Автор: Макарова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: Первоуральск Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с
задержкой психического развития»
Подготовила:
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №3»
город Первоуральск
Макарова О.В.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
учитывает
индивидуальные
потребности
ребенка,
связанные
с
его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения
им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья. Стандарт дошкольного образования направлен
на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства и подчеркивает необходимость поиска новых
средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том
числе
технологий
развивающего
обучения,
которые
способствуют
приобретению
дошкольниками
интегративных
качеств
личности,
а
именно:
любознательность,
активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками.
Развитие
личности
дошкольников
с ЗПР
характеризуется
качественным
своеобразием. Для них характерны: недостаточная сформированность познавательной и
социальной мотивации,
нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной
системы.
Для
детей
данной категории
характерно
отставание
в
развитии
как
вербальной, так и невербальной коммуникации, низкий уровень вербальных знаний,
низкий уровень самоконтроля, все это осложняет освоение детьми коррекционной
программы.
Особенности в развитии детей задержкой психического развития требуют от
педагогов
специально
организованной
работы
по
коррекции
и
развитию
всех
компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях
оптимальной и эффективной адаптации детей с ЗПР к условиям и требованиям
социальной среды.
Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с
проблемами
в
их
обучении,
мне,
как
педагогу,
приходится
искать
вспомогательные
средства
и
формы
обучения,
облегчающие,
систематизирующие
и
направляющие
процессы усвоения детьми знаний.
Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых
знаний и развитию логического мышления выступают интеллект-карты.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.
Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно
развито
наглядно-действенное
мышление,
память
носит
непроизвольный
характер,
а
мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный
материал усваивается лучше вербального.
Основным достоинством метода интеллект – карт, позволяющим использовать их в
работе с дошкольниками с ЗПР стала:
возможность адаптировать оригинальную технологию к условиям коррекционно-
воспитательного процесса;
возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход;
активное
речевое
взаимодействие
детей,
многократное
проговаривание
материала в
совместной деятельности, что
содействует развитию речи, способности
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
возможность
анализировать
различные
проблемы
и
находить
их
решения,
используя уже имеющиеся знания, развивать мышление и психические функции;
сочетание
индивидуальной,
групповой
работа
воспитанников
с
проблемной
ситуацией;
Общий алгоритм составления интеллект-карты:
1. Обозначается общая тема.
2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по теме.
3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.
3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
4. Составляется карта.
Данная технология предполагает
вариативность использования в соответствии
с
задачами образовательной деятельности и уровнем развития детей, степени участия детей,
родителей,
педагогов
в
ее
составлении,
вариативности
использования
готовых
интеллек- карт, обеспечивая индивидуализацию образовательной деятельности.
Степень участия детей, родителей, педагогов в ее составлении:
- совместное изготовление интеллект – карты педагогами и детьми;
- самостоятельная работа детей по изготовлению карт (итоговое мероприятие);
- изготовление карт родителями совместно с детьми (домашнее задание);
- коллективное
изготовление интеллект – карт (ОО Художественно – эстетическое).
Вариативность использования готовых интеллек карт:
-передача карты в параллельную возрастную группу для использования в занятиях;
- размещение карт в личных портфолио детей;
- размещение в родительском уголке.
Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать
коррекционно-образовательные задачи:
-Развивать психические, познавательные функции.
-Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и
компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.
-Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
-Формировать
элементы
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий.
-Развивать
социальный
и
эмоциональный
интеллект,
эмоциональную
отзывчивость,
сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Развивать воображение и творческую активность.
-Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего
мира.