Автор: Мамбетова Лариса Мухаметовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Красногвардейская СОШ № 1"
Населённый пункт: с. Плешаново
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Расширение сведений о собственных именах"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Мамбетова Лариса Мухаметовна
Предмет: Русский язык по программе М.С.Соловейчик УМК «Гармония»
Класс: 1
Тип урока: закрепление ранее изученного
Тема: Расширение сведений о собственных именах.
Цель: закрепление понятия «имена собственные» и тренировка в
написании их с большой буквы.
Задачи:
I. ПРЕДМЕТНЫЕ:
- закрепление умения, когда действует правило о большой букве в именах собственных;
- развитие орфографической зоркости;
II. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1.Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог (планирование учебного сотрудничества с одноклассником);
- формулирование собственного мнения и позицию, адекватно используя речевые средства для решения коммуникативных задач;
- составлять небольшие монологические высказывания;
2. Познавательные:
- формирование умения применять полученные знания о группах слов;
- ориентирование в учебнике;
- выделение существенной информации из текста, анализирование значения слов, обобщение.
3. Регулятивные:
- формирование умения выполнять необходимую последовательность операций (алгоритм рассуждения);
III. ЛИЧНОСТНЫЕ:
- формирование положительной мотивации к обучению
- соблюдение основных правил участия в общении со сверстниками;
- взаимодействие со сверстниками при выполнении учебных заданий.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
Знать: правописание собственных имен.
Уметь: разграничивать слова, писать имена собственные с большой буквы.
2 .Личностные: осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.
3. Метапредметные:
Коммуникативные: слушать и понимать, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные: рассуждение в форме связи простых суждений о слове, свойствах и связях.
Регулятивные: правильная процедура самостоятельной записи слов.
Основные понятия: имя собственное, несобственное (нарицательное)
Межпредметные связи: прозвища (добрые и злые)
Ресурсы:
Основные:
1. Учебник/Русский язык. 1 класс «К тайнам нашего языка»/Автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко/Смоленск «Ассоциация XXI век» - 2012
2. Задачник/Русский язык. 1 класс «К тайнам нашего языка»/Автор: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко/Смоленск «Ассоциация XXI век» - 2012
3. Рабочая тетрадь
Дополнительные:
1. Экран
2. Компьютер
3. Раздаточный материал для парной работы.
4. Презентация
Формы урока:
Ф - фронтальная
И – индивидуальная
П – парная
Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и развивающего обучения,
технология групповой работы.
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Формируемые УУД
Формирование умения
выполнять необходимую
последовательность
операции.
1
Орг. момент
Время: 2 мин
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
- К уроку готовы все!. Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь. А теперь займите свои рабочие места.
Мы приступаем к работе.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.
- Запишите сегодняшнее число.
Записывают число в тетради.
2
Целеполагание
Время:1мин
На доске написано предложение:
У Никиты кот Мурзик.
- Какое правило можем применить к этому
предложению?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на
уроке?
Новая ли для вас эта тема?
Какие задачи должны решить на уроке?
(опорные слова)
Узнать…..
Научиться….
Никита и Мурзик- имена
собственные. Пишутся с
большой буквой.
Об именах собственных.
Правописание имен
собственных.
Вспомнить правила и
применить на практике
полученные знания об именах
собственных
Каллиграфическая
минутка
Время: 3мин
Актуализация
знаний
Время: 5мин
- Минутка чистописания
- На новой строчке записываем предложение:
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
Если написано все правильно, нарисуйте
солнышко, если нашли ошибку – нарисуйте тучку.
(Образец на доске)
Что значит собственные имена?
( на доске название СБОСТВЕННЫЕ ИМЕНА
СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА
ИМЕНА ФАМИЛИИ
ОТЧЕСТВА
КЛИЧКИ
ЖИВОТНЫХ
- Почему их назвали собственными именами?
- Ребята сегодня шла на работу. Увидела
объявление. Прочитала и расстроилась.
(Вывела его на экран.)
- Вот оно: внимание на экран.
Слайд .
Объявление
Потерялся кот пушок. Особые приметы: белый, на
боку черное пятнышко. Нашедшего прошу вернуть
по адресу: плешаново, улица ленина, д.121.
Записывают предложение.
Взаимопроверка.
Имена, отчество, фамилии
людей, клички животных – это
собственные имена.
Они принадлежат только
одному предмету из общего
названия.
Применение полученых
знаний в нестандартной
ситуации.
Умение слушать, вступать в
диалог, составлять
высказывание
Удерживать логику
повествования
Работа в паре.
Текущий контроль
Время: 5мин
Спросить марину иванову.
- С какой проблемой столкнулся человек, который
писал данное объявление?
- У вас на парте лежат конвертики. В этих
конвертиках вы найдете это объявление. Ваша
задача: в паре проверить объявление, исправить
ошибки. А в конце объявления напишите, сколько
ошибок вы нашли.
Проверка Слайд
- Сколько ошибок вы нашли?
Объявление
Потерялся кот Пушок. Особые приметы: белый, на
боку черное пятнышко. Нашедшего прошу вернуть
по адресу: плешаново, улица ленина, д.121.
Спросить Марину Иванову.
Вывод?
Не знает правила
правописания собственных
имен?
3 - 5
Проверяют с экрана
Собственные имена пишутся с
большой буквы.
.
Анализ орфограмм
Запись с
комментированием.
П. Закрепление навыка
начертания письменной
буквы.
П. Закрепление умения,
когда действует правило о
большой букве в именах
собственных
Развитие орфографической
зоркости.
Работа с учебником
- На что вы еще обратили внимание?
- .Почему Плешаново надо писать с большой
буквы?
- .Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
- Продолжите предложение: Москва – это …
- А что такое столица?
- Антона тоже интересует этот вопрос.
Слово Плешаново надо писать
с большой буквы
- Название села.
- названия улиц, городов…
Столица нашей страны.
Ответы детей.
Время: 5мин
Текущий контроль
5 мин
- А где мы можем найти ответ на этот вопрос?
-
С
какой
буквы
написаны
названия
страны,
города?
-
слова
Россия
и
Москва -
словарные,
их
написание нужно запомнить.
Какой вывод можем сделать?
- Проверить свою догадку вам помогут сведения в
рамке на с. 21.
Добавляется к таблице на доске.
Названия городов, стран, улиц, рек,
озер, газет, журналов….
- Спишите предложение, выбирая нужную букву.
Отметь опасные места. С. 21 (под рамкой)
Проверка Слайд
Столица нашей страны – Москва.
(Если
все
правильно
–
солнышко,
если
нашли
ошибку – тучку)
- Если есть имена собственные, может есть и имена
несобственные?
В словаре учебника, на с 133
Столица – главный город
страны. (в России – Москва)
Ответы детей.
Названия стран, городов..
пишутся с большой буквы,
т.к.это тоже имена
собственные.
Читает один ученик
Повторно читают
самостоятельно.
Записывают предложение в
тетради.
Взаимопроверка.
Задача: есть ли несобственные
-
Попробуем
решить
задачу:
есть
ли
имена
несобственные?
-Итак, какую задачу выдвигаем?
- Что мы будем исследовать (искать)
имена.
Имена, отличительные
признаки
.
5
Исследование
Работа с учебником
Время: 5мин
Чтобы решить эту задачу, обратимся за помощью к
учебнику.
Рассмотрим на С. 21 Упр. 31
- Зачеркните ненужную букву. Выпишите из
предложения собственное имя.
- Что им названо?
- С какой буквы напишите это имя?
- Почему?
-Получается, что есть имена несобственные.
- В чём разница?
Читает задание хорошо
читающий ученк.
- Россия
- страна
- Со строчной
-Это имя несобственное
- Да.
-Собственное имя –
принадлежит одному
(конкретное значение).
Несобственное - имеет общее
значение.
Закрепление
Вывод
Время:5мин
Слайд
Отличительные признаки
Имеет конкретное Имеет общее
значение значение
Слайд
Задание на карточке.
(Учебник стр.22 упр.33)
-Как вы считаете, в каком отрывке выделенные
слова написаны правильно, с нужной буквы?
- Скажите, мы ответили на поставленную задачу:
есть ли в русском языке несобственные имена?
- Назовите отличительные признаки.
-В обоих отрывках
выделенные слова написаны
правильно.
В левом тексте слова
написаны со строчной буквы,
потому что имена
несобственные, они называют
общее значение.
В правом – имена
собственные, они
принадлежат одному человеку
– мальчику.
- Да.
-Собственное имя:
Самостоятельная
работа
Время: 2мин
(Добавляется к Слайду
Слайд
2. Всегда пишется с заглавной буквы.
2. Пишется со строчной буквы.
-Это трудное задание было?
-Кто мог бы справиться с таким заданием
самостоятельно?
-Кому помогали мои вопросы?
- Несобственные имена называют
-нарицательными.
С этим термином мы встретимся еще на уроках
русского языка, только чуть позже.
А теперь, работаем с конвертом под номером 2
-Разделите на две группы по одному признаку
(распределим слова в два столбика по одному
признаку)
1. Принадлежит только
одному (имеет конкретное
значение),
2. Пишется с большой буквы
-Несобственное имя:
1.Имеет общее значение,
2.Пишется со строчной буквы.
Карточки со словами:
(все написаны одинаковым
шрифтом)
город, плешаново, жираф,
москва, котёнок, улица,
сергей, собака, жучка, россия
Умение систематизировать
Договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности
6
Рефлексия
Время: 3мин
Что мы хотели выяснить на уроке?
Что нам удалось узнать?
- Продолжи предложение
« Теперь я знаю…….»
«Мне было трудно……….»
Кто хочет кого-нибудь похвалить? (Объяснить, за
что)