Автор: Новых Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №131
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: составление рассказа по мнемотаблице
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию
речи в старшей группе.
Задачи:
Обучающие – Учить детей составлению рассказа по картине, используя мнемотаблицу;
активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей;
Развивающие - Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую
память, логическое мышление; стимулирование мыслительной и речевой активности
детей;
Воспитывающие – Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, инициативности, ответственности, воспитание бережного
отношения, любви к живой природе.
Оборудование: экран, презентация к занятию, картина «Неожиданные гости», картинки
зимующих птиц.
.
Ход: .Организационный момент
Воспитатель. - Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть Вас. К нам сегодня на занятие
пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
.
В - Посмотрите, ребята это журнал о живой природе. В нем печатают рассказы о птицах и
животных. Редактор этого журнала предлагает нам поучаствовать в конкурсе рассказов. А
самые лучшие рассказы напечатают в нем. А чтобы у нас получились интересные и
разные рассказы, я предлагаю Вам поиграть в игру и превратиться в птиц.
(дети выбирают картинки зимующих птиц).
Сделать имитации жердочки или дерева и предложить «птичкам» выбрать себе
место.
Беседа:
В:- Как много птиц прилетело к нам во двор.
- Какое сейчас время года?
- Почему вы не улетели на юг, где тепло?
- А почему вы не замерзаете?
- А чем же вы питаетесь? (рябиной, хлебными крошками)
- Где вы берете хлебные крошки, семечки.
- А кто же делает кормушки?
- Как можно назвать таких людей?
В: - А сейчас пришло время пообедать. Я буду рассказывать стихотворение, а тот кто
услышит свое название прилетает на кормушку. (поставить полукругом стульчики перед
экраном.)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
На экране появляется картина: кормушка, а в ней сидит кот.
В: - Посмотрите, кого вы видите на картине?
- Как выдумаете, почему кот залез в кормушку? (дети предлагают свои варианты)
- А сейчас я покажу Вам картинки - подсказки, по которым мы будем составлять
рассказ.
На экран выводиться презентация:
1.
Снежинки.
В: - Посмотрите, сколько снежинок – столько красивых слов о зиме нам надо
придумать.
2.
. Сугробы
3.
В: - А какие бывают сугробы? (глубокие, непроходимые)
4.
Кормушка.
В: - Как люди заботятся о птицах? (строят кормушки, подкармливают)
5.
Птица на ветке
6. В: А сейчас каждый из вас расскажет про себя ( особенности внешнего вида,
поведения )
7.
Кот в кормушке. ( Однажды в поискам еды в кормушку залез кот).
8.
Знак вопроса (Предложить детям дальше придумать окончание рассказа)
Физминутка:
Птички прыгают,
летают.
Птички прыгают,
поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки
собирают,
Зернышки клюют
Перышки
почистили,
Перышки
почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты
туловища в стороны.
Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,
постукивать по коленкам
Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
Повороты головы вправо – влево
Имитируют руками взмахи крыльев
Дети садятся на стульчики.
В: Ребята, сейчас я составлю рассказ по картинкам, а вы послушайте.
- Наступила снежная, морозная зима. Выросли глубокие сугробы. Птицам стало трудно
находить корм. Чтобы помочь птицам, люди построили кормушки и насыпали зерна. Я-
сорока – белобока прилетела однажды к свой кормушке, а в ней сидит кот.
В: А продолжение рассказа вы придумаете сами. Рассказывать надо громко, четко,
использовать в рассказе красивые слова. А слушать надо внимательно, не
отвлекаться. Все рассказы мы запишем на магнитофон и отправим в редакцию
журнала.
-