Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
« Юргамышская школа искусств»
Класс - концерт
Преподавателя Дустановой С.Г.
«
Его
величество
-
рояль
»
п.Юргамыш 2015г.
План-конспект класс-концерта
преподавателя фортепиано
Дата проведения: 25 декабря 2015 года.
Тема концерта : «Его величество – рояль».
Цель :
•
создать условия для демонстрации учащимися своих достижений в
овладении навыками игры на фортепиано.
Задачи :
Образовательные:
•
сформировать
представление
о
музыкальных
инструментах,
предшествующих роялю;
•
прививать
учащимся
навыки
передачи
содержания
музыки
в
соответствии с авторским замыслом;
•
создать условия для формирования понятия «эстрадная выдержка»,
чтобы исключить возможность неуверенной игры на сцене.
Воспитательные:
•
воспитывать
исполнительскую
волю,
преодоление
сценического
волнения;
•
воспитывать
коммуникативную
культуру
поведения
и
эстетический
вкус;
•
воспитывать
умение
в
состоянии
творчества
ощущать
удобство,
ловкость в движениях.
Развивающие:
•
расширять кругозор учащихся;
•
создать условия для развития познавательного интереса и стремления к
новым достижениям в исполнительском искусстве;
•
создать
условия,
не
допускающие
физического
и
психического
утомления от исполнения музыкальных произведений на сцене.
Методы:
•
словесный:
рассказ педагога
декламация стихотворений
•
практический:
исполнение учащимися музыкальных произведений.
Оборудование:
- рояль
- пианино
- электронное пианино
- банкетка
- подставка для ног (учащимся 1 класса)
- музыкальный центр
Структура класс - концерта:
•
Организационный этап:
а) приветствие;
б) актуализация темы.
•
Практическая часть:
исполнение учащимися музыкальных произведений
•
Заключительная часть: клятва роялю.
Ход концерта:
•
Организационный этап:
а) приветствие:
- Добрый вечер, наши дорогие слушатели! Сегодняшнюю встречу мы
посвящаем роялю, она так и называется «Его величество – Рояль».
б) актуализация темы:
- Вы сможете насладиться музыкой, исполняемой на этом инструменте
вашими
детьми.
Кроме
того,
вы
услышите
стихи,
которые
не
были
бы
написаны, если бы не существовало нашего любимого инструмента – Его
Величества Рояля. И сегодня мы признаёмся ему в любви.
2. Теоретическая часть:
- Проводя много времени в обществе рояля, мы, по сути, мало знаем о нём.
Изобретение
фортепиано
принято
связывать
с
именем
флорентийца
Бартоломео
Христофори.
Но
когда
идея
носится
в
воздухе,
обычно
её
воплощают одновременно и независимо разные люди: во Франции – Жан
Мариус, в Германии – Готлиб Шрётер. Инструмент Христофори оказался
более удачным, и кроме того, был продемонстрирован публике раньше, ведь
Бартоломео
работал
хранителем
и
реставратором
музея
музыкальных
инструментов
во
дворце
флорентийского
герцога
Медичи.
Там
он
и
представил
его
гостям,
но
ожидаемой
радости
не
получилось:
многие
композиторы
и
исполнители
того
времени
отзывались
о
фортепиано
неодобрительно.
Инструмент был представлен даже Иоганну Себастьяну
Баху, но похвалы не последовало.
За время существования инструмент много раз пытались усовершенствовать.
Например,
предлагали
две
клавиатуры
или
клавиатуру,
как
у
печатной
машинки. Но всё тщетно.
Рояль имеет уникальный диапазон, охватывает спектр звучания всех
оркестровых
инструментов:
от
самых
низких
нот
басового
фагота
-
до
верхних нот флейты-пикколо.
Наш инструмент очень непритязателен при всех своих возможностях. Он –
самостоятельный участник различных ансамблей, также играет с оркестром,
и он же – аккомпанирующий инструмент.
Рояль
вдохновлял
не
только
музыкантов,
поэтов,
но
и
художников.
Существует много прекрасных полотен с его изображением, где музыкальный
инструмент - один из героев сюжета.
Каждый инструмент имеет свою историю, свой характер. Ведь пианино
и
рояли
всех
марок
и
размеров
от
бюджетных
«Красных
Октябрей»
и
«Аккордов», представительских «Петрофф» и «Вайнбахов» до аристократов
«Стенвеев», «Фёрстеров» и «Бехштейнов» достойны нашей любви.
3.Практическая часть:
-
А
сейчас
мы
начинаем
наш
концерт.
Эпиграфом
будем
считать
замечательные слова: «Её величество Музыка никогда не фальшивит, равно
как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое».
«Загадка»
Н. Болтачёва
Он стоит в концертном зале,
Клавесином был вначале.
Может «форте» и «пиано»
Исполнять вам неустанно.
В нём звучит мажор, минор.
Всем известно с давних пор,
в мире звуков он – король.
Фа диез и си бемоль
Дружно в нём живут.
Стоя рядом с ним, поют.
Клавиши перебирают
Нажимают на педаль.
Этот инструмент – РОЯЛЬ.
1. Вохменцева Аня, ученица 1 класса:
.
Исполняет ансамбль с педагогом. Красев " Ёлочка".
«Нам купили пианино».
А. Боголюбова
- Нам купили пианино! –
Говорит сестрёнка Нина.
- Нам купили фортепьяно! –
Говорит сестрёнка Яна.
Спорит Нина.
- Пианино!
Спорит Яна.
- Фортепьяно!
Спорит Яна, спорит Нина.
- Фортепьяно! Пианино!
Их попробуй, разними, -
Си, ля, соль, фа, до, ре, ми!
Есть диез, и есть бемоль, -
До, ре, ми, фа, си, ля, соль!
Вот играть садится Нина,
И играет пианино.
Вот играть садится Яна,
И играет фортепьяно.
Вот бы им ужиться в мире
И играть в руки четыре!
•
Клыгина Полина и Савина Ксюша, ученицы 1класса
Исполняют русскую народную песню «На горе - то калина».
«Я целый день играла гаммы».
Инна Левченко
Под неусыпным взором мамы,
Я целый день играла гаммы,
И просто выбилась из сил,
Играя: До – Ре – Ми - Фа… Си…
Не помню, как сползла со стула,
И как на клавишах уснула,
И снились снова те же гаммы,
И клавиши фортепиано…
•
Степанова Лера, ученица 1класса
исполнит вместе с преподавателем пьесу Эрнесанса
"Паровоз"
«Форте и пиано».
Любовь Добреева
Чтобы музыкой игрушки
Не тревожить утром рано,
Вы играйте тихо-тихо,
«Тихо» в музыке – «пиано».
Наконец, игрушки встали,
Вы теперь их раззадорьте
И играйте громко-громко,
«Громко» - это значит «форте»!
•
Мыльникова Юля, ученица 1класса
Исполняет русскую народную песню " Весёлые гуси".
«Подготовка».
Л. Слуцкая
Эта игра хоть игра, но и труд.
Руки вначале пускай отдохнут.
В небо взлетят и всей тяжестью вниз,
Чтоб получить музыкальный сюрприз.
•
Миргалеева Кристина, ученица 1 класса
Исполняет украинскую народную песню " Ехал казак за Дунай".
«Весёлая мышка».
А. Усачёв
Весёлая мышка в рояле жила,
Она музыкальною мышкой была,
И часто под звуки рояля
Пищала она: «Тра – ля – ля – ля!»
Хозяин рояля о мышке не знал.
Он топал ногой и по крышке стучал,
Когда начинало в рояле
Фальшиво звучать: «Тра – ля – ля – ля!»
Но вот знаменитый настройщик пришёл
И сразу дефект у рояля нашёл.
- Ах, вот, - он воскликнул, - в чём дело?! –
И мышь от стыда покраснела.
А мастер из сумки достал инструмент
И правильно мышку настроил в момент.
И вот она вместе с роялем
Отлично поёт: «Тра – ля – ля – ля!»
Поют композитор, настройщик и мышь,
Зовут всех троих на гастроли в Париж,
А если там нету рояля,
Им все подпоют: «Тра – ля – ля – ля!»
•
Байманова Вика и Колупаева Вика, ученицы 2 и 3 класса
Исполнят произведение А. Пахмутовой «Песня».
«Мне купили пианино».
В. Макарченко
Мне купили пианино.
- Развивать талант у сына! –
Заявила твёрдо мама. –
Не сутулься. Сядь-ка прямо.
Мы с тобой разучим в сроки
Все домашние уроки…
В небе солнце, или тучи –
Мы упрямо гаммы учим.
Идут мальчишки на футбол.
А Генка с папой в лес пошёл,
На охоту за грибами.
Я играю маме гаммы.
- Ну, прислушайся, как надо!
Тут сажусь я с мамой рядом.
- Послушай, как звучит урок!
И всё у мамы – точно в срок.
И вновь мелодии звучат…
А я за маму очень рад.
Ведь у неё большой талант.
Вот мама – явно музыкант.
Мне купили пианино –
Музыкантом сделать сына…
Я давно забросил гаммы.
Инструмент теперь… для мамы.
•
Быстров Максим, ученик 2 класса и Светлана Геннадьевна
«Танго».
«Наша маленькая Нина».
В. Логовская
Наша маленькая Нина
Разлюбила пианино.
Только сядет за урок,
Котик на коленки – скок!
Кузя скок, и кузя прыг,
Наша Нина в рёв и крик:
- Я играть не буду гаммы, -
Нина жалуется маме.
- Мне мешает вредный кот,
Лапой клавиши он бьёт.
- Что ж, - сказала Нине мама, -
Выход мы найдём из драмы:
Мы кошачье пианино
Кузе купим. Верно Нина?
Пусть его наш славный кот
Хоть в четыре лапы бьёт!
•
Либец Миля, ученица 2 класса
Исполняет в ансамбле с преподавателем «Песенку львёнка
и черепахи"» Г. Гладков.
«Звонкие нотки».
Т. Лаврова
В городишке у реки,
Где ромашки, васильки
Нотки звонкие живут,
В доме праздник создают.
Все – певцы и музыканты,
Превосходные таланты!
Имена покрыты славой,
Дружат ноты всей октавой.
Отдыхают на линейках –
Тонких лесенках – скамейках.
Есть своё у всех местечко.
Днём купаться ходят в речке,
Чай гоняют неустанно
Очень дружным нотным станом.
Наши нотки – не лентяйки,
Все отличные хозяйки.
Варят вкусное варенье,
Стол накроют – загляденье!..
А уж если запоют,
Всю округу созовут.
Веселятся от души!
Нотки чудо хороши!
Пляшут-пляшут день-деньской
На полянке за рекой.
•
Меньщикова Настя, ученица 3 класса
Исполнит Вальс " Летучая мышь" И. Штрауса.
«По чёрно-белым клавишам».
С. Майер
По чёрно-белым клавишам рояля,
Мелодию настойчиво ища,
Как бабочки, блистательно порхает,
По клавишам стучит твоя душа.
Сплетая звуки в тонкие аккорды,
Пытаясь выразить смятенье своих чувств,
Перебирает друг за другом ноты,
Но, неожиданно, находит только грусть.
По чёрно-белым клавишам рояля
Играешь, выражая чувств фонтан.
Со временем потом душа узнает,
Как из фонтана создан океан.
•
Меньщикова Настя, ученица 3 класса
«Колыбельная» Брамс с оркестровым сопровождением.
«В музыкальном магазине».
Д. Смайлз
В музыкальном магазине
Мы сегодня неспроста.
Покупаем пианино,
Наконец сбылась мечта!!!
Разовью свои таланты,
Буду ноты изучать.
Стану юным музыкантом,
Чтоб на сцене выступать.
А пока, расправив плечи,
Чтоб без дела не скучать,
Маме с папой каждый вечер,
Буду Моцарта играть.
•
Варвара и Александра Харины, ученицы 5 класса
Исполнят произведение В. А. Моцарта «Менуэт» из
симфонии № 39.
«Старый рояль»
Джелал
Конечно, стар, но как всегда – роскошен,
В углу гостиной у окна грустит рояль –
Король гармоний. Нынче он заброшен
И не тревожит струн старинных сталь.
Король молчит. Он, может быть, мечтает,
Что Королева вновь к нему придёт
И царских рук стремительный полёт
Его клавиатуру обласкает.
Рояль молчит, он вновь не запоёт.
И струн стальных натянутые нервы
Не вздрогнут вдруг под пальцами Её.
Король своей лишился Королевы.
Но кажется порой – на этих струнах спят
Француза польского пленительные вальсы.
Их тронь – и зазвучат, как много лет назад,
Когда по клавишам Её скользили пальцы.
•
Яркова Лиза, ученица 6 класса
Фортепианный дуэт учитель - ученик. Э. Григ " Норвежский
танец"
«Наш класс, рояль...»
Н. Битова
Наш класс, рояль, и Вы за ним,
Волшебный звук по классу льётся.
Мы слушаем и все молчим,
Душа наружу будто рвётся.
А музыка прекрасна та…
Не описать её словами.
В ней сила, нежность, красота,
Так тонко передана Вами.
Хочу сказать спасибо Вам,
Что душу нам свою дарили,
За то, что помогали нам,
И нас прекрасному учили.
•
Нарушева Джамиля, ученица 7 класса
Исполняет " Прелюдию" И. С. Баха C - dur из 1 тома ХТК.
«На гладкой черной крышке пианино…»
Марфи
На гладкой черной крышке пианино,
Ворчавшего порой
по-стариковски,
Стояли две фигурки: балерина
И гипсовый задумчивый Чайковский.
Свидетели немые обученья
Ребёнка в детской музыкальной
школе,
И слёз горючих над этюдом Черни,
И слёз восторга перед «Баркароллой»
Но ученице – как же ей хотелось
Отбарабанить заданное живо
И вынуть из портфеля «Консуэло»…
Но строг был голос бабушки: «Фальшивишь!»
Взирала сверху гипсовая свита,
Как ёжилась она на табурете:
Казалось, что страдает композитор,
Что умирает юная Одетта…
Сорвался палец с черно-белых клавиш,
И будто в сердце что-то укололо:
«Опять фальшиво, девочка, играешь»-
Спустя десятилетья строгий голос…
•
Яркова Лиза, ученица 6 класса
Исполнит с преподавателем Вальс из кинофильма
" Мой ласковый и нежный зверь" композитора Е. Дога .
«Пианино»
Я. Бруштейн
Добрая учительница Нина Ростиславна-
Как она старалась, даже плакала порой,
Говорила «Умничка!», одобряла «Славно!»
Юного оболтуса, голова с дырой.
Пальцами корявыми Черни я уродовал,
В детской подсознании злое зло храня.
Нина Ростиславна называла родами
Все свои попытки выучить меня.
Только не рождался я, хоть отрежь да выбрось,
Ваном типа Клиберном, признаю вину…
В клетчатой рубашечке и в штанах на вырост
Убегал до вечера слушать тишину.
Милая, очкастая, золотая Нина…
С прошлым веком мы росли, с ним же и умрем.
Чёрное, огромное это пианино
Называлось просто – «Красным Октябрём».
•
Александра и Варвара Харины, ученицы 5 класса
Исполнят произведение С. Рахманинова «Полька»
- А теперь я попрошу всех учащихся, принимавших участие в концерте,
подняться на сцену. Давайте все вместе пообещаем Роялю:
- почаще подходить к инструменту;
- теснее с ним дружить;
- любить музыку;
- сохранить эту любовь на долгие годы.
Рояль я преданно люблю,
Играть я научусь,
Я трудностям не уступлю –
Клянусь, клянусь, клянусь!
Когда меня поманит лень,
Я ей не покорюсь,
Работать буду каждый день –
Клянусь, клянусь, клянусь!
Душа светлей и мысли чисты,
К гармонии стремлюсь,
Кредо и статус пианиста
Не запятнать клянусь!!
«Рояль много клавиш имеет и струн…»
Рояль много клавиш имеет и струн.
У каждой струны – молоточек-игрун.
У клавиш – два цвета: черный и белый.
Медведь на рояле играет умело.
А по-другому рояль зовут странно,
Чудно, непонятно – фортепиано.
И пианино его называют.
Форте – громко обозначает,
а пиано – тихо, тихонько.
Клавиш коснись рукою легонько.
Слышишь, рояль начинает звучать?
И громко, и тихо может играть.
Посмотри-ка, у рояля
Крышка есть и две педали.
На спине – крыло большое,
Словно парус над волною.
Много черных, белых клавиш –
Сразу все не сосчитаешь!
«В музыкальном магазине».
Д. Смайлз
В музыкальном магазине
Мы сегодня неспроста.
Покупаем пианино,
Наконец сбылась мечта!!!
Разовью свои таланты,
Буду ноты изучать.
Стану юным музыкантом,
Чтоб на сцене выступать.
А пока, расправив плечи,
Чтоб без дела не скучать,
Маме с папой каждый вечер,
Буду Моцарта играть.
«Кошачий вальс»
Л. Добреева
Я сижу за пианино
Вот уже который час.
Я сижу с тоскливой миной
И учу «Собачий вальс».
Вдруг на пианино прямо
Наша Мурка улеглась!
Наиграла лапкой гамму
И мурлыкать принялась.
Почеши меня за ушком, -
Приоткрыла кошка глаз.
Но это ж, кошка, не игрушки,
Это же – «Собачий вальс»!
Я сказала: «Брысь отсюда!»
Принялась ей объяснять,
Что всю жизнь, наверно, буду
Этот вальс запоминать.
И зачем собаки только
Сочинили этот вальс!
Танцевали б лучше польку
Или просто пели джаз!
«Ноты»
Л. Слуцкая
Чтобы знать все от и до,
Слушай чаще ноту ДО.
Первый лучик на заре
Это наша нота РЕ.
Мёда капельку возьми
И получишь ноту МИ.
ФА – внутри стручка фасоль.
СОЛЬ важна как в пище соль.
ЛЯ прекрасна как Земля.
СИ – сигнал, зовущий в путь.
Ноты ты не позабудь!
«Мурка и пианино».
Любовь Добреева
К пианино голову склонила,
Навострила ухо,
Всех нас Мурка удивила
Музыкальным слухом.
«Как чудесно ЛЯ звучит –
Слушаю прилежно я,
Словно Васька мне мурчит
Что-то очень нежное…
Я октавы вверх и вниз
Ноты все прослушаю,
Не зови меня «кис-кис»
Позже я покушаю!»