Автор: Мозголова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №6 компенсирующего вида "Ёлочка"
Населённый пункт: Коломна
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи у детей с умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи у детей с умственной отсталостью средствами
изобразительной деятельности
Аннотация.
В
данной
статье
рассматривается
изобразительная
деятельность детей с умственной отсталостью как предмет современных
исследований.
Ключевые слова: развитие речи, умственная отсталость, изотерапия.
В
концепции
единого
образовательного
пространства
одной
из
важных проблем является учет особых образовательных возможностей и
потребностей дошкольников с
интеллектуальной
недостаточностью
в
различных организационных формах их воспитания и обучения.
Научно
доказано,
что
особенности
психического
развития
детей
с умственной отсталостью обусловлены дефицитарностью высших корковых
функций,
слабостью
аналитико-синтетической
деятельности
и
оказывают
отрицательное влияние на развитие знаково-символической деятельности в
целом и на уровень развития языковой способности (Н.Л. Белопольская, О.П.
Гаврилушкина,
Ю.Г. Демьянов,
Е.А.
Екжанова,
А.А. Катаева,
К.С.
Лебединская, И.Ф. Марковская, Ю.Т. Матасов, М.С. Певзнер,
В.Г. Петрова,
Е.А. Стребелева, М.Н. Фишман и др.).
Эффективность коррекционной работы с детьми с интеллектуальной
недостаточностью
обусловлена
качеством
воздействия
на
процесс
развития р еч и ,
т а к
ка к
э то
о п р ед е л я е т
во зможн о с т и
р е б е н к а
в коммуникативной и
ко г н и т и в н о й
д е я т е л ь н о с т и .
И м е ю щ и е с я
в
отечественной науке исследования проблемы нарушений речи дошкольников
с
интеллектуальной
недостаточностью
достаточно
полно
отражают
особенности
фонетической,
лексической,
грамматической
сторон
их речевой функциональной системы, указывают на регулирующую функцию
речи в организации и развитии психической деятельности ребенка (Н.Ю.
Борякова, Т.Н. Волковская, Г.Г. Голубева,
С.В.
Зорина,
О.В. Иванова, Г.Г.
Кузнецова,
М.А. Лаврентьева, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Г.В. Савельева,
Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.)
В
настоящее
время
теоретическая
и
э кс п е р и ме н т а льн а я
непроработанность
воздействия
искусства
на
развитие
личности
и
речи
ребенка
с
умственной
отсталостью,
его
культурного
развития
осложняет
составление
обобщенной
картины
возможных
путей
социализации,
активизации
адаптивных
и
компенсаторных
возможностей
в
процессе
социальной и образовательной интеграции. (Е.А. Медведева, 2009).
На
современном
этапе
развития
специальной
педагогики
особую
актуальность приобретают идеи Л.С. Выготского о социальном подходе к
понимаю аномального развития.
В основу механизма социализации и культурного развития ребенка в
своей
культурно-исторической
концепции
Л.С.Выготским
было
положено
диалектическое взаимодействие социального и индивидуального в развитии
личности
ребенка,
которая
происходит
по
двум
взаимодополняющим
направлениям, отражающим: внешний (присвоение культурного наследия,
общественного
опыта)
и
внутренний
(приобретение
автономности,
самостоятельности и ответственности в принятии решений и организации
деятельности) факторы развития. (Е.А. Медведева, 2009).
Подчеркивая необходимость «врастания» ребенка с отклонениями в
развитии
в
культуру,
Л.С.Выготский
отмечал,
что
нужны
«специально
созданные
культурные
формы
для
того,
чтобы
осуществить
культурное
развитие дефективного ребенка». (1983, т.5, с.23).
Интерес
к
использованию
искусства
в
системе
коррекционной
психолого-педагогической
помощи
подтверждается
рядом
исследований
в
специальной
педагогике
и
психологии,
показывающих
положительное
влияние
искусства
на
познавательные
процессы
у
детей
с
различными
отклонениями
в
развитии
(О.В.
Боровик,
О.П.
Гаврилушкина,
И.А.
Грошенков, И.В. Евтушенко, Е.А. Екжанова, Г.В. Кузнецова, Е.А. Медведева,
С.М.
Миловская,
М.Ю.
Рау,
Е.А.
Сошина,
Е.З.
Яхнина
и
др.
В
образовательной
системе
компенсирующей
направленности
отсутствуют
целенаправленные
теоретические
и
экспериментальные
исследования,
показывающие
возможности
искусства
в
формировании
речи
умственно
отсталого
ребенка,
его
нравственно-нормативных
представлений.
Фрагментарно
изучены
возможности
терапевтических
технологий
(изотерапии, музыкотерапии, куклотерапии и др.) в преодолении трудностей
речевого развития у детей с умственной отсталостью.
Таким
образом,
целью
работы
является
определение
значимости
изобразительной
деятельности
в
развитии
речи
ребенка
в
процессе
комплексной реабилитации и психолого-педагогической коррекции детей с
умственной отсталостью.
Среди задач, стоящих перед автором, можно выделить следующие:
изучение и анализ современной литературы по данной проблеме, выявление
особенностей изобразительной деятельности детей в зависимости от тяжести
и вида дефекта, определение коррекционной направленности преподавания
изобразительного искусства в образовательных учреждениях.
В
связи
с
этим
на
этапе
разработки
новых
эффективных
средств
личностно ориентированного специального образования, поиска технологий
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
интеллектуальными
нарушениями в образовательном процессе, изучение возможностей развития
речи
ребенка
с
умственной
отсталостью,
«врастания»
его
в
культуру
и
компенсации
имеющихся
у
него
отклонений
с
помощью
искусства
представляется нам достаточно актуальным.
Литература:
Медведева,
Е.А.
Формирование
личности
ребенка
с
проблемами
психического
развития
средствами
искусства
в
артпедагогическом
и
арттерапевтическом
пространстве [Текст] / Е.А. Медведева – М.: Институт
консультирования и системных решений, 2009.