Автор: Кистерёва Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1583 имени К.А.Керимова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание любви к Родине, как средство формирования у детей патриотических чувств"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание
любви
к
Родине,
как
средство
формирования
у
детей
патриотических чувств.
«Много есть на свете всяких хороших
государств и земель, но одна у человека
родная мать - одна у него Родина».
(К.Д.Ушинский)
У каждого человека есть родина. Родину, как и родителей не выбирают,
она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для меня
Родина – это, прежде всего место, где я родилась, это мои родители. Родина-
это дом, улица, где я проводила своё счастливое детство, друзья, с кем играла,
училась. Но «малая» родина немыслима и без родины «большой»- великой и
необъятной России. Россия! Это слово звучит гордо. Я счастлива, потому, что
родилась и живу в России. Это земля моих предков.
Богата Россия своей природой: лесами, реками, озёрами. В России
очень много красивых мест и одно из них – это мой родной провинциальный
городок. Я люблю его за тишину, за невысокие дома, за красоту храмов и
монастырей. А ещё люблю природу родного края: ароматы лугов и полей,
холмы, усеянные земляникой, берёзовые рощи, которыми можно любоваться
бесконечно.
Но
самое
главное
богатство
заключается
в
людях:
трудолюбивых, гостеприимных, мужественных, творческих и отзывчивых.
События
последних
десятилетий
в
нашей
истории
заставляют
по-
новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные
значения слов – патриотизм, гражданственность. В российском обществе
ощущается
дефицит
нравственности
как
отдельных
личностей,
так
и
взаимодействиях
между
людьми.
Одним
из
характерных
проявлений
духовной
опустошённости
и
низкой
культуры
выступило
утрачивание
патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. Но чтобы не
менялось
в
обществе,
воспитание
нежных
чувств
к
своей
Родине
у
подрастающего поколения, гордость за неё, необходимо во все времена.
Поэтому актуальная задача сегодня - это привитие детям любви к
русской
культуре,
ознакомление
с
её
истоками,
обычаями,
традициями,
обрядами, а, следовательно, и воспитания чувства любви к своей Родине.
Работая воспитателем в дошкольном отделении, я понимаю, что на
сколько сегодня важным становится гражданско-патриотическое воспитание.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности человека,
который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью. В этот
период
закладываются
нравственные
основы
гражданских
качеств,
формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе,
культуре.
Очень
важно
привить
детям
чувство
любви
и
привязанности
к
природным
и
культурным
ценностям
родного
края,
т.к.
именно
на
этой
основе воспитывается патриотизм. Чувство Родины начинается у ребёнка с
отношения к семье, и огромное значение имеет пример взрослых близких
людей. Уроки жизни, которые даёт семья, обладают огромной силой, потому
что уроки дают самые дорогие ребёнку люди. На конкретных фактах жизни
членов
семьи:
дедушек,
бабушек,
их
нелёгкой
доли
во
время
Великой
Отечественной войны, прививаются детям такие важные понятия как: долг
перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
Благодаря этим знаниям, дети понимают, что мы победили в той войне
потому, что любили свою Отчизну.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с
малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно
расширяясь,
эта
любовь
переходит
в
любовь
к
Родине,
её
истории,
прошлому
и
настоящему,
ко
всему
человечеству».
Эти
слова
Д.С.Лихачёва как нельзя точно отражают специфику и суть работы начальной
ступени школы по патриотическому воспитанию детей.
Патриотические
чувства
нельзя
воспитать
за
один
день
или
год.
Ежедневная,
кропотливая
работа
воспитателя
в
итоге
даёт
хорошие
результаты. Любовь воспитателя к Отчизне постепенно передаётся детям.
Очень
важно
донести
до
детей
чувство
уважения
и
преклонения
перед
подвигами наших предков.
В нашем дошкольном учреждении проводится множество мероприятий,
в
том
числе
беседы
на
темы:
«Богатыри
земли
русской».
«Защитники
Москвы», «Дети войны», «Мы солдаты» - о сегодняшних буднях Российской
Армии и т.д., которые пробуждают в детях гордость за свою страну - за отцов,
дедов, прадедов. В нашем детском саду существует многолетняя традиция:
накануне
праздника
Победы
с
детьми
старшего
возраста
приходить
к
памятному мемориалу и возлагать цветы в знак благодарности и памяти;
встречаться с участниками Великой Отечественной войны.
В
своей
работе
по
патриотическому
воспитанию
я
придерживаюсь
следующих задач:
- воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, детскому саду,
городу;
- формирование у детей бережного отношения к живой и неживой природе;
- воспитание уважения к труду людей;
- формирование базовых знаний о правах человека;
- знакомство с государственной символикой (флаг, герб, гимн);
- развитие интереса и уважения к культурному прошлому России средствами
эстетического
воспитания:
изобразительная
и
музыкальная
деятельность,
художественное слово.
Для решения этих задач используются разнообразные формы работы:
досуги,
театральные
представления,
выставки
детских
работ,
спортивные
праздники,
детские
проекты,
участие
в
конкурсах,
занятия,
экскурсии,
проведение патриотических праздников.
Патриотическое
воспитание
в
детском
саду
находится
в
тесной
взаимосвязи
с
умственным,
трудовым,
экологическим,
эстетическим
воспитанием. Решение данных задач происходит во всех видах деятельности
детей: в играх, в труде, в самостоятельной и образовательной деятельности.
Наши дети – это будущие граждане нашей страны. Именно они будут
творить историю своей Родины- России.
У каждого листочка,
У каждого ручья –
Есть главное на свете,
Есть Родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём.
Края свои родные
Мы Родиной зовём!
Кистерёва Людмила Васильевна -
воспитатель дошкольного отделения
ГБОУ Гимназия №1583