Авторы: Дьяченко Елена Николаевна, Маевская Наталия Владимировна
Должность: воспитатель i категории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 6 СПДС "Иволга"
Населённый пункт: Жигулевск, Самарская область
Наименование материала: мастер-класс для воспитателей
Тема: "Кейс-технология: обыгрывание проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Проблемная ситуация «Букетик для мамы»
Весной дети гуляли на лугу. Там выросло много одуванчиков.
Было очень красиво. Все любовались цветами. Саша сказал:
«Я соберу цветы и подарю их маме». Девочки обрадовались и
тоже стали собирать. Потом дети вернулись в группу.
Дети положили букетики в шкаф. Вечером, когда
пришла мама, Саша достал цветы из шкафа, а они завяли.
Вопрос: Правильно ли поступили дети?
Проблемная ситуация «Куда пропала божья коровка»
Однажды летом дети играли на участке. Катя и Даша увидели
божью коровку. Они взяли ее в руки, стали рассматривать ее, гладить,
потом Даша сказала: «Я возьму ее домой, она такая красивая».
Даша принесла божью коровку в группу и положила в шкаф.
Вечером, когда пришла мама, божьей коровки в шкафу не было.
Даша расплакалась.
Вопрос: Правильно ли поступила Даша?
Проблемная ситуация «Веселая забава»
Одна девочка в группе сильно боялась пауков. Максим поймал паука,
посадил в ведерко и предложил мальчикам напугать девчонок. Мальчики
одобрили эту затею и стали гоняться за девочками , пугать их. Девочки с
визгом убегали, а мальчишки смеялись. Одна из девочек упала и
расплакалась. Когда подошла воспитательница и попросила объяснить, что
они делают, дети весело сказали: «Играем в догонялки».
Вопрос: Правильно ли поступили ребята?
Проблемная ситуация «Мальчик и бабочка»
Мальчик гулял на лугу. Там было очень красиво, много ярких цветов. С
цветка на цветок порхали бабочки. Ване понравилась одна бабочка. Он
любовался ей, подошел ближе и стал наблюдать, но бабочка упорхнула. Ему
так хотелось рассмотреть ее поближе, что Ваня погнался и поймал ее.
Тогда он достал лупу и начал ее рассматривать. А когда он ее отпустил, она
уже не могла улететь.
Вопрос: Правильно ли поступил Ваня?
Проблемная ситуация « Коллекция бабочек»
Однажды летом мальчики гуляли на полянке. Там летало много бабочек.
Они все были разные и очень красивые. Мальчики стали гоняться за ними и
ловить сачками. Ваня сказал: «Я поймаю много бабочек, у меня будет целая
коллекция». Ваня ловил бабочек и складывал их в банку. Он поймал пять
разных бабочек , закрыл банку крышкой. Когда мальчики наигрались и
вернулись домой, Ваня открыл банку, чтобы показать бабочек маме, но
увидел, что бабочки уже не шевелятся.
Вопрос: Правильно ли поступили ребята?
Проблемная ситуация «Дождевые черви»
После обильного дождя на земле было много червяков. Дети увидели их и
стали собирать в ведерко. Насобирали много, ведерко потом закрыли
крышкой и отнесли за веранду. А потом один из мальчиков сказал: «Давай
напугаем девчонок! Пойдем посмотрим где они?» Оставляют ведро с
червяками закрытым.
Вопрос: Правильно ли поступили ребята?
Проблемная ситуация «Котенок»
Девочки гуляли во дворе, играли в песочнице. Вдруг к ним прибежал
котенок. Он был очень милый. Полосатый, озорной, веселый. Оля и Света
стали наперебой гладить его, тискать. Котенок хотел убежать, но девочки не
пускали его. Даша стояла в сторонке и смотрела на них. Девочки сказали:
«Погладь, смотри, какой хороший, возьми его». Даша молча покачала
головой и пошла домой.
Вопрос: Правильно ли поступили девочки?
Проблемная ситуация «Игра в магазин»
Стоял жаркий летний день. Дети вышли на участок и стали играть в
песочнице. Они налепили куличей, пирожков и одна девочка сказала:
«Давайте играть в магазин. Я буду продавец. Покупайте у меня пирожки».
Дети пошли, нарвали листочков и сказали, что это будут денежки. Они долго
и увлеченно играли, пока им не надоело. Когда дети ушли в группу, в
песочнице валялось много листочков.
Вопрос: Правильно ли поступили дети?
Проблемная ситуация «Муравьишкин домик»
Дети играли на участке. Мальчики заметили муравьев, они что-то тащили в
свой домик. Мальчики присели и стали наблюдать за муравьями. Затем
ребенок взял палку и воткнул ее в муравейник, дети спросили, что ты
делаешь, он ответил: «Я хочу посмотреть, мне интересно как устроен
муравейник и что муравьи там делают».
Вопрос: Правильно ли поступил мальчик?
Проблемная ситуация «Новоселье ежика»
Как-то раз Петя с Катей поймали ежей. Прошло несколько дней. Встретились
друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит
молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов
ему чистить.
А что ты сделал для своего ёжика? -спросил он у Кати.
А я его отнёсла в лес и выпустила на волю.
Вопрос: Кто из мальчиков поступил правильно?
Проблемная ситуация «Экскурсия в лес»
Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и
принести её в детский сад, а Ира предложила выкопать и посадить на
приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
Вопрос: Кто прав, как вы думаете?
Проблемная ситуация «Птичье гнездо»
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
А в нем яичко.
Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Вопрос: Правильно ли девочки поступили?
Проблемная ситуация «Ландыши в подарок»
Две сестрёнки гуляли по лесу.
Какой красивый цветок!
Интересно, как он называется?
Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
Давай сорвем его и отнесём маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Вопрос: Правильно ли поступили девочки?
Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
Проблемная ситуация «Залетный гость»
На решетке окна нашей группы был прикреплен скворечник. После дождя
В скворечнике прохудилось дно, и оттуда вылетел птенец. По подоконнику он
забрался в нашу группу. Он не умел летать, он еще только учился. Он
подлетал и падал, подлетал и падал. Таким образом он залетел в детскую
спальню. Увидев его, дети стали кричать: «Кто это? Кто это?» Мы вместе
поймали птенца и дети сказали: «Какой он маленький. Давайте его оставим,
мы будем за ним ухаживать».
Вопрос: Правильно ли сказали дети?
Проблемная ситуация «Зачем помогать птицам?»
Дети вышли на участок. Было очень холодно, дул сильный ветер. Воробьи
сидели нахохлившись. Воспитательница вынесла хлебные крошки и
предложила детям помочь птицам, покормить их. Все дети охотно
откликнулись и стали насыпать корм в кормушку. Один Ваня стоял в
сторонке и наблюдал. Когда дети позвали его, он сказал: «А зачем
помогать птицам? Они и сами себе еду найдут».
Вопрос: Правильно ли сказал Ваня?