Напоминание

Формирование мелкой моторики через дидактическую игру


Автор: Рябова Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мелкой моторики через дидактическую игру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование мелкой моторики у детей через дидактическую игру.

Моторика

Автор: Рябова Людмила Анатольевна

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на

кончиках его пальцев. »

По развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

обусловлена

возрастными

психологическими

и

физиологическими

особенностями

детей:

в

дошкольном

возрасте

интенсивно

развиваются

структуры

и

функции

головного

мозга

ребенка,

что

расширяет

его

возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление

об

окружающем предметном мире у человека не может сложиться без

тактильно-двигательного

восприятия,

так

как

оно

лежит

в

основе

чувственного

познания.

Именно

с

помощью

тактильно-двигательного

восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов,

их

расположении

в

пространстве.

Чтобы

научить

малыша

говорить,

необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и

развивать мелкую моторику рук.

Развитие

мелкой

моторики

детей

стоит

довольно

остро.

Это

неоднократно

подчеркивается

педагогами,

психологами

и

другими

специалистами в области дошкольного образования.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами,

передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие

скоординированной работы глаз и рук. У мелкой моторики есть очень

важная

особенность.

Она

связана

с

нервной

системой,

зрением,

вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что

развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А

объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный

центры расположены очень близко друг к другу. При стимуляции

моторных

навыков

пальцев

рук

речевой

центр

начинает

активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи

ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой

моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,

на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции

ребенка.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого

раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж

пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой

головного мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые

упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, “Сорока”),

не

забывать

о

развитии

элементарных

навыков

самообслуживания:

застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. Главное

уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту.

Мелкая

моторика

развивается

постепенно, это

индивидуальный

процесс

и

у

каждого

ребенка

он

проходит

своими

темпами.

Сначала

движения

малыша

неловкие,

неумелые

и

негармоничные.

Чтобы

помочь

малышу

совершенствовать

мелкую

моторику,

нужно

играть

с

ним

в

развивающие игры.

При

подборе

игр

и

игровых

упражнений

придерживаемся

следующих

принципов:

наглядность

и

учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей,

подбираемый

дидактический

материал

должен

быть

и н т е р е с е н ,

п о н я т е н

и

д о с т у п е н

к а ж д о м у

р е б е н к у .

Развитие моторики рук невозможно без наполнения развивающей

среды соответствующими играми.

Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные

для целей

обучения

игры. Системы

Дидактических

игр

впервые

разработаны для дошкольного воспитания Ф. Френелем и М. Монтессори,

для начального обучения - О. Декроли.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление

и

обобщение

знаний,

развитие

сенсорных

способностей,

активизация

психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям

воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры

(в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от

занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая

другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на

участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,

индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры

(игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь

ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах

и

явлениях

окружающей

жизни,

необходимыми

для

решения

игровой задачи.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается

структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму

обучения и игровую деятельность одновременно. Одна из основных

элементов игры - дидактическая

задача, которая

определяется

целью

обучающего и воспитательного воздействия.

Таким

образом,

анализируя

роль

дидактических

игр

и

игровых

упражнений для развития мелкой моторики рук у детей был сделан

вывод

о

том,

что

большое

влияние

на

развитие

психических

процессов

оказывает тренировка мелкой

моторики

рук. Так

как

игра

является

основным видом деятельности детей, то осуществлять

развитие мелкой

моторики следует именно через игры и игровые упражнения.

Задачи дидактических игр:

Образовательные – обогащение связной речи детей, подготовка руки

будущих первоклассников к письму, повышение мотивации обучения;

Воспитательные – воспитание навыков самообслуживания, усидчивости;

Развивающие – повышение познавательной активности детей, их

творческого

потенциала,

формирование

у

детей

интереса

и

яркого

эмоционального

настроя,

развитие

памяти,

внимания,

мышления,

тактильных восприятий.

Система работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников и

условия использования

включает в себя пальчиковые игры.

Они очень

эмоциональные, простые.

Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность

окружающего мира - предметов, животных, людей, их

деятельность, а

также процессы, происходящие в природе. Они эмоциональны, понятны,

доступны и очень увлекают детей.

Начинать

следует

с

пальчиковой

гимнастики

(по

выбору

педагога

в

соответствии с изучаемой темой). Например:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно

касается

кончиков

указательного,

среднего,

безымянного

и

мизинца.

"Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух

руках.

«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и

безымянный – ноги) «идет» по столу.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же

движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно

указательными пальцами обеих рук («осы»).

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены

вниз.

Проводить пальчиковую гимнастику нужно не только в образовательной

деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают

хорошего

развития

мелкой

моторики

рук,

которая

не

только

оказывает

благоприятное

влияние на развитие речи, но и

подготавливают их

к

рисованию

и

письму.

Кисти

рук

приобретают

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает скованность движений, это в дальнейшем

облегчает

приобретение навыков письма. Все это создает благоприятную базу для

более

успешного

обучения

в

школе.

У

дошкольников

наблюдается

повышение мотивации обучения, познавательной активности, их творческого

потенциала.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития

мелкой

моторики

и

речи ребенка,

также

для привлечения детей

к

выполнению действий по самообслуживанию:

Застегивание - расстегивание пуговиц, застежка туфелек, шнурование и

пр.

Методика использования:

Д/и «Прищепки»

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «Лучики для солнышка».

Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её.

Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Д/и « Веревочка»

Цель:

Учить

последовательности

в

цветах:

красная,

синяя,

желтая.

Продолжать цепочку из прищепок большая ,средняя, маленькая и т.д.

Д/и « Собирание пазлов и мозаик »

Цель: Развитие мелкой моторики, развитие воображения, образного и

логического мышления.

Учить правильному восприятию связи между частью и целым.

Игры с прищепками

необходимо повторять

и усложнять. Нужно

добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда,

чтобы такие игры приносили ему радость.

И самое главное нужно помнить – дети лучше развиваются, когда

чувствуют, что у них все получается и ими довольны взрослые. Давайте

хвалить детей даже за самые маленькие их достижения!

Литература:

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1998.

С. 48.

Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать /

Гаврина

С.Е.,

Кутявина

Н.Л.,

Топоркова

И.Г.,

Щербинина

С.В. –

Ярославль, Академия развития, 1997 г. С.185.

Носачева

Н.

В.,

Шанина

Е.

С.

Развитие

мелкой

моторики

у

детей

дошкольного возраста через игры и игровые упражнения // Молодой ученый.

— 2017. — №11.1. — С. 44-47.



В раздел образования