Напоминание

"Работа с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ"


Автор: Логинова Екатерина Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 19 "Сказка"
Населённый пункт: город Реутов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с детьми с задержкой психического развития

в условиях ДОУ

Проблемой оказания помощи детям, имеющим сложности в обучении,

педагоги

занимаются

много

лет. В настоящее время вопрос воспитания и

обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

(ЗПР)

уделяется

значительное

внимание.

Это

обусловлено

тем,

что

количество таких детей увеличивается, а проблемы раннего выявления и

коррекции недостатков развития остаются недостаточно изученными, однако,

на сегодняшний день известно, что наибольшие педагогические возможности

для

преодоления

особенностей

в

развитии

ребёнка

выпадают

на

период

раннего и дошкольного детства, т. к. в этом возрасте психика наиболее

пластична.

На

современном

этапе

имеется

определенный

опыт

работы

по

организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в

условиях специального детского сада, однако, и сейчас не сформировалась

оптимальная

модель

коррекционно-развивающего

обучения

и

воспитания

детей

с

ЗПР

в

условиях

специального

дошкольного

образовательного

учреждения (ДОУ).

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается

увеличение числа детей с проблемами в развитии. Клинические обследования

не

выявляют

у

таких

детей

грубой

патологии,

однако

они

испытывают

затруднение в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде,

к условиям образовательных учреждений.

Раннее выявление степени отставания дает возможность своевременно

диагностировать

пограничные

состояния

и

патологию.

Незначительные

отклонения,

если

ими

пренебрегли

родители

и

специалисты,

быстро

усугубляются и перерастают в более выраженные и стойкие отклонения,

которые сложнее поддаются коррекции и компенсации.

Таким

образом,

базовой

потребностью

раннего

возраста

является

своевременное

квалифицированное

выявление

отставаний

в

развитии

ребенка

и

их

возможно

полное

устранение

всеми

доступными

медико-

социальными и психолого-педагогическими средствами.

Одним из наиболее важных принципов в работе педагога является

принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он подразумевает

создание

педагогических

условий

для

обеспечения

образовательных

потребностей каждого воспитанника специального детского сада.

Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной

помощи

в

условиях

специального

детского

сада,

задержка

психического

развития

во

многих

случаях

может

быть

полностью

преодолена

в

дошкольном

возрасте.

Однако

в

большинстве

случаев

практическое

выявление детей с ЗПР начинается с 3 или с 5 лет или даже на начальных

этапах обучения в школе.

Легкие

нарушения

развития

в

интеллектуальной

и

эмоционально-

волевой сфере могут маскироваться возрастными особенностями ребенка

дошкольного возраста. Однако в старшем дошкольном возрасте и с началом

обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или

иной

степени

адаптации

ребенка

к

школе,

ограничить

возможности

его

обучения. Чем раньше ребенок с особенностями в развитии начнет получать

специальную

помощь,

тем

эффективнее

будет

ее

результат.

Сложность

заключается

в

том,

что

программа

коррекционной

работы

должна

составляться

с

учетом

особенностей

и

потребностей

развития

каждого

ребенка,

однако

можно

выделить

основные

направления

коррекционной

работы.

Например, одна из главных задач - развитие общей и мелкой моторики.

Дети с особенностями в развитии более утомляемы, отличаются пониженной

работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим

недоразвитием. У большинства отмечается недостаточность двигательных

навыков:

скованность,

плохая

координация,

неполный

объем

движений,

нарушена

их

произвольность.

Отмечается

также

недоразвитие

мелкой

моторики

и

зрительно-двигательной

координации.

Движения

рук

бывают

неловкими, несогласованными.

Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение

функционального

уровня

систем

организма

(дыхательной,

сердечно-

сосудистой),

на

развитие

таких

двигательных

качеств

и

способностей

ребенка, как сила, ловкость, быстрота.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности

ребенка

к

школьному

обучению.

Умение

производить

точные

движения

кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом. Поэтому при

подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия

для развития мелких мышц рук.

Существует огромное количество игр и упражнений по развитию

моторики:

лепка из глины и пластилина и других материалов;

рисование, раскрашивание картинок;

изготовление поделок из бумаги;

изготовление поделок из природных материалов;

конструирование;

застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;

завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков;

нанизывание бус и пуговиц;

плетение косичек из ниток, венков из цветков;

переборка круп;

«показ

стихотворения»

(Ребенок

показывает

руками

все,

о

чем

говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл

запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку

лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

Это

лишь

часть

способов

развития

моторики,

все

эти

упражнения

приносят большую пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к

овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в

любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием

речи и мышления ребенка.

Еще одним направлением коррекционной работы является развитие

восприятия. Успешная учеба зависит от способностей ребенка выделять и

отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения

дифференцировать

такие

признаки

как

цвет,

форма,

размер

предмета

и

отдельные

его

элементы.

Научить

его

этому

значит

помочь

овладеть

перцептивными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них

наиболее

характерные

свойства.

А

также

усваивать

сенсорные

этапы

общепринятые образцы чувственных свойств и отношений предметов.

При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при

любой

степени

этого

отклонения

для

малыша

можно

создать

условия,

обеспечивающие

положительную

динамику

его

развития.

Цель

коррекционной работы – это не только развитие умственных способностей

детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Нужно

активизировать

силы

каждого

ребенка

и

направить

их

на

преодоление

жизненных трудностей разного уровня. У детей с ЗПР большие внутренние

резервы,

часто

бывают

очень

хорошие

природные

способности.

Однако

проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или

заторможенности

таким

детям

проблематично.

Значит,

цель

проведения

коррекционной работы –помочь им реализовать свои задатки путем подбора

наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных

приемов и методов воздействия на все сферы личности каждого ребенка с

особенностями развития. Психолого-педагогическая и коррекционная работа

ведется

на

основе

принципа

формирующего

и

щадящего

обучения.

Коррекционная

работа

предусматривает

обучение

детей

элементам

психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на

другой. Это необходимо для подготовки детей с задержкой психического

развития к успешной интеграции в коллективе здоровых сверстников и в

обществе вообще. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и

развитие

познавательной

и

эмоциональной

сфер

детей

с

проблемами

в

развитии .

Разрабатывая

программу

коррекционной

работы

с

детьми

с

ЗПР,

следует ориентироваться на реализацию следующих задач:

1.

Комплексное

обследование

фонда

знаний,

умений,

навыков,

познавательной

деятельности,

эмоционально-волевой

сферы,

речи,

нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического

развития

в

условиях

коррекционной

работы,

выстраивание

психолого-

педагогического прогноза.

2.

Развитие

познавательной

активности,

обеспечение

устойчивой

положительной

мотивации

в

различных

видах

деятельно сти.

Формирование

знаний,

умений

и

навыков

с

учетом

возрастных

и

индивидуально-типологических

возможностей.

3.

Обеспечение полноценного психического развития ребенка:

4.

Формирование

психологического

базиса

для

развития

высших

психических функций: обеспечение полноценного физического развития,

оздоровление

организма

коррекция

недостатков

в

двигательной

сфере

развитие

общей

и

мелкой

моторики

формирование

чувства

ритма

создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия

через систему специальных игровых упражнений.

5.

Целенаправленное

формирование

высших

психических

функций:

развитие

сенсорно-перцептивной

деятельности

и

формирование

эталонных представлений формирование мыслительной деятельности во

взаимосвязи с развитием речи развитие умственных способностей через

овладение

действиями

замещения

и

наглядное

моделирование

в

различных видах деятельности развитие творческих способностей.

6.

Формирование

ведущих

видов

деятельности,

их

мотивационных,

ориентировочно-операционных

и

регуляционных

компонентов:

целенаправленное

формирование

учебной

деятельности:

умение

программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты

при выполнении заданий всестороннее развитие предметно-практической

деятельности.

7.

Коррекция

недо ст атков

в

эмоционально-волевой

с ф е р е :

формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции

поведения преодоление негативных качеств формирующегося характера,

предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений,

отклонений в поведении.

8.

Преодоление

недостатков

в

речевом

развитии:

целенаправленное

формирование функций речи особое внимание следует уделить развитию

словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию и развитию

связной

речи

создание

условий

для

овладения

ребенком

всеми

компонентами

языковой

системы

формирование

навыков

письма

и

чтения.

9.

Формирование

коммуникативной

деятельности:

обеспечение

эмоциональных

и

“деловых”

контактов

со

взрослыми

и

сверстниками

формирование

механизмов

психологической

адаптации

в

коллективе

сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Таким образом, построение работы с детьми с задержкой развития будет

значительно продуктивнее если учитывать особенности каждого конкретного

ребенка. Однако не стоит забывать, что максимального результата можно

добиться

только

в

комплексном

воздействии

на

ребенка

как

со

стороны

специалистов образовательного учреждения, так и со стороны родителей.



В раздел образования