Напоминание

"Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с задержкой психического развития"


Автор: Макарова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: Первоуральск Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с

задержкой психического развития»

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №3»

город Первоуральск

Макарова О.В.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования,

учитывает

индивидуальные

потребности

ребенка,

связанные

с

его

жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения

им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с

ограниченными возможностями здоровья. Стандарт дошкольного образования направлен

на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства и подчеркивает необходимость поиска новых

средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том

числе

технологий

развивающего

обучения,

которые

способствуют

приобретению

дошкольниками

интегративных

качеств

личности,

а

именно:

любознательность,

активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и

сверстниками.

Развитие

личности

дошкольников

с ЗПР

характеризуется

качественным

своеобразием. Для них характерны: недостаточная сформированность познавательной и

социальной мотивации,

нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной

системы.

Для

детей

данной категории

характерно

отставание

в

развитии

как

вербальной, так и невербальной коммуникации, низкий уровень вербальных знаний,

низкий уровень самоконтроля, все это осложняет освоение детьми коррекционной

программы.

Особенности в развитии детей задержкой психического развития требуют от

педагогов

специально

организованной

работы

по

коррекции

и

развитию

всех

компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях

оптимальной и эффективной адаптации детей с ЗПР к условиям и требованиям

социальной среды.

Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с

проблемами

в

их

обучении,

мне,

как

педагогу,

приходится

искать

вспомогательные

средства

и

формы

обучения,

облегчающие,

систематизирующие

и

направляющие

процессы усвоения детьми знаний.

Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых

знаний и развитию логического мышления выступают интеллект-карты.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно

развито

наглядно-действенное

мышление,

память

носит

непроизвольный

характер,

а

мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный

материал усваивается лучше вербального.

Основным достоинством метода интеллект – карт, позволяющим использовать их в

работе с дошкольниками с ЗПР стала:

возможность адаптировать оригинальную технологию к условиям коррекционно-

воспитательного процесса;

возможность осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход;

активное

речевое

взаимодействие

детей,

многократное

проговаривание

материала в

совместной деятельности, что

содействует развитию речи, способности

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

возможность

анализировать

различные

проблемы

и

находить

их

решения,

используя уже имеющиеся знания, развивать мышление и психические функции;

сочетание

индивидуальной,

групповой

работа

воспитанников

с

проблемной

ситуацией;

Общий алгоритм составления интеллект-карты:

1. Обозначается общая тема.

2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по теме.

3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.

3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

4. Составляется карта.

Данная технология предполагает

вариативность использования в соответствии

с

задачами образовательной деятельности и уровнем развития детей, степени участия детей,

родителей,

педагогов

в

ее

составлении,

вариативности

использования

готовых

интеллек- карт, обеспечивая индивидуализацию образовательной деятельности.

Степень участия детей, родителей, педагогов в ее составлении:

- совместное изготовление интеллект – карты педагогами и детьми;

- самостоятельная работа детей по изготовлению карт (итоговое мероприятие);

- изготовление карт родителями совместно с детьми (домашнее задание);

- коллективное

изготовление интеллект – карт (ОО Художественно – эстетическое).

Вариативность использования готовых интеллек карт:

-передача карты в параллельную возрастную группу для использования в занятиях;

- размещение карт в личных портфолио детей;

- размещение в родительском уголке.

Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать

коррекционно-образовательные задачи:

-Развивать психические, познавательные функции.

-Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и

компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.

-Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.

-Формировать

элементы

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий.

-Развивать

социальный

и

эмоциональный

интеллект,

эмоциональную

отзывчивость,

сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

-Развивать воображение и творческую активность.

-Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего

мира.



В раздел образования