Автор: Логинова Екатерина Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 19 "Сказка"
Населённый пункт: город Реутов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с детьми с задержкой психического развития в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Работа с детьми с задержкой психического развития
в условиях ДОУ
Проблемой оказания помощи детям, имеющим сложности в обучении,
педагоги
занимаются
много
лет. В настоящее время вопрос воспитания и
обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
(ЗПР)
уделяется
значительное
внимание.
Это
обусловлено
тем,
что
количество таких детей увеличивается, а проблемы раннего выявления и
коррекции недостатков развития остаются недостаточно изученными, однако,
на сегодняшний день известно, что наибольшие педагогические возможности
для
преодоления
особенностей
в
развитии
ребёнка
выпадают
на
период
раннего и дошкольного детства, т. к. в этом возрасте психика наиболее
пластична.
На
современном
этапе
имеется
определенный
опыт
работы
по
организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в
условиях специального детского сада, однако, и сейчас не сформировалась
оптимальная
модель
коррекционно-развивающего
обучения
и
воспитания
детей
с
ЗПР
в
условиях
специального
дошкольного
образовательного
учреждения (ДОУ).
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается
увеличение числа детей с проблемами в развитии. Клинические обследования
не
выявляют
у
таких
детей
грубой
патологии,
однако
они
испытывают
затруднение в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде,
к условиям образовательных учреждений.
Раннее выявление степени отставания дает возможность своевременно
диагностировать
пограничные
состояния
и
патологию.
Незначительные
отклонения,
если
ими
пренебрегли
родители
и
специалисты,
быстро
усугубляются и перерастают в более выраженные и стойкие отклонения,
которые сложнее поддаются коррекции и компенсации.
Таким
образом,
базовой
потребностью
раннего
возраста
является
своевременное
квалифицированное
выявление
отставаний
в
развитии
ребенка
и
их
возможно
полное
устранение
всеми
доступными
медико-
социальными и психолого-педагогическими средствами.
Одним из наиболее важных принципов в работе педагога является
принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он подразумевает
создание
педагогических
условий
для
обеспечения
образовательных
потребностей каждого воспитанника специального детского сада.
Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной
помощи
в
условиях
специального
детского
сада,
задержка
психического
развития
во
многих
случаях
может
быть
полностью
преодолена
в
дошкольном
возрасте.
Однако
в
большинстве
случаев
практическое
выявление детей с ЗПР начинается с 3 или с 5 лет или даже на начальных
этапах обучения в школе.
Легкие
нарушения
развития
в
интеллектуальной
и
эмоционально-
волевой сфере могут маскироваться возрастными особенностями ребенка
дошкольного возраста. Однако в старшем дошкольном возрасте и с началом
обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или
иной
степени
адаптации
ребенка
к
школе,
ограничить
возможности
его
обучения. Чем раньше ребенок с особенностями в развитии начнет получать
специальную
помощь,
тем
эффективнее
будет
ее
результат.
Сложность
заключается
в
том,
что
программа
коррекционной
работы
должна
составляться
с
учетом
особенностей
и
потребностей
развития
каждого
ребенка,
однако
можно
выделить
основные
направления
коррекционной
работы.
Например, одна из главных задач - развитие общей и мелкой моторики.
Дети с особенностями в развитии более утомляемы, отличаются пониженной
работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим
недоразвитием. У большинства отмечается недостаточность двигательных
навыков:
скованность,
плохая
координация,
неполный
объем
движений,
нарушена
их
произвольность.
Отмечается
также
недоразвитие
мелкой
моторики
и
зрительно-двигательной
координации.
Движения
рук
бывают
неловкими, несогласованными.
Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение
функционального
уровня
систем
организма
(дыхательной,
сердечно-
сосудистой),
на
развитие
таких
двигательных
качеств
и
способностей
ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности
ребенка
к
школьному
обучению.
Умение
производить
точные
движения
кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом. Поэтому при
подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия
для развития мелких мышц рук.
Существует огромное количество игр и упражнений по развитию
моторики:
лепка из глины и пластилина и других материалов;
рисование, раскрашивание картинок;
изготовление поделок из бумаги;
изготовление поделок из природных материалов;
конструирование;
застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;
завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков;
нанизывание бус и пуговиц;
плетение косичек из ниток, венков из цветков;
переборка круп;
«показ
стихотворения»
(Ребенок
показывает
руками
все,
о
чем
говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл
запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку
лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)
Это
лишь
часть
способов
развития
моторики,
все
эти
упражнения
приносят большую пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к
овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в
любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием
речи и мышления ребенка.
Еще одним направлением коррекционной работы является развитие
восприятия. Успешная учеба зависит от способностей ребенка выделять и
отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения
дифференцировать
такие
признаки
как
цвет,
форма,
размер
предмета
и
отдельные
его
элементы.
Научить
его
этому
–
значит
помочь
овладеть
перцептивными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них
наиболее
характерные
свойства.
А
также
усваивать
сенсорные
этапы
–
общепринятые образцы чувственных свойств и отношений предметов.
При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при
любой
степени
этого
отклонения
для
малыша
можно
создать
условия,
обеспечивающие
положительную
динамику
его
развития.
Цель
коррекционной работы – это не только развитие умственных способностей
детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Нужно
активизировать
силы
каждого
ребенка
и
направить
их
на
преодоление
жизненных трудностей разного уровня. У детей с ЗПР большие внутренние
резервы,
часто
бывают
очень
хорошие
природные
способности.
Однако
проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или
заторможенности
таким
детям
проблематично.
Значит,
цель
проведения
коррекционной работы –помочь им реализовать свои задатки путем подбора
наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных
приемов и методов воздействия на все сферы личности каждого ребенка с
особенностями развития. Психолого-педагогическая и коррекционная работа
ведется
на
основе
принципа
формирующего
и
щадящего
обучения.
Коррекционная
работа
предусматривает
обучение
детей
элементам
психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на
другой. Это необходимо для подготовки детей с задержкой психического
развития к успешной интеграции в коллективе здоровых сверстников и в
обществе вообще. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и
развитие
познавательной
и
эмоциональной
сфер
детей
с
проблемами
в
развитии .
Разрабатывая
программу
коррекционной
работы
с
детьми
с
ЗПР,
следует ориентироваться на реализацию следующих задач:
1.
Комплексное
обследование
фонда
знаний,
умений,
навыков,
познавательной
деятельности,
эмоционально-волевой
сферы,
речи,
нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического
развития
в
условиях
коррекционной
работы,
выстраивание
психолого-
педагогического прогноза.
2.
Развитие
познавательной
активности,
обеспечение
устойчивой
положительной
мотивации
в
различных
видах
деятельно сти.
Формирование
знаний,
умений
и
навыков
с
учетом
возрастных
и
индивидуально-типологических
возможностей.
3.
Обеспечение полноценного психического развития ребенка:
4.
Формирование
психологического
базиса
для
развития
высших
психических функций: обеспечение полноценного физического развития,
оздоровление
организма
коррекция
недостатков
в
двигательной
сфере
развитие
общей
и
мелкой
моторики
формирование
чувства
ритма
создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия
через систему специальных игровых упражнений.
5.
Целенаправленное
формирование
высших
психических
функций:
развитие
сенсорно-перцептивной
деятельности
и
формирование
эталонных представлений формирование мыслительной деятельности во
взаимосвязи с развитием речи развитие умственных способностей через
овладение
действиями
замещения
и
наглядное
моделирование
в
различных видах деятельности развитие творческих способностей.
6.
Формирование
ведущих
видов
деятельности,
их
мотивационных,
ориентировочно-операционных
и
регуляционных
компонентов:
целенаправленное
формирование
учебной
деятельности:
умение
программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты
при выполнении заданий всестороннее развитие предметно-практической
деятельности.
7.
Коррекция
недо ст атков
в
эмоционально-волевой
с ф е р е :
формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции
поведения преодоление негативных качеств формирующегося характера,
предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений,
отклонений в поведении.
8.
Преодоление
недостатков
в
речевом
развитии:
целенаправленное
формирование функций речи особое внимание следует уделить развитию
словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию и развитию
связной
речи
создание
условий
для
овладения
ребенком
всеми
компонентами
языковой
системы
формирование
навыков
письма
и
чтения.
9.
Формирование
коммуникативной
деятельности:
обеспечение
эмоциональных
и
“деловых”
контактов
со
взрослыми
и
сверстниками
формирование
механизмов
психологической
адаптации
в
коллективе
сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Таким образом, построение работы с детьми с задержкой развития будет
значительно продуктивнее если учитывать особенности каждого конкретного
ребенка. Однако не стоит забывать, что максимального результата можно
добиться
только
в
комплексном
воздействии
на
ребенка
как
со
стороны
специалистов образовательного учреждения, так и со стороны родителей.