Напоминание

"Осень музыкальная"


Автор: Михальчук Наталья Аркадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: структурного подразделения дошкольного образования МАОУ Богандинскаская средняя школа №42
Населённый пункт: Тюменской области Тюменского района
Наименование материала: методическая разработка музыкальной экскурсии
Тема: "Осень музыкальная"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Осень музыкальная»

Музыкальное занятие - экскурсия для детей подготовительной к школе

группы.

Программное содержание: Учить детей слышать звуки природы,

сравнивать природные явления, звуки живой и неживой природы с

музыкальными произведениями, художественным словом; способствовать

развитию эстетических чувств; развивать музыкальные способности детей;

формировать любовь к родной природе, бережному отношению к ней,

любовь к Родине.

Предварительная работа: Слушание музыки, разучивание песен об осени,

разучивание музыкально-ритмических игр, рассматривание пейзажных

картин, рисование деревьев, листочков. Разучивание стихов, проведение

бесед о животных, о временах года, о творчестве композитора

П.И.Чайковского. Разучивание песни «Осень в лесу». Использование в нод

пальчиковых гимнастик.

Форма нод: экскурсия.

Цель нод: Развитие воображения и музыкальных способностей

дошкольника, используя «образ осени» в различных видах музыкальной

деятельности,

обогащать впечатления детей и формировать музыкальный

вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди.

Задачи нод:

1. Образовательные:

- Учить находить образ осени через слушание, изобразительные движения,

пение и речевые высказывания.

- Учить самостоятельно выражать свои слуховые восприятия через

ритмопластику, используя музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня».

- Учить детей сознательно подбирать нужные характеристики

музыкальным образам (музыка грустная, нежная, светлая,торжественная)

- Показать связь музыки, природы и изобразительного искусства.

2. Развивающие:

- Развивать вокально-хоровые навыки при разучивании песни

«Осень в лесу» ( петь естественным звуком; петь выразительно; петь в

ансамбле; формировать навыки слухового контроля)

-развивать общую моторику, дыхание, воображение и ассоциативно-

образное мышление;

3. Воспитательные:

- Воспитывать культуру слушания музыки.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, и к родной

природе.

4. Речевое:

- Формирование умения выслушивать других людей, не перебивать

5. Художественно-эстетическое:

- Вызвать желание отобразить свои впечатления в художественной форме.

-Формировать музыкальные впечатления, уметь передать их в пластике

-

Способность эмоционально воспринимать музыку, сенсорные чувства,

логическое мышление.

6. Физическое развитие:

- Развивать двигательные умения детей в соответствии с текстами игр.

Методы: наглядный, наглядно-слуховой, словесный, практический. Метод

сравнения, предположения (гипотезы), метод умственного

поиска(вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись).Метод создания

проблемно-игровой ситуации. Сюрпризные моменты.

Приёмы: Игровые, вопросы, пояснения, загадки и т.д.

Оборудование и материалы: Свистульки на каждого ребёнка и

музыкального руководителя, колокольчик. Переносная аудиоколонка.

Музыкальные файлы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Музыкальный руководитель проходит в группу перед прогулкой и

приглашает сегодня провести необычную экскурсию в осенний лес.

Музыкальный руководитель: Поактивней собирайтесь – время идёт,

подружнее выходите – осень всех вас в гости ждёт!

(По дороге к первому объекту - берёза):

Музыкальный руководитель: У каждого времени года свои звуки. Как вы

думаете, можно по звукам определить время года? Ответы детей.

Посмотрите вокруг, прислушайтесь и скажите, какой звук можно услышать

только осенью? Ответы детей. Правильно, шуршание листвы под ногами.

Ребята, с чем поэты сравнивают листья, которые устилают осенью землю?

Верно, с ковром. Давайте походим по этому ковру, пошуршим листьями и

запомним необыкновенную музыку осенней природы. Дети идут по листве,

прислушиваясь к звукам.

Подходим к берёзе.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поздороваемся с этим

деревом, я буду петь, а вы эхом повторяйте за мной:

«Здравствуй милый, добрый друг, (дети повторяют фразы)

Протяни нам сотни рук.

Все открой, не утаи,

ты же видишь – мы свои!»

Посмотрите, дерево нам отвечает! Кто видит, как оно это делает? (Качает

веточками, кивает верхушкой, шелестит листьями и т.д.) Кто узнал это

дерево? Ответы детей. Правильно, берёза. Как вы её узнали? (У берёзы

белый ствол, тонкие ветви.) Внимательно посмотрите на дерево и скажите-

чем осенняя берёза отличается от летней? Ответы детей. Может быть, кто-

нибудь расскажет стихотворение о берёзе?

Ребёнок: Осенний день. Свежо и ясно. Берёзка в золоте стоит.

И на траве, и на листочках роса прозрачная блестит.

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, если бы прозрачная роса

вдруг зазвучала, то какой музыкальный инструмент мог бы её озвучить?

Ответы детей. Я тоже думаю, что колокольчик, ведь звук у него тоже можно

назвать прозрачным. Давайте поиграем в очень интересную игру «Роса на

листьях»: вы все будете осенними листочками, которые медленно

кружатся, плавно качаются. А я – роса, подхожу к любому листочку, и, как

только листочек услышит прозрачный звон росы, тут же придумывает

любое движение, остальные листочки за ним повторяют. Игра повторяется

3-4 раза под музыку.

Музыкальный руководитель: Листики качаются, в дорогу отправляются.

И летят в осенней дымке к тоненькой рябинке. Дети легко на носочках бегут

к рябине.

Подходим к рябине.

Музыкальный руководитель: Ребята, кто знает стихотворение о рябине?

Ребёнок: Кудрявая красавица весною расцветала,

Белыми цветочками сад мой украшала.

А грустной, поздней осенью листочки облетели,

Лишь гроздья красной ягоды остались до метели.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему рябину называют

кудрявой? Ответы детей. Давайте найдём листья рябины на земле. Дети

находят каждый по листочку. Рассмотрите их: один листочек состоит из

нескольких маленьких листиков, настоящая кудряшка, правда? А сейчас

можно рябину назвать кудрявой? Ответы детей. Скажите,пожалуйста, для

кого приготовила рябина свои ягодки? Ответы детей. А вы знаете птиц,

которые останутся с нами на всю зиму? ( Дети называют северных птиц)

Музыкальный руководитель: Ребята, а можно в голосах птиц услышать

музыку? Ответы детей. Давайте послушаем. Дети слушают пение птиц.

Такую великолепную музыку даже композитор не придумает. Вот и мы с

вами сейчас превратимся в птичек. Я буду птичкой-мамой, а вы - моими

птенчиками, сейчас я буду разговаривать отдельно с каждым птенчиком, а

потом все вместе поговорим. Проводится музыкальная игра «Повтори за

мной», где дети повторяют на игрушке-свистульке заданный ритмический

рисунок, затем все дети импровизируют.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, о чём птички поют, о чём

хотят напомнить людям перед холодной зимой? Ответы детей. Правильно,

и птички очень благодарны тем, кто о них заботится.

Ребёнок: Крохотный, крохотный мальчик для крохотной, крохотной птички

На крохотном, крохотном блюдце вкусную крошку принёс.

Птичка сказала «Спасибо, большое, большое спасибо!»

Такое большое спасибо, что мальчик немного подрос. (Римма Алдонина)

Музыкальный руководитель: А сейчас, как птички, к осинке полетим, ствол

её обнимем, с ней поговорим.

Дети отправляются к осине. У осины:

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на осинку и скажите, что

с ней произошло? Ответы детей. Верно, во время листопада, все листочки

улетели и ей, наверно, сейчас холодно. Давайте обнимем осинку, пожалеем

её. В народе говорят, что осина дарит людям здоровье. Кто осинку

обнимает, о болезнях забывает. Дети по одному подходят к осинке,

обнимают её.

Ребёнок: Закружила осень рыжие метели,

Яркие листочки с осинок полетели.

Пауки на ветках не вяжут паутинки,

Нет уже листочков на родной осинке…

Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните, где вы слышали эти

слова:

…Белка на поляне шишечки грызёт,

Ёжик босоногий по лесу идёт…

(дети отвечают)

Музыкальный руководитель: Правильно, эту песню мы с вами учим на

праздник Осени .А как она называется? Об осени много сложено песен, и

мы сейчас споём о ней. Дети исполняют песню «Осень в лесу».

Музыкальный руководитель: Чтобы наши пальчики не озябли ,сделаем

для них упражнение “Будем листья собирать”.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают большой палец.)

Листья рябины, (Загибают указательный палец.)

Листики тополя, (Загибают средний палец.)

Листья осины, (Загибают безымянный палец.)

Листики дуба (Загибают мизинец.)

Мы соберем. Маме осенний букет отнесем (Сжимают и разжимают

кулачки)

Музыкальный руководитель замечает под деревом большой лист.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какой большой листик, не

простой листик, а с загадками. Будем отгадывать? Дети отгадывают осенние

загадки, имитируют звуки осенней природы.

-Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу!

А меня не видать, кто я, можешь отгадать? (ветер)

Правильно, ветер. Давайте покажем, как ветер шелестит листвою:

Шу-шу, шу-шу-шу! Шу-шу, шу-шу-шу! (Одновременно трут ладошки)

-Кто присел на толстый сук, и стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)

Верно, давайте покажем, как дятел стучит: Тук-тук, тук-тук-тук! Тук-тук, тук-

тук-тук! (Одновременно выполняют шлепки по бёдрам)

-Скачет, скачет по дорожке, собирает хлеба крошки,

Не боится он людей, эта птичка - …? (воробей)

Молодцы, давайте покажем, как воробьи скачут: Чик-чик, чик-чи-рик! Чик-

чик, чик-чи-рик! (Одновременно выполняют прыжки на двух ногах)

-Если плачу – не беда, вместо слёз течёт вода.

Я такой плакучий из-за серой тучи.

(Дождь)

Правильно, покажем, как он капает: Кап-кап, кап-кап-кап! Кап-кап, кап-кап-

кап! (Одновременно выполняют хлопки)

Музыкальный руководитель: А сейчас я вам буду петь песенку, а вы мне

помогайте, движения вспоминайте, и в конце каждого куплета озвучивайте.

Песня-игра «Осенью в садочке».

Поёт: -Рано утром осенью в садочке

Шелестит листвою ветерочек. } 2 раза ( «шу», трут ладошки)

-Пёстрый дятел из дупла выходит,

Очень громко песенку заводит. } 2 раза («тук», шлепки по бёдрам)

-Воробьишки делают зарядку,

Скачут, скачут дружно по порядку. } 2 раза («чик»,прыжки на 2 ногах)

-Вдруг дождинки застучали грустно,

И в садочке сразу стало пусто. } 2 раза («кап»,хлопки)

Музыкальный руководитель: Миновало лето, осень наступила,

на полях и в рощах пусто и уныло.

Птички улетели, стали дни короче,

Солнышка не видно, тёмны-тёмны ночи…

Это стихотворение поэта Плещеева навевает грусть, задумчивость. А с какой

музыкой могли бы вы сравнить увядающую осеннюю природу? Ответы

детей. Правильно, с пьесой «Октябрь», кто её написал? Ответы детей.

Верно, П.И. Чайковский. (Слушаем в записи. Беседуем о характере

произведения)

А ещё какое произведение по характеру подойдёт? Конечно, это музыка

Антонио Вивальди из цикла «Времена года»! (Слушаем, отмечаем

порывистость характера, торжественность звучания)

Музыкальный руководитель: А теперь, ребята, пора нам возвращаться в

детский сад (Дети подходят к пенёчку, а под ним лежит мячик)

Ой! Наверное, кто-то оставил на прогулке! (берёт мяч в руки)

Мяч осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери действие». Кому я брошу мяч,

тот отвечает на вопрос:

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки, и т.д.

Музыкальный руководитель: Наша экскурсия подошла к концу, надеюсь,

вы теперь чаще будете прислушиваться к звукам родной природы,

сравнивать их с музыкой, песнями. Ведь осень – это звуки, а звуки - это

музыка…

После прогулки музыкальный руководитель заходит в групповую комнату.

Музыкальный руководитель: Понравилось вам, ребята, наше музыкальное

путешествие в лес? Мне бы хотелось, чтобы вы рассказали о нашем

путешествии своим мамам и папам и нарисовали, то что больше всего

понравилось, какую вы видите осень? Что больше всего вам запомнилось

(дети перечисляют).

Музыкальный руководитель подводит детей к фланелеграфу с

изображённым на ним «голым» деревом. Предлагает детям небольшие

листики жёлтого и красного цвета.

Музыкальный руководитель: Давайте подойдем к дереву. И каждый сейчас

возьмёт листочек. Если вам понравилось наше путешествие, то

прикрепляем желтый листок, если не совсем- то красный.

Дети украшают дерево листьями.



В раздел образования