Автор: Бойко Виктор Дмитриевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: станица Крыловская Ленинградского района Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правила личной гигиены и здоровье."
Раздел: полное образование
План-конспект урока ОБЖ
Учитель БОЙКО В.Д.
Класс 11
Тема урока: Правила личной гигиены и здоровье.
Цель урока: вспомнить и расширить знания о правилах личной гигиены,
связь гигиены и физической культуры
Изложение нового материала.
Вступительное слово учителя.
У древнегреческого бога врачевания Асклепия было два сына — Махаон и
Подарилий
и
дочь
Гигиея.
О
сыновьях
известно
немного
—
они
были
врачами ахейского войска в Троянской войне. А вот дочь, точнее, ее имя,
стало основой термина, который означает одно из фундаментальных понятий
современной культуры. Нормальная жизнь человека в любом населенном
пункте, а особенно в крупном городе, станет короткой и невыносимой, если
не соблюдать нормы гигиены. Гигиена — основа санитарии, а следовательно,
безопасности человека. Понятие гигиены очень широкое, но начинается она с
малого — с гигиены отдельного человека, т.е. личной гигиены.
Вопросы для активизации знаний.
1.
Что такое личная гигиена и какова ее структура?
2.Меняются ли правила личной гигиены с изменением возраста человека?
3.
Какое правило личной гигиены вы считаете главным?
4.В чем состоит великое гигиеническое изобретение русского народа?
5.
Какие правила по гигиене одежды и жилища вы знаете?
6.
Каким образом гигиена связана с физической культурой?
Лекция-беседа.
Личная
гигиена —
совокупность
гигиенических
правил,
выполнение
которых
способствует
сохранению
и
укреплению
здоровья
человека.
Включает
общие
гигиенические
правила
для
людей
любого
возраста:
правильное
чередование
умственного
и
физического
труда,
занятия
физической
культурой,
сбалансированное
питание,
чередование
труда
и
активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся также
гигиенические требования к содержанию тела, к белью, одежде, жилищу,
приготовлению пищи.
Гигиена — это наука о сохранении и укреплении здоровья людей. Ее
главная задача — изучение влияния условий жизни и труда на здоровье
людей,
предупреждение
заболеваний,
обеспечение
оптимальных
условий
существования человека, сохранения его здоровья и долголетия.
Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за
телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек
(курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Знание правил личной
гигиены
необходимо
каждому
человеку,
так
как
строгое
их
соблюдение
способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической
работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде
деятельности.
Рациональный режим в течение дня создает оптимальное условия для
деятельности человека и восстановления сил организма. В основе его лежит
правильное
чередование
труда
и
отдыха
и
других
видов
деятельности.
Неуклонное
соблюдение
режима
дня
помогает
в о с п и т ы ват ь
организованность, силу воли, приучает к сознательной дисциплине. Но для
многих
людей
различны
условия
жизни,
труда
и
быта,
и
невозможно
рекомендовать
единый
суточный
режим
для
всех.
Однако
основные
положения
его
должны
соблюдаться
при
любых
обстоятельствах.
В
суточный
режим
должно
входить
прежде
всего:
выполнение
различных
видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование
учебной
деятельности,
тренировочных
занятий
и
отдыха;
регулярное
питание; достаточный по времени полноценный сон.
Основные правила организации суточного режима:
— подъем в одно и то же время;
— выполнение
утренней
гигиенической
гимнастики
и
закаливающих
процедур;
— прием пищи в одно и то же время, не менее трех раз в день (лучше 4—
5 раз в день);
— прием пищи за 2 часа до тренировки и сна;
— самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же
время;
— не
реже
3—5
раз
в
неделю
по
1,5—2
ч
занятия
физическими
упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой;
— выполнение в паузах учебной деятельности (3—5 мин) физических
упражнений;
— ежедневное пребывание на свежем воздухе с выполнением ходьбы и
других физических упражнений (1,5 —2 ч);
— полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и
то же время.
Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон — основной
и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и
активной
умственной
и
физической
работоспособности.
Систематическое
"недосыпание
и
бессонница
вызывают
истощение
нервной
системы,
снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных
сил организма. Однако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна
зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей
человека. Для взрослых людей продолжительность сна 8—9 ч. В период
напряженной
учебной
деятельности
(экзамены,
зачеты),
тренировок
и
соревнований продолжительность сна следует увеличивать.
Сон
должен
быть
непрерывным
и
протекать
в
определенные
часы.
Наилучшее время для сна с 22—23 до 6 —7 часов. Тишина и покой —
непременные условия здорового сна. При стойких и длительных нарушениях
сна
следует
обращаться
к
врачу.
Без
его
советов
нельзя
пользоваться
различными снотворными средствами. Недопустимо бороться с бессонницей
с
помощью
алкогольных
напитков:
после
их
употребления
наступает
наркотическое состояние, не имеющее ничего общего с нормальным сном.
Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности
организма,
способствует
улучшению
обмена
веществ,
кровообращения,
пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей
человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его
работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.
Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела,
выполняющий
многие
функции:
защиту
внутренней
среды
организма,
выделение из организма продуктов обмена веществ, теп-лорегуляцию и др. В
коже
находится
большое
количество
нервных
окончаний,
и
поэтому
она
обеспечивает постоянную информацию организма обо всех действующих на
тело раздражителях. Подсчитано, что на 1 см
2
поверхности тела приходится
около 100 болевых, 12—15 холодовых, 1—2 тепловых и около 25 точек,
воспринимающих атмосферное давление.
Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой,
чистой
кожей.
Загрязненность
кожи,
кожные
заболевания
ослабляют
ее
деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.
Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела горячей водой с мылом и
мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4—5 дней в душе, ванне или
бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук
требует особого внимания, т.к. на нее могут попасть патогенные микробы и
яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и
посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей,
скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и
перед едой необходимо мыть руки с мылом.
Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость
способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и
мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять
носки.
Сухие
мозоли
следует
своевременно
удалять
с
помощью
пемзы,
мозольного пластыря или мозольной жидкости. При ушибах и ссадинах руки
и ноги следует лечить. При большой ударной нагрузке следует использовать
губки и другие мягкие прокладки из синтетических материалов.
Уход
за
волосами предусматривает
своевременную
стрижку
и
мытье.
Недопустимо
использовать
для
мытья
волос
хозяйственное
мыло
либо
синтетические
моющие
средства,
предназначенные
для
стирки
белья.
Рекомендуется
пользоваться
туалетным
мылом
или
шампунем.
При
появлении
перхоти
жирные
волосы
1—2
раза
в
месяц
можно
мыть
лечебными шампунями.
Систематический уход за полостью рта и зубами — одно из обязательных
гигиенических требований. Больные зубы, например, со следами кариеса,
способствуют проникновению болезнетворных микроорганизмов в организм.
Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2—3
мин тщательно чистить зубы пастой, как с наружной, так и с внутренней
стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот, и
только вертикально. Во время еды желательно избегать быстрого чередова-
ния горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо
немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать
зубного врача для профилактического осмотра.
Важную роль в личной гигиене играет баня. Правильное использование
бани
обеспечивает
хороший
уход
за
телом,
способствует
повышению
функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, двигательного
аппарата и ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы.
Баня оказывает также определенный закаливающий эффект.
Гигиена
одежды
и
обуви. Одежда
предохраняет
организм
от
не-
благоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и
загрязнений.
С
гигиенической
точки
зрения
она
должна
помогать
приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать
созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное
значение
имеют
теплозащитные
свойства
одежд ы ,
а
т а к ж е
е е
воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.
Спортивная
одежда
должна
отвечать
требованиям,
предъявляемым
спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта.
Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как
правило,
спортивная
одежда
изготавливается
из
эластичных
тканей
с
высокой
воздухопроницаемостью,
хорошо
впит ы в а ю щ и х
п о т
и
способствующих его быстрому испарению.
При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а
также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время
занятий
зимой
на
улице
используется
спортивная
одежда
с
высокими
теплозащитными
и
ветрозащитными
свойств а м и .
О б ы ч н о
э т о
хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка.
При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды
спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь
для
защиты
от
ветра,
дождя,
снега
и
т.
п.
Негигиенично
пользоваться
спортивной одеждой в повседневной жизни.
Обувь
должна
быть
легкой,
эластичной
и
хорошо
вентилируемой.
Необходимо,
чтобы
ее
теплозащитные
и
водоупорные
свойства
соот-
ветствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает
обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую
эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять
форму
после
намокания.
Применяемые
в
настоящее
время
различные
кожзаменители по своим гигиеническим качествам приближаются к ней, но
неравнозначны. Резиновая обувь и обувь на резиновой подошве обладает
одним
существенным
недостатком:
не
пропуская
воздуха,
она
вызывает
потливость. Важна так называемая «внутренняя обувь» — носки, гольфы.
Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда
должны быть чистыми, эластичными и мягкими. В теплое время года следует
носить обувь, обеспечивающую хороший воздухообмен: туфли, имеющие
прорези и отверстия или верх из матерчатой ткани. Во время туристских
походов
следует
пользоваться
только
хорошо
разношенной
и
прочной
обувью. Необходимо, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и
сухими, в противном случае могут возникнуть потертости, а при низкой
температуре воздуха — и обморожения. Для занятий зимой рекомендуется
непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.
Ее
размер
должен
быт
чуть
больше
обычного,
что
дает
возможность
использовать теплу» стельку, а при необходимости две пары носков.
Общая гигиена. Компьютерные технологии проникли во все сферы нашей
жизни. С раннего возраста дети начинают общаться с компьютером.
Компьютерная техника стала неотъемлемым атрибутом учебного процесса.
По выражению американского микробиолога Чарльза Дебра, микробное
загрязнение компьютерной техники превышает в 400 (!) раз загрязненность
унитаза. Это подтверждают результаты проведенных исследований в 2003—
2004 гг.
В
Ногинском
районе
было
выявлено
177
человек,
заболевших
энтеробиозом. Это составляет 75,9 на 100 тыс. населения. А за 6 месяцев
2006 г. — 72 человека (31,19 на 100 тыс. населения). По Электростали за
2005
г.
—
424
человека
больных
энтеробиозом
(289,55
на
100
тыс.
населения). За 6 месяцев 2006 г. — 193 человека, или 131,8 на 100 тыс.
населения.
(Из
ежедневной
электронной
газеты Hi-Tech
Werd.
ru
(редакционная статья).)
Этот
факт
вполне
объясним
загруженностью
и
постоянной
сменой
учащихся в компьютерных классах.
Основная профилактическая мера предупреждения заражения при работе с
компьютером
—
контроль
за
соблюдением
правил
личной
гигиены.
Компьютерная
оргтехника
подлежит
обязательной
систематической
обработке.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
1.
Дайте определение личной гигиене.
2.
Какие составные части включает в себя личная гигиена?
3.Кратко охарактеризуйте гигиену тела, гигиену одежды, гигиену жилища.
4.Что вы можете рассказать о личной гигиене при пользовании
компьютером?
3.
В чем состоит специфика гигиены подростка?
5.Какие гигиенические требования предъявляются к организации
самостоятельных занятий спортом?
Домашнее задание.П.1.вопросы и задания к параграфу.
1. Подчеркните понятия, относящиеся к личной гигиене:
— закаливание;
— рациональный режим труда и отдыха;
— посещение бани;
— утренний туалет;
— уборка квартиры;
— выбор одежды по сезону;
— стрижка и бритье.
2. Постройте график ежедневных гигиенических мероприятий, которые
необходимо совершать подростку вашего возраста и пола.
Примерный график гигиенических мероприятий юноши — учащегося 11-
го класса:
— утренний туалет (душ, чистка зубов, бритье, если юноша бреется,
уход за кожей лица после бритья, уход за волосами);
— мытье рук перед едой;
— чистка одежды после школьных занятий;
— душ после вечерних занятий спортом;
— вечерний туалет (умывание и мытье ног перед сном, уход за кожей
стоп, вечерний уход за волосами, интимная гигиена).
3.Из предложенной одежды и обуви подбери себе костюм для занятий
спортом (спортивные игры) на воздухе при условиях: температура + 15 °С,
ветер 2—4 м/с, сухо:
— спортивные брюки из синтетической ткани;
— спортивные трусы (шорты);
— футболка хлопчатобумажная;
— куртка из влаго- и воздухонепроницаемой ткани;
— спортивный свитер;
— майка спортивная;
— носки шерстяные;
— носки хлопчатобумажные;
— кроссовки утепленные;
— кроссовки легкие, с воздухопроницаемыми вставками;
— шапка спортивная шерстяная.
4.
В чем состоит специфика гигиены подростка?
5.Какие
гигиенические
требования
предъявляются
к
организации
самостоятельных занятий спортом?