Напоминание

Эмоциональное развитие


Автор: Миронова Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №44 "Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область, г.Невьянск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Эмоциональное развитие
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение

Личность ребёнка формируется в активной деятельности, и прежде всего в

той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его

интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с

окружающими

людьми.

В

дошкольном

возрасте

такой

ведущей

деятельностью является игра. Эта деятельность спонтанна, непринужденна и

неожиданна.

Она

даёт

отдых,

и

разрядку

психической

напряженности,

благодаря доставляемому удовольствию.

Проблема игры вызывала интерес как у отечественных, так и у зарубежных

педагогов

и

психологов

(Г.Спенсер,

Ф.

Шиллер,

З.

Фребель,

К.

Гроос,

К.Д.Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, и др.) При

изучении

и г р ы

исследователи

сталкиваются

с

ее

б о г ат с т в ом ,

многомерностью

проявлений,

неопределённостью

границ

игры.

Игра

оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В

игре,

в

частности

театрализованной, ребенок

не

только

получает

информацию

об

окружающем

мире,

законах

общества,

о

красоте

человеческих

отношений,

но

и

учится

жить

в

этом

мире,

строить

свои

отношения.

Это

требует

творческой

активности

личности

(внимания,

воображения,

логики,

эмоциональной

памяти,

хорошо

развитой

речи,

мимики). При этом важную роль в жизни детей играют эмоции, которые

помогают

воспринимать

действительность

и

реагировать

на

нее.

В

театрализованной

игре

формируются

все

стороны

психической

жизни

ребенка. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо

использовать и направлять в целях решения определенных образовательных

задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться

в

целостный

образовательный процесс. Руководя игрой, организуя жизнь

детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности

ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо

использовать

все

имеющиеся

педагогические

ресурсы

для

эффективного

развития ребёнка. К таким ресурсам относится игра, потенциал которой

используется

в

неполной

мере,

в

частности, в

целях

эмоционального

развития детей.

В

последние

годы

происходит

активное

реформирование

системы

дошкольного

воспитания:

растет

сеть

альтернативных

дошкольных

учреждений,

появляются

новые

программы

дошкольного

воспитания,

разрабатываются

оригинальные

методические

материалы.

На

фоне

этих

прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда

уделяется достаточное внимание, хотя именно оно должно рассматриваться в

качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Л.С.

Выготский

писал

о

феномене

«засушенное

сердце»

(отсутствии

чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием,

направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это

высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо

с о от в е т с т ву ю щ е й

н а п р а в л е н н о с т и

о бу ч е н и я

и

в о с п и т а н и я ,

«обесчувствованию»

способствует

технологизация

жизни,

в

которой

участвует

ребенок.

Замыкаясь

на

телевизорах,

компьютерах,

дети

стали

меньше

общаться

со

взрослыми

и

сверстниками,

а

ведь

общение

в

значительной

степени

обогащает

чувственную

сферу.

Современные

дети

стали

менее

отзывчивыми

к

чувствам

других.

Эмоциональное

развитие

дошкольников изучали и специалисты Научно- исследовательского института

дошкольного

воспитания

Академии

педагогических

наук

СССР

под

руководством

академика

А.

В.

Запорожца.

Ученый

доказал

,

что

«на

протяжении

детства

эмоции

проходят

путь

прогрессивного

развития,

приобретая

все

более

богатое

содержание

и

все

более

сложные

формы

проявления

под

влиянием

социальных

условий

жизни

и

воспитания.»

Чувства не даются ребенку с рождения. Они могут только быть воспитаны,

приобретены

им

в

процессе

взаимодействия

с

окружающей

социальной

средой

либо

не

развиться

под

влиянием

ущербного,

неразвитого

или

непросвещенного окружения.

В соответствии с ФГОС ДО социально-

коммуникативное

развитие

направлено

на

усвоение

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование

уважительного

отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и

взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным

видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в

быту, социуме, природе. В целевых ориентирах образования эмоциональное

развитие рассматривается уже на этапе младенческого и раннего возраста: «

ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками». Поэтому работа,

направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Объект:

процесс

эмоционального

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста

Предмет: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в

театрализованных играх.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить

эффективность театральной деятельности направленной на эмоциональное

развитие детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: использование театрализованных игр является важным условием

для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.

Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования

2.

Экспериментально

проверить

эффективность

применения

театрализованной

деятельности

в

эмоциональном

развитии

детей

старшего дошкольного возраста.

3. Разработать картотеку по развитию эмоций детей

4. Разработать перспективное планирование по теме исследования

5. Составить цикл консультаций для родителей

6.Разработать методические материалы по теме исследования

Эмоции. Классификация эмоций

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной

регуляции

поведения,

основанный

на

чувственном

отражении

потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности

или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции

возникли

как

приспособительный

«продукт»

эволюции,

биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных

ситуациях.

«Именно

благодаря

эмоциям

организм

оказывается

чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку

он,

даже

не

определяя

форму,

тип,

механизм

и

другие

параметры

воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него

определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно

или вредно для него данное конкретное воздействие».

Эмоции – это

особый

класс

психических

процессов

и

состояний,

отражающих

в

форме

непосредственного

переживания,

значимость

действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его

жизнедеятельности.

В

результате

эволюции

человека

за

определенными

ощущениями

и

чувствами закрепились характерные моторные « выражения» (реакции).

Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при

любом эмоциональном состоянии.

Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний

можно по мимике, по пантомимике, по вокальной мимике

(выразительности

речи).

Восприятие

внешнего

выражения

эмоций

возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и

играет видную роль в человеческом общении.

Функции эмоций:

-выполняют регулирующую и охранную (препятствуют осуществлению

какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);

-способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

-побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

-помогают приспособиться к ситуации;

-сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т. д.)

-являются

показателем

общего

состояния

ребенка,

его

физического

и

психического самочувствия.

Классификация основных эмоций.

К

основным,

или

фундаментальным,

эмоциям

относятся

те,

которые

являются врожденными. Описание классификаций К. Израда.:

1.Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его

жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

2. Радость – при радости лицо расцветает улыбкой.

3.

Удивление

кратковременная

и

очень

неопределенная

эмоция.

«удивление

выполняет

функции

вывода

нервной

системы

из

того

состояния, в котором она а данный момент находится, и приспособления к

новым условиям».

4.

Дистресс

(печаль,

горе,

страдание

это

проявления

дистресса,

наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции).

5. Отвращение – мучительно для человека, к которому это испытывают,

ведет к дистрессу или агрессии

6. Гнев – ярость высшая степень гнева (Вагнер писал: «…гнев выражается

сдвинутыми

бровями,

оттопыренными

губами,

выставленной

вперед

нижней губы, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более

сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из

орбит и блестят. Лицо краснеет.

7.Презрение

центральная

эмоция

во

всех

предрассудках,

включая

расовые, побуждающие человека к агрессии и ее оправданию для себя.

8. Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности

9.

Стыд

самая

тягостная

социальная

эмоция,

настроенная

над

врожденным страхом.

Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Дети

старшего

дошкольного

возраста

существо

эмоциональнее:

чувства

господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску.

Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок

шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх,

агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень

надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его

взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в

положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение

ребенка.

Эта

потребность

порождает

сложные

многоплановые

чувства:

любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают

его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное

благополучие

чувство

уверенности,

защищенности.

В

этих

условиях

развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности

ребенка,

выработке

у

него

положительных

качеств,

доброжелательного

отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье

ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким

людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам,

формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать,

что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний,

которые

у

него

непосредственно

возникают

в

повседневном

общении

с

взрослыми

и

сверстниками.

Его

день

насыщен

эмоциями.

В

одном

дне

вмещаются

переживания

возвышенной

сорадости,

постыдной

зависти,

страха,

отчаяния,

тонкого

понимания

другого

и

полного

отчуждения.

Шестилетний

ребенок

пленник

эмоций.

По

каждому

поводу,

который

подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка.

Эмоции

утомляют

его

до

полного

изнеможения.

Устав,

он

перестает

понимать,

перестает

выполнять

правила,

перестает

быть

тем

хорошим

мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он

нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует

увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он

уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к

рефлексии

может

привести

не

к

развитию

душевных

качеств,

а

к

демонстрации

их

для

получения

от

этого

своеобразных

дивидендов

восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди

других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при

выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание

необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство

долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний

ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у

него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял

определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как

надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к

жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

средствами театрализованной деятельности.

Изучением

эмоциональной

сферы

человека

занимались

многие

исследователи.

Физиологи,

психологи

разрабатывали

теории

эмоций

(Ч.

Дарвин,

К.

Ланге,

П.

Бард,

Л.Фестингер,

С.

Шехтер,

П.В.

Симонов).

Психологом К. Изардом были выделены основные эмоциональные состояния:

интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх,

стыд. По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы

детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми

и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить,

прочувствовать

различные

эмоциональные

состояния.

Изучению

театрализованной деятельности и ее влияния на обучение, воспитание и

развитие детей дошкольного возраста посвящены работы Л. Баряевой, И.

Вечкановой, А. Бурениной, Л. Стрелковой и др. На основе театрализованной

деятельности могут быть реализованы практически все задачи воспитания,

обучения развития детей. Она может успешно использоваться и для развития

эмоциональной

сферы,

так

как

для

театрализованной

деятельности

характерны

непроизвольная

и

произвольная

эмоциональная

экспрессия

и

эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные

движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в

«вокальной

мимике»

(интонации,

тембре,

дикции,

ритме

голоса).

Использование

пиктограмм,

способствует

усвоению

детьми

графического

изображения вышеперечисленных эмоциональных состояний, что является

предпосылкой развития у детей умение - видеть эмоциональное фсостояние

окружающих

людей.

Также

у

детей

развиваются

спо собно сти

демонстрировать собственные эмоции, используя для этого выразительные

движения лица (мимику), выразительные движения (пантомимику), а также

свои голосовые возможности.

Театрализованная

деятельность

является

самым

популярным

и

увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения

педагогической

привлекательности

можно

говорить

об

универсальности,

игровой

природе

и

социальной

направленности,

а

также

об

огромных

профилактических возможностях театрализованной деятельности .

В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие:

дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их

внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной деятельности и для речевого развития.

Совершенствуется не только диалогическая и монологическая речь, но и ее

эмоциональная сторона.

Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения,

самореализации

и

социализации

ребенка.

Участвуя

в

спектаклях

и

представлениях,

дети

знакомятся

с

окружающим

миром

во

всём

его

многообразии

через

образы,

краски,

звуки.

У

детей

формируется

уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с

преодолением

трудностей

общения,

неуверенности

в

себе.

Увлеченность

детей

театрализованной

игрой,

их

внутренний

комфорт,

раскованность,

легкое,

не

авторитарное

общение

взрослого

и

ребенка,

почти

сразу

пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Неоценимый вклад театрализованная деятельность вносит в профилактику

агрессивного

поведения

дошкольников.

Тематика

и

содержание

театрализованных игр и упражнений имеют нравственную направленность,

которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна

найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость,

доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для

подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.

Способность

к

такой

идентификации

и

позволяет

через

образы

театрализованной

игры

оказывать

положительное

влияние

на

детей.

С

удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно

принимает

и

присваивает

свойственные

ему

черты.

Самостоятельное

разыгрывание

роли

детьми

позволяет

формировать

опыт

нравственного

поведения,

умение

поступать

в

соответствии

с

нравственными

нормами.

Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных

образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные

осуждаются,

то

дети

в

большинстве

случаев

хотят

подражать

добрым,

честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у

них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему

контролю

за

своим

поведением.

Театрализованная

деятельность

является

эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления

им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения

и

участия

в

игре,

которая

имеет

коллективный

характер,

что

и

создает

благоприятные

условия

для

развития

чувства

партнерства

и

освоения

способов позитивного взаимодействия.

Перспективное планирование

Дата

проведения

Тема занятий

Задачи

Знакомство с главными эмоциями

Февраль

02.02.-06.02.

« Радость»

1.

Познакомить детей с эмоцией

«радость»

2.

Уточнить

знания

об

эмоции

«радость»

3.

Развивать

умения

выражать

с в о и

э м о ц и о н а л ь н ы е

состояния

4.

Р а з в и в а т ь

с п о с о б н о с т ь

понимать

эм оциона льно е

состояние другого человека

5.

Сформировать положительный

эмоциональный настрой

6.

Расширить

представления

об

эмоции «радость»

09.02.- 13.02.

« Грусть»

1.

Познакомить детей с эмоцией

«грусть»

2.

Изучить

выражения

этого

эмоционального

состояния

в

мимике, пантомимике и голосе

3.

Обогащение

эмоциональной

сферы ребенка

16.02.-20.02.

« Страх»

1.

Познакомить детей с эмоцией

страх

2.

Изучить

эмоцию

страха

в

мимике

3.

Обогащение

эмоциональной

сферы детей

4.

Расширение представлений об

эмоции «страх»

5.

Обогащение

эмоциональной

сферы детей

6.

З а к р е п л е н и е

з н а н и й

о б

эмоциях

23.02.-27.02.

«Удивление»

1.

П о з н а ко м и т ь

д е т е й

с

эмоцией удивление

2.

Закрепить

мимиче ские

навыки всех эмоций

3.

Формирование

положительного

эмоционального настроя

4.

Расширение

знаний

об

эмоции «удивление»

Упражнения по развитию мимической выразительности

Психогимнастические этюды

02.03.-06.03.

« Эмоция радость»

1.

«Ласка»

2.

«Первый снег»

3.

«Встреча с другом»

4.

«Кто как радуется»

5.

У п р а ж н е н и я

п о

развитию

мимической

выразительности(1-

7упражнение)

09.03.-13.03.

«Эмоция удивление»

1.

«Фокус»

2.

«Кто съел варенье?»

3.

«Цирк»

4.

«Живая шляпа»

5.

У п р а ж н е н и я

п о

развитию

мимической

выразительности

(8-14

упражнение)

16.03.-20.03.

«Эмоция грусть»

1.

«гадкий утенок»

2.

«До встречи»

3.

«Потерял игрушку»

4.

«Остров плакс»

5.

У п р а ж н е н и я

п о

развитию

мимической

выразительности

(15-

21упражнение)

23.03.-27.03.

«Эмоция страх»

1.

«Ваза»

2.

«Котенок потерялся»

3.

«Один дома»

4.

«Что в углу?»

5 .

Уп р а ж н е н и я

п о

развитию

мимиче ской

выразительности

( 2 2 -

28упражнение)

30.03-10.04

Игра драматизация

Занятие "Радость"

Цель: первичное знакомство с чувством радости, развитие умения выражать

свое

эмоциональное

состояние,

развитие

способности

понимать

Эмоциональное состояние другого человека.

Материал: пиктограмма «Радость.

Содержание

занятия:

-

Упражнение

на

создание

положительного

эмоционального фона (каждый ребенок приветствует своего соседа, называет

его по имени и говорит, что рады его видеть).

- Рассматривание пиктограммы «Радость».

- Упражнение на снятие напряжения мышц лица «Солнечный зайчик» (дети

представляют, что по их лицу бежит солнечный зайчик и гладят его ладонями

на лбу, на щеках, на носу, подбородке и губах).

- Упражнение «Изобрази эмоцию» (дети изображают на своем лице радость).

- Этюд «Встреча с другом» (мальчик встречает товарища и радуется этому).

- Беседа о радости (что такое радость, когда люди радуются и т.д.).

- Разыгрывание сценки (девочка рада за подругу, у которой получился

красивый рисунок).

-

Игра

«Мыльные

пузыри»,

направленная

на

развитие

выразительности

движений и снятие напряжения (дети свободно передвигаются по комнате,

изображая мыльные пузыри, а по команде: «Пузыри лопнули», ложатся на

пол).

Занятие «Грусть»

Цель:

знакомство

с

чувством

грусти,

изучение

выражения

этого

эмоционального состояния в мимике, голосе.

Материал: пиктограмма «Грусть».

Содержание занятия:

-

Упражнение

на

создание

положительного

эмоционального

фона

(дети

здороваются друг с другом, говорят, что рады друг друга видеть).

- Рассматривание пиктограммы «Грусть».

- Упражнение «Солнечный зайчик» (на снятие напряжения с мышц лица). -

Изображение чувства грусти.

- Драматизация ситуации «Пропала собака» (у хозяина пропала собака, и все

его успокаивают).

- Чтение литературных отрывков из произведений К.Чуковского «Краденое

солнце»,

«Доктор

Айболит»,

во

время

которого

дети

изображают

соответствующую эмоцию.

- Игра «Повтори фразу» (дети повторяют фразы «Мне купили игрушку»,

потерял карандаш» и т.д., выражая эмоции в голосе).

Занятие «Страх»

Цель: знакомство с чувством страха, изучение выражения страха в мимике.

Материал: пиктограммы «Страх», «Радость», «Грусть», свеча в безопасном

подсвечнике.

Содержание занятия:

-

Игра

на

снятие

эмоционального

напряжения

(дети

здороваются

друг

другом, передавая по кругу свечку).

- Рассматривание пиктограммы «Страх».

- Игра «Солнечный зайчик» (снятие напряжения мышц лица).

- Выражение эмоционального состояния страха.

-

Драматизация

ситуации,

позволяющей

дать

детям

опыт

переживания

негативной

ситуации

(девочка

увидела

гуся

и

испугалась,

а

бабушка

ее

успокоила)

-

Игра

«Гуси-лебеди»

(дети

свободно

передвигаются

по

комнате,

а

по

команде: «Летят гуси-лебеди», прячутся за стульчики).

-Игра

«Найди

пиктограмму»

(дети

выбирают

пиктограмму

«Страх»

из

заранее подготовленных пиктограмм).

Занятие «Удивление»

Цель:

познакомить

детей

с

чувством

удивления,

закреплять

мимически

навыки выражения данного чувства.

Материал: пиктограмма «Удивление», зеркала.

Содержание занятия:

- Упражнение на создание чувства группового единства (детям предлагается

взяться за руки и сказать: «Доброе утро

- Рассматривание пиктограммы «Удивление»

- Упражнение «Солнечный зайчик» на расслабление мышц лица

- Обсуждение мимики, используемой детьми при удивлении

- Изображение удивления

- Драматизация ситуации «Жива шляпа» (мальчик хотел поднять шляпку, а

она отпрыгнула в сторону, и мальчик удивился).

- Упражнение «Зеркало» (дети, глядя в зеркала, изображают заданные эмоции

- Игра «Повтори фразу» (дети произносят фразу «У меня была собака» с

радостью, грустью, со страхом и удивлением).

Представленная

серия

занятий

по

театрализованной

деятельности

для

старшего дошкольного возраста способствует развитию их эмоциональной

сферы.

1.Упражнения по развитию мимической выразительности.

Упражнение 1

Определите, какое у меня (или у клоуна) лицо?

Педагог показывает детям различные эмоциональные состояния (веселое,

грустное, злое, строгое, радостное и т.д.).

Упражнение 2

Мимическая гимнастика

Предварительный показ педагога. Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза

поочередно. Поднять брови, опустить. Сдвинуть, раздвинуть.

Наиболее легкими заданиями, помимо вводных, являются такие, где ребенку

предлагается выразить мимикой и жестом одно эмоциональное состояние

(радость, удивление, страх и т.д.).

Упражнение 3

Представьте себе, что сейчас (в сентябре) к нам вошел Дед Мороз. Мы все

очень удивились (брови подняли, глаз широко открыты).

Упражнение 4

Представьте себе, что у вас на коленях пушистый котенок, он мурлычет, а вы

его гладите.

Упражнение5

Дед и баба слепили снегурочку, и она постепенно оживает.

Упражнение 6

Покажите, как Аленушка сидит на берегу и зовет братца Иванушку.

Упражнение 7

Покажите, как сестры золушки собираются на бал.

Упражнение 8

Ребенок «показывает лицом», какое у него настроение, а педагог должен

отгадать (или отгадывают дети). Если не отгадают, то ребенок сам должен

рассказать о том, что он задумал.

2.Следующими

являются

задания,

в

которых

ребенку

предлагается

отразить два оттеночных эмоциональных состояния.

Упражнение 9

Откусили яблоко, оно очень кислое. А теперь у вас во рту вкусная конфета.

Упражнение 10

Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищете ее и нашли.

Упражнение11

Тебе больно, но боль постепенно проходит.

Упражнение 12

Вдруг выскочила большая собака, ты испугался, а собака завиляла хвостом,

пробежала мимо – ты успокоился.

Упражнение 13

Поссорился с товарищем, помирился. (Показать парой)

Упражнение 14

Царевна – Несмеяна, а потом ее рассмешили Емеля. Покажите Несмеяну.

Упражнение 15

Комар кружится над сватьей бабой Бабарихой, а потом укусил ее. Покажите

Бабариху.

Упражнение 16

Педагог

напоминает

канву

рассказа

Носова

«Живая

шляпа»,

дети

показывают

его

героев:

мальчики

сначала

испугались,

затем

удивились,

обрадовались

Упражнение 17

Педагог напоминает канву сказки «Заячья избушка», и просит детей показать,

как лиса просилась в домик, как выгнала зайчика, пугала всех зверей, потом

сама испугалась.

Упражнение 18

Та же сказка: показать эмоциональные переживания зайчика

Упражнение 19

Педагог напоминает канву сказки Маршака «Кошкин дом». Кошка весела,

любезна

с

гостями,

надменна

с

племянниками,

жалкая

после

пожара,

виноватая, а затем счастливая, заботливая по отношению к котам.

Упражнение 20

Покажите Машу из сказки «Три медведя». Сначала она веселая – пошла с

подружками

в

лес,

заблудилась

растерялась.

Попала

в

избушку

любопытно. Пришли медведи- испугалась, прибежала домой, счастливая.

Упражнение 21

Один

ребенок

«насос»,

другой

ребенок

«резиновая

игрушка»

(затем

меняются ролями).

3.Индивидуальные задания или коллективные этюды – это творческое

выражение

каждым

ребенком

по-своему

заданного

эмоционального

состояния. Это задания типа: «Представь, что ты...»

Упражнение 22

Представь, что ты в цирке (театре, музее, храме).

Упражнение 23

Ты спортсмен, чемпион.

Упражнение 24

Ты капитан корабля.

Упражнение 25

Ты учитель.

Упражнение 26

Ты поднялся высоко на воздушном шаре.

Упражнение 27

Ты на берегу ловишь рыбу.

Упражнение 28

Ты попал в страну чудес.

Психогимнастические упражнения (этюды)

Радость

1. «Ласка»

Мальчику подарили котенка. Мальчик ус улыбкой гладит и прижимает к себе

пушистого малыша. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и

выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

2. «Первый снег»

Много дней шел холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло

и грязно мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и

подумал,

что

опять

не

пойдет

гулять.

Он

подошел

к

окну

и

замер

от

радостного изумления. Все вокруг было покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул настежь двери.

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите. Чудеса –

Опустились облака!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

(А Гунули)

3. «Встреча с другом»

У

мальчик

был

друг.

Но

вот

настало

лето,

и

им

пришлось

расстаться.

Мальчик остался в городе. А его друг с родителями уехал на юг. Скучно в

городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг

увидел,

как

на

остановке

из

троллейбуса

выходит

его

товарищ.

Как

же

обрадовались они друг другу!

(Выразительные движения: объятия, улыбка.)

4. «Кто как радуется»

Дети встают в круг. Педагог предлагает детям изобразить, показать без слов,

как они радуются -при встречи с мамой;

- когда они встречают гостей в свой день рождения;

-при совместных прогулках с родителями;

-при походе в зоопарк, цирк, парк.

(Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.)

Удивление

1. «Фокус»

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан

кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из

чемодана выпрыгнула собака.

2. «Кто съел варенье?»

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома.

Мальчику очень хотелось попробовать вишневого варенье…и он не заметил,

как

съел

все

варенье.

Когда

мама

вернулась,

она

спросила:

«Кто

съел

варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве

кошки едят варенье».

3. «Цирк»

Мальчик со своей мамой отправился в цирк. Там выступало много артистов –

людей и животных. Но вдруг он увидел, как фокусник посадил в пустой

чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было…, а из

чемодана выпрыгнула собака. Мальчик очень удивился.

(Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.)

4. «Живая шляпа»

Мальчик гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у

открытого окна:

-Дима, пора домой, обед уже на столе.

Дима попрощался приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и

решил ее поднять, но шляпа, как - будто угадала, что хочет сделать мальчик, и

отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.

Грусть

1. «Гадкий утенок»

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были

обычными, а один какой-то неуклюжий, с длинной шеей.

Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили:

«Какой он гадкий!» Даже его мать утка часто повторяла: «Глаза

бы мои на тебя не глядели!»

Из группы детей выбирается «гадкий утенок», а остальные дети – это птичий

двор.

Все

дети

демонстрируют

свое

отвращение,

брезгливость

к

утенку,

который на них не похож.

(Выразительные движения: неприязнь, отвращение - голова слегка откинута

назад, брови нахмурены, глаза слегка прищурены, верхняя губа подтянута

вверх. Униженность — голова опущена вниз, плечи сведены вперед, глаза

смотрят в пол.

Далее

разыгрывается

сценка

после

превращения

гадкого

утенка

в

прекрасного лебедя, когда он с гордым видом пролетает над птичьим двором

и все птицы восхищаются его грацией и красотой.

Выразительные движения: гордость — голова приподнята и повернута слегка

в сторону, глаза смотрят прямо, спина прямая.

Восхищение - рот слегка приоткрыт, глаза расширены и смотрят вверх, руки

ладонями на груди.)

2. «Остров плакс»

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он

старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его

и продолжают реветь.

(Мимика:

брови

приподняты

и

сдвинуты,

рот

полуоткрыт,

уголки

рта

опущены.)

3. «До встречи!»

От вокзала отходит поезд — бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и

папой провожают ее. Они машут ей поднятыми руками: «До свидания! До

встречи!»

4. «Потерял(а) варежку» (ленточку из косы, брошку и т.д.)

Девочка

приходит

с

прогулки

домой

печальная,

она

потеряла

варежку( ленточку...)

Страх

1. «Ваза»

Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела, что происходит на

улице. На столе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно

захлопнулось, ваза упала. Девочка очень испугалась. И тут в комнату вошла

мама.

Что она сказала и сделала девочке?

2. «Котенок потерялся»

Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел

бабочку и побежал за ней. Отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало

ему страшно.

Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела

она котенка и спрашивает: «Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?»

Котенок ей отвечает: «Я потерялся. Мне страшно. Я не знаю, как найти мой

дом и Васю».

Девочка приласкала котенка и проводила его домой.

3. «Один дома»

Мама - енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался

один дома. Вокруг темно, слышны разные шорохи.

Крошки- еноту страшно- а вдруг на него кто-нибудь нападет,

а мама не успеет прийти на помощь?

4. «Что в углу»

Что виднеется в углу

С черной тенью на полу.

Непонятное, немое,

Не пойму и сам какое,

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит,

Утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит? Стащит одеяло?

Свет зажгли – мне стыдно стало.

Я ошибся. Виноват.

Это – дедушкин халат! (А. Кушнир)

Диагностика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

(по Е.И. Изотовой)

начало

0

10

20

30

40

50

60

высокий

Средний

Низкий

Диагностика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

(по Е.И. Изотовой)

конец

0

10

20

30

40

50

60

70

Высокий

Средний

Низкий

Методика проведения диагностики детей старшего дошкольного

возраста по Е. И. Изотовой.

Материалы: конверт с письмом, листы бумаги, цветные карандаши.

Организация диагностической процедуры: Беседа проводится индивидуально

с ребенком.

Инструкция:

1.

Экспериментатор сообщает ребенку, что в детский сад пришло письмо

из Зазеркалья, читает его, создается проблемная ситуация: « В этой

стране разбилось зеркало настроений, и все настроения растерялись.

Хотел бы ты помочь найти их?

Затем ребенку предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на

изучение контекстных и свободных представлений об эмоциях, показать их.

Какие ты знаешь настроения? Назови их.

Что

такое

радость?

Когда

человек

радуется?

Представь,

что

жители

Зазеркалья тебя видят, попробуй показать им радость.

Что такое грусть? Когда ты грустишь?

Что такое страх?

Что такое удивление?

2.Создается ситуация выбора, в которой ребенку предлагается нарисовать

настроение.

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты смог бы сам дарить всем

настроения…

А) Какое настроение ты бы подарил маме? Нарисуй его.

Б) Какое бы ты хотел иметь настроение всегда? Нарисуй его.

В) Нарисуй настроение, которое бы ты никому никогда не подарил

Г) Какое у тебя сейчас настроение? Нарисуй его.

3. Ты помог вернуть настроения в Зазеркалье, и сегодня к нам пришли гости

из этой страны. Хочешь познакомиться с ними? Это гномики. У каждого из

них есть настроение, так же как у тебя, у меня, и у всех людей.

Экспериментатор

показывает

детям

карточки,

идет

обсуждение

каждого

персонажа.

Вопросы для обсуждения:

Как ты думаешь, какое настроение у первого гномика?

У тебя бывает такое настроение? Когда?

У кого еще ты часто замечаешь такое настроение?

Как ты думаешь, почему?

Анализ результатов проводится по следующим критериям:

1.

Наличие

эмоционального

отклика

на

ситуацию,

желание

самостоятельно выразить свои чувства

2.

Наличие знаний об эмоциях и причинах их проявления

3.

Наличие знаний о значениях эмоций

4.

Использование различных средств при выражении эмоций

5.

Передача в рисунке собственных и чужих эмоций путем изображения

адекватных лицевых экспрессий

6.

Наличие связи эмоций с ситуацией

7.

Вербальное

обозначение

эмоционального

состояния

с

опорой

на

лицевую экспрессию(пиктограмма)

8.

Установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией из

личного опыта

Представленные в нашем комплексе диагностические методики,

направленные на изучение особенностей идентификации и вербализации

эмоций в различных условиях предполагают уровневую обработку данных.

Результаты выполнения каждого задания соотносятся с уровнями.

- Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно

назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с

фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные

состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.

- Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась

содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 - 6 эмоций, правильно

назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.

- Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида

помощи: содержательная и предметно - действенная. Ребёнок смог правильно

обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

Заключение

Анализ проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного

возраста в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие

выводы:

- театрализованная игра является для дошкольников формой организации

жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;

- разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет

использовать её как одно из эффективных педагогических средств;

-

создание

психолого-педагогических

условий

является

основой

развития

театрализованной игры детей дошкольного возраста;

-

театрализованная

игра

является

источником

развития

чувств,

глубоких

переживаний, приобщает к духовным ценностям;

-

театрализованные

игры

развивают

эмоциональную

сферу

ребенка,

за-

ставляют

его

сочувствовать

персонажам,

сопереживать

разыгрываемые

события;

- театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е.

способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,

жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях,

находить адекватные способы содействия;

- театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных

навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение

или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную

направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Таким

образом,

систематическое

включение

театрализованных

игр

в

целостный

образовательный

процесс,

содержание

которого

актуализирует

эмоциональный

опыт

ребёнка; комплексное

использование различных

методов

и

приемов

руководства

театрализованной

игрой,

выполнение

различных

упражнений,

этюдов,

постоянное

обогащение

представлений

детей об окружающем мире и стимулирование самостоятельной игры,

а также партнёрская

позиция

взрослого

по

отношению

к

ребёнку

и

их

совместная

творческая

деятельность

это

условия эмоционального

развитие дошкольников.

В работе были подробно рассмотрены разные классификации эмоций, даны

основные

определения.

Выяснилось,

что

эмоциональное

развитие

детей

имеет возрастные особенности. Так, если в младшем дошкольном возрасте

происходит

развитие

и

осознание

таких

базовых

эмоций

как

радость,

страдание, гнев, удивление, то в старшем дошкольном возрасте происходит

закрепление этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее

ребёнку эмоций, происходит формирование общественных мотивов. В этом

возрасте эмоции – это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её

осмысление. Формируется эмоциональное предвосхищение, когда ребёнок

может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию

на его поведение со стороны других людей. Старший дошкольник начинает

включать в процесс управления своими эмоциями слова.

Таким

образом,

педагогам

необходимо

проводить

целенаправленную

и

последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Активировать

эмоции

детей

через

разные

виды

деятельности,

отдавая

предпочтение игре. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие

возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.

Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного

состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы

реагируем на мир через свои эмоции.

Литература

1. Анохин П.К.. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва 2010.

2.

В

мире

детских

эмоций:

пособие

для

практ.

работников

ДОУ/

Т.

А.

Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс,

2008.

3.

Вайнер

М.Э.

Профилактика,

диагностика

и

коррекция

недостатков

эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. -

М.: Педагогическое общество России, 2009

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.:

Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2008.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.:

Педагогика,1991

6. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования

/

Т.И.

Бабаева,

А.Г.

Гогоберидзе,

О.В.

Солнцева

и

др.

СПб.:

ООО

«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

– 321 с.

8. «Дошкольное воспитание» № 6\2006, Бабаева М.П. стр.18

9.

«Дошкольное

воспитание»

5\2005,

Минаева

В.

«Знакомим

детей

с

эмоциональным миром человека»

10. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и

практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский

центр «Академия», 2004.

11. Изард К. Эмоции человека – М., 2003.

12. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и

радуюсь.

Программы

эмоционального

развития

детей

дошкольного

и

младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.

13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие

для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 208с.

14. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие

для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2010.

15. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников:

Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство

Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО

«МОДЭК», 2008.

16.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки

России)

от

17

октября

2013

г.

N

1155

г.

Москва

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образовани»

17. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.

А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 2006.

18. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

19. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под

ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия»,

2003.

20.

Юрчук

Е.Н.

Эмоциональное

развитие

дошкольников:

Методические

рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008.



В раздел образования