Автор: Депутатова Евгения Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 248 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление дошкольников с натюрмортом"
Раздел: дошкольное образование
Депутатова Евгения Леонидовна
Воспитатель Детского сада № 248 ОАО «РЖД»
Частное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
№
248
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Приморский край, город Владивосток
«Ознакомление дошкольников с натюрмортом»
Натюрморт – первый жанр в живописи, с которым, как показывают
исследования
педагогов
и
психологов,
нужно
знакомить
дошкольников.
Он
не
только
вызывает
наибольший
эмоциональный
отклик
у
детей
уже
с
3-4
лет,
ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей
к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в
красоту
изображенных
предметов
и
любоваться
ими.
Искусство
пробуждает
у
детей
эмоционально-творческое
начало.
С
помощью
живописи
дети
учатся
понимать
гармонию
природы.
Когда
мы
рассматриваем
натюрморты
разных
художников, мы видим. Насколько они разнообразны по содержанию, по средствам
выразительности и творческой манере каждого художника.
В отборе произведений надо учитывать принцип разнообразия
художественных
средств
выразительности
и
манеры
исполнения.
Для
рассматривания с детьми отбираются картины, в которых предметы расположены в
круг, треугольник, ассиметрично, симметрично, в центре. Одновидовый натюрморт
изображает объекты одного конкретного вида: только цветы, только фрукты или
только овощи. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и
фрукты,
цветы
и
посуда)
такой
натюрморт
определяется,
как
смешанный
по
содержанию. К натюрморту сюжетному можно отнести картины с изображением
живых
существ:
птиц,
животных,
человека
или
включением
в
них
пейзажа.
Натюрморты должны реалистично отображать знакомые детям предметы, явления
общественной жизни и природы.
Составляя композицию натюрморта нужно рассмотреть её с
различных
точек
зрения
и
выбрать
наиболее
удачную,
ту,
с
которой
более
интересно
выглядят
формы
предметов.
Обычно
это
бывает
при
боковом
освещении. Следует продумать, какой формат бумаги лучше выбрать, как лучше
будет
смотреться
изображение
на
листе
–
горизонтально
или
вертикально.
Начинать рисунок нужно с композиционного размещения предметов на листе.
Очень важно разместить всю группу предметов так, чтобы лист был заполнен
равномерно.
Вместе
с
тем
нужно
следить,
чтобы
изображаемые
предметы
не
упирались в края листа, но и чтобы не оставалось много пустого места. При
составлении
композиции
натюрморта
всегда
присутствует
главный
предмет,
отличающийся от других по размеру, форме, цвету. Этот предмет лучше размещать
ближе к середине постановки. Вокруг него располагаются остальные предметы
натюрморта. На первый план в виде акцента можно поместить небольшой предмет,
отличающийся по фактуре и цвету от остальных. Для завершения композиции, а
так же связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировку,
подчеркивая
этим
ещё
и
разницу
между
твёрдыми
предметами
и
мягкой
струящейся тканью.
При составлении натюрморта для рисования детьми следует
учитывать следующее:
- состоит из трех предметов (одного большого в центре композиции и двух-
трёх меньшего размера) и драпировки;
- предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;
- маленькие предметы могут быть активными по цвету;
- предметы не должны совпадать по цвету с драпировкой;
-
размещение
постановки
при
прямом
дневном
свете
(легко
читаются
цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).
« Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель
мира.
Так
пусть
перед
ним
открывается
чудесный
мир
в
живых
красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве и
красоте. » В.Н. Сухомлинский.
Список использованной литературы:
1.Комарова Т.С. «Как научить ребёнка рисовать» М., Столетие 1998
2.Герчук Ю.А. «Основы художественной грамоты» М., Учебная литература
1998