Автор: Медведева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: практическая экология
Тема: экологические игры для 2 класса
Раздел: начальное образование
Экологические игры для обучающихся 2 класса
ИГРА № 1.
«РАЗВЕДКА ОСЕННИХ ПРИМЕТ»
Играем в разведчиков. Игра начинается с письма;
« Здравствуйте дорогие ребята! На Заячьей поляне вчера состоялось собрание
зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые?
Получилось так, что одна половина поляны считает, что пора, а другие зайцы говорят,
что рано. Одни кричат, что трава еще зеленая, а другие – что небо уже серое. Одни
говорят, что осень уже наступила и скоро начнется зима, а другие думают, что осень
еще только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и
, наверное, сможете определить, наступила осень или нет?
Говорят, что идет она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда
она будет в лесу? Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные
доказательства. Ведь менять шубки – дело для зайцев непростое. Надеемся на вашу
помощь.»
Начинается игра. Формируются команды разведчиков. Выбирается командир и его
помощник.
Разрабатывается маршрут:
1-й этап – готовность №1.
2-й этап – разведка местности.
Завершаются этапы условным знаком «Донесение»
Составляется карта. Условные обозначения к карте:
1- этап:
Копилка народной мудрости
Советы взрослых
Школьный учебник
По страницам журналов
2-
этап:
«Облака»
«Вода»
«На полянке»
«Городские цветы»
«Листопад»
«Насекомые»
«Птицы»
«Звери»
«Река осенью»
«Труд людей осенью»
На первом этапе учащиеся собирают информацию о приметах осени, стихи,
пословицы и т.д. Можно на первом этапе провести конкурс стихов об осени, поделок из
природного материала, рисунков и т.д.
Второй этап – разведка местности:
1 – я остановка – «Облака» (неживая природа осенью).
На открытом участке учащиеся наблюдают небо, скорость и движение облаков.
Положение солнца. Здесь же измеряют температуру воздуха и делают соответствующие
записи и рисунки.
2-я остановка – «Вода» (неживая природа осенью).
Наблюдают цвет воды, измеряют температуру воды, направление течения.
3 – я остановка - «На полянке» ( растения осенью).
Наблюдают за растениями, находящимися на территории школы. Отмечают цвет травы,
листьев и т.д.
4 – я остановка - «Городские цветы».
Экскурсия на территорию школы. Работа в цветнике. Сбор семян, наблюдают за
цветущими растениями.
5 –я остановка - «Листопад».
Наблюдение за деревьями (листопад, формирование почек). Сбор листьев для гербария.
Сбор семян для кормушек.
6-я остановка - «Насекомые».
Ведут наблюдение за насекомыми. Часть насекомых улетают в теплые районы страны,
многие прячутся в различные «зимние убежища» (под кору, в листву, в почву), часть
насекомых зимуют в стадии яйца, куколки.
7 –я остановка - «Птицы».
Ведутся наблюдения за жизнью пернатых. Наблюдают за птицами, которые улетают в
теплые края, устанавливают причины осеннего отлета, какие птицы прилетают в
окрестности города осенью?
8 – остановка - «Звери».
Какие звери района впадают в спячку?
Какие млекопитающие запасают на зиму корм?
У каких зверей меняется окраска?
9 – остановка - «Река осенью».
Наблюдение за ледоставом.
10 –я остановка - «Труд людей осенью».
Наблюдение за трудом людей:
на пришкольном участке;
на дачном участке;
на улицах города.
Подведение итогов проводится в виде первого заседания клуба юных фенологов. Не
забываем ответить на письмо с Заячьей поляны. При подведении итогов обсуждаются
не только темы игры, но и то, как действовали разведчики. Какой отряд оказался самым
дружным, кто собрал больше народных примет и т.д. Провести конкурс рисунков,
маршрутных листов. Весь материал можно оформить в тематический журнал.
ИГРА № 2
«ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНКИ»
Составляются экипажи путешественников. Выбирают способ путешествия.
Разрабатывают маршрутный лист.
1 – я остановка – «Неживая природа зимой».
Наблюдения за продолжительностью светового дня, за снежным покровом почвы.
Наблюдение за состоянием мелких водоемов. Записать в маршрутный лист дату
выпадения первого снега, дату первых заморозков. Когда была первая метель? Каким
бывает снег а морозную погоду? Рассмотреть и зарисовать снежинки. Определить
загрязнение снега.
2 – я остановка – «У природы зимой нет тайн. Следы на снегу».
Пронаблюдать, какие следы оставляют на снегу кошки, собаки, вороны, воробьи,
синицы. Зарисовать их. Игра – «Определи, чей след?»
3 – я остановка – Эко проект «Добрая зима».
Изготовление кормушек. Главный итог проекта – сколько кормушек изготовлено,
вывешено. Сколько действующих кормушек возле дома, школы.
4 –я остановка – «Птицы зимой».
Наблюдение за гостями на кормушках. Какие птицы прилетают чаще? Каким кормом
они питаются?
Почему птицы из леса перебираются ближе к жилью людей? Что страшнее для птиц –
голод или холод? Нарисовать рисунок на тему «Пернатые друзья»
5 –я остановка- «Растения зимой» «Зимние ветки».
Знакомые незнакомцы. Пронаблюдать за деревьями в зимнее время.
6 –я остановка - «Где и как зимуют насекомые?».
Учащиеся работают с печатными источниками, с источниками Интернета. Готовят
небольшие доклады по теме.
7 – я остановка – «Звери зимой».
Экологический театр. Экипажи готовят представления о зверях зимой ( по выбору).
8 – я остановка – «Уют в снегу».
Рассказ о животных, зимующих под снегом.
9 –я остановка – «Труд людей зимой».
Наблюдение за трудом людей на улицах города. Экологический проект «Зеленый дом».
Уход и выращивание комнатных растений.
Второе заседание клуба «Юный фенолог».
Подводятся итоги наблюдения за погодой зимой, за изменениями в жизни растений и
животных. Делают вывод о взаимосвязях неживой и живой природы.
Закрепление материала проводится в виде игр:
1.
«Аукцион народных примет о зиме». Дидактическая задача:
расширить и закрепить знания примет о зиме.
Ход игры:
Участвуют все экипажи. Учитель показывает предмет, выставленный для продажи на
аукцион. Назначается за товар определенная сумма баллов. Один балл равен одной
примете. Экипажи начинают «покупать» предмет. «Покупает» команда, набравшая
наибольшее количество баллов.
2.
«Крести – нолики». Дидактическая задача: обобщить знания детей о
сезонных изменениях в природе.
Ход игры:
У каждого ученика карточка, пронумерованная от 1 до 15 (по количеству вопросов).
Учитель читает вопросы задания, а учащиеся ставят +, если в задании все правильно, и
0, если в задании ошибка.
Вопросы – зимние изменения в природе.
В морозную погоду ветки деревьев покрываются изморозью (да);
Снежинка имеет 8 лучей (нет);
Снег белого цвета, рыхлый, сыпучий (да);
Все хвойные растения зимой с листьями (нет, лиственница);
Ворона, снегирь, воробей – это птицы, которые живут в городе круглый
год ( нет, снегирь прилетает только зимой);
Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что им не хватает
корма (да);
Все звери на зиму меняют мех (да);
Бурундук зимой спит(да);
Рыбы и лягушки зимой спят (нет, лягушки спят, а рыбы ведут активный
образ жизни)6
В конце зимы у медведицы появляются маленькие медвежата (да);
Самое распространенное дерево нашего района – пихта (да);
Зима в нашем районе длится 4 -5 месяцев (да);
Синица зимой питается ягодами рябины (да);
Холод для птиц страшнее, чем голод (нет).
Игра № 3
«ИДЕТ КРАСАВИЦА ВЕСНА, ИДЕТ И БУДЕТ ВСЕХ ОТ СНА».
Наблюдение за изменениями в неживой природе весной. Весна – переходное время
года от зимы к лету. Ранняя весна больше похожа на зиму, а поздняя – на лето.
1 –я остановка – «Весенняя капель».
Наблюдение за положением солнца. Высота солнца увеличивается постепенно и
идет потепление.
Пронаблюдать, как изменилась температура воздуха. Какое небо в сравнении с
зимним?
Весна полевая (проталинки).
Сравнить снег с зимним. Есть ли разница (Весной снег более плотный, влажный,
хорошо лепится, грязный – на нем вытаяла пыль, принесенная ветром).
Пронаблюдать за количеством снега. Если снег еще не совсем растаял, посмотри,
где он лежит? Почему? (Снега много под деревьями, в тени, в ямах, куда поступает мало
света и тепла).
Как изменились проталинки? Какие растения нас окружают? Описать внешний вид
растения весной. Что изменилось в облике растений весной? Рассмотреть почки
нескольких лиственных деревьев. Рассмотреть почки ивы. Барашки на иве – это их
цветы. Цветут и некоторые травянистые растения.
2-я остановка – «Кто как весну встречает?».
Как влияют изменения, происходящие в природе с приходом весны, на жизнь
животных?
У насекомых? (В природе для них появилась пища – сок и нектар у растений и тепло).
У птиц? (У зимующих птиц появилась дополнительная пища – насекомые. Отпала
угроза голода.
У рыб?(Потеплела вода, появилось много пищи)
Весна речная. Ледоход. Провести наблюдения, когда на реках начал таять лед? Сколько
дней длился разлив реки? Наблюдения за цветом воды, скоростью течения.
3 – я остановка – Эко – проект «С новосельем, птицы!».
Этот проект лучше всего проводить вместе со взрослыми. Строим, развешиваем
скворечники.
4-я остановка – «Первоцветы»
Провести наблюдения, сделать записи и зарисовки первоцветов. Когда впервые на
проталинках увидели зеленую траву? Когда увидели первые растения: мать – и – мачеху,
одуванчик, ветреницу, медуницу.
Операция «Березкины слезки».
Целью этой экологической операции является то, что весной, во время сбора березового
сока, учащиеся выходят в березовые аллеи, на пришкольный участок, в парк, чтобы
проверить: нет ли у берез опасных ран, оставленных нерадивыми любителями сока.
замеченные ранки закрывают садовым варом.
5-я остановка – «Весна лесная».
Этот проект лучше всего провести в виде экскурсии в лес. Наблюдение за богатством
весенних красок. Разведка удивительного и прекрасного.
Цель: открыть для себя как можно больше прекрасного и удивительного, нанести эти
объекты на свой маршрутный лист.
В итоге можно провести следующий этап «Цветочные дорожки». Высадить на
территории школы цветы. Вероятно, потребуется помощь взрослых.
Итоговое занятие клуба «Юный фенолог» можно провести в виде различных игр,
конкурсов.
Например: класс делится на две команды. На доске – игровое поле:
П
Р
И
Р
О
Д
А
Каждая команда отвечает на заданный вопрос. Если ответ правильный – добавляет в
таблицу одну букву, так, чтобы получилось новое слово. Игра длится до тех пор, пока
игровое поле не будет заполнено.
Вопросы для викторины:
1.
Что такое погода? (состояние воздуха в данной местности, в данное
время).
2.
Что такое фенология? (наука о сезонных изменениях).
3.
Почему 23 сентября называют днем осеннего равноденствия? ( день
равен ночи – 12 часов).
4.
По какой причине птицы улетают в теплые края?
5.
Где зимуют лягушки? (зарываются в грунт по берегам водоемов).
6.
Какие звери запасают корм на зиму?
7.
Какие птицы прилетают к нам осенью? ( снегири, свиристели).
8.
У какой птицы рождаются птенцы в трескучие морозы? ( у клестов).
9.
Как называется период «сна» в жизни реки? (ледостав).
10.Каким бывает снег в морозную погоду? (сухим и сыпучим)
11.Почему зимой птицы из леса перебираются ближе к жилью человека?
(в поисках корма)
12.Что страшнее для птиц - холод или голод?
13.Куча снега, оставленная после метели – это …. (сугроб).
14.Ледяные кристаллики, падающие с неба – это …. (снежинки)
15.Назови первоцветы.
16.Какая перелетная птица прилетает к нам первой? (грач).
17.Как называется явление, когда интенсивно тает снег на крышах?
(капель).
18.Какое хвойное дерево сбрасывает осенью хвою? (лиственница).
19.Самый маленький хищник нашего леса? (ласка).
20.Какие кустарники цветут до появления листьев? (ольха, ива).
21.Какой вред деревьям приносит сбор сока? (дерево начинает засыхать
и может погибнуть).