Напоминание

Профориентационное образование в начальной школе.


Автор: Белькова Ольга Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Профориентационное образование в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Профориентационное образование в начальной школе.

Одной из важных задач современного образования является подготовка школьника

к осознанному профессиональному выбору. Школьник, особенно в подростковом возрасте,

самостоятельно выбрать будущую профессию не может, так как он еще не готов в полной

мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны

взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы,

семьи,

социума.

Недостаточная

сформированность

мотивов

саморазвития

личности

школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую

необходимо решать.

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий

в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального

самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире

профессий

охватывает

период

с

2,5-3

лет

и

продолжается

вплоть

до

начала

предподросткового возраста (10-12 лет).

В

процессе

развития

ребенок

насыщает

свое

сознание

разнообразными

представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть

действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

В

начальной

школе,

когда

познавательная

деятельность

становится

ведущей,

определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных

профессиях.

Некоторые

элементы

профессиональной

деятельности

ему

еще

трудно

понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе

наглядных

образов,

конкретных

ситуаций

из

жизни,

историй,

интересных

случаев

и

впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется

дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно

создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы

затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную

сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о

мире

профессий,

тем

меньше

ошибок

он

совершит

в

дальнейшем

в

процессе

формирования профессионального плана.

Таким

образом,

основной

задачей

профориентационной

работы

в

начальных

классах

является

расширение

кругозора

и

осведомленности

ребенка

о

профессиях

в

процессе

общения

со

взрослым

и

организация

работы

по

профессиональному

самоопределению.

Обучающиеся

1-4

классов

еще

далеки

от

выбора

профессии,

но

правильно

поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в

дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в

старших классах.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно

использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду

взрослых.

Профессиональная

ориентация на

уроках

математики может

осуществляться

путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при

решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности

людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач

трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в

жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник,

станочник

в

деревообработке

и

т.д.). При изучении темы «Природа нашего края»

учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям

предлагается

решить

кроссворд,

в

котором

по

вертикали

зашифровано

слово,

обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На

уроках русского

языка младшие

школьники

также

выполняют

большое

количество

заданий,

связанных

с

той

или

иной

профессией:

учитель

выдает

детям

карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих

тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки,

вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные

игровые

процедуры,

которые

позволят

разнообразить

уроки

и

сделать

их

более

эмоционально-насыщенными.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие

как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок

природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока

интегрирована

с

профориентационной.

Например,

в

игре

«Магазин»

ученикам

предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но

при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного

счета) и воспитательная (культура общения).

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду

взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы,

экскурсии,

работа

с

иллюстрациями

и

языковым

материалом

могут

успешно

осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных

профориентационных занятиях.

Формы проведения внеурочных занятий:

Классный час «Профессии наших родителей».

Устный журнал «В мире профессий».

Час общения «Мои любимые увлечения».

Путешествие в мир профессий.

Встречи с представителями разных профессий.

Праздник профессий.

Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Экскурсии на предприятия и в учреждения.

Операция «Профессии моих родителей».

Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».

Конкурс юных умельцев.

Конкурс на лучшую поделку.

Конкурс юных дикторов.

Час общения «Кем я хочу стать».

Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.

Праздник «Славим руки матери».

В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения

занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является

игровая

мотивация,

которая

перерастает

в

учебную

мотивацию.

Ребенок

становится

заинтересованной

стороной

в

развитии

своих

способностей,

так

как

он

может

попробовать

себя

в

различных

областях

взрослой

жизни.

На

каждом

занятии

рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои

представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно

к рассматриваемой профессии.



В раздел образования