Автор: Египцева Евгения Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: сочинения по литературе ЕГЭ задание 17
Тема: Как писать сочинение по литературе ЕГЭ
Раздел: полное образование
Как в рассказе М. Горького " Старуха Изергиль" отображены идеал и антиидеал
человека?
Тема сверхчеловека является одной из основных в творчестве М. Горького. Она также
получила развитие в рассказе " Старуха Изергиль". Здесь автор, используя прием антитезы на
уровне композиции, раскрывает свою идею о необходимости альтруистической
составляющей в личности подобной Заратустре. Он помещает в сюжет две истории о
совершено противоположных по своей сущности персонажах (Данко и Ларра), создавая на
их примере образы идеала и антиидеала человека. Чтобы понять, какую позицию каждый из
их занимает в идейном мире произведения, обратимся к подробному рассмотрению этих
героев.
Ларра предстает перед читателем гордым сыном орла, пришедшим в племя
сформированной личностью. Так, уже изначально юноша оказывается противопоставлен
обществу. Этот конфликт достигает своего пика в эпизоде суда племени над молодым
человеком. Здесь раскрывается главная трагедия героя, содержащаяся в желании Ларры
обладать безграничной свободой. Людям даже стало страшно от того, "на какое одиночество
он обрекал себя ". Автор замечает, что герой воспринял такое стремление от своего отца,
однако тот был птицей. Сам же Ларра - человек, поэтому идеал из дикого мира, которого он
так желал достичь, вскоре оборачивается для юноши проклятием. Авторская оценка в
отношении данного героя наиболее точно выражена в следующей фразе:" Вот как был
поражен человек за гордость!" Именно названное здесь качество, переходящее в гордыню,
определяет образ Ларры, как яркий пример антиидеала личности.
В другом вставном рассказе идет повествование о племени, которое подверглось тяжелым
испытаниям, оказалось на грани исчезновения. Здесь кульминационный момент наступает,
когда большинство людей из этого народа впадает в последнюю степень отчаяния и уже
готовится сдаться в борьбе с судьбой. В этот переломный момент их лидер - Данко, решается
на великий подвиг самопожертвования. Он задается вопросом:"Что сделаю я для людей?!".
Герой не желает мириться с тем, что его соплеменники пали духом и больше не верят в
спасение. Поэтому в качестве ответа на данный вопрос он совершает героический поступок -
отдает собственное пламенное сердце людям, проявляя великую любовь к своему народу. В
отличие от горделивого Ларры молодой человек был воспитан в племени, он ощущает
великую силу родства с окружающими его людьми. Поэтому герой готов пожертвовать
жизнью ради спасения других. Монолог Данко проникнут героическим пафосом. Благодаря
описанию подвига этого персонажа, читателю становится понятно: именно он по мнению
автора является идеалом личности - сверхчеловеком.
Таким образом, рассматривая сюжетные линии Данко и Ларры, можно прийти к выводу о
том, что раскрытие образов этих героев в рассказе " Старуха Иезиргиль" позволяет увидеть
авторский идеал и антиидеал человека.
Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской?
Роман И.А. Гончарова "Обломов" был издан в темное семилетие, когда литературный
мир будто впал в глухой сон, превратился в Обломовку, утратившую практически все
созидательные силы. Ставший сегодня классикой, он оказался тогда одним из первых
романов психоделического типа. Сюжет в произведении осознанно затянут, в него вплетено
совсем малое количество значимых событий. И главный герой, Обломов, представляет собой
очень унылый, ленный образ изнеженного комфортной жизнью помещика. Все названные
мной черты становятся понятны для читателя с первых страниц произведения. Однако
сущность Обломова носит более неоднозначный характер. Согласитесь, иначе бы Гончаров
не стал писать целый роман о подобном типаже представителей современного ему общества.
Именно разобравшись во внутреннем конфликте главного героя, мы сможем увидеть
основную идею автора. В чем же тогда проявляется это внутреннее противоречие? Прежде
всего, в личном выборе человека. Такую возможность альтернативного решения автор
предоставляет Обломову в развязке произведения, при помощи введения в сюжет нового
женского образа Агафьи. Чтобы понять, почему для героя Пшеницына оказывается ближе,
чем Ольга, обратимся к более подробному рассмотрению взаимоотношений между
персонажами.
Ольга Ильинская предстает перед читателем девушкой любознательной и образованной.
Она открыта для новых явлений жизни, восприимчива к любым переменам в окружающем
ее мире. Именно поэтому героине так легко общаться с лучшим другом Обломова,
Штольцем. Вместе с этим молодым человеком Ольга решает помочь главному герою
выбраться из апатичного состояния, проникнуться стремлением близких ему людей к
активной деятельности. Ильинская с присущим ей энтузиазмом берется за преобразование
Обломова, уговаривает его покинуть пыльную и душную квартиру и уехать на дачу. Теперь
герой должен рассказывать ей о прочитанном и выполненном за день, жить в условиях,
казавшихся ранее ему невозможными. Однако даже у преобразовательной силы любви есть
свои пределы. Решения, на которые Обломова толкают Штольц и Ильинская (поездка за
границу), оказываются для него слишком трудными. Не привыкший к быстрым темпам
жизни барин устает от радикальных, в его понимании, порывов друга и возлюбленной. Он
вновь закрывается в себе и всячески оттягивает такие значимые перемены, как отъезд в
Европу и предложения руки Ольге. Именно непомерное давление ожиданий и надежд,
возложенных на него близкими людьми, в итоге ослабляет нежное чувство, единственное в
его "хрустальной" хрупкой душе имеющее движущую силу.
Образ Агафьи Пшеницыной в отличие от образа Ольги оказывается ближе к народным
старинным началам, нежели к прогрессивным идеям. Ее говорящая фамилия раскрывает
перед читателем героиню в качестве хлебосольной хозяйки. И, действительно, после
прочтения подробного описания дома героини становится понятно, что Агафья является
частью того потерянного мира Обломовки, где время замедляет свой бег, а сон и сытный обед
заменяют необходимое человеку самовыражение в деятельности. В финале романа мы
узнаем, что Обломов умер, но я думаю, правильнее будет сказать, что героя поглотил вечный
покой, статичность выбранного им существования. Забота и внимание Пшеницыной дали
Обломову возможность принять его бездействие за норму жизни. Всегда боявшийся и не
желавший перемен герой освободился от внешнего давления и смог достичь гармонии с
самим собой, а может лишь со своими слабостями, которые в итоге и погубили это
"голубиное" сердце. Но Обломову было удобнее решить, что согласие это заключено именно
с самим собой и значит сделано верно. Ведь мы всегда выбираем то, что кажется нам более
удобным. Идея же автора, напротив, состоит в необходимости выходить из зоны комфорта,
преобразовывать свою жизнь, ставить перед собой прежде всего трудные, а не выгодные
цели. Основной конфликт в душе героя содержался в желании быть с любимой девушкой и в
невозможности измениться даже ради этого высокого устремления. Поражение перед
собственными слабостями в данном противоречии и привело к постепенному угасанию
жизни, в итоге и к смерти главного героя.
Таким образом, стоит говорить о том, что Агафья Пшеницына оказалась Обломову ближе,
так как он не смог и не захотел преодолеть в себе непомерную тягу к покою и бездействию. В
данном романе Гончаров показал читателю полное поражение человека перед собственными
слабостями.