Автор: Менжаева Любовь Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: В.Бианки "Ёж -спаситель"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока по теме
В. Бианки "Ёж - спаситель"
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления рассказа В.Бианки "Ёж -
спаситель" с помощью средств технологии критического мышления.
Задачи урока:
Предметно-содержательная: формировать навыки чтения, умение работать с
литературным текстом.
Деятельностно-коммуникативная: развивать мышление, воображение, связную речь,
эмоционально-эстетическое восприятие литературного текста.
Ценностно-ориентационная: воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию
работы в парах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование урока:
Интерактивная доска, презентация;
Раздаточный материал;
Учебник: Л.А. Ефросинина, Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2013.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-
поисковый, исследовательский.
Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления,
игровая технология.
Структура урока.
1.
Организационный момент.
2.
Вызов.
3.
Осмысление.
4.
Рефлексия.
5.
Информация о домашнем задании.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость
общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а
помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Вызов.
-Богат наш край лесами. Зачем люди ходят в лес? Сегодня мы отправимся в лес. Кого бы
вы хотели встретить в лесу? Догадайтесь, о ком мы сегодня будем читать текст?
млекопитающее, залегает на зиму в спячку, ночной охотник, иглы- это колючий
панцирь, защита, фыркает, короткие ножки.
- Правильно, это ёж. Что вы можете рассказать о еже?
Я предлагаю вам поработать с текстом. (прием " Инсерт"). (Приложение 1)
- Что вы уже знали о еже? А что нового вы узнали о жизни ежа?
-Как вы думаете, что мы сегодня будем читать сказку или рассказ?
Чтобы узнать фамилию автора -вы поработаете в парах. Вам надо будет отгадать загадки и
по первым буква слов - отгадок составить слово.
( Дети работают в парах. "Буквенный диктант"). (Приложение2)
Проверка работы.
- Молодцы! Это Виталий Валентинович Бианки.
Виталий Валентинович Бианки – родился 12 февраля 1894г в Петербурге, в семье
известного русского ученого-биолога. Дома всегда было много зверья, птиц, жили
черепахи, ящерицы, змеи, был аквариум с рыбами. Каждое лето семья выезжала за город,
в деревню, на природу. Рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.
Вся обстановка, окружавшая с детства, пробудила и на всю жизнь определила его интерес
к родной природе.
Рассказы: Мышонок Пик, Бешеный бельчонок, Заяц-всезнаец, Кукушонок, Аришка
-Трусишка, Зайчата, Первая охота.
написал Виталий Бианки.
А как вы думаете, как может называться рассказ?
3. Осмысление.
- Текст называется "Еж- спаситель. Как вы думаете, за что же так могли назвать ежа?
Чтение текста с остановками? (Учебник стр. 13- 15).
1. Как звали девочку? Зачем Маша могла пойти в лес?
Кого она могла там встретить?
2. Так зачем же девочка пошла в лес? Как вы думаете, чем могла поранить ногу Маша?
3. Кто обидел девочку? Где сидел ёж?
Словарная работа
Засеменил-пошел быстро-быстро маленькими шажками.
Зафуфукал - запыхтел, засопел.
Зигзаг - ломаная линия
Ударить плетью - ударить туго сплетённой веревкой
Опомнилась - прийти в сознание
Что сделал ёж, увидев Машу? Как вы думаете почему он замолчал?
4. Как вы думаете, что будет дальше? Кого увидел еж? Что он сделал? Кто победил в бою?
Какие чувства вы испытывали, читая это произведение? Кто главный герой рассказа?
Почему вы так думаете?
Самостоятельное чтение текста.
- Рассмотрите иллюстрации на доске. Найдите в тексте предложения, которые относятся к
иллюстрациям.
- Что не хватает в рассказе, чтобы он стал сказкой?
Физминутка.
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .
Научили бегать…
Бегают на месте.
Творческая работа (работа в группах).
- Предлагаю вам поработать в группах.
Задание 1
Придумать, что думал ёжик, видя плачущую девочку. Рассказать в инсценировке
( передать характер ежа).
Задание 2
Какие слова и как могла прошипеть змея, увидев девочку. Рассказать в
инсценировке.
Задание 3
выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характер ежа;
наклеить эти слова на карточки.
Задание 4
выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характер
девочки Маши;
наклеить эти слова на карточки.
Задание 5
выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характер
змеи;
наклеить эти слова на карточки.
Задание 6
Придумать, что думал ёжик, видя плачущую девочку. Рассказать в инсценировке
( передать характер ежа).
Ключевые слова к заданиям 3-5.
рано-рано проснулась
накинула на себя платье
босиком побежала в лес
поскользнулась и вскрикнула от боли
до крови укололась
заплакала
от страха руки-ноги отнялись
опомнилась
вскочила и убежала домой
под кочкой сидел еж
свернулся и зафуфукал
замолчал
развернулся и быстро-быстро засеменил
навстречу змее
ловко подставил свои колючки
бросился
схватил зубами позади головы и наступил
ей на спину лапками
большая серая змея с черными зигзагами на
спине
шипит и высовывает розовый язык
вскинулась всем телом и кинулась на него -
как плетью ударила
страшно зашипела
повернулась и хотела уползти от него
Проверка работы в группах.
Предположите, что могло бы произойти, если рядом не оказалось ежа?
4. Рефлексия.
- Ребята, скажите, почему рассказ называется «Ёж- спаситель»?
- На доске 3 картинки с изображением ежа. На партах у вас у каждого лежат по 2 яблока:
красное и зеленое. Если вам сегодня на уроке все понравилось и у вас все получилось - вы
дарите ежику зеленое яблоко, если у вас что-то не получилось, то вы дарите ежику -
красное яблоко.
5. Информация о домашнем задании.
Учебник стр. 15 задание 3, Рт стр. 12-13.
.
Приложение 1
Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Всё тело ежа покрыто иголками
(кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две
черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный. Рацион «колючего
и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки,
мыши, змейки, земляника, малина.
Ёж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную от
ежа сторону, он не чувствует приближение человека или животного. Не убегает ёж потому,
что у него иной способ защиты: почуяв опасность, ёж сворачивается в клубок и
выставляет свои острые твёрдые иглы.
На охоте ёж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам. Немало ёж уничтожает
лесных мышей и других грызунов, а про насекомых и говорить нечего. Не пропустит ёж и
ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюк на
него почти не действует.
Летом ёж устраивает гнездо под кустом или вывороченным пнём в какой-нибудь ямке,
устилает его листьями. Здесь у него рождаются ежата. Ежата появляются на свет слепыми
и голыми. Первое время иголки у них светлые и мягкие. Они темнеют, крепнут и
становятся колючими во время выхода зверька из гнезда.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый ёж тёплое гнездо для зимовки. Ночью и
днём таскает себе в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит
более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он, свернувшись
клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. Так ёж
спит всю зиму до весеннего солнышка.
Врагов у ежа хватает. Особенно опасны ему филины, крупные совы, ястребы с длинными
когтями и крепкими клювами, а также лисы.
Приложение 2
1. Отгадайте загадки. Впишите в клеточки первые буквы слов-отгадок и узнаете
фамилию писателя.
1
2
3
4
5
6
1. Кто с высоких тёмных сосен 6. Ходит по двору надутый,
В ребятишек шишку бросил? Видом злой и даже лютый.
И в кусты через пенёк Грозно крикнет : " Клюк-клюк-клюк!"
Промелькнул, как огонёк? Называется ...
2. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
3. Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
4. Не олень и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это?
5. По реке плывёт бревно,
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...