Напоминание

"Формирование регулятивных УУД в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации"


Автор: Кибякова Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №40 имени В.Токарева"
Населённый пункт: г.Бийск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование регулятивных УУД в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование регулятивных УУД в системе подготовки учащихся к итоговой

аттестации

Цель: представить систему работы учителя-филолога по подготовке к

государственной итоговой аттестации.

Задачи:

• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий,

методов, приемов, используемых на уроках русского языка;

• совместная отработка методических подходов и приемов;

• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-

класса.

Русский

язык

является

основной

дисциплиной

для

обучающихся

в

средних

общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения

новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к итоговой

аттестации стала одной из самых актуальных.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности

учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя,

вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем

эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно

формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из своего опыта я могу выделить

следующие

направления

работы

предметной

подготовки

учащихся

к

итоговой

аттестации:

развитие мотивации и целеполагания;

формирование умения решать задания разного уровня;

развитие самоконтроля;

формирование уверенности и положительной самооценки;

Задачи педагога:

правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и

навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и

возможностями;

организовать системную работу в основной (с 5 по 9 класс) школе обучения

предмету;

работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к итоговой аттестации должна обязательно отличаться от традиционного

повторения

школьной

программы

по

русскому

языку

и

должна

быть

строго

ориентирована

на

определённую

форму

экзамена

и

на

специфическую

систему

проверки.

Система работы по подготовке к итоговой аттестации.

1.

Создание

методической

базы. Приобретаем

учебно-методические

пособия

ФИПИ

и

пособия,

авторами

которых

являются

разработчики

контрольно-

измерительных

материалов.

Пособия

позволяют

эффективно

организовать

фронтальную

работу

в

классе,

самостоятельную

работу

дома,

осуществлять

дифференцированный и индивидуальный подход.

2. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился

материалами для использования тестовых технологий в разных классах. Использую

тестовые

технологии на

этапах

изучения

нового

материала,

закрепления,

обобщения

и

проверки

знаний.

Применяю

различные

виды

тестов:

с

выбором

ответов

и

без

выбора

ответов,

с

развёрнутым

ответом,

на

соответствие,

на

заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание

текста.

3

. Активно

использую информационно

-

коммуникационные

технологии

(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы),

которые

эффективно

помогают

ученикам

в

подготовке

к

урокам,

к

экзамену.

Применяю

специально

разработанные интерактивные

тренажеры. Опыт

показывает,

что

наиболее

заинтересованные

в

результатах

итоговой

аттестации

учащиеся

активно

выполняют

работы

в

режиме

online

и

обращаются

за

консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их

родителям

прежде

всего

официальные

сайты edu,

fipi,

«По

уши

в

ГИА,ЕГЭ».

Предложенная

система

позволяет

каждому

учащемуся

выполнять

задания

в

необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

4.

Работа

с

текстом учит

слушать

текст,

анализировать

его

содержание

и

лингвистические

компоненты,

структурировать

информацию,

интерпретировать

чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Такая работа направлена на

формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного

текста.

5. Включение факультативных и элективных занятий в систему подготовки к

итоговой аттестации.

а) «Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста»;

б) «Лексическое богатство русского языка»;

в) Элективный курс «Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики» и др.

6. Диагностика уровня подготовки учащихся. Как показывает опыт, не все дети

способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания

ситуации

успеха

для

каждого

ученика

применяю технологию

уровневой

дифференциации -

внутреннюю

дифференциацию,

учитывая

индивидуальные

возможности

каждого

ученика.

Для

этого

применяю карточки

базового

и

продвинутого уровня.

7.

Папка «В

помощь

выпускнику».

Схемы,

таблицы,

опорные

конспекты,

памятки собраны

в

одну

папку. Информация в одном месте даёт возможность

быстро

находить

нужный

раздел.

Систематически

повторять

материал

по

всем

частям экзаменационной работы.

8. Организация информационной работы по подготовке к итоговой аттестации

важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В

рамках

информационной

работы

в

кабинете

был

оформлен

стенд,

отражающий

общую информацию, связанную с итоговой аттестацией по русскому языку, также на

стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции

по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для

выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Заключение. Такая система работы помогает решать основную задачу современной

методики

обучения

русскому

языку

формирование

трёх

видов

компетенции

учащихся: языковой; лингвистической; коммуникативной.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по

русскому

языку

помогает

и

учителю,

и

ученику

преодолеть

психологический

дискомфорт во время итогового контроля знаний.



В раздел образования