке.

Первые шаги ансамблевого музицирования.

Музыка русских композиторов XIX века.

Играем П. Чайковского.

Легкие переложения для фортепиано

«В лунном сиянье…». Сборник русских народных песен и романсов в легком переложении.

Сост. О. Геталова.

Т. Юдовина-Галъперина. «Большая музыка — маленькому музыканту». (Легкие переложения

классики под редакцией О. Геталовой). Альбомы I-V.

Серия «Ностальжи». Переложения популярных зарубежных мелодий: В 25 вып. Переложение

Г. Фиртича.

Серия"Monplaisir" («Мое удовольствие»). Классика в облегченном переложении для

фортепиано: В 5 вып. Под ред. Ж. Металлиди.

«Мелодии мирового кино». В легком переложении для фортепиано.

«Хиты уходящего века»: В 2 вып. (Русская коллекция.)

А. Петров. Популярные мелодии из кино- и телефильмов. Облегченное переложение для

фортепиано С. Баневича и Г. Фиртича.

Серия«И вальс, и танго, и фокстрот». Легкие переложения для фортепиано: В 3 вып.: «Танго».

«Вальс». «Фокстрот». (Русские и зарубежные композиторы)

Серия«Три хита». Легкие переложения для фортепиано. (Русские и зарубежные

композиторы.) 25 выпусков.

Пособия для развития творческих способностей

О. Булаева, О. Геталова. «Учусь импровизировать и сочинять». Творческие тетради по

импровизации I-V.

Н. Борухзон. JI. Волчек. «Азбука фортепианной фантазии»: В 6 тетрадях.

М. Калугина. П. Халабузарь. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио.

Э. Тургенева. А. Малюков. Пианист-фантазёр часть 1

Э. Тургенева. А. Малюков. Пианист-фантазёр часть 2

И. Ядова. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано.

Список рекомендуемой методической литературы

А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. Издательство «Музыка» Москва 1978

Л. Баренбойм. Фортепианная педагогика. Москва 1937

Л. Баренбойм. «Путь к музицированию». Ленинград «Советский композитор» Ленинградское

отделение 1979

С. Бейлина. В классе профессора В.Х. Разумовской. Ленинград «Музыка» 1982

В. Бунин. Педагогика С.Е. Фейнберга. Москва «Музыка» 2000

Л. Выгодский. Психология искусства. Москва 1968

Н. Голубовская. Искусство педализации. Ленинград «Музыка» 1974

Н. Калинина. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Ленинград. «Музыка». 1988

Е. Либерман. Работа над техникой. Москва. Классика-XXI. 2003

Е. Либерман. Творческая работа пианиста с авторским текстом. Москва. «Музыка».1988

В. Мазель. Музыкант и его руки. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург». 2005

А. Малинковская. Фортепианно-исполнительское интонирование. Москва. «Музыка». 1990

К.

Мартинсен.

Индивидуальная

фортепианная

техника.

Издательство

«Музыка»

1966

Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для преподавателей

исполнительских отделов музыкальных училищ. Москва 1989

Л. А. Москаленко. Методика изучения фортепианной кантилены. Новосибирск 1999

Л.

А.

Москаленко.

Методика

организации

пианистического

аппарата

в

первые

два

года

обучения. Новосибирск. 1999

Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. Москва. «Музыка». 1988

В. Б. Носина. Символика музыки Баха. Тамбов. 1993

Н. Светозарова, Б. Кременштейн. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано.

Классика-XXI. 2002

Н. Терентьева. Карл Черни и его этюды. Издательство «Музыка». Ленинградское отделение.

1978

Е. М. Тимакин. Воспитание пианиста. Москва. «Советский композитор». 1989

Е. М. Тимакин. Навыки координации в развитии пианиста. Учебно-методическое пособие для

фортепиано. Москва. «Советский композитор» 1987

Э. Тургенева. Организация учебного процесса в младших классах фортепиано. Москва 1990

Г. Хохрякова. ФОРТЕПИАНО: возможно ли обучение без мучения? 1998

Г. Цыпин. Обучение игры на фортепиано. Москва «Просвещение» 1974

И. Штепанова-Курцова. Фортепианная техника. Киев. «Музична Украина» 1982

Т. Юдовина-Гальперина. За роялем без слёз

И. Ядова. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано. Издательство

«Композитор. Санкт-Петербург». 2005



В раздел образования