Напоминание

Развитие речи у детей с умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности


Автор: Мозголова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №6 компенсирующего вида "Ёлочка"
Населённый пункт: Коломна
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи у детей с умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи у детей с умственной отсталостью средствами

изобразительной деятельности

Аннотация.

В

данной

статье

рассматривается

изобразительная

деятельность детей с умственной отсталостью как предмет современных

исследований.

Ключевые слова: развитие речи, умственная отсталость, изотерапия.

В

концепции

единого

образовательного

пространства

одной

из

важных проблем является учет особых образовательных возможностей и

потребностей дошкольников с

интеллектуальной

недостаточностью

в

различных организационных формах их воспитания и обучения.

Научно

доказано,

что

особенности

психического

развития

детей

с умственной отсталостью обусловлены дефицитарностью высших корковых

функций,

слабостью

аналитико-синтетической

деятельности

и

оказывают

отрицательное влияние на развитие знаково-символической деятельности в

целом и на уровень развития языковой способности (Н.Л. Белопольская, О.П.

Гаврилушкина,

Ю.Г. Демьянов,

Е.А.

Екжанова,

А.А. Катаева,

К.С.

Лебединская, И.Ф. Марковская, Ю.Т. Матасов, М.С. Певзнер,

В.Г. Петрова,

Е.А. Стребелева, М.Н. Фишман и др.).

Эффективность коррекционной работы с детьми с интеллектуальной

недостаточностью

обусловлена

качеством

воздействия

на

процесс

развития р еч и ,

т а к

ка к

э то

о п р ед е л я е т

во зможн о с т и

р е б е н к а

в коммуникативной и

ко г н и т и в н о й

д е я т е л ь н о с т и .

И м е ю щ и е с я

в

отечественной науке исследования проблемы нарушений речи дошкольников

с

интеллектуальной

недостаточностью

достаточно

полно

отражают

особенности

фонетической,

лексической,

грамматической

сторон

их речевой функциональной системы, указывают на регулирующую функцию

речи в организации и развитии психической деятельности ребенка (Н.Ю.

Борякова, Т.Н. Волковская, Г.Г. Голубева,

С.В.

Зорина,

О.В. Иванова, Г.Г.

Кузнецова,

М.А. Лаврентьева, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Г.В. Савельева,

Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.)

В

настоящее

время

теоретическая

и

э кс п е р и ме н т а льн а я

непроработанность

воздействия

искусства

на

развитие

личности

и

речи

ребенка

с

умственной

отсталостью,

его

культурного

развития

осложняет

составление

обобщенной

картины

возможных

путей

социализации,

активизации

адаптивных

и

компенсаторных

возможностей

в

процессе

социальной и образовательной интеграции. (Е.А. Медведева, 2009).

На

современном

этапе

развития

специальной

педагогики

особую

актуальность приобретают идеи Л.С. Выготского о социальном подходе к

понимаю аномального развития.

В основу механизма социализации и культурного развития ребенка в

своей

культурно-исторической

концепции

Л.С.Выготским

было

положено

диалектическое взаимодействие социального и индивидуального в развитии

личности

ребенка,

которая

происходит

по

двум

взаимодополняющим

направлениям, отражающим: внешний (присвоение культурного наследия,

общественного

опыта)

и

внутренний

(приобретение

автономности,

самостоятельности и ответственности в принятии решений и организации

деятельности) факторы развития. (Е.А. Медведева, 2009).

Подчеркивая необходимость «врастания» ребенка с отклонениями в

развитии

в

культуру,

Л.С.Выготский

отмечал,

что

нужны

«специально

созданные

культурные

формы

для

того,

чтобы

осуществить

культурное

развитие дефективного ребенка». (1983, т.5, с.23).

Интерес

к

использованию

искусства

в

системе

коррекционной

психолого-педагогической

помощи

подтверждается

рядом

исследований

в

специальной

педагогике

и

психологии,

показывающих

положительное

влияние

искусства

на

познавательные

процессы

у

детей

с

различными

отклонениями

в

развитии

(О.В.

Боровик,

О.П.

Гаврилушкина,

И.А.

Грошенков, И.В. Евтушенко, Е.А. Екжанова, Г.В. Кузнецова, Е.А. Медведева,

С.М.

Миловская,

М.Ю.

Рау,

Е.А.

Сошина,

Е.З.

Яхнина

и

др.

В

образовательной

системе

компенсирующей

направленности

отсутствуют

целенаправленные

теоретические

и

экспериментальные

исследования,

показывающие

возможности

искусства

в

формировании

речи

умственно

отсталого

ребенка,

его

нравственно-нормативных

представлений.

Фрагментарно

изучены

возможности

терапевтических

технологий

(изотерапии, музыкотерапии, куклотерапии и др.) в преодолении трудностей

речевого развития у детей с умственной отсталостью.

Таким

образом,

целью

работы

является

определение

значимости

изобразительной

деятельности

в

развитии

речи

ребенка

в

процессе

комплексной реабилитации и психолого-педагогической коррекции детей с

умственной отсталостью.

Среди задач, стоящих перед автором, можно выделить следующие:

изучение и анализ современной литературы по данной проблеме, выявление

особенностей изобразительной деятельности детей в зависимости от тяжести

и вида дефекта, определение коррекционной направленности преподавания

изобразительного искусства в образовательных учреждениях.

В

связи

с

этим

на

этапе

разработки

новых

эффективных

средств

личностно ориентированного специального образования, поиска технологий

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с

интеллектуальными

нарушениями в образовательном процессе, изучение возможностей развития

речи

ребенка

с

умственной

отсталостью,

«врастания»

его

в

культуру

и

компенсации

имеющихся

у

него

отклонений

с

помощью

искусства

представляется нам достаточно актуальным.

Литература:

Медведева,

Е.А.

Формирование

личности

ребенка

с

проблемами

психического

развития

средствами

искусства

в

артпедагогическом

и

арттерапевтическом

пространстве [Текст] / Е.А. Медведева – М.: Институт

консультирования и системных решений, 2009.



В раздел образования