Напоминание

В.Бианки "Ёж -спаситель"


Автор: Менжаева Любовь Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: В.Бианки "Ёж -спаситель"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока по теме

В. Бианки "Ёж - спаситель"

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления рассказа В.Бианки "Ёж -

спаситель" с помощью средств технологии критического мышления.

Задачи урока:

Предметно-содержательная: формировать навыки чтения, умение работать с

литературным текстом.

Деятельностно-коммуникативная: развивать мышление, воображение, связную речь,

эмоционально-эстетическое восприятие литературного текста.

Ценностно-ориентационная: воспитывать любовь и доброе отношение к животным;

способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию

работы в парах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование урока:

Интерактивная доска, презентация;

Раздаточный материал;

Учебник: Л.А. Ефросинина, Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2013.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-

поисковый, исследовательский.

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления,

игровая технология.

Структура урока.

1.

Организационный момент.

2.

Вызов.

3.

Осмысление.

4.

Рефлексия.

5.

Информация о домашнем задании.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость

общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а

помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Вызов.

-Богат наш край лесами. Зачем люди ходят в лес? Сегодня мы отправимся в лес. Кого бы

вы хотели встретить в лесу? Догадайтесь, о ком мы сегодня будем читать текст?

млекопитающее, залегает на зиму в спячку, ночной охотник, иглы- это колючий

панцирь, защита, фыркает, короткие ножки.

- Правильно, это ёж. Что вы можете рассказать о еже?

Я предлагаю вам поработать с текстом. (прием " Инсерт"). (Приложение 1)

- Что вы уже знали о еже? А что нового вы узнали о жизни ежа?

-Как вы думаете, что мы сегодня будем читать сказку или рассказ?

Чтобы узнать фамилию автора -вы поработаете в парах. Вам надо будет отгадать загадки и

по первым буква слов - отгадок составить слово.

( Дети работают в парах. "Буквенный диктант"). (Приложение2)

Проверка работы.

- Молодцы! Это Виталий Валентинович Бианки.

Виталий Валентинович Бианки – родился 12 февраля 1894г в Петербурге, в семье

известного русского ученого-биолога. Дома всегда было много зверья, птиц, жили

черепахи, ящерицы, змеи, был аквариум с рыбами. Каждое лето семья выезжала за город,

в деревню, на природу. Рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

Вся обстановка, окружавшая с детства, пробудила и на всю жизнь определила его интерес

к родной природе.

Рассказы: Мышонок Пик, Бешеный бельчонок, Заяц-всезнаец, Кукушонок, Аришка

-Трусишка, Зайчата, Первая охота.

написал Виталий Бианки.

А как вы думаете, как может называться рассказ?

3. Осмысление.

- Текст называется "Еж- спаситель. Как вы думаете, за что же так могли назвать ежа?

Чтение текста с остановками? (Учебник стр. 13- 15).

1. Как звали девочку? Зачем Маша могла пойти в лес?

Кого она могла там встретить?

2. Так зачем же девочка пошла в лес? Как вы думаете, чем могла поранить ногу Маша?

3. Кто обидел девочку? Где сидел ёж?

Словарная работа

Засеменил-пошел быстро-быстро маленькими шажками.

Зафуфукал - запыхтел, засопел.

Зигзаг - ломаная линия

Ударить плетью - ударить туго сплетённой веревкой

Опомнилась - прийти в сознание

Что сделал ёж, увидев Машу? Как вы думаете почему он замолчал?

4. Как вы думаете, что будет дальше? Кого увидел еж? Что он сделал? Кто победил в бою?

Какие чувства вы испытывали, читая это произведение? Кто главный герой рассказа?

Почему вы так думаете?

Самостоятельное чтение текста.

- Рассмотрите иллюстрации на доске. Найдите в тексте предложения, которые относятся к

иллюстрациям.

- Что не хватает в рассказе, чтобы он стал сказкой?

Физминутка.

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши) .

Не умел он топать —Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах) .

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши) .

Научили топать — Топ-топ-топ.

(Выполняют "топотушки").

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах) .

Научили бегать…

Бегают на месте.

Творческая работа (работа в группах).

- Предлагаю вам поработать в группах.

Задание 1

Придумать, что думал ёжик, видя плачущую девочку. Рассказать в инсценировке

( передать характер ежа).

Задание 2

Какие слова и как могла прошипеть змея, увидев девочку. Рассказать в

инсценировке.

Задание 3

выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характер ежа;

наклеить эти слова на карточки.

Задание 4

выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характер

девочки Маши;

наклеить эти слова на карточки.

Задание 5

выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характер

змеи;

наклеить эти слова на карточки.

Задание 6

Придумать, что думал ёжик, видя плачущую девочку. Рассказать в инсценировке

( передать характер ежа).

Ключевые слова к заданиям 3-5.

рано-рано проснулась

накинула на себя платье

босиком побежала в лес

поскользнулась и вскрикнула от боли

до крови укололась

заплакала

от страха руки-ноги отнялись

опомнилась

вскочила и убежала домой

под кочкой сидел еж

свернулся и зафуфукал

замолчал

развернулся и быстро-быстро засеменил

навстречу змее

ловко подставил свои колючки

бросился

схватил зубами позади головы и наступил

ей на спину лапками

большая серая змея с черными зигзагами на

спине

шипит и высовывает розовый язык

вскинулась всем телом и кинулась на него -

как плетью ударила

страшно зашипела

повернулась и хотела уползти от него

Проверка работы в группах.

Предположите, что могло бы произойти, если рядом не оказалось ежа?

4. Рефлексия.

- Ребята, скажите, почему рассказ называется «Ёж- спаситель»?

- На доске 3 картинки с изображением ежа. На партах у вас у каждого лежат по 2 яблока:

красное и зеленое. Если вам сегодня на уроке все понравилось и у вас все получилось - вы

дарите ежику зеленое яблоко, если у вас что-то не получилось, то вы дарите ежику -

красное яблоко.

5. Информация о домашнем задании.

Учебник стр. 15 задание 3, Рт стр. 12-13.

.

Приложение 1

Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Всё тело ежа покрыто иголками

(кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две

черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный. Рацион «колючего

и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки,

мыши, змейки, земляника, малина.

Ёж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную от

ежа сторону, он не чувствует приближение человека или животного. Не убегает ёж потому,

что у него иной способ защиты: почуяв опасность, ёж сворачивается в клубок и

выставляет свои острые твёрдые иглы.

На охоте ёж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам. Немало ёж уничтожает

лесных мышей и других грызунов, а про насекомых и говорить нечего. Не пропустит ёж и

ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюк на

него почти не действует.

Летом ёж устраивает гнездо под кустом или вывороченным пнём в какой-нибудь ямке,

устилает его листьями. Здесь у него рождаются ежата. Ежата появляются на свет слепыми

и голыми. Первое время иголки у них светлые и мягкие. Они темнеют, крепнут и

становятся колючими во время выхода зверька из гнезда.

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый ёж тёплое гнездо для зимовки. Ночью и

днём таскает себе в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит

более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он, свернувшись

клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. Так ёж

спит всю зиму до весеннего солнышка.

Врагов у ежа хватает. Особенно опасны ему филины, крупные совы, ястребы с длинными

когтями и крепкими клювами, а также лисы.

Приложение 2

1. Отгадайте загадки. Впишите в клеточки первые буквы слов-отгадок и узнаете

фамилию писателя.

1

2

3

4

5

6

1. Кто с высоких тёмных сосен 6. Ходит по двору надутый,

В ребятишек шишку бросил? Видом злой и даже лютый.

И в кусты через пенёк Грозно крикнет : " Клюк-клюк-клюк!"

Промелькнул, как огонёк? Называется ...

2. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

3. Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

4. Не олень и не бык,

В жарких странах жить привык.

На носу имеет рог.

Кто же это?

5. По реке плывёт бревно,

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...



В раздел образования