Напоминание

"Правила личной гигиены и здоровье."


Автор: Бойко Виктор Дмитриевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: станица Крыловская Ленинградского района Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правила личной гигиены и здоровье."
Раздел: полное образование





Назад




План-конспект урока ОБЖ

Учитель БОЙКО В.Д.

Класс 11

Тема урока: Правила личной гигиены и здоровье.

Цель урока: вспомнить и расширить знания о правилах личной гигиены,

связь гигиены и физической культуры

Изложение нового материала.

Вступительное слово учителя.

У древнегреческого бога врачевания Асклепия было два сына — Махаон и

Подарилий

и

дочь

Гигиея.

О

сыновьях

известно

немного

они

были

врачами ахейского войска в Троянской войне. А вот дочь, точнее, ее имя,

стало основой термина, который означает одно из фундаментальных понятий

современной культуры. Нормальная жизнь человека в любом населенном

пункте, а особенно в крупном городе, станет короткой и невыносимой, если

не соблюдать нормы гигиены. Гигиена — основа санитарии, а следовательно,

безопасности человека. Понятие гигиены очень широкое, но начинается она с

малого — с гигиены отдельного человека, т.е. личной гигиены.

Вопросы для активизации знаний.

1.

Что такое личная гигиена и какова ее структура?

2.Меняются ли правила личной гигиены с изменением возраста человека?

3.

Какое правило личной гигиены вы считаете главным?

4.В чем состоит великое гигиеническое изобретение русского народа?

5.

Какие правила по гигиене одежды и жилища вы знаете?

6.

Каким образом гигиена связана с физической культурой?

Лекция-беседа.

Личная

гигиена —

совокупность

гигиенических

правил,

выполнение

которых

способствует

сохранению

и

укреплению

здоровья

человека.

Включает

общие

гигиенические

правила

для

людей

любого

возраста:

правильное

чередование

умственного

и

физического

труда,

занятия

физической

культурой,

сбалансированное

питание,

чередование

труда

и

активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся также

гигиенические требования к содержанию тела, к белью, одежде, жилищу,

приготовлению пищи.

Гигиена — это наука о сохранении и укреплении здоровья людей. Ее

главная задача — изучение влияния условий жизни и труда на здоровье

людей,

предупреждение

заболеваний,

обеспечение

оптимальных

условий

существования человека, сохранения его здоровья и долголетия.

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за

телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек

(курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Знание правил личной

гигиены

необходимо

каждому

человеку,

так

как

строгое

их

соблюдение

способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической

работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде

деятельности.

Рациональный режим в течение дня создает оптимальное условия для

деятельности человека и восстановления сил организма. В основе его лежит

правильное

чередование

труда

и

отдыха

и

других

видов

деятельности.

Неуклонное

соблюдение

режима

дня

помогает

в о с п и т ы ват ь

организованность, силу воли, приучает к сознательной дисциплине. Но для

многих

людей

различны

условия

жизни,

труда

и

быта,

и

невозможно

рекомендовать

единый

суточный

режим

для

всех.

Однако

основные

положения

его

должны

соблюдаться

при

любых

обстоятельствах.

В

суточный

режим

должно

входить

прежде

всего:

выполнение

различных

видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование

учебной

деятельности,

тренировочных

занятий

и

отдыха;

регулярное

питание; достаточный по времени полноценный сон.

Основные правила организации суточного режима:

— подъем в одно и то же время;

— выполнение

утренней

гигиенической

гимнастики

и

закаливающих

процедур;

— прием пищи в одно и то же время, не менее трех раз в день (лучше 4—

5 раз в день);

— прием пищи за 2 часа до тренировки и сна;

— самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же

время;

— не

реже

3—5

раз

в

неделю

по

1,5—2

ч

занятия

физическими

упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой;

— выполнение в паузах учебной деятельности (3—5 мин) физических

упражнений;

— ежедневное пребывание на свежем воздухе с выполнением ходьбы и

других физических упражнений (1,5 —2 ч);

— полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и

то же время.

Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон — основной

и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и

активной

умственной

и

физической

работоспособности.

Систематическое

"недосыпание

и

бессонница

вызывают

истощение

нервной

системы,

снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных

сил организма. Однако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна

зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей

человека. Для взрослых людей продолжительность сна 8—9 ч. В период

напряженной

учебной

деятельности

(экзамены,

зачеты),

тренировок

и

соревнований продолжительность сна следует увеличивать.

Сон

должен

быть

непрерывным

и

протекать

в

определенные

часы.

Наилучшее время для сна с 22—23 до 6 —7 часов. Тишина и покой —

непременные условия здорового сна. При стойких и длительных нарушениях

сна

следует

обращаться

к

врачу.

Без

его

советов

нельзя

пользоваться

различными снотворными средствами. Недопустимо бороться с бессонницей

с

помощью

алкогольных

напитков:

после

их

употребления

наступает

наркотическое состояние, не имеющее ничего общего с нормальным сном.

Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности

организма,

способствует

улучшению

обмена

веществ,

кровообращения,

пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей

человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его

работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.

Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела,

выполняющий

многие

функции:

защиту

внутренней

среды

организма,

выделение из организма продуктов обмена веществ, теп-лорегуляцию и др. В

коже

находится

большое

количество

нервных

окончаний,

и

поэтому

она

обеспечивает постоянную информацию организма обо всех действующих на

тело раздражителях. Подсчитано, что на 1 см

2

поверхности тела приходится

около 100 болевых, 12—15 холодовых, 1—2 тепловых и около 25 точек,

воспринимающих атмосферное давление.

Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой,

чистой

кожей.

Загрязненность

кожи,

кожные

заболевания

ослабляют

ее

деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.

Основа ухода за кожей — регулярное мытье тела горячей водой с мылом и

мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4—5 дней в душе, ванне или

бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук

требует особого внимания, т.к. на нее могут попасть патогенные микробы и

яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и

посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей,

скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и

перед едой необходимо мыть руки с мылом.

Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость

способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и

мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять

носки.

Сухие

мозоли

следует

своевременно

удалять

с

помощью

пемзы,

мозольного пластыря или мозольной жидкости. При ушибах и ссадинах руки

и ноги следует лечить. При большой ударной нагрузке следует использовать

губки и другие мягкие прокладки из синтетических материалов.

Уход

за

волосами предусматривает

своевременную

стрижку

и

мытье.

Недопустимо

использовать

для

мытья

волос

хозяйственное

мыло

либо

синтетические

моющие

средства,

предназначенные

для

стирки

белья.

Рекомендуется

пользоваться

туалетным

мылом

или

шампунем.

При

появлении

перхоти

жирные

волосы

1—2

раза

в

месяц

можно

мыть

лечебными шампунями.

Систематический уход за полостью рта и зубами — одно из обязательных

гигиенических требований. Больные зубы, например, со следами кариеса,

способствуют проникновению болезнетворных микроорганизмов в организм.

Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2—3

мин тщательно чистить зубы пастой, как с наружной, так и с внутренней

стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот, и

только вертикально. Во время еды желательно избегать быстрого чередова-

ния горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо

немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать

зубного врача для профилактического осмотра.

Важную роль в личной гигиене играет баня. Правильное использование

бани

обеспечивает

хороший

уход

за

телом,

способствует

повышению

функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, двигательного

аппарата и ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы.

Баня оказывает также определенный закаливающий эффект.

Гигиена

одежды

и

обуви. Одежда

предохраняет

организм

от

не-

благоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и

загрязнений.

С

гигиенической

точки

зрения

она

должна

помогать

приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать

созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное

значение

имеют

теплозащитные

свойства

одежд ы ,

а

т а к ж е

е е

воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.

Спортивная

одежда

должна

отвечать

требованиям,

предъявляемым

спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта.

Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как

правило,

спортивная

одежда

изготавливается

из

эластичных

тканей

с

высокой

воздухопроницаемостью,

хорошо

впит ы в а ю щ и х

п о т

и

способствующих его быстрому испарению.

При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а

также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время

занятий

зимой

на

улице

используется

спортивная

одежда

с

высокими

теплозащитными

и

ветрозащитными

свойств а м и .

О б ы ч н о

э т о

хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка.

При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды

спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь

для

защиты

от

ветра,

дождя,

снега

и

т.

п.

Негигиенично

пользоваться

спортивной одеждой в повседневной жизни.

Обувь

должна

быть

легкой,

эластичной

и

хорошо

вентилируемой.

Необходимо,

чтобы

ее

теплозащитные

и

водоупорные

свойства

соот-

ветствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает

обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую

эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять

форму

после

намокания.

Применяемые

в

настоящее

время

различные

кожзаменители по своим гигиеническим качествам приближаются к ней, но

неравнозначны. Резиновая обувь и обувь на резиновой подошве обладает

одним

существенным

недостатком:

не

пропуская

воздуха,

она

вызывает

потливость. Важна так называемая «внутренняя обувь» — носки, гольфы.

Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда

должны быть чистыми, эластичными и мягкими. В теплое время года следует

носить обувь, обеспечивающую хороший воздухообмен: туфли, имеющие

прорези и отверстия или верх из матерчатой ткани. Во время туристских

походов

следует

пользоваться

только

хорошо

разношенной

и

прочной

обувью. Необходимо, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и

сухими, в противном случае могут возникнуть потертости, а при низкой

температуре воздуха — и обморожения. Для занятий зимой рекомендуется

непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.

Ее

размер

должен

быт

чуть

больше

обычного,

что

дает

возможность

использовать теплу» стельку, а при необходимости две пары носков.

Общая гигиена. Компьютерные технологии проникли во все сферы нашей

жизни. С раннего возраста дети начинают общаться с компьютером.

Компьютерная техника стала неотъемлемым атрибутом учебного процесса.

По выражению американского микробиолога Чарльза Дебра, микробное

загрязнение компьютерной техники превышает в 400 (!) раз загрязненность

унитаза. Это подтверждают результаты проведенных исследований в 2003—

2004 гг.

В

Ногинском

районе

было

выявлено

177

человек,

заболевших

энтеробиозом. Это составляет 75,9 на 100 тыс. населения. А за 6 месяцев

2006 г. — 72 человека (31,19 на 100 тыс. населения). По Электростали за

2005

г.

424

человека

больных

энтеробиозом

(289,55

на

100

тыс.

населения). За 6 месяцев 2006 г. — 193 человека, или 131,8 на 100 тыс.

населения.

(Из

ежедневной

электронной

газеты Hi-Tech

Werd.

ru

(редакционная статья).)

Этот

факт

вполне

объясним

загруженностью

и

постоянной

сменой

учащихся в компьютерных классах.

Основная профилактическая мера предупреждения заражения при работе с

компьютером

контроль

за

соблюдением

правил

личной

гигиены.

Компьютерная

оргтехника

подлежит

обязательной

систематической

обработке.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1.

Дайте определение личной гигиене.

2.

Какие составные части включает в себя личная гигиена?

3.Кратко охарактеризуйте гигиену тела, гигиену одежды, гигиену жилища.

4.Что вы можете рассказать о личной гигиене при пользовании

компьютером?

3.

В чем состоит специфика гигиены подростка?

5.Какие гигиенические требования предъявляются к организации

самостоятельных занятий спортом?

Домашнее задание.П.1.вопросы и задания к параграфу.

1. Подчеркните понятия, относящиеся к личной гигиене:

— закаливание;

— рациональный режим труда и отдыха;

— посещение бани;

— утренний туалет;

— уборка квартиры;

— выбор одежды по сезону;

— стрижка и бритье.

2. Постройте график ежедневных гигиенических мероприятий, которые

необходимо совершать подростку вашего возраста и пола.

Примерный график гигиенических мероприятий юноши — учащегося 11-

го класса:

— утренний туалет (душ, чистка зубов, бритье, если юноша бреется,

уход за кожей лица после бритья, уход за волосами);

— мытье рук перед едой;

— чистка одежды после школьных занятий;

— душ после вечерних занятий спортом;

— вечерний туалет (умывание и мытье ног перед сном, уход за кожей

стоп, вечерний уход за волосами, интимная гигиена).

3.Из предложенной одежды и обуви подбери себе костюм для занятий

спортом (спортивные игры) на воздухе при условиях: температура + 15 °С,

ветер 2—4 м/с, сухо:

— спортивные брюки из синтетической ткани;

— спортивные трусы (шорты);

— футболка хлопчатобумажная;

— куртка из влаго- и воздухонепроницаемой ткани;

— спортивный свитер;

— майка спортивная;

— носки шерстяные;

— носки хлопчатобумажные;

— кроссовки утепленные;

— кроссовки легкие, с воздухопроницаемыми вставками;

— шапка спортивная шерстяная.

4.

В чем состоит специфика гигиены подростка?

5.Какие

гигиенические

требования

предъявляются

к

организации

самостоятельных занятий спортом?



В раздел образования