Автор: Полит Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование наглядных пособий и моделей в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Использование наглядных пособий и моделей в формировании
экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
в практике работы ДОУ
Полит Надежда Александровна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк
Воспитательное
значение
природы
трудно
переоценить.
Общение
с
природой
положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их
мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы,
замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под
влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется
правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.(рисунок1)
Рисунок 1 « Экологическая культура дошкольника»
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в
разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие
качества:
реалистическое понимание явлений природы,
любознательность,
1
умение наблюдать,
логически мыслить,
эстетически относиться ко всему живому.
любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Первоначальные
элементы
экологической
культуры
складываются
на
основе
взаимодействия
детей
под
руководством
взрослых
с
предметно-природным
миром,
который
их
окружает:
растениями,
животными,
их
средой
обитания,
предметами,
изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с
природой
и
социокультурным
окружением,
представлений
и
элементарных
понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как
основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
Воспитание
эмоционально-ценностного
отношения
к
природному
и
социокультурному окружению.
Осознание собственного «Я» как части природы, развития «Я - концепции» у
каждого ребенка.
Развитие
опыта
практической
и
творческой
деятельности
по
реализации
и
закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при
взаимодействии
с
природным
и
социокультурным
окружением,
а
также
по
воспроизводству и сохранению природной среды.
Для
реализации
данных
задач
необходимо
выделить
ведущие
принципы
дошкольного
экологического
воспитания:
научность,
гуманизация,
интеграция,
системность, регионализация.
Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания,
необходимо считать следующие:
1. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными
компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая
аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
2. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания
детей,
включающую
социальный,
специальный,
психолого-педагогический
и
методический аспекты.
3.
Использование
окружающей
дошкольное
учреждение
природной
и
социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.
2
4. Организация развивающей
среды для обеспечения педагогического процесса
экологического воспитания в дошкольном учреждении.
5. Организация систематизированного педагогического процесса экологического
воспитания детей.
6.
Осуществление
постоянного
мониторинга
результатов
экологического
образования.
Содержание
экологического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
должно
включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
компонент
деятельность
содержание
Познавательный
компонент
включает знания и умения
многообразие
живых
организмов,
взаимосвязях
растительных
и
животных
организмов в процессе роста
и
р а з в и т и я
с о
с р е д о й
обитания,
морфофункциональной
приспособленности к ней;
в з а и м о с в я з и
и
взаимозависимости
их
с
н е ж и в о й
п р и р о д о й
в
экосистеме;
человек
как
живое
существо, как часть природы,
с р е д е
е г о
ж и з н и ,
обеспечивающей
здоровье
и
нормальную
жизнедеятельность;
использование
п р и р од н ы х
р е с у р с о в
в
хозяйственной
деятельности
человека,
недопустимости
загрязнения
окружающей
с р е д ы ,
о х р а н а
и
восстановление
природных
богатств.
Ценностный
компонент
в к л ю ч а е т
з н а н и я
и
ценностные ориентации
самоценность
жизни
во
всех
ее
проявлениях,
природы и человека как части
природы;
универсальная
ценность природы для жизни
и
деятельности
человека
(познавательный,
эстетической, практической и
т. д.);
основные
нравственные
ц е н н о с т и
человеческого общества;
3
с о з и д а т е л ь н ы е ,
к у л ь т у р н ы е
ц е н н о с т и
человеческой деятельности
Нормативный
компонент
включает знания и умения:
з а к о н ы ,
декларирующих
права
и
о б я з а н н о с т и
д е т е й
и
взрослых,
их
исполнения
и
соблюдения;
н о р м ы
и
п р а в и л а
поведения в общественных
местах и природе;
н е о б х о д и м о с т ь
и
способы проявления личного
у ч а с т и я
о т н о ш е н и й
к
о к р у ж а ю щ и м
л юд я м
и
природе.
Деятельностный
компонент
включает знания и умения
многообразие
возможностей, видов и форм
проявления
созидательной
д е я т е л ь н о с т и
в
о б щ е с т в е н н ы х
м е с т а х ,
д е т с к о м
с а д у,
с е м ь е ,
природным окружении;
с п о с о б ы
осуществления
созидательной
и
творческой
деятельности;
н е о б х о д и м о с т ь
п р о я в л е н и я
л и ч н о й
и н и ц и ат и в ы
и
у ч а с т и я
созидательной
деятельности
и т. д.
Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими
возможностями, чем дети средней группы - в игре они отражают не только действия и
операции
с
предметами,
но
и
взаимоотношения
между
людьми.
Совершенствуются
умственные
способности
детей:
появляется
способность
анализировать
и
обобщать,
продолжает
развиваться
образное
мышление
и
интенсивно
формируется
логическое
(причинно-следственное)
мышление.
Дети
лучше
понимают
речь
взрослого,
символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений;
начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет
усложнить содержание экологического воспитания.
4
Технология
эколого-педагогической
работы
с
детьми
этого
возраста
имеет
и
сходство, и отличие от системы предыдущего года. В повседневной жизни проводятся
циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью - за хомяком,
зимой - за птицей, весной - за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не
только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и
отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность
к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят,
слышат рыба, птица, хомяк (т. е. как функционируют и какую приспособительную роль в
жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как
реагируют:
«огород
на
окне»,
выращивание
двух
«дидактических»
луковиц
в
стеклянных
сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в
календаре.
Это
развивает
наблюдательность
детей,
их
способность
замечать
изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их
роста;
чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о
животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце
года, посвященного этому автору
еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и
углубляют
представления
о
природе,
полученные
в
повседневной
жизни,
или
приобретают новые.
проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное
отношение к природе.
циклы наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями,
растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются
особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности
проводятся
элементарные
опыты
(например,
лук
выращивается
тремя
различными
способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде).
циклы
наблюдения
эстетического
характера:
дети
учатся
замечать
красоту
растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они
начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это
здоровое
растение,
которое
находится
в
среде,
полностью
соответствующей
его
потребностям.
На
протяжении
всего
учебного
года
одну
неделю
в
месяц
дети наблюдают
сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь
5
нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим:
дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного
сезона, значками-пиктограммами - параметры погоды, цветом - дни недели.
Аналогичными
становятся
календари
наблюдений
за
зимующими
птицами,
за
ростом
и
развитием
огородной
культуры
-
они
также
соединяют
в
себе
образное
и
символическое отображение наблюдаемых явлений.
Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря
выставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которых они
видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символический план -
«галочками» разного цвета (т. е. символами) обозначают птиц, которые прилетали на
подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней или летали над участком, на
строке данного дня. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их «следы» ~
цветные галочки.
Ежедневно,
начиная
с
октября,
осуществляется совместная
деятельность
воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению
обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее
трех дней подряд - за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают
навыки, некоторую самостоятельность.
Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых
включают детей старшей группы: «Зеленая елочка - живая иголочка» (с начала декабря до
середины января), «Украсим Землю цветами» (приурочена ко Дню Земли - 22 апреля).
Дети вместе с взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не
только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их,
выращивают
цветочную
рассаду
и
высаживают
ее
на
территории
детсада
и
за
ее
пределами).
В
декабре
«берет
старт» «Панорама добрых дел» - обще-групповое панно, в
котором
представлены
все
хорошие
поступки
каждого
ребенка,
это
как
бы
«материализованная» значками нравственность каждой маленькой личности. Дети видят
на панно себя и других, начинают осознавать значение хорошего поступка, им становится
небезразличной оценка их поведения взрослыми и детьми - это начало формирования
чувства достоинства, которое стимулирует нравственное развитие личности. «Панораму»
воспитатель ведет до конца учебного года, поэтому у дошкольников есть время понять,
осмыслить, отреагировать на нее, сознательно изменить свое поведение.
Особое
значение
приобретают
занятия
-
воспитатель
начинает
углублять
и
обобщать с детьми хорошо знакомый им материал.
6
За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об
овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы -
теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия
углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядности показать
экологические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях играют разные
календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, ростом и развитием
растений,
зимующими
птицами.
Во
всех
календарях
самими
детьми
смоделированы
изменяющиеся явления и объекты природы. На этих занятиях дети учатся «читать»
графическую модель - развертывать ход событий по значкам и рисункам.
Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия,
которые включены в технологию: их всесторонне развивающее значение, смену видов
деятельности. Например, прошла осень, дети три месяца наблюдали за погодой, природой,
вели
календарь
-
теперь
по
нему
можно
выделить
все
существенные
признаки
для
определения
осени
как
сезона
(этому
посвящается
первая
часть
занятия).
Затем
воспитатель
показывает
осень
с
эстетической
стороны
-
красоту
ее
явлений:
демонстрирует репродукции картин знаменитых художников, читает соответствующие
стихотворения классиков, слушает вместе с детьми музыкальные произведения на тему, т.
е. показывает красоту природы, отраженную в искусстве. Затем дети сами становятся
«художниками» - создают творческие работы на тему осени.
Таким
образом,
технология
эколого-педагогической
работы
с
детьми
старшего
возраста, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т. е.
является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников -
формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды,
диафильмы репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель его объяснения,
чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребенку то, что стоит за
словом и недоступно пока его наблюдению.
Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на
которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край,
пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или
сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются
картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года. В России лес
разного состава занимает большие пространства; он широко представлен в народных и
авторских сказках, в литературных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно
является важной в ознакомлении детей с природой.
7
Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет
очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:
Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние морфофункциональные
приспособительные особенности, доступные познанию детям дошкольного возраста
(маскировочная окраска покровов, например, у зайца-беляка, белки, ежа, ящерицы,
лягушки; приспособленность к быстрому передвижению по земле и по деревьям;
приспособленность
к
нахождению
и
поеданию
пищи,
к
защите
от
врагов,
выращиванию потомства).
Жизнь
леса
подчинена
сезонным
закономерностям
неживой
природы:
деревья,
кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы (грибы, ягоды,
травы,
опавшие
хвоя
и
листья);
образ
жизни
животных
также
носит
сезонно
приспособительный
характер
(например,
зимняя
спячка
бурого
медведя,
ежа;
выведение
потомства
разными
животными
в
весенне-летний
период;
линька,
запасание кормов и пр.).
Лес - это сообщество растений и животных, все они связаны между собой цепочками
питания (растительноядные животные поедают разные части растений, хищники
нападают на растительноядных животных).
Все эти моменты, если они представлены на картине учебного пособия, дают
возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме,
причем
картина
в
силу
своей
статичности
позволяет
длительно
ее
рассматривать,
многократно обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на разных явлениях из жизни
леса, т. е. в определенном отношении, для детей дошкольного возраста, картина является
универсальной наглядностью, она важнее, чем видео или слайд-фильм. Рассматривание
картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее.
Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдет
эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет
правильные обозначения-термины (например, не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый
медведь),
делает
пояснения
достоверного
содержания,
исключает
уменьшительно-
ласкательные формы и обороты речи.
Не
менее
важными
являются
картины
сельской
тематики:
жизнь
домашних
животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве - все
интересно
детям,
особенно
городским,
которым
не
так
часто
доводится
видеть
деревенскую жизнь.
Картины важны не только для познавательного, но и для эстетического развития
детей:
красивый
пейзаж
останавливает
взор,
успокаивает
и
волнует
одновременно,
8
оставляет сильное эмоциональное впечатление. В дошкольном учреждении, как правило,
много
пейзажей,
выполненных
в
разной
технике
(живопись,
графика,
репродукции,
художественная фотография). Можно вставить их в рамки и периодически организовывать
мини выставки на разные темы.
Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения
(классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность
людей. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных
произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и
образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания
детей.
Передача экологических знаний - это начальный этап правильного отношения к
окружающему
миру.
Он
осуществляется
в
результате
использования
воспитателем
личностно-ориентированных
методов
работы
с
детьми.
Яркой
формой
выражения
отношения является деятельность ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и
исключает
авторитарную
модель
обучения.
Занятия
строятся
с
учетом
наглядно-
действенного
и
наглядно-образного
восприятия
ребенком
окружающего
мира
и
направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о
растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически
правильного
отношения
к
природным
явлениям
и
объектам.
Задача
воспитателей
и
родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в
отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Литература
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-
экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.
2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. –
2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическому
воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.
3.
Бобылева
Л.,
Дупленко
О.
О
программе
экологического
воспитания
старших
дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
4. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание.
- 2004. - N 7. - с. 38-46.
9
5.
Большакова
М.,
Морева
Н.
Народные
названия
растений
как
одно
из
средств
формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.
6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.
7. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56.
8. Вербицкий А. А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И. С.
Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
9. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А.
Каменева,
Н.
Н.
Кондратьева,
Л.
М.
Маневцова,
Е.
Ф.
Терентьева;
под
ред.
Л.
М.
Маневцовой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
10. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. -
М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.
11. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
12.
Рыжова
Н.
"Наш
дом
-
природа".
Программа
экологического
воспитания
дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.
10
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
11
Экологический проект
«Деревья нашего участка»
Экологический проект «Деревья нашего участка»,
развивает интерес к растительному миру; усвоению детьми
трудовых
навыков
и
умений
по
уходу
за
живыми
объектами;
гармонично
формирует
разные
виды
отношения детей к природе (природоохранного, гуманного,
эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание необходимо уделить внимание развитию
исследовательской
деятельности
дошкольников,
региональному
компоненту,
формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека
поведения. Что способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к
природе.
По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в
течение 1 месяца (январь - февраль).
Цель проекта:
Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его
экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Задачи:
1.
Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их
взаимосвязях в природе.
2.
Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда
флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать
функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от
времени года.
3.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение
анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным
путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
12
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный
(обобщающий).
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с
детьми изготовила кормушки для птиц, чтобы спасать деревья от нашествия гусениц, из
бросового
материала
были
изготовлены
ёлочки.
Вместе
с
родителями
создала
экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев, коллекцию:
«Кора деревьев»; семена деревьев. Вместе с детьми создала план участка с объектом
исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности –
организовала выставку «Зимний пейзаж», «Зимушка зима», «Ёлочка – колючая иголочка»,
«Деревья
на
нашем
участке»,
«Лесные
скульптуры»,
«Деревце
за
деревце».
На
музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в
музыкально-поэтическом
сопровождении
Э.
Верхарн
«Из
солнечных
лучей
...»,
Е.
Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» провела с детьми беседу о
деревьях. Выяснила их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложила детям
схему знакомства:
1. Как зовут тебя дерево?
2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
Исследовательский этап.
Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется;
выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.
Дала детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя,
сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они
знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А
13
какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки;
дереву – листья, корни, ствол, кора?
Пусть погладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая,
гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить
внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает,
согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из
земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они?
Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они
растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой
работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного
края,
широко
использовала
игру.
Проводилась
работа
на
основе
регионального
компонента. Старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.
Занятия.
Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад»,
учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в
подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.
Занятие 2. «Деревья нашего двора».
Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и
пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.
Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить
представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с
другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель,
ромашка).
3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
14
4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины –
осиновый и т.д.).
6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Наблюдения и исследовательская деятельность.
1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы,
экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе,
закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах
природы.
2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению,
по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: «Ёлочка – колючая иголочка», «Зимушка зима», «Деревья на нашем участке»,
«Осенняя
березка»
–
рисование,
«Кисть
рябины»
-
нетрадиционное
рисование,
аппликация, лепка: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни»,
Чтение художественной литературы:
1.
«Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2.
«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям,
что многому можно научиться у них.
3.
«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4.
«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные
свойства.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети
закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение
к природе, желание беречь и защищать природу.Проект позволил детям расширить знания
о природе родного края, о пользе деревьев.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
15
1.
Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
2.
Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья. Любить свой край, любить
природу!
16