Напоминание

Конспект образовательной деятельности в старшей группе познавательное развитие. Тема: "Преданье старины глубокой…"


Автор: Лазарева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38-0. Детский сад присмотра и оздоровления
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности в старшей группе познавательное развитие. Тема: "Преданье старины глубокой…"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности в старшей группе познавательное развитие Тема: "Преданье старины глубокой…" ( экскурсия в мини - музей " Русская изба") Цель: продолжать знакомить детей с предметами крестьянского быта Задачи: продолжать формировать " образ музея" как храма, в котором хранятся исторические ценности и предметы, познакомить с историей прялки, дать представления о труде пряхи, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, прививать любовь к народному фольклору, развивать словарь. Материалы: экспонаты мини - музея " Русская изба", предметные картинки, платочек атласный, клубочки шерстяных ниток, вязаные вещи из шерсти, сладости для сюрпризного момента, магнитофон. Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина, заучивание пословиц о русском доме, о хлебе. Ход: Дети сидят в русских народных костюмах Воспитатель зачитывает стихотворение С. Маршака “Музей”. В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора, - Я поведу тебя в музей! - Сказала мне сестра. Вот через площадь мы идём И входим наконец, В большой красивый красный дом Похожий на дворец Воспитатель: - Ребята, а что такое "музей", вы знаете? (ответы детей) Воспитатель: - Верно, музей - это целый дом или специальная комната, как в нашем детсаду, где собраны разные предметы старины. Например, мебель и картины, посуда или предметы прикладного искусства. Можно прийти в музей и посмотреть, как жили люди много- много лет назад, из какой посуды кушали, в какие игрушки играли дети, какую одежду носили. Вот такой мини
- музей есть у нас в детсаду. Стук в дверь, входят гости (подгруппа детей) Воспитатель: - Наши гости прослышали, что есть здесь музей старинных вещей, захотели его посетить. Давайте для них проведём экскурсию по русской избе нашей. 1 ребёнок: - Дай бог тому, кто в нашем дому,- Дорогим гостям, милым детушкам. Наделил вас господь и житьём, и бытьём, И здоровьицем! Воспитатель: - Мы всегда рады гостям, поэтому мы пригласили, уважили их, посадили в красный угол избы. Ребята, а что расскажите про " красный угол"? (ответы детей). Воспитатель: - Правильно, что красный угол - это самая красивая часть русской избы. Здесь висят картины, красивые полотенца и рушники, икона, горит лампадка, украшенная кружевными подзорами. 2 ребёнок : - Наша изба - ровно тепла. Дом вести - не лапти плести. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Она прибирает, она подаёт, Одним разом - одна за всех отвечает. Воспитатель надевает сарафан, повязывает кокошник. Воспитатель: - Всё покажу, расскажу, как живу, а загадки помогут мне. Ставьте ушки на макушки - слушайте внимательно, а отгадки у вас перед глазками. Наша толстая Федора наедается не скоро, А зато когда сыта, от Федоры – теплота (Печь). В избе - изба, на избе - труба, Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт (Печь). -Зачем в старину нужна была печка в доме? (ответы детей) Воспитатель показывает и действует с экспонатами:
- Верно, отгадали. В печи хлеб и пирожки пеку, кашу в чугунке варю, а ухватом чугунок из печи вынимаю. 3 ребёнок: Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Воспитатель: - Чёрная, на длинной ручке, с загнутым носом. Всегда угли мешает в печи (Кочерга). -Верно, угли ею в печи разбиваю, чтобы жару и тепла в доме было больше... А вот это - крынка, в ней я храню , будто как в холодильнике угадайте, что: Брызнет струйка тоненько в донышко подойника. Лейся, как из родника, ручеёчек....(молока) - Ребята, что можно ещё хранить долго в крынке? (ответы детей) Воспитатель: - Верно, в такой глиняной крынке долго молоко сохранялось, не кисло, даже не портилась сметана. Ещё люблю забелить молоком чаёк, который кипит где? Стоит бычок подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем чай пить велит (самовар). Четыре ноги, два уха, одна нога да брюхо...(самовар) Он пыхтит как паровоз, важно к верху держит нос, Пошумит, остепенится - пригласит чайку напиться (самовар). Воспитатель: - В чём теперь мы кипятим воду? (ответы детей) - Есть ещё помощник у меня: Пройдусь слегка горячим я, и гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки и навести на брюках стрелки ( утюг). То назад, то вперёд ходит - бродит пароход, Остановишь - горе, продырявит море (утюг). - Раньше были утюги с углями, очень тяжёлые. А теперь какие? (ответы детей) Воспитатель: - Есть ещё у меня предмет - не стальная, не железная, а деревянная, которая сама не ест, а всех накормит (ложка).
2 мальчика разыгрывают сценку - диалог: - Тит, иди молотить! - Не могу. Живот болит! - Тит, иди кашу есть! - А где моя большая ложка? Девочка: - Услыхали ложки, вытянули ножки. Услыхали калачи и попрыгали с печи Да давай подпевать, в игры шумные играть. - Под песню народную "Я пеку, пеку, пеку детям всем по пирогу" дети выполняют имитационные движения по логической цепочке: Засучили рукава - высыпали муку - налили воду - посолили - взбили яйцо - перемешали - подбили тесто - раскатали - нарезали - налепили пирожков -разложили на противень - поставили в печь -испекли -покушали -поблагодарили, низкий поклон. Воспитатель: - Как и чем в доме чистоту навести? (ответы детей) - Хлопотун Егорка взялся за уборку, В пляс по комнате пошёл, оглянулся, чистый пол ( веник). Скручена, связана, на кол посажена, а на улице пляшет. ( метла) Воспитатель садится около оконца и поёт песню: В низенькой светёлке огонёк горит, Молодая пряха у окна сидит. Молода, красива, карие глаза, По плечам развита русая коса. Русая головка, думы без конца, Ты о чём мечтаешь, девица - краса? - В каких литературных произведениях есть слова про пряху, кудель, веретено? Дети: - У А.С. Пушкина « Три девицы под окном пряли как-то вечерком». В русской народной сказке « Про Машеньку и медведя», когда Машенька пряла на кудели веретеном, потом мышка за неё также пряла нить пряжи. Воспитатель: - Верно, вот видите у меня предметы из нашего музея: чесало, веретено и самопряха. Вот так в зимние долгие вечера сидели прабабушки, пряли и
читали про себя молитву. А если рядом сидели дети, то запевали песню, чтобы не было скучно. Прослушать песню «Позолоченная прялица» в обработке Т.Ломовой Уж ты прялица, ты прялица моя, Пойду вынесу на улицу тебя. Буду прясть и попрядывать, На подружек поглядывать. Напряду я много пряженьки Мне с бабусею на варежки. Воспитатель: - Прялка была чуть ли не самым главным предметом в доме, так как одевала всю семью. В народе так и говорили: « Какова пряха, такова на ней и рубаха». Чтобы сшить рубашку, необходимо сначала соткать ткань из пряжи. Даже стихи сложили про её работу: Девочка: - Без веретена – не пряха, без иглы – не портной! У ленивой пряхи нет про себя и рубахи! Чтоб рубаху нам соткать, надо пряжу намотать! Воспитатель: - Сейчас мы сыграем в игру « Веретено». Ребёнок встаёт на конец верёвки, воспитатель берёт другой конец верёвки и, бегая вокруг ребёнка, « наматывает» на него верёвку как веретено. То поднимает верёвку, то опускает вниз при наматывании, игроки перепрыгивают, перешагивают через веревку, подлезают под неё. Кто ошибся, тот выходит из игры. Затем верёвка разматывается, игра повторяется 2- 3 раза с разным ребёнком – «веретеном» Воспитатель: - Дети, наши предки, русские люди, никогда не боялись труда, трудились всегда с радостью и складывали пословицы про труд. А какие знаете вы? дети: - Скучен день до вечера, когда делать нечего. - Терпение и труд всё перетрут. - Почёт и труд рядом идут. - Сделал дело – гуляй смело. - Делу – время, а потехе – час. - От скуки бери дело в руки. Воспитатель: - Конечно, в создании уюта и тепла в доме главную работу делала женщина, но без мужского труда невозможно было бы сделать все, потому что все орудия труда: и прялку, и веретено, и чесало, и многое другое, что есть в нашем музее, делали мужчины. Вот посуду, которую вы видите, и деревянные ложки, и глиняные крынки, и свистульки – это всё мужская работа. Девочка: Эй, подружки – хохотушки, развесёлые болтушки! Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы, Выходите поплясать, длинный день скоротать!
Заводи честной народ, в наш весёлый хоровод! Дети приглашают гостей и исполняют хоровод «Клубочек»: Клубочек катится, нитка тянется, Клубочек дале, дале, дале, Нитка доле, доле, доле. (закручивание по типу спирали, идут хороводным шагом) Воспитатель: - Предлагаю вам составить логическую цепочку про путь шерсти, её обработки по предметным картинкам (овца – ножницы – шерсть – кудель – клубок – спицы – носки, варежки, шарф,….) Воспитатель: - Сколько на Руси было мастеров – умельцев. Сколько замечательных изделий делали они. Бывало, наделают много всего за зиму и везут на ярмарку продавать. Игра русская народная « Горшки» ( играющие изображают горшки, садятся в круг. Позади каждого сидящего горшка стоит игрок – хозяин - торговец. Водящий, выбранный по жребию, находится за кругом. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому торговцу и кладёт руки на голову горшка. Водящий: «Нет ли продажных горшков?». Хозяин – торговец: « Нет продажных». Водящий идёт к следующему хозяевам с вопросами, пока не услышит утвердительного ответа. Хозяин: « Купи! Что дашь за горшок?». Водящий: « Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце!» Хозяин: « Ладно, по рукам!». Оба ударяют по рукам и бегут в разные стороны вогруг круга. Первый прибежавший к сидящему горшку, тот становится хозяином, а опоздавший – водящим. Игра повторяется 2 – 3 раза. Воспитатель: - Маленькие ребятишки всегда с нетерпением ждали приезда родителей, которые везли им гостинцы и игрушки с ярмарки. Вот такие, например, как в нашем ”бабушкином сундучке”, который стоит у нас в музее, украшенный замечательной резьбой. Давайте заглянем в него. Для вас сюрпризный момент: на веревке нанизаны шерстяные носки, варежки, шапки, в которых спрятаны сладости – петушки и конфеты. Дети разбирают их. Гостей угощают маленькими леденцами. Воспитатель: - Я думаю, ребята, что гостям понравился наш музей. Мы полюбовались на прекрасные изделия старины и предметы быта, убедились, сколько труда было вложено в их изготовление. С какой любовью относились наши предки к своему труду, и я уверенна, что когда вы подрастете, то будете бережными
даже к самой маленькой частице нашей русской культуры. Под русскую народную песню “Дуня – тонкопряха” дети покидают музей.


В раздел образования