Напоминание

Особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью (из опыта работы).


Автор: Костюкова Марина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовской школы-интерната №41
Населённый пункт: Ростова-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью (из опыта работы).
Раздел: полное образование





Назад




Опыт и особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью.

Учитель-логопед

Костюкова М.П.

ГКОУ РО «Ростовская

специальная школа-интернат №41»

Недоразвитие

речи

отрицательно

влияет

на

общее

психическое

развитие

ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Поэтому представляется актуальной

коррекция дефектов речи у детей с умственной отсталостью, что позволит им в

дальнейшем максимально адаптироваться в окружающем мире.

Цель

предлагаемой

коррекционно-логопедической

работы

формирование

лексико-грамматических

навыков

и

навыков

построения

связных

высказываний.

Задачи:

обогащение и активизация словаря;

коррекция звукопроизношения;

практическое усвоение лексических и грамматических связей языка;

развитие связной речи.

В

работе

важно

определять

наиболее

сохранные

звенья

в

речеслуховой,

речедвигательной, зрительной, двигательной системы и опираться именно на них.

Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии

ребенка.

Специфика логопедической работы в специальной щколе-интернате обусловлена,

с

одной

стороны,

характером

нарушения

высшей

нервной

деятельности,

психопатологическими

особенностями

умственно

отсталого

ребенка,

прежде

всего

снижением уровня аналитико- синтетической деятельности, с другой - особенностями

речевого развития и структурой речевого дефекта. В связи с тем, что у умственно

отсталых

детей

ведущим

нарушением

является

недоразвитие

познавательной

деятельности,

весь

процесс

логопедической

работы

должен

быть

направлен

на

формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,

обобщения.

Так,

при

устранении

нарушений

звукопроизношения

большое

место

отводится

дифференциации

фонетически

близких

звуков.

Произношение

каждого

звука

тщательно

анализируется

с

точки

зрения

его

слухового,

зрительного,

кинестетического образа.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых

детей

обусловливает

необходимость

тесной

связи

работы

логопеда,

учителя

и

родителей. Нужно так организовать педагогический процесс, чтобы не только на

логопедических занятиях, но и в классе осуществлялись закрепления правильных

речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции расстройств.

Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию.

Коррекции

нарушений

звукопроизношения.

Коррекция

нарушений

произношения

у

умственно отсталых школьников является длительным и сложным процессом. Работа

по

воспитанию

правильного

звукопроизношения

значительно

осложняется

характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры,

трудностью

закрепления

новых

условных

связей.

У

умственно

отсталых

детей

наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. В

связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять

отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения.

Большое внимание уделяем развитию общей мелкой и речевой моторики, воспитанию

слухового внимания, восприятия, памяти. Коррекция нарушений звукопроизношения

связывается

с

формирование

речевой

функции

в

целом,

т.е.

с

развитием

фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи, так как дефекты

звукопроизношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного

недоразвития

речи.

При

коррекции

нарушений

звукопроизношения

у

умственно

отсталых детей учитываются особенность протекания у них психических процессов

(замедление

темпа

и

сужение

поля

восприятия,

неустойчивость

внимания,

качественное

своеобразие

памяти,

мышления,

слабость

мотивации

и

интересов).

Предварительный этап. Предварительный этап является продолжительным. На этом

этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия,

внимания.

Учитывая

особенности

просодических

компонентов

речи

у

умственно

отсталых

детей,

на

этом

этапе

проводится

работа

и

над

правильным

речевым

дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Развитие

мелкой

моторики.

Необходимость

развития

моторики

рук

у

умственно

отсталых детей обусловлена тесным взаимодействием мелкой и речевой моторики.

Совершенствование мелкой моторики способствует активизации моторных речевых

зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Мы с детьми на

занятиях

выполняем

различные

виды

упражнений,

направленных

на

развитие

ловкости, точности координации движения пальцев рук. Также выполняем упражнения

общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. конструирование из кубиков домиков, башен (сначала по образцу, затем по памяти и

произвольно);

2. раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек,

кубиков);

3. складывание из палочек, спичек геометрических фигур;

4. обведение контуров предметных изображений;

5. раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

6. вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам;

7. расстегивание пуговиц, зашнуровывание;

8. работа с мозаикой.

Провожу также пальчиковые игры без речевого сопровождения. Изображение

при помощи пальчиков различных фигурок. «Очки», образовать 2 кружка большим и

указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их. «Стол», левую ладонь сжать в

кулак, поставить на стол, правую положить сверху. «Бинокль», большой палец каждой

руки

вместе

с

остальными

образует

кольцо,

посмотреть

в

«бинокль».

«Флажок»,

четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз, тыльная сторона ладони

обращена

к

себе.

«Стул»,

поставить

на

стол

сжатый

кулак

правой

руки,

левую

приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку. «Бочка», неплотно сжать

руку в кулак. Использую также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями:

«Пальчики», ребенок поднимает левую руку ладонью к себе, правой рукой загибает

пальцы:

Этот пальчик хочет спать (загибает мизинец).

Этот пальчик лег в кровать ( загибает безымянный палец).

Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний палец).

Этот пальчик уж уснул (загибает указательный палец).

Этот крепко-крепко спит (загибает большой палец).

Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдет.

Утро ясное придет Будут птички щебетать.

Будут пальчики вставать (распрямляет пальцы рук).

«Сидит белка», ребенок поднимает левую (а затем правую) руку ладонью к себе:

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке (загибает большой палец),

Воробью, синичке (загибает указательный, средний палец),

Мишке толстопятому ( загибает безымянный палец),

Заиньке усатому (загибает мизинец).

«Этот пальчик», ребенок сгибает пальцы руки в кулак:

Этот пальчик дедушка (разгибает большой палец),

Этот пальчик бабушка (разгибает указательный палец),

Этот пальчик папочка (разгибает средний палец),

Этот пальчик мамочка (разгибает безымянный палец),

Этот пальчик наш малыш (разгибает мизинец),

А зовут его ...

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся систематически в течение 3-5

минут на каждом занятии.

Развитие ритма. Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой

структурой слова, над ударением, интонацией. Сначала тренирую детей на восприятие

и воспроизведение звеньев из одинаковых количественных ударов ( .. .. .. … … ). Далее

даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и

сильные удары с короткими и длинными промежутками: .._, …__, .._, …__, _.. .

Развитие дыхания. Первоначально провожу работу над развитием длительного выдоха

без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи,

излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата. Воспитывается диафрагмальное

дыхание. Приведу некоторые игровые упражнения. «Погреться на морозе», ребенок

вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы

согревая руки. «Надуй игрушку», ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая

воздух

через

рот

и

медленно

выдувая

его

через

рот

в

отверстие

шара.

«Листья

шелестят», предлагаю полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и

прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики

так,

чтобы

они

отклонялись

и

шелестели.

«Задуть

свечу»,

подношу

ребенку

зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» ребенок медленно выдыхает так, чтобы

пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер», ребенок старается

на одном выдохе задуть свечу. «Бабочка», перед ребенком раскладываю «зеленые

полянки» с разноцветными бабочками. «Бабочки» прикреплены к «полянке» нитками.

По сигналу «Красная бабочка полетела» ребенок дует на красную бабочку и т.д.

Развитие речевого дыхания и голоса. После того, как у детей сформирован плавный

длительный

выдох,

вводятся

голосовые

упражнения.

Обращается

внимание

на

различную высоту, силу, темп голоса. С этой целью использую такие упражнения :

«Вьюга», перед ребенком - сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась»

ребенок тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит:

у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По

сигналу

«Вьюга

кончилась»

замолкает.

«Коровы

и

телята»,

ребенку

предлагается

сюжетная картинка «На лугу». На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они

зовут их? Ребенок произносит низким голосом; му- му-му. Коровам отвечают телята.

Как они отвечают? Ребенок произносит высоким голосом: му-му. «Добавление фразы»,

для

развития

и

закрепления

правильного

речевого

выдоха

можно

использовать

короткие стихотворения З.Александровой, С.Маршака, А.Барто и др. При этом дети

сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по

одной строчке стихотворения. Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе

над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, но и формируются

правильные интонации, выразительность речи.

Развитие

артикуляторной

моторики.

На

предварительном

этапе

коррекции

нарушений звукопроизношения: определенное место отводится развитию мимических

движений

и

движений

языка,

губ.

При

проведении

артикуляторной

гимнастики

используются

игровые

приемы.

На

различных

этапах

коррекции

я

использую

следующие артикуляторные упражнения: гимнастика для губ и щек, надувание обеих

щек одновременно, надувание щек попеременно, втягивание щек в ротовую полость,

«Трубочка» - сомкнутые губы вытягиваются вперед, «Заборчик» - губы растягиваются

в стороны, обнажаются оба ряда зубов, чередование «трубочка-заборчик», «Кролик»-

поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы, имитация полоскания

зубов, «Фырканье лошадки» - вибрация губ. Гимнастика для челюстей: опускание и

поднимание нижней челюсти, движение нижней челюсти влево, вправо. Гимнастика

для языка: «Лопаточка» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе, «Чашечка»

- рот открыт, узкий язык выдвинут вперед, «Иголочка» - рот открыт, узкий язык

выдвинут вперед, «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы,

спинка языка поднята вверх, «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу, «Качели» -

рот открыт, напряженным языком тянуться к носку и подбородку, «Почистим зубки» -

рот закрыт, круговым движением языка провести между губами и зубами, «Маляр» -

рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до

мягкого нёба. На подготовительном этапе выбираю только те упражнения, которые

считаю

необходимыми

для

формирования

правильного

артикуляционного

уклада

нарушенного звука.

Развитие слухового восприятия

и

внимания. Логопедическая работа по развитию

слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на

слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На предварительном этапе эта работа

проводится

в

виде

игровых

упражнений.

У

умственно

отсталых

детей

часто

отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин

недоразвития

речевого

общения.

В

связи

с

этим

уже

на

самом

начальном

этапе

логопедической работы важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку

на восприятие речи окружающих. «Найди картинку», раскладываю перед ребенком ряд

картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и

воспроизвожу соответствующие звукоподражания. Детям дается задание определить

животного и показать картинку с его изображением. «Хлопки», сообщаю детям, что

буду называть различные слова. Как только назову животное, дети должны хлопать.

При произнесении других слов хлопать нельзя. «Кто летит», сообщаю детям, что буду

говорить, слово летит, в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но

иногда буду ошибаться (собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два

слова, употреблены верно.

Этап постановки звука. Этап постановки звука у умственно отсталых детей занимает

больше

времени

и

вызывает

гораздо

большие

трудности,

чем

у

их

нормально

развивающихся

сверстников.

Это

связано

с

особенностями

высшей

нервной

деятельности

(трудностями

перестройки

старых

условно-

рефлекторных

связей),

психологическими

особенностями

умственно

отсталых

детей,

нарушением

у

них

артикуляторной моторики, а также недоразвития слуховой дифференциации звуков.

Особенностью

логопедической

работы

с

умственно

отсталыми

детьми

на

этапе

постановки звука является максимальное использование всех анализаторов: слухового,

зрительного,

тактильного.

На

данном

этапе

работа

анализаторов

ведется

по

следующим направлениям:

1) развитие восприятия речи;

2) формирование фонематического анализа;

3) развитие артикуляционной моторики;

4) постановка звука.

Этап автоматизации звука. Автоматизация звука осуществляется по принципу от

легкого к трудному, от простого к сложному. Прежде всего, проводится включение

звука в слоги. Слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы

произношения слогов, что облегчает их автоматизацию. Для умственн6о отсталых

детей

этот

этап

очень

длительный,

что

обусловлено

их

психофизиологическими

особенностями.

В

процессе

автоматизации

звуков

также

ведется

работа

и

над

просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и

словах, над логическим ударением в предложениях, над интонацией при закреплении

звука в связной речи.

Этап дифференциации звуков. Логопедическая работа по дифференциации конкретных

пар смешиваемых звуков и включает два этапа: 1) предварительный этап работы над

каждым

из

смешиваемых

звуков;

2)

этап

слуховой

и

произносительной

дифференциации смешиваемых звуков. На первом этапе последовательно уточняется

произносительный и слуховой образ каждого звука: a) уточнение артикуляции звука с

опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места звука. На втором этапе

сравниваем конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.

Большое место отвожу развитию фонематического анализа и синтеза.

Коррекция

нарушений

лексико-грамматической

стороны

речи.

Недоразвитие

познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании

лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Логопедическая работа по

развитию лексики тесно связана с формированием представления об окружающей

действительности

и

познавательной

деятельности

умственно

отсталого

ребенка.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного

запаса уточнение значения слова, расширения семантики слова, особенно важной

является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно

усваиваются умственно отсталыми детьми. Работа над уточнением значения слова

тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и

явлениях, с овладением классификацией предметов. На логопедических занятиях мы

уточняем значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель,

,домашние и дикие животные и др. Примерные задания:

1. Назвать одним словом все предметы.

2. Назвать овощи и фрукты и т.д.

3. Найти лишнюю картинку (морковью лук, самолет, капуста).

4. Разложить картинки на две группы (животные, растения).

5. Отгадывание загадок.

Предлагаю загадки с использованием обобщающих слов. В логопедической работе по

обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь

(глаголы

и

прилагательные).

Для

этого

использую

различные

игры.

«Кто

как.

передвигается». Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц

скачет, рыба плавает. «Кто как голос подает». Корова мычит, воробей чирикает, кошка

мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает,

медведь рычит. «Какие звуки издает». Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит,

листья шелестят, ручей журчит. «Кто как ест». Кошка лакает молоко, заяц грызет

морковку, корова жует сено, курица клюет зерно. «Кто что делает». Учитель учит, врач

лечит,

повар

варит,

художник

рисует,

маляр

красит.

Овладение

прилагательными

начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный,

зеленый,

желтый)

величину

(большой,

маленький),

форму

(круглый,

квадратный,

треугольный).

В

дальнейшем

отрабатываются

слова,

обозначающие

величину

(высокий, низкий), толщину (широкий, узкий) вкусовые качества (сладкий, горький,

соленый, кислый, качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый,

легкий).

Провожу

работу

над

прилагательными,

которые

образуются

от

существительных

с

помощью

суффиксов

(дерево-деревянный,

береза

-березовый,

стекло - стеклянный, бумага - бумажный, мех - меховой и т.д.). Уточнению значений

слов способствует и работа над антонимами: существительными (день- ночь, радость -

печаль),

прилагательными

(высокий

-

низкий,

длинный

-

короткий),

глаголами

(радуется

-

грустит),

наречиями

(далеко

-

близко).

Логопедическая

работа

по

обогащению

словаря

предполагает

и

уточнение

значений

слов-

синонимов.

Актуализации

словаря

способствует

и

работа

по

звуковому

анализу

слова,

закреплению его слухового и кинестетического образа. Расширение и обогащение

словаря

у

умственно

отсталых

детей

должно

быть

тесно

связано

с

развитием

грамматического

строя

речи.

Формирование

грамматического

строя

речи

осуществляется в следующих направлениях:

1. Формирование практических навыков словоизменения и словообразования.

2. Формирование умения употреблять простые распространенные предложения и

некоторые виды сложных.

Развитие навыков словоизменения и словообразования. Работа над усвоением форм

слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов. В процессе

этой

работы

обращается

внимание

на

изменение

существительных

по

числам,

падежам,

на

употребление

~

глаголов,

согласование

существительного

и

глагола,

существительного и прилагательного, изменение глагола в прошедшем времени по

лицам, числам и родам. Пример дифференциации единственного и множественного

числа

существительных.

Вначале

ребенку

предлагается

ряд

картинок,

на

которых

изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, вазы, тазы, ваза,

таз, дом). Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, где вазы» и

т.д. Далее предлагаю выбрать только те картинки, на которых изображено много

предметов. Ребенок называет соответствующие картинки. Предлагаю послушать еще

раз

эти

слова

и

сказать,

какой

звук

слышится

в

конце

этих

слов

(звук

ы).

Для

закрепления формы множественного числа использую следующие задания:

1. Образование формы множественного числа с использованием картинок, на которых

изображен один предмет (машина, сосна, гора, береза).

2. Измени слово. Называю слово в единственном числе и бросаю мяч к ребенку, он

должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

При уточнении формы винительного падежа использую следующие виды работы:

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать что они видят: «Я вижу

стол, стул, окно и т.д.»

2.Ответы

на

вопросы,

требующие

постановки

существительного

в

винительном

падеже:

Что

ты

любишь?

Что

ты

нарисуешь

красным

карандашом?

Желтым

карандашом? И т.д.

При уточнении формы дательного падежа использую следующие виды работ:

1. Игра «Кому нужны эти вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых маляр без

кисти,

рыбак

без

удочки,

парикмахер

без

ножниц

продавец

без

весов,

а

также

изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют кому что нужно

(удочка - рыбаку, весы - продавцу и т.д.)

2. Ответы на вопросы к картинке (Кто кому что дает?) Бабушка дает внучке ленту.

Мама дает дочке куклу.

При уточнении формы родительного падежа использую следующие виды заданий:

1.«Угадай;

чьи

это

вещи?»

Детям

предлагаю

картинки,

на

которых

изображено:

бабушка

в

платке,

мама

в

халате,

девочка

в

шубе

и

картинки

с

изображением

отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называю один из предметов, дети говорят,

кому он принадлежит (это плато бабушки, это халат мамы, это дуба девочки). 2.Игра

«Чьи хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой

изображения хвостов. Показываю хвост и спрашиваю: «Кому принадлежит хвост?»

(это хвост лисы, это хвост зайца).

При уточнении формы творительного падежа предлагаю детям следующие задания:

1. Ответь на вопрос: Кто чем работает? По картинкам (маляр - кистью, парикмахер -

ножницами).

2.Добавь слово к глаголу: рисовать – карандашом, писать – ручкой, копать – лопатой,

пилить – пилой.

3.Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами,

корзина с грибами, ваза с цветами.

При уточнении форм предложного падежа предлагаю детям следующие виды работ:

1. Ответь на вопрос по картинкам: Где что лежит? Где что хранится? (посуда, одежда,

книги). Где что покупают? (лекарства, хлеб, игрушки). Где что растет' (грибы, овощи,

фрукты).

2. Игра «Помоги животным найти свой домик». Две группы картинок: на одних

изображены животные, на других - их жилища. Предлагаю детям найти домик для

животного.

С целью развития словоизменения глаголов использую следующие задания:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует

дом. Мальчик нарисовал дом).

2.

Дифференциация

пар

с

возвратными

глаголами

(мыть-

мыться,

причесывать

-

причесываться, прятать -прятаться, катать - кататься).

3.

Согласование

существительного

и

глагола

настоящего

и

прошедшего

времени:

Мальчик спал, девочка ..., дети ... Заяц бежал, лиса ..., звери ...

Развитие

связной

речи. Упражнения

по

развитию

связной

речи

необходимо

расположить

в

порядке

возрастающей

сложности.

Работа

ведется

в

следующем

порядке:

1.

Пересказ

рассказа,

составленного

по

демонстрируемому

действию.

Здесь

наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с

ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок

действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает

образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания

непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на

фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком

картин.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность

представлена

предметами,

объектами

и

действиями

с

ними,

изображенными

на

сюжетных

картинках;

их

последовательность

служит

одновременно

планом

высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки.

7.

Составление

рассказа

по

одной

сюжетной

картине.

На

этом

этапе

создаются

предпосылки

над

творческим

рассказыванием.

Последовательно

применяя

перечисленные

этапы

обучения,

удается

формировать

связную

речь

у

тех

детей,

которые

изначально

не

владели

развернутыми

высказываниями,

подменяя

их

называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически

неоформленных фраз.

Таким

образом,

только

при

комплексном

подходе

к

нарушениям

и

тесном

сотрудничестве

специалистов

можно

обеспечить

учащимся

единую

развивающую

среду, направленную на преодоление нарушений развития речи.

Список использованной литературы

1.Е.А.Лапп, С.Ж. Хайрушева. Логопедическая работа с младшими школьниками.

Учитель, Волгоград, 2011

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М., Просвещение,

1993

3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых

школьников М., 2005

4. Школьное воспитание аномальных детей, под.ред. Носковой Л.П. М., 2003

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей М., Владос, 2007

6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей с

умственной отсталостью. М., «КАРО», 2010

7. Коррекционная педагогика. Пузанова Б.П. М., Академия, 1999

8. Лапин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., Просвещение, 1990

9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии М., Владос,2009

10. . Ткаченко Т.А Формирование лексико-грамматических представлений С-Петербург,

2007

11. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи, С-Петербург, 2003

12. Цвинтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь С

-

Петербург, 2008



В раздел образования