Напоминание

"Рабочая программа по хореографии"


Автор: Ондрак Елена Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования по хореографии
Учебное заведение: Детский сад №203 ОАО "РЖД".
Населённый пункт: Республика Хакасия, г.Абакан
Наименование материала: учебная прграмма
Тема: "Рабочая программа по хореографии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №203 ОАО «РЖД»

Рассмотрено и принято:

на заседании

педагогического совета №____

протокол №___от__________2017г.

Утверждаю________ /И.В. Буянова /

Заведующий

Детским садом № 203 ОАО «РЖД»

«___» ___________________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХОРЕОГРАФИИ

(на 2017-2018 учебный год)

Составитель:

хореограф Ондрак Е. С.

Абакан

Республика Хакасия

2017 год

Содержание

№ п/п

Оглавление

Стр.

I

Целевой раздел

1

1.1

Пояснительная записка, нормативно – правовая база

3

1.2

Теоретическое обоснование разработки программы по хореографии

5

1.2

Цель и задачи рабочей программы

5

II

Содержательный раздел

2.1

Структура занятий хореографии,основные разделы рабочей программы

6

2.2

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

8

2.3

Содержание рабочей программы для детей средней группы

9

2.4

Содержание рабочей программы для детей старшей группы

13

2.5

Содержание рабочей программы для детей подготовительной группы

17

2.6

Мониторинг

21

2.7

Тематическое планирование Кружка "Веснянка"

22

III

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое оснащение программы

24

3.2

Методическое обеспечение

24

3.3

Список литературы

25

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1.Пояснительная записка

Основная образовательная программа частного дошкольного учреждения «Детский сад № 203

открытого акционерного общества «Российские железные дороги» города Абакана республики

Хакасия (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования

и

с

учетом

примерной

общеобразовательной программы

дошкольного образования «От рождения до школы», под

научной редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014

год.

В программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция

образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его

индивидуальные

особенности.

При

разработке

основной

образовательной

программы

учитывались следующие нормативные документы:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

-

Приказ

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

17

октября

2013

г.

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28

февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15

мая

2013

г.

№ 26

г.

Москва

от

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

дошкольных

образовательных

организаций»

(Зарегистрировано

в Минюсте

России

29 мая

2013 г. № 28564)

-

Приказ

Министерства

образования

и

науки

РФ

от 30

августа

2013

г.

1014

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по основным

общеобразовательным

программам

образовательным

программам

дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

- Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2016 –

2020 годы

-Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 203 открытого

акционерного общества «Российские железные дороги» города Абакана республики Хакасия.

При составлении рабочей программы по хореографии использованы следующие

парциальные

программы:

Ж.Е.

Сайкиной

«Са

фи-

дансе»,

«Танцевальная

мозайка»

С.Л.

Слуцкой,

«Ритмическая

мозайка

»

А.И.Бурениной,

которые

рекомендованы

Министерством

образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

Содержание рабочей программы дополняется методическими разработками:

«Письма к учителю» (Методические рекомендации) А.В. Тумановой,

«Роль

игровой

гимнастики

в

развитии

дошкольников

на

занятиях

хореографией»

(методические разработки часть№1,2,3,4,4-3.),

«Ритмика» А.Е. Чибрикова,

«Историко – бытовой танец» И.К. Дивеевой,

Из истории развития народных танцев часть № 3,4,5, А.В.Тумановой

Композиция и постановка танца часть№1 И.К. Дивеевой, А.П.Мотина

Теория и методика преподавания народно- сценического танца часть№2

Искусство

танца

-

это

синтез

эстетического

и

физического

развития

человека.

Общеразвивающие

упражнения,

упражнения

партерной

гимнастики,

элементы

танца

исполняются

под

музыкальное

сопровождение.

Образность,

различный

характер

музыки,

многообразие ее жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в

процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный

аппарат, развиваются координация движений, ориентация в пространстве.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с

первых его слов, поступков. Именно окружающая среда, откладывает в душе ребенка отпечаток

на всю жизнь. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство:

литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного

возраста

эмоционально-творческое

начало. Формирование творческой личности

существенно

для

эмоционального

и

для

эстетического

развития

ребенка.

При

творческой

деятельности

активизируется

восприятие,

выразительность

исполнения,

оценочное

отношение

к

своей

продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка. В наше не простое

и

жестокое

время

очень

важно

воспитать

маленького

человека,

способного

сопереживать,

сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного,

полноценного члена общества.

В связи с этим наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание вопросам

художественно–эстетического развития воспитанников.

Создана целостная система работы:

Система управления

(кадровый состав, профессиональный уровень педагогов,

медицинского персонала, творческие объединения педагогов);

Научно-методическое

обеспечение

(программы,

методические

рекомендации,

наработанный опыт в ДОУ);

Коллектив ведет постоянный поиск новых форм и методов работы по

художественному – эстетическому развитию воспитанников и их оздоровлении.

Коллектив

педагогов

понимает,

что

хореография

обладает

огромными

возможностями

для

полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и

физического развития.

Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и

грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец

имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания . Прослушивание

ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через

танец

выражать

различные

состояния,

мысли,

чувства

человека,

его

взаимоотношения

с

окружающим миром.

Кроме того, в период дошкольного детства дети интенсивно растут и развиваются,

движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот

возрастной

период.

В

процессе

занятий

у

детей

происходит

снижение

работоспособности,

ухудшается внимание, память, нарушается осанка.

Одной из важнейших задач является организация двигательного режима детей, который

обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях.

Решение вышеизложенных задач, возможно в процессе хореографического образования

детей

дошкольного

возраста.

Движение

в

ритме

и

темпе,

заданном

музыкой,

способствует

ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к

общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в

результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается

плоскостопие и т.д . До начала реализации проведена большая предварительная работа:

Изучение и отбор нормативной, методической, обучающей,

литературы;

Ознакомление с аналогичным опытом работы других

дошкольных учреждений;

Анализ имеющихся возможностей (материальных,

организационных, кадровых);

Оценка состояния физического развития и здоровья

воспитанников;

Отбор и составление музыкальной фонотеки;

Составление и утверждение рабочей программы.

Составление и утверждение рабочей программы

Данная программа разработана в соответствии с общей концепцией дошкольного

воспитания и требованиями ФГОС ДО:

1.

Поддержка

разнообразия

детства;

сохранение

уникальности

и

самоценности

детства

как

важного

этапа

в

общем

развитии

человека,

самоценность

детства

понимание

(рассмотрение)детства

как

периода

жизни

значимого

самого

по

себе,

без

всяких

условий;

значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем что этот период есть период к

подготовки к следующему периоду.

2.Личностно-

развивающий

и

гуманистический

характер

взаимодействия

взрослых

(родителей(законных представителей), педагогических и иных работников НДОУ) и детей.

3.Уважение личности ребенка.

4.Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде

всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой

активности, обеспечивающий художественно – эстетическое развитие.

1.2. Теоретическое обоснование программы

У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди

людей

самого

разного

возраста.

Особенно

она

популярна

в

молодежной

и

детской

среде.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир

волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает

скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры,

одновременно

влияя

на

ребенка,

формируют его

эмоциональную

сферу,

координацию,

музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях

хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным

манерам.

Воспитанник

познает

многообразие

танца:

классического,

народного,

бального,

современного

и

др.

Хореография

воспитывает

коммуникабельность,

трудолюбие,

умение

добиваться

цели,

формирует

эмоциональную

культуру

общения.

Кроме

того,

она

развивает

ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,

заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только

при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и

проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Вывод: учитывая влияние занятий хореографии на детский организм и

имея все

необходимые условия для проведения занятий по указанному

направлению,

мы сочли

возможным внедрить данную программу в дошкольном учреждении.

1.3.Цели и задачи программы

Цель программы:

Пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к

музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой

активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран;

развития общего мышления и воображения.

Задачи: Образовательные:

Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.

Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиций из

знакомых

движений,

придумыванию

своих

оригинальных

движений

в

импровизации.

Формирование навыков основных танцевальных движений

Развитие

чувства

ритма,

темпа,

координации

и

свободы

движений.

Воспитательные:

Развитие

у

детей

активности

и

самостоятельности,

коммуникативных

способностей.

Формирование

общей

культуры

личности

ребенка,

с по с о б но с те й

ориентироваться в современном обществе.

Формирование

нравственно-эстетических

отношений

между

детьми

и

взрослыми.

Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

Развитие

воображения,

фантазии,

умения

самостоятельно

находить

свои

оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству.

Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа

танца.

Обучение

детей

приемам

самостоятельной

и

коллективной

работы,

самоконтроля и взаимоконтроля.

2.Содержательный раздел

Опираясь на основную и парциальные программы, исходя из целей и задач

педагогом -

хореографом разработана рабочая программа по хореографии «Основы хореографии » для детей

С 4- 7 лет с учетом принципов, сформулированных на основе требований ФГОС.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.

Именно в эти годы закладывается основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и

физического развития ребенка, формируется личность человека.В это время ребенок интенсивно

растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание

особенно важно в этот возрастной период. В это же время, закладывается основы нравственного

и эстетического мироощущения человека. Данная программа сориентирована на работу с детьми,

независимо

от

наличия

у

них

специальных

физических

данных,

на

воспитание

хореографической

культуры

и

привитие

начальных

навыков

в

искусстве

танца.

Программа

предполагает

освоение

азов

ритмики,

азбуки

классического

танца,

изучение

танцевальных

элементов,

исполнение

детских

бальных

и

народных

танцев

и

воспитание

способности

к

танцевально-музыкальной

импровизации.

Рабочая

программа

предназначена

для

обучения

и

воспитания детей от 4-7 лет. Организованная образовательная дейтельность проводятся 2 раза в

неделю, кружковая и индивидуальная работа 2 раза в неделю, ритмика и гимнастика 2 раза в

неделю. Время ООД (организованная образовательная деятельность) организованно по нормам

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций»

(Зарегистрировано

в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

- средняя группа 20 мин;

- старшая группа 25 мин;

- подготовительная группа 30 мин.

Группа

Совместная

деятельность

по

хореографии

Индивидуальная

кружковая работа

Ритмика,

гимнастика

Общее

количество

часов в неделю

Средняя

2

2

2

6

Старшая

2

2

2

6

Подготовительная

2

2

2

6

Итого:

6

6

6

18

2.1.Структура ООД по хореографии:

Организованная образовательная деятельность

составляются согласно

педагогическим

принципам,

по

своему

содержанию

они

соответствуют

возрастным

особенностям и физическим возможностям занимающихся.

Учитываются также индивидуальные возможности детей. Каждое занятие состоит из трех

частей:

подготовительная,

основная,

заключительная

(однако

такое

деление

на

части

относительно и иногда может вирироваться исходя из конкретных задач обучения )

ООД состоит из трех основных частей:

Подготовительная часть: занимает от 5 до 15 % общего времени. Задача этой части сводится

к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные

функции

к

работе:

разогреть

связки,

мышцы,

суставы;

создание

психологического

и

эмоционального

настроя,

сосредоточение

внимания.

В

подготовительной

части

можно

использовать строевые , общеразвивающие упражнения, музыкально- подвижные игры малой

интенсивности,

игры

на

внимание.

Они

выполняются

без

текста

,

учат

чувствовать

напряженное и ненапряжонное состояние мышц всего тела или отдельных частей корпуса,

рук, ног, шеи, плеч.

Основная часть: длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи,

формируются

двигательные

умения

и

навыки,

идет

основная

работа

над

развитием

двигательных

способностей,

гибкости,

мышечной

силы,

быстроты

движений,

ловкости,

выносливости.

В

основную

часть

могут

входить

все

средства

игровой

гимнастики,

ритмические и игровые танцы. Некоторые упражнения для совершения движений, развития

координации, хорошей осанки, можно выполнять под фонозапись современной эстрадной

музыки, песен из любимых мультфильмов. Она способствует созданию у детей бодрого ,

приподнятого

настроения,

объединяет

единым

ритмом

и

темпом

действия

участников,

повышает качество движения и быстроту усвоения материала.

Заключительная часть: занимает 3-7% общего времени. В этом случае , если в основной

части

ООД

имеет

место

большая

физическая

нагрузка,

время

заключительной

части

увеличивается. В заключительной части мы используем упражнения на расслабление мышц ,

дыхательную гимнастику, упражнения на укрепление осанки , если занятие было направленно

на

разучивание

нового

материала

и

требовало

от

детей

максимального

внимания,

то

необходима

эмоциональная

разрядка.

В

этом

случае

в

заключительной

части

включаем

музыкально – подвижные игры малой интенсивности, полюбившиеся детям этюды и танцы,

ходьба с речитативом, с песней хорошо им знакомой.

Программа включает материал, отвечающий этим задачам, и содержит следующие

разделы:

77777

Основные разделы рабочей программы «Основы хореографии»

Азбука

музыкального

движения

Игровая

гимнастика

Игроритмика

Игропластика

Детские танцы

Танцевально-

игровая гимнастика

Креативная

гимнастика

Игровой самомассаж

Наименование раздела

Характеристика разделов:

1.Введение

2.Азбука музыкального движения

3.Игровая гимнастика

4. Игроритмика

5. Игропластика

6. Танцы

7.Танцевально- игровая гимнастика

8. Креативная гимнастика

9.Игровой самомассаж.

Общее знакомство с искусством танца Беседа

«Чтобы танец был красивым»

В

раздел

входят

танцевальные

шаги,позиции

рук,

ног,

элементы

хо р ео гр аф иче ских

у п р а ж н е н и й .

Р а з в и т и е

м у з ы к а л ь н о -

хореографических способностей.

Данный раздел служит основой для освоения

ребенком различных видов движений. В раздел

входят

общеразвивающие

упражнения;

дыхательные

упражнения;

упражнения

на

укрепление осанки.

Является основой для развития чувства ритма и

д в и г а т е л ь н ы х

с п о с о б н о с т е й

д е т е й ,

позволяющих

свободно

и

коордианционно

правильно выполнять движения под музыку.

Основывается

на

нетрадиционные

методики

развития

мышечной

силы

и

гибко сти,

эластичности

суставов.

Включает

в

себя

упражнения на растяжение мышц.

Это основной раздел программы. Включает в

себя

репетиционно

постановочную

работу,

изучение

элементов

народного,

бального,

современного

эстрадного

танцев.

Подготовка

законченных концертных номеров.

Служит

основой

для

освоения

ребенком

различных

движений,

обе спечивающих

эффективное формирование умений и навыков,

необходимых

при

дальнейшей

работе

при

разучивании танцев. В раздел входят строевые,

общеразвивающие,

дыхательные

упражнения,

у п р а ж н е н и я

н а

р а с с л а бл е н и е

м ы ш ц ,

укрепление осанки и т.д.

Предусматривает

целенаправленную

работу

педагога

по

применению

нестандартных

упражнений, специальных заданий, творческих

игр,

направленных

на

развитие

выдумки,

творческой инициативы.

Является основой закаливания и оздоровления

детского

организма.

Выполняя

движения

самомассажа в игровой форме, дети получают

радость

и

хорошее

настроение.

Такие

упражнения

способствуют

формированию

у

ребенка сознательного стремления к здоровью,

развивая навык собственного оздоровления.

2.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных

особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание

программы обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые

задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем

физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки

через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического

рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами.

Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так,

например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое-либо упражнение остальным

детям,

в

игре

предлагаются

ведущие

роли,

что

способствует

освобождению

детей

от

застенчивости и повышению интереса к занятиям.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и

выполнении

им

все

более

трудных

новых

заданий,

в

постепенном

увеличении

объема

и

интенсивности нагрузок.

Принцип систематичности

– непрерывность и регулярность занятий. Систематические

занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют

детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.

Принцип

сознательности

и

активности,

предполагает

обучение,

опирающееся

на

сознательное

и

заинтересованное

отношение

воспитанника

к

своим

действиям.

Для

этого

необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не

иначе.

Принцип

повторяемости

материала,

заключается

в

многократном

повторении

вырабатываемых

двигательных

навыков.

Программным

материалом

предусмотрено

многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа.

Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в

повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и

приемы их выполнения.

Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в

природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание

физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для

максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и

самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей

взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.

Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует

зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений

педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в

навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного

процесса только во взаимосвязи.

При организации занятий используются методические приемы активизирующие у детей

желание творчества: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение,

импровизационный метод, игровой метод.

2.3.Содержание рабочей программы для детей средней группы.

Возрастные особенности

(от 4 до 5 лет)

Данный контингент детей сформирован в одну среднюю группу, общей численностью 22

ребенка, из них 8 девочек, 14 мальчиков.

В

игровой

деятельности детей

среднего

дошкольного

возраста

появляются

ролевые

взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой

роли.

В

процессе

игры

роли

могут

меняться

не

ради

них

самих,

а

ради

смысла

игры.

Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным

и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища,

глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона

изобразительной

деятельности.

Дети

могут

рисовать

основные

геометрические

фигуры,

вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки

конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная

сфера

ребёнка

характеризуется

позитивными

изменениями

мелкой

и

крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше,

чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Усложняются игры с мячом.

К концу

среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они

оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут

вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные

объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине,

цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в

пространстве.

Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться

произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения

взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые

схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по

схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного

расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия.

Однако

при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане

совершить мысленное преобразование образа.

Для

детей

этого

возраста

особенно

характерны

известные

феномены

Ж.Пиаже:

сохранение

количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и

семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?»,

большинство

ответят,

что

белых

больше.

Но

если

спросить:

«Каких

больше

белых

или

бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность

и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается

устойчивость

внимания.

Ребёнку

оказывается

доступной

сосредоточенная

деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-

либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится

предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют

речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники

занимаются словотворчеством на

основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный

характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной

ситуации,

в

которой

оказывается

ребёнок.

Ведущим

становится

познавательный

мотив.

Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для

понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается

чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в

предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах

начинают

выделяться

лидеры.

Появляются

конкурентность,

соревновательность.

Последняя

важна для сравнения себя сдругим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых

и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по

замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и

воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи,

познавательной

мотивации,

совершенствования

восприятия;

формированием

потребности

в

уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности

со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.

Приоритетные направления:

1. Развитие музыкальности:

Воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под

музыку в свободных играх;

Обогащение

слушательского

опыта

включение

разнообразных

произведений

для

ритмических

движений:

народных,

современных

детских

песен

и

некоторых

доступных

произведений изобразительного характера композиторов – классиков ( « Детский альбом» П.

Чайковского: « Баба Яга», «Новая кукла», « Марш деревянных солдатиков»);

Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер

музыки, различные

оттенки настроения ( веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное,

шуточное, беспокойное);

Развитие

умения

передавать

основные

средства

музыкальной

выразительности:

темп( умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику ( громко – тихо, умеренно

громко, усиление звучания и уменьшение); регистр ( высокий, низкий, средний); метроритм

(сильную

долю,

ритмическую

пульсацию

мелодии);

различать

двух

и

трех

частную

форму

произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

Развитие способности различать жанр произведения, плясовая, колыбельная, марш) и

выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

2.Развитие двигательных качеств и умений

Развитие

способности

передавать

в

пластике

музыкальный

образ,

используя

перечисленные виды движений.

Основные:

ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и

назад (спиной), с высоким подниманием колена в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ ( « бабочки», « птички»,

«ручейки»), широкий («волк»), острый( бежим по « горячему песку»);

прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп

– «лошадки», легкие поскоки;

Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ

движения ( упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость,

плавность движений;

Имитационные

движения

– разнообразные

образно

игровые

движения,

раскрывающие

понятный детям образ, настроение или состояние ( «веселый» или « трусливый зайчик», «хитрая

лиса», « усталая старушка», « бравый солдат» и т.д.) Уметь передавать динамику настроения,

например, « обида, прощение, радость, возмущение»;

Плясовые

движения – элементы народных плясок, доступных по координации –

например,

поочередное

выставление

ноги

на

пятку,

притопывание

одной

ногой,

«выбрасывание»

ног,

полуприседания

и

полуприсядка

для

мальчиков.

Упражнения,

включающие одновременные движения рук и ног ( однонаправленные и симметричные).

3.Развитие умений ориентироваться в пространстве:

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в

пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

4.Развитие творческих способностей:

воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях,

под разную музыку;

развитие

воображения,

фантазии,

умения

самостоятельно

находить

свои,

оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

5.Развитие и тренировка психических процессов:

развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой –

развитие

слухового

внимания,

способность

координировать

слуховое

представление

и

двигательную реакцию;

развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх,

удивление, обида и т. д., т. е. разнообразные по характеру настроения, например: « Кошка

обиделась», « Девочка удивляется» и др;

тренировка

подвижности

(лабильности)

нервных

процессов

на

основе

движения

в

различных темпах и ритмах;

Развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти ( слуховой,

зрительной, двигательной), мышления.речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а

так же в рисунках и словесном описании.

6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

воспитание

умения

сочувствовать,

сопереживать,

воспринимая

музыкальный

образ,

настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

формирование чувства такта ( например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто

– то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто – то упал во время танца);

воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми,

привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя,

мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если

произошло нечаянное столкновение и т.д.

Содержание рабочей программы по разделам:

1-й год ОБУЧЕНИЯ (средняя группа)

Виды

деятельности

Задачи обучения

(знания, навыки, умения)

Репертуар

1. Игроритмика

Специальные упражнения для согласования

движения с музыкой; образные упражнения

для развития чувства ритма, игры – потешки;

выполнение различных движений руками в

различном темпе; точно начинать движение

после музыкального вступления; хлопки в

различном музыкальном темпе.

упр. «Ножками

затопали»

игра – потешка

«Дедушка»

упр. «Ветерок»

упр. «Звонкие ладошки»

упр. «Ходьба с

остановкой»

2. Игрогимнастика и

игропластика

Строевые упражнения: построение в шеренгу

и в колонну; перестроение в круг; бег по кругу

и по ориентирам («змейка»).

Общеразвивающие упражнения: без предмета;

ходьба на носках и с высоким подниманием

бедра. Специальные упражнения для развития

мышечного чувства. Танцевально –

ритмические комплексы. Упражнения с

предметами: платочки, ленточки, палочки,

игра «Змейки»

«Танец снежинок»

упр. «Лошадки»

упр. «Веревочки»

упр. «Кошка выпускает

когти»

танцевально –

ритмический комплекс

«Антошка»

кубики, погремушки. Упражнения на

укрепление осанки. Упражнение для рук.

3. Игротанцы и

музыкально – подвижные

игры.

Хореографические упражнения: позиции ног

1 – 2 – «пружинка»; подскоки; приставные

шаги; прямой галоп. Образные упражнения и

танцевально – ритмические комплексы; игры –

миниатюры; игры – превращения.

упр. «Веселый

каблучок»

танц. – ритм. комплекс

«Антошка»

«Пляска парами»

«Танец хлопушек»

«Полька»

4. Игровой самомассаж.

Поглаживание различных частей тела в

образно – игровой форме.

«Мягкие игрушки»

Требования к занимающимся 1-го года обучения.

умеют выполнять простейшие построения;

умеют исполнять упражнения и танцы 1 – го года обучения;

умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;

знают позиции ног;

умеют передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок.

2.4.Содержание рабочей программы для детей старшей группы.

Возрастные особенности

(от 5 до 6 лет)

Данный контингент детей сформирован в одну старшую группу, общей численностью 22 ребёнка,

из них 12 девочек, 10 мальчиков.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё

поведение,

придерживаясь

роли.

Игровое

взаимодействие

сопровождается

речью,

соответствующей

и

по

содержанию,

и

интонационно

взятой

роли.

Речь,

сопровождающая

реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные

отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни

роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут

возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация

игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре

«Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а

зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх

становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В

течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми

разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и

иллюстрации

к

фильмам

и

книгам.

Обычно

рисунки

представляют

собой

схематичные

изображения

различных

объектов,

но

могут

отличаться

оригинальностью

композиционного

решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный

характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими

или,

напротив,

существенными

изменениями.

Изображение

человека

становится

более

детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и

эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта

деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут

заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым

способом обследования образца. Дети способны выделять основные части

предполагаемой

постройки. Конструктивная

деятельность

может

осуществляться

на

основе

схемы,

по

замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети

могут

конструировать

из

бумаги,

складывая

её

в

несколько

раз

(два,

четыре,

шесть

сгибаний);

из

природного

материала.

Они

осваивают

два

способа

конструирования:

1)

от

природного

материала

к

художественному

образу

этом

случае

ребёнок

«достраивает»

природный

материал

до

целостного

образа,

дополняя

его

различными

деталями);

2)

от

художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый

материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые

оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов,

легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов,

если

сталкиваются

с

несоответствием

формы

и

их

пространственного

расположения.

Это

свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников

известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных

и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не

только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в

какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения

окажутся

правильными

только

в

том

случае,

если

дети

будут

применять

адекватные

мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые

возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие

представления

детей

о

системе

признаков,

которыми

могут

обладать

объекты,

а

также

представления,

отражающие

стадии

преобразования

различных

объектов

и

явлений

(представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об

увеличении

и

уменьшении

объектов

в

результате

различных

воздействий,

представления

о

развитии и т.д.

Кроме

того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно

логического

мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о

классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако

начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например,

старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму

(материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста

способны

рассуждать

и

давать

адекватные

причинные

объяснения,

если

анализируемые

отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и

последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь

при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают

развиваться

устойчивость,

распределение,

переключаемость

внимания.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно

воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух,

интонационная

выразительность

речи

при

чтении

стихов

в

сюжетно-ролевой

игре

и

в

повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи,

активно

занимаются

словотворчеством.

Богаче

становится

лексика:

активно

используются

синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке,

передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой

деятельности;

структурированием

игрового

пространства;

дальнейшим

развитием

изобразительной

деятельности,

отличающейся

высокой

продуктивностью;

применением

в

конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов

изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;

развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные

представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);

развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,

речь, образ Я.

Приоритетные направления:

1.Развитие музыкальности:

Воспитание

интереса

и

любви

к

музыке,

потребности

слушать

знакомые

и

новые

музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их

написал;

Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными

сочинениями;

Развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как

контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп –

разнообразный, а так же ускорения и замедления; динамику ( усиление и уменьшение звучания,

разнообразие

динамических

оттенков);

регистр

(высокий,

средний.

Низкий)

;

метроритм

( разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2 – 3 –частную форму произведения ( с

малоконтрастными по характеру частями), а так же вариации и рондо;

развитие способности различать жанр произведения – плясовая

( вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня – марш, песня –

танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих

движениях.

2.Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя

перечисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,

топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад

( спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на

четвереньках, « гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

бег

легкий,

ритмичный,

передающий

различный

образ,

высокий,

широкий,

острый, пружинящий бег;

прыжковые

движения

на

одной,

на

двух

ногах

на

месте

и

с

различными

вариациями,

с

продвижением

вперед,

различные

виды

галопа

(

прямой,

боковой),

поскок

«легкий», и « сильный» и др;

Общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ

движения ( упражнения на плавность движений, махи, пружинность) ; упражнения на развитие

гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

Имитационные движения – различные образно – игровые движения, раскрывающие понятный

детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а так же ощущения тяжести и

легкости, разной среды – « в воде», « в воздухе» и т.д.);

Плясовые движения -

элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по

координации танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических

танцев, а так же разнонаправленные движения рук и ног, сложные циклические виды движений:

шаг полечки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в

пары и друг за другом, в несколько кругов, в ширенги, в колонны, самостоятельно выполнять

перестроения на основе танцевальных композиций

( «змейка», «воротики», «спираль» и др.)

4.Развитие творческих способностей:

развитие умения сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под

различную музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая

пластический образ;

развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения

для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и

давать оценку другим детям.

5.Развитие и тренировка психических процессов:

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять

движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального

произведения – по фразам;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения

заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,

разнообразия сочетаний упражнений и т.д.)

развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость,

грусть, страх, тревога, разнообразных по характеру настроения персонажей.

6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям, животным,

игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать,

если кто – то упал или уронил предмет во время движения);

воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже

освоены ; умение проводить совместные игры – занятия с младшими детьми;

воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий

(находить себе место не толкаясь, не шуметь в помещении во время

самостоятельной подготовки);

воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и

взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших

впереди себя, уметь приглашать друг друга на танец, помогать при разучивании

движений, уметь извиниться ит.д.

Содержание рабочей программы по разделам:

2- й год ОБУЧЕНИЯ (старшая группа)

Виды

деятельности

Задачи обучения

(знания, навыки, умения)

Репертуар

1. Игроритмика

Специальные упражнения для согласования

движения с музыкой. Гимнастическое

дирижирование; выполнение ходьбы, бега;

движений туловища и рук в различном темпе.

Хлопки в различных ритмических рисунках.

Игры – потешки.

упр. «Я дирижер»

упр. «Ходьба с

ускорением и

замедлением темпа»

игра – потешка

«Хоровод»

пляска с кубиками

упр. «Звонкие ладошки»

2. Игрогимнастика и

Строевые упражнения: построение в шеренгу

игра «Найди свое

игропластика

и в колонну по сигналу; перестроение из

одной колонны в несколько на шаге по

ориентирам и выбранным водящим.

Общеразвивающие упражнения: без предмета;

танц. – ритм. комплексы и образные упр.; упр.

на расслабление и напряжение мышц; игры –

превращения; упр. в имитационных и

образных движениях; упр.на укрепление

осанки сидя, сидя «по – турецки»; с

предметами: платочки, ленточки, палочки.

место»

упр. «Волчок»

упр. «Встаньте в круг»

танц. – ритм. комплекс

«Русский перепляс»

упр. «Цветочек»

упр. «Насос»

упр. «Мельница»

упр. «Маятник»

«Танец с платочком»

упр. «Поющие руки»

3. Игротанцы и

музыкально – подвижные

игры.

Хореографические упражнения: позиции ног

1 – 2 – 3; положения рук ; танцевальные

движения: «пружинка»; подскоки; бег с

высоким подниманием бедра; танцевальные

шаги; галоп; простейшие движения русского

танца: припадание, переменный шаг. Игровые

танцы; игры с пением; инсценирование песен;

игры – потешки.

упр. «Колокола»

упр. «Тарелки»

упр. «Шагаю как

лошадка»

упр. «Приставные

шаги», танцы:

«Парная пляска»

«Матрешки»

Танец»Грибочки и

зонтики»

Танец «Снеговиков»

Танец «Снежинки»

«Горница»

Вход Праздничный:

Осенний, Новогодний,

Весенний.

4. Игровой самомассаж.

Поглаживание различных частей тела в

образно – игровой форме.

упр. «Надо, надо

умываться»

Требования к занимающимся 2-го года обучения

По прошествии года дети должны получить следующие навыки:

знают назначение музыкального зала;

умеют строиться в круг;

выполняют ритмические танцы и комплексы 2-го года обучения;

умеют хлопать и топать под музыку;

в музыкально – подвижной игре умеют представить различные образы

(зверей, птиц и т.д.).

2.5.Содержание рабочей программы для детей подготовительной группы.

Возрастные особенности.

(от 6 до 7 лет)

Данный контингент детей сформирован в одну группу, общей численностью 24 ребенка, из

них 10 девочек, 14 мальчиков.

В

сюжетно-ролевых

играх

дети

подготовительной

к

школе

группы начинают

осваивать

сложные

взаимодействия

людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,

например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не

всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько

центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны

отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в

зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а

как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п. Исполнение роли акцентируется не только

самой

ролью,

но

и

тем,

в

какой

части

игрового

пространства

эта

роль

воспроизводится.

Например, исполняя роль водителя автобуса, ребёнок командует пассажирами и подчиняется

инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу

игры

взять

на

себя

новую

роль,

сохранив

при

этом

роль,

взятую

ранее.

Дети

могут

комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы

из

окружающей

жизни

и

литературных

произведений,

передаваемые

детьми

в

изобразительной

деятельности,

становятся

сложнее.

Рисунки

приобретают

более

детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся

различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос,

военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение

человека

становится

ещё

более

детализированным

и

пропорциональным.

Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена

различными деталями.

При

правильном

педагогическом

подходе

у

детей

формируются

художественно-творческие

способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из

строительного

материала.

Они

свободно

владеют

обобщёнными

способами

анализа

как

изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности

различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными

предметами.

Свободные

постройки

становятся

симметричными

и

пропорциональными,

их

строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети

быстро

и

правильно

подбирают

необходимый

материал.

Они

достаточно

точно

представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал,

который

понадобится

для

её

выполнения; способны

выполнять

различные

по

степени

сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В

этом

возрасте

дети

уже могут

освоить

сложные

формы

сложения

из

листа

бумаги и

придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности

не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется

конструирование

из

природного

материала.

Дошкольникам

уже

доступны

целостные композиции по предварительному замыслу, которые

могут передавать сложные

отношения, включать фигуры людей и животных.

У

детей

продолжает

развиваться

восприятие,

однако

они

не

всегда

могут

одновременно

учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором

нарисованы

девять

точек,

расположенных

не

на

одной

прямой.

Как

правило,

дети

не

воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга

точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё

ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает

развиваться

воображение,

однако

часто

приходится

констатировать

снижение

развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить

различными

влияниями,

в

том

числе

и

средств

массовой

информации,

приводящим

к

стереотипности детских образов.

Продолжает

развиваться

внимание

дошкольников,

оно

становится

произвольным.

В

некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У

дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторонв, грамматический строй,

лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся

словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно

употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются

диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения

связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм

позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции

школьника.

Приоритетные направления:

1.Развитие музыкальности:

Воспитание

интереса

и

любви

к

музыке,

потребности

слушать

знакомые

и

новые

музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их

написал;

Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными

сочинениями;

Развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как

контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп –

разнообразный, а так же ускорения и замедления; динамику ( усиление и уменьшение звучания,

разнообразие

динамических

оттенков);

регистр

(высокий,

средний.

Низкий)

;

метроритм

( разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2 – 3 –частную форму произведения ( с

малоконтрастными по характеру частями), а так же вариации и рондо;

развитие способности различать жанр произведения – плясовая

( вальс, полька, старинный и современный танец); песня ( песня – марш, песня –

танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих

движениях.

2.Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя

перечисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,

топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад

( спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на

четвереньках, « гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

бег

легкий,

ритмичный,

передающий

различный

образ,

высокий,

широкий,

острый, пружинящий бег;

прыжковые

движения

на

одной,

на

двух

ногах

на

месте

и

с

различными

вариациями,

с

продвижением

вперед,

различные

виды

галопа

(

прямой,

боковой),

поскок

«легкий», и « сильный» и др;

Общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ

движения ( упражнения на плавность движений, махи, пружинность) ; упражнения на развитие

гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

Имитационные движения – различные образно – игровые движения, раскрывающие понятный

детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а так же ощущения тяжести и

легкости, разной среды – « в воде», « в воздухе» и т.д.);

Плясовые движения -

элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по

координации танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических

танцев, а так же разнонаправленные движения рук и ног, сложные циклические виды движений:

шаг полечки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в

пары и друг за другом, в несколько кругов, в ширенги, в колонны, самостоятельно выполнять

перестроения на основе танцевальных композиций

( «змейка», «воротики», «спираль» и др.)

4.Развитие творческих способностей:

развитие умения сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под

различную музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая

пластический образ;

развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения

для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и

давать оценку другим детям.

5.Развитие и тренировка психических процессов:

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять

движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального

произведения – по фразам;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения

заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,

разнообразия сочетаний упражнений и т.д.)

развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость,

грусть, страх, тревога, разнообразных по характеру настроения персонажей.

6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям, животным,

игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать,

если кто – то упал или уронил предмет во время движения);

воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже

освоены ; умение проводить совместные игры – занятия с младшими детьми;

воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий

(находить себе место не толкаясь, не шуметь в помещении во время

самостоятельной подготовки);

воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и

взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших

впереди себя, уметь приглашать друг друга на танец, помогать при разучивании

движений, уметь извиниться ит.д.

Содержание рабочей программы:

3 - й год ОБУЧЕНИЯ (подготовительная группа)

Виды

деятельности

Задачи обучения

(знания, навыки, умения)

Репертуар

1. Игроритмика

Специальные упражнения для согласования

движения с музыкой. Хлопки в различных

сочетаниях ритмического рисунка.

Упражнения в ходьбе, беге по звуковому

сигналу на внимание. Гимнастическое

дирижирование, тактирование. Ритмический

бег, подскоки, галоп. Игры миниатюры.

упр. «Ходьба со

сменой направления»,

«Я стремительная»,

«Я легкая»

игра – миниатюры:

«Ветерок»

«Осень»

«Жаворонок»

«Барабанщики»

2. Игрогимнастика и

игропластика

Строевые упражнения: шаг на месте,

размыкание колонны на вытянутые руки,

перестроения в движении из одной колонны в

несколько. Общеразвивающие упражнения:

без предмета; прыжки на двух и одной ногах,

«Ручейки и

кораблики»,

«Я озорная»

«Упражнение с

колосьями»

со сменой ног. Специальные

общеразвивающие танц. – ритм. комплексы,

муз. – порядковые игры с предметами:

флажки, цветы, мячи, обручи. Упр. на

расслабление мышц и укрепление осанки.

Полное расслабление лежа. Дыхательные упр.

на имитационно – образных движениях с

проговариванием.

танц. – ритмический

комплекс «Волшебный

полет»,

«Шарик»

«Танец с колечками»,

«Надуй мяч»

«Маятник»,

«Смотрим влево,

смотрим вправо»

Праздничный вход

«Осенний лист»,

Праздничный вход

«Новогодний»,

Праздничный Вход

«Мамин день»,

Праздничный вход

«Наш Выпускной »

3. Игротанцы и

музыкально –

подвижные игры.

Движения русского танца: русский поклон,

переменный шаг, приставной шаг, тройной

притоп, «ковырялочка», «Елочка»,

стремительный бег. Самостоятельное

выполнение элементарных танцевальных

движений в характере музыки. Игровые

танцы, игры – путешествия, инсценирование

песен.

«Танец зонтики»

«Русский перепляс»

«Приглашение»

«Нано - техно»

«Восток»

«Волшебная ночь»

«Морячка»

«Прощальный вальс»

«Мама»

4. Игровой

самомассаж.

Поглаживание различных частей тела в

образно – игровой форме.

«Одеваем куклу»

«Деревянные и

тряпичные куклы»

Требования к занимающимся 3- го года обучения.

знать правила личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;

уметь хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкальных подвижных грах;

уметь выполнять специальные упражнения для согласования действий с музыкой;

уметь исполнять танцы, пляски и комплексы под музыку.

2.6 Система мониторинга.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в

том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их

формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой

объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и

подготовки детей.

Педагог дополнительного образования по хореографии совместно с воспитателями групп

проводит оценку индивидуального развития детей в образовательной области: «Художественно –

эстетического развития».

Для проведения педагогического мониторинга используется пособие «Педагогический

мониторинг в новом контексте образовательной деятельности» Ю.А. Афонькиной (издательство

«Учитель» Волгоград, 2016г); проводится два раза в год (сентябрь, май).

2.7 Тематический план кружка «Веснянка»

Месяц

Мероприятие, репертуар

Сентябрь

Работа над созданием коллектива:

1.Отбор по результатам мониторинга

2. Координация движений

3. Творческие способности

4. Чувство ритма

5. Фантазия

6. Усидчивость, ловкость, раскованность.

Октябрь

Работа над репертуаром (танцами):

Аква – зонтики, Зонтики, Дождя не боимся.

1.

Слушанье мелодии будущего танца

2.

Объяснение роли и образа исполнения

3.

Работа над изучением элементов и движений танца

4.

Разучивание комбинаций

5.

Изучение рисунка танца

6.

Закрепление элементов под музыку

7.

Работа над разработкой костюма

8.

Закрепление элементов и отработка под музыку

9.

Участие в осенних праздниках и развлечениях «Осень золотая»

Ноябрь

Работа над репертуаром:

Восточный, Валенки, Снеговики, Снежинки, Снежинки и снегурочка,

Игрушки – петрушки, Волшебная ночь (со свечами),Лучики (День матери),

Полька – хлопк (День матери)

1.

Прослушивание фонограммы

2.

Обьяснения образа, характера танца

3.

Изучение отдельных элементов

4.

Изучение комбинаций

5.

Рисунок танца

6.

Закрепление элементов танца под музыку

7.

Подготовка к новогоднему утреннику

8.

Отработка танцев

Декабрь

Работа над репертуаром:

Вход Новогодний (массовый), Танцевальная композиция «Зимушка - зима»,

Новогодний вход – «Игрушки» ,Новогодний вход – «Новый год – Новый

год», закрепление индивидуальных танцев.

1.

Прослушивание фонограммы

2.

Объяснение образа

3.

Работа над лексикой

4.

Проучивание комбинаций

5.

Работа над рисунком танца

6.

Синхронность движений

7.

Работа с родителями и педагогами над костюмом

8.

Отработка танцев

9.

Участие в Новогодних утренниках

Январь

Работа над разработкой репертуара:

Танец «Гусары и куклы»(старшая), ,Вход «Марш- перестроение 23

февраля»(Подготовит, старшая), «Цыплята и Мама», Морячки

1.

Прослушивание фонограммы

2.

Объяснение образа

3.

Работа над лексикой

4.

Проучивание комбинаций

5.

Работа над рисунком танца

6.

Синхронность движений

7.

Работа с родителями и педагогами над костюмом

8.

Отработка танцев

9.

Участие в Новогодних утренниках

Февраль

Работа над репертуаром:

Танец «Морячка» (подготовит.), Танец«Гусары и куклы» ст.гр.,

«В горнице»(средняя гр. ), Парный танец «Веселый хлопок»(средняя)

1.

Отработка лексических элементов и комбинаций

2.

Разработка и разучивание рисунка танца

3.

Работа над синхронностью выполнения движений

4.

Работа над подготовкой костюмов и реквизита

5.

Выступление на развлечении , просвещенном 23 февраля

6.

Отработка наработанного материала

7.

Подготовка к празднику 8 марта

Март

Апрель

Работа над репертуаром:

«В горнице» ср.гр., «Танец Фиксики» ср.гр., Танец «Мама» (старшая,

подготовит), Танец «Нано - Техно (под. гр.)

1.

Слушанье фонограммы

2.

Объяснение роли и места в танце.

3.

Разработка композиции танца

4.

Изучение отдельных лексических элементов и комбинаций.

5.

Работа над фантазией

6.

Закрепление танцевальных элементов

7.

Отработка пройденного материала

8.

Выступление на празднике «Мамин день», развлечение «Весна

красна»

Работа над репертуаром:

«Вальс цветов»», Современный «Нано - Техно»,

Танец « Наш Выпускной »

1.

Слушанье музыкальной фонограммы

2.

Беседа о происхождении историко-бытового танца

3.

Изучение элементов танца

4.

Объяснение образа, характера

5.

Проучивание рисунка танца

6.

Закрепление элементов под музыку

7.

Актерское мастерство

8.

Фантазия

Май

9.

Работа с родителями

10.

Отработка танцев

11.

Выступление на городских мероприятиях.

Развлечение «Смех и дети».

Работа над закреплением репертуара.

1.Выступление на «Выпускном вечере»

2.Выступление на итоговом родительском собрании.

III.Организационный раздел

3.1 Материально-техническое оснащение программы.

Условия реализация рабочей программы составлены по содержанию нормативных

требований по Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013

г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее

СанПиН).

Реализация Программы осуществляется в группах, музыкальном зале.

При работе используются:

компьютер,

музыкальный центр,

мультимедийная установка,

костюмы, и т.д.

3.2МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программно-методическое обеспечение

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез,

2014г

Список литературы:

1. Танцевально-игровая гимнастика для детей Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. Детство-Пресс,2007

г

2. Т.Борышникова Азбука хореографии. М.:Рольф – 2001.

3. Н.А.Ветлугина Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение – 1982.

4. Н.А.Ветлугина Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение – 1984.

5. А.Н.Зимина Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.: Просвещение – 1971.

6. М.А.Михайлова Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития – 1997.

7. Н.А.Метлов Музыка – детям. М.: Просвещение – 1985.

8. Е.П.Раевская Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение – 1991.

9. А.Е.Чибрикова-Луговская Ритмика. М.:Издательский дом “Дрофа” – 1998.

10. А. И. Буренина. Ритмическая мозаика-3. Программа по ритмической пластике для детей 3–7

лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГТ.

11.

С.Л.Слуцкая, Танцевальная мозаика: хореография в детском саду Издательство: ЛИНКА-

ПРЕСС, 2006 г.

12. Н.Е,Веракса, Т.С.Комарова , М.А.Васильева. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г.

13.«Письма к учителю» (Методические рекомендации) А.В. Тумановой,

14.«Роль

игровой

гимнастики

в

развитии

дошкольников

на

занятиях

хореографией»

(методические разработки часть№1,2,3,4,4-3.),

15.«Ритмика» А.Е. Чибрикова,

16.«Историко – бытовой танец» И.К. Дивеевой,

17.Из истории развития народных танцев часть № 3,4,5, А.В.Тумановой

18.Композиция и постановка танца часть№1 И.К. Дивеевой, А.П.Мотина

19.Теория и методика преподавания народно- сценического танца часть№2



В раздел образования