Напоминание

"Значение двигательных нарушений в структуре речевого дефекта"


Автор: Макковеева Анна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 12 № "Солнышко" комбинированного вида II категории
Населённый пункт: г. Новодвинск
Наименование материала: статья
Тема: "Значение двигательных нарушений в структуре речевого дефекта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Значение двигательных нарушений в структуре речевого дефекта.

А.С. Макковеева, учитель-логопед МДОУ № 12, г. Новодвинск

Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети

с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные

инструкции.

У

большинства

таких

логопатов

повышена

истощаемость,

снижена

работоспособность.

Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по

механизму их возникновения. Это позволяет оценить место двигательных нарушений в

структуре речевого дефекта.

Опыт работы взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре

доказывает,

что

качество

результатов

при

коррекции

речи

достигается

при

наличии

комплексного подхода к этой проблеме. Сочетание речи и движения является важным

компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.

Мы пришли к выводу, что необходимо учить ребёнка основным видам движений:

различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании

с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как

ритм

речи

помогает

сохранить

ритмичность

движения.

Двигательные

упражнения

в

сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук,

ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической

культуре с логопедическими заключениями детей (их речевой характеристикой).

Выявив

уровень

психоречевого

развития

детей,

совместно

определяются

цели,

задачи

формирования

речедвигательных

навыков.

Затем,

составляются

планы

коррекционной работы.

Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре являются:

развитие общей и мелкой моторики;

пространственной ориентации;

физиологического и речевого дыхания;

координации речи с движением;

развитие речи у детей.

Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста

подбираются

в

соответствии

с

речевыми

нарушениями

дошкольников,

с

учетом

их

возраста и этапов логопедического воздействия. В своей деятельности мы используем как

речевой

материал

из

пособия

Е.Н.

Вареник

«Физическое

и

речевое

развитие

дошкольников», так и рифмовки собственного сочинения.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в

своих

силах,

и

эта

уверенность

способствует

успеху

работы

по

развитию

общей

и

артикуляционной моторики.

Стихотворные

тексты

нормализуют

темп

речи

детей,

что

сказывается

на

формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя

собственную речь.

Во

время

такой

физкультурной

деятельности

укрепляется

артикуляционный

аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной

работе логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию

общей и мелкой моторики.

Систематическое

использование

речевых

рифмовок,

способствует

закреплению

результатов

логопедической

работы

и

осуществлению

преемственности

в

работе

специалистов. Предлагаем некоторые из наших авторских игр:

1. Мы со звуком «Ш» играем,

Шарик дружно в цель бросаем. (метание шара в цель)

2. Произносим звук мы «Р»

Прыгаем через барьер.

3. Говорим звук чисто «Ч» мы друзья на высоте,

Мячик надо удержать, чтоб по кругу передать.

ЧА – ча – ча, чи – чи – чи – мы ребята силачи. (передача мяча над головой)

4. «Щ» шипящий тоже звук,

Произносим дружно вслух,

Ноги выше поднимаем друг за дружкою шагаем,

А потом идем вприсядку на носочках и на пятках.

Щи – щи – щи, ты не спи!

Друг за дружкою беги. ( Ходьба с высоким подниманием колен, ходьба на носках и

на пятках, бег)

5. Ла – ла – ла, мы дошкольники друзья.

Лы – лы – лы, физкультуру любим мы.

Ля – ля – ля, начинается игра.

Ол – ол – ол, называется футбол.

Мяч по полу мы катаем, гол в ворота забиваем. (игра в футбол)

6. «С» не звонкий, а глухой, поиграем мы с тобой

На коньках катаемся друг другу улыбаемся,

Эх раз, ещё раз, мы разгонимся сейчас,

А потом притормозим.

Стоп! Мы все уже стоим. ( имитация катания на коньках)

7. «Ж» звук звонкий и желанный, друг надёжный долгожданный.

Он со спортом дружит, никогда не тужит.

Как зима придёт однако.

Эй! На лыжи все ребята!

8. Цок – цок – цок, называй звук «Ц» дружок.

Цы – цы – цы, вы ребята молодцы.

Обручи, скакалки взяли

С ними прыгали, играли.

Физрука мы удивили и награды получили. (упражнение со скакалками и обручами)

Список литературы:

1.

Е.Н.

Вареник,

З.А.

Корлыханова,

Е.В.

Китова

Физическое

и

речевое

развитие

дошкольников/ Творческий центр «Сфера», М.: 2009

2. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов/ М.: 1999

3. Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет, 6-7 лет/ Изд. Мозаика-Синтез

М.; 2009



В раздел образования