Автор: Иванова Татьяна Вячеславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия 9"
Населённый пункт: Королев МО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока музыки в 4 классе"("хованщина")
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА МУЗЫКИ
в _4 классе
Автор – учитель музыки ___Иванова Т.В._______________________
4 класс
1 ЧЕТВЕРТЬ
6 урок
Стр. учебника 100-101
Раздел
"В музыкальном театре".
Тема
Опера
«Хованщина»М.Мусоргского.
Песня-ария
«Исходила
младешенька
Цель
Сформировать представление о влиянии русской народной песни на
оперное творчество русский композиторов.
Задачи
1. Продолжить знакомство с творчеством русского композитора М,П.
Мусоргского.
2. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал
урока; развивать способность вслушиваться в характер музыки,
размышлять и анализировать; развивать внимание, память.
3.Практическое
освоение
песни
«Исходила
младешенька»
в
процессе
исполнительской творческой деятельности.
4.Расширение эмоционально-образного словаря.
5.Научиться самостоятельно определять куплетно-вариационную форму.
Планируемые результаты:
Личностные
Предметные
Метапредметные
Формирования
основ
гражданской
идентичности.
Формирование
у в а ж е н и я
к
национальной
музыкальной культуре
Оценка
жизненных
ситуаций
и
поступков
героев.
Развитие
Формирование понятия
«музыкальный
образ-
стиль-язык».
Освоение
интонационных
особенностей
русской
лирической песни
Закрепление знаний об
особенностях
русской
музыки.
Умение
о п р е д е л я т ь
Формирование
н а в ы к о в
а н а л и з а
разнородных
произведений
и с к у с с т в а
и
построения
модели
художественного
произведения.
О с в о е н и е
о с н о в
координированной
р а б о т ы
в
ц е л о м
коммуникативных
навыков
в
проце сс е
коллективного
воплощения
художественно-
музыкальных образов.
куплетно-
вариационную форму.
коллективе, в парах и в
малых группах.
Понятийный
аппарат
опера, ария , куплетно-вариационная форма, русская народная
музыка, песня, ритм, лад, вариантность интонаций, образ
Эмоциональный
словарь
нежная
,
светлая,
спокойная,
задумчивая
,
лирическая
,
протяжная , распевная, драматичная , хрупкая и сильная.
Произведения
искусства
1.Мусоргский «Рассвет на Москва- реке» из оперы «Хованщина»
2.Мусоргский .Ария Марфы «Исходила младешенька»
3.С.Прокофьев «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»
Зрительный ряд
1)
Фрагмент оперы в исполнении Мариинского театра под
руководством В.Гергиева -1991г
2)
Иллюстрации в учебнике
Раздаточный
материал
Карточки с цифровой записью для свирели «Исходила
младешенька».
Врем.
Слайды или
ссылки
Содержание урока
Ключевые вопросы
или проблемы
5
мин.
Мотивация учебной деятельности.
Мусоргский опера
«Хованщина»
Вступление
2
мин.
Формулирование темы урока.
Песня –ария
Марфы «Исходила
младешенька»
2
мин.
Учебник 4 класса,
с.100-101,
раздаточный
материал.
Актуализация темы урока
Образ Марфы в
опере
«Хованщина»
10
мину
т
Учебник 4 класса
стр. 100-101 ,
видео материал
(фрагмент оперы
«Хованщина»
Освоение нового музыкального
материала в процессе
художественно-творческой
деятельности.
«Исходила
младешенька»
интонационная и
ладовая близость
арии Марфы
русской народной
песне, куплетно-
вариационная
форма.
15
мину
т
Учебник,
раздаточный
материал.
Освоение нового музыкального
материала в процессе
исполнительско-творческой
деятельности.
Вокально-хоровое
и
инструментальное
исполнение
мелодии
5-7
мин.
Учебник.
Рефлексия.
Выбор домашнего
задания.
Экспресс-
диагностика.
Вывод урока (с
оценкой работы
класса)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Слушание. Мусоргский. «Хованщина»
Вступление.
Организационно-направляющая.
Акцентирование внимания
учащихся на ладовую и
ритмическую основы музыки .
Ответы на вопросы, сообщения учеников (дз),
формулировка темы урока
Кто сочинил эту музыку ? Что
мы знаем о Мусоргском?
Что такое опера, вступление,
ария ?
Сформулируйте тему урока.
Работа в парах в учебнике 4 класса, с.100-101.
Слушание с опорой на нотную запись
учебника.
Рассмотреть иллюстрации учебника.
Характер героини оперы
«Хованщина» Марфы (хрупкая
,нежная ,страдающая –сильная,
волевая)
Слушание «Исходила младешенька»: анализ
характера музыки.
Просмотр видеофрагмента.
Какими интонационно-
стилистическими средствами
Мусоргский раскрывает образ
Марфы? Понятие интонационная
вариативность.
Разучивание песни «Исходила младешенька»
(хоровое пение, свирель, опора на нотную и
цифровую запись с использованием
раздаточного материала).
Координация деятельности детей,
формирование вокальных
навыков, навыков
инструментального
исполнительства и помощь в
освоении нотной грамоты.
Сравнительный анализ стилистики , формы,
интонаций :
ария-песня «Исходила младешенька» и песнь
девушки «Мертвое поле» С. Прокофьева.
Координация деятельности детей,
акцентирование на формировании
навыков сравнительного анализа,
расширении эмоционально-
образного языка.
Дети выбирают и обосновывают домашнее
задание, отвечают на вопросы экспресс-
диагностики ( в командах по 4 человека),
делают вывод об образе Марфы ,созданном
Мусоргским ,о близости арии Марфы
народной лирической песне.
Координация деятельности детей,
контроль освоения материала.