Автор: Кибякова Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №40 имени В.Токарева"
Населённый пункт: г.Бийск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование регулятивных УУД в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации"
Раздел: полное образование
Формирование регулятивных УУД в системе подготовки учащихся к итоговой
аттестации
Цель: представить систему работы учителя-филолога по подготовке к
государственной итоговой аттестации.
Задачи:
• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий,
методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-
класса.
Русский
язык
является
основной
дисциплиной
для
обучающихся
в
средних
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения
новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к итоговой
аттестации стала одной из самых актуальных.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности
учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя,
вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем
эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно
формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из своего опыта я могу выделить
следующие
направления
работы
предметной
подготовки
учащихся
к
итоговой
аттестации:
развитие мотивации и целеполагания;
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки;
Задачи педагога:
правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и
навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и
возможностями;
организовать системную работу в основной (с 5 по 9 класс) школе обучения
предмету;
работать в тесном контакте с родителями.
Подготовка к итоговой аттестации должна обязательно отличаться от традиционного
повторения
школьной
программы
по
русскому
языку
и
должна
быть
строго
ориентирована
на
определённую
форму
экзамена
и
на
специфическую
систему
проверки.
Система работы по подготовке к итоговой аттестации.
1.
Создание
методической
базы. Приобретаем
учебно-методические
пособия
ФИПИ
и
пособия,
авторами
которых
являются
разработчики
контрольно-
измерительных
материалов.
Пособия
позволяют
эффективно
организовать
фронтальную
работу
в
классе,
самостоятельную
работу
дома,
осуществлять
дифференцированный и индивидуальный подход.
2. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился
материалами для использования тестовых технологий в разных классах. Использую
тестовые
технологии на
этапах
изучения
нового
материала,
закрепления,
обобщения
и
проверки
знаний.
Применяю
различные
виды
тестов:
с
выбором
ответов
и
без
выбора
ответов,
с
развёрнутым
ответом,
на
соответствие,
на
заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание
текста.
3
. Активно
использую информационно
-
коммуникационные
технологии
(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы),
которые
эффективно
помогают
ученикам
в
подготовке
к
урокам,
к
экзамену.
Применяю
специально
разработанные интерактивные
тренажеры. Опыт
показывает,
что
наиболее
заинтересованные
в
результатах
итоговой
аттестации
учащиеся
активно
выполняют
работы
в
режиме
online
и
обращаются
за
консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их
родителям
прежде
всего
официальные
сайты edu,
fipi,
«По
уши
в
ГИА,ЕГЭ».
Предложенная
система
позволяет
каждому
учащемуся
выполнять
задания
в
необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
4.
Работа
с
текстом учит
слушать
текст,
анализировать
его
содержание
и
лингвистические
компоненты,
структурировать
информацию,
интерпретировать
чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Такая работа направлена на
формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного
текста.
5. Включение факультативных и элективных занятий в систему подготовки к
итоговой аттестации.
а) «Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста»;
б) «Лексическое богатство русского языка»;
в) Элективный курс «Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики» и др.
6. Диагностика уровня подготовки учащихся. Как показывает опыт, не все дети
способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания
ситуации
успеха
для
каждого
ученика
применяю технологию
уровневой
дифференциации -
внутреннюю
дифференциацию,
учитывая
индивидуальные
возможности
каждого
ученика.
Для
этого
применяю карточки
базового
и
продвинутого уровня.
7.
Папка «В
помощь
выпускнику».
Схемы,
таблицы,
опорные
конспекты,
памятки собраны
в
одну
папку. Информация в одном месте даёт возможность
быстро
находить
нужный
раздел.
Систематически
повторять
материал
по
всем
частям экзаменационной работы.
8. Организация информационной работы по подготовке к итоговой аттестации
– важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В
рамках
информационной
работы
в
кабинете
был
оформлен
стенд,
отражающий
общую информацию, связанную с итоговой аттестацией по русскому языку, также на
стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции
по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для
выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Заключение. Такая система работы помогает решать основную задачу современной
методики
обучения
русскому
языку
–
формирование
трёх
видов
компетенции
учащихся: языковой; лингвистической; коммуникативной.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по
русскому
языку
помогает
и
учителю,
и
ученику
преодолеть
психологический
дискомфорт во время итогового контроля знаний.