Автор: Белькова Ольга Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Профориентационное образование в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Профориентационное образование в начальной школе.
Одной из важных задач современного образования является подготовка школьника
к осознанному профессиональному выбору. Школьник, особенно в подростковом возрасте,
самостоятельно выбрать будущую профессию не может, так как он еще не готов в полной
мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны
взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы,
семьи,
социума.
Недостаточная
сформированность
мотивов
саморазвития
личности
школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую
необходимо решать.
Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий
в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального
самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире
профессий
охватывает
период
с
2,5-3
лет
и
продолжается
вплоть
до
начала
предподросткового возраста (10-12 лет).
В
процессе
развития
ребенок
насыщает
свое
сознание
разнообразными
представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть
действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В
начальной
школе,
когда
познавательная
деятельность
становится
ведущей,
определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных
профессиях.
Некоторые
элементы
профессиональной
деятельности
ему
еще
трудно
понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе
наглядных
образов,
конкретных
ситуаций
из
жизни,
историй,
интересных
случаев
и
впечатлений взрослого (работника).
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется
дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно
создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы
затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную
сферу более осмысленно.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о
мире
профессий,
тем
меньше
ошибок
он
совершит
в
дальнейшем
в
процессе
формирования профессионального плана.
Таким
образом,
основной
задачей
профориентационной
работы
в
начальных
классах
является
расширение
кругозора
и
осведомленности
ребенка
о
профессиях
в
процессе
общения
со
взрослым
и
организация
работы
по
профессиональному
самоопределению.
Обучающиеся
1-4
классов
еще
далеки
от
выбора
профессии,
но
правильно
поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в
дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в
старших классах.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно
использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду
взрослых.
Профессиональная
ориентация на
уроках
математики может
осуществляться
путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при
решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности
людей.
Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач
трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в
жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник,
станочник
в
деревообработке
и
т.д.). При изучении темы «Природа нашего края»
учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям
предлагается
решить
кроссворд,
в
котором
по
вертикали
зашифровано
слово,
обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.
На
уроках русского
языка младшие
школьники
также
выполняют
большое
количество
заданий,
связанных
с
той
или
иной
профессией:
учитель
выдает
детям
карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих
тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки,
вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).
В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные
игровые
процедуры,
которые
позволят
разнообразить
уроки
и
сделать
их
более
эмоционально-насыщенными.
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие
как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок
природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока
интегрирована
с
профориентационной.
Например,
в
игре
«Магазин»
ученикам
предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но
при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного
счета) и воспитательная (культура общения).
Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду
взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы,
экскурсии,
работа
с
иллюстрациями
и
языковым
материалом
могут
успешно
осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных
профориентационных занятиях.
Формы проведения внеурочных занятий:
Классный час «Профессии наших родителей».
Устный журнал «В мире профессий».
Час общения «Мои любимые увлечения».
Путешествие в мир профессий.
Встречи с представителями разных профессий.
Праздник профессий.
Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Экскурсии на предприятия и в учреждения.
Операция «Профессии моих родителей».
Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
Конкурс юных умельцев.
Конкурс на лучшую поделку.
Конкурс юных дикторов.
Час общения «Кем я хочу стать».
Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.
Праздник «Славим руки матери».
В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения
занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является
игровая
мотивация,
которая
перерастает
в
учебную
мотивацию.
Ребенок
становится
заинтересованной
стороной
в
развитии
своих
способностей,
так
как
он
может
попробовать
себя
в
различных
областях
взрослой
жизни.
На
каждом
занятии
рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои
представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно
к рассматриваемой профессии.