"Применение коммуникативных технологий обучения татарскому языку как неродному в условиях ФГОС"
Автор: Андреева Зульфия Рустамовна Должность: преподаватель татарского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ "Мензелинский сельскохозяйственный техникум" Населённый пункт: город Мензелинск, Республики Татарстан Наименование материала: статья Тема: "Применение коммуникативных технологий обучения татарскому языку как неродному в условиях ФГОС" Раздел: среднее профессиональное
Применение коммуникативных технологий обучения татарскому языку
как неродному в условиях ФГОС
Применение
инновационных
технологий
для
развития
коммуникативных
способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы
Из опыта работы учителя татарского языка и литературы
В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности
ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни.
Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных
знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на
практике.
Обучение
будет
успешным,
если
знания,
умения,
навыки
усваиваются
учащимися в строгой последовательности, постепенно в порядке вырастающей трудности
и сложности с ним, чтобы школьник поднимался по ступеням.
Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных
знаний,
умений,
навыков
по
предмету,
умение
их
применять
на
практике.
Я
всегда
стараюсь к более высокому уровню результативности в работе, отстаивая свои позиции, и
стараюсь достичь поставленной цели.
При
изучении
любого
языка
мира
человек
старается
научиться
его
коммуникативной
деятельности.
Поэтому,
я
будучи
учителем
татарского
языка
и
литературы
работаю
над
методической
темой,
которая
звучит
так:
«Применение
инновационных
технологий
для
развития
коммуникативных
способностей
у
русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы».
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в
средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый
подход
к
процессу
обучения.
Основной
целью
обучения
татарскому
языку
как
иностранному,
является
формирование,
развитие
коммуникативной
деятельности
школьников и обучение практическому овладению языком.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство
начинает
активно
внедряться
во
все
сферы
преподавания
татарского
языка
как
иностранного, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского
языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средств
обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер
помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой
объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении. Вместе с учениками по
программе Publihser выпускаем школьную газету «Переменка»(«Т?н?фес»).
Освоение
компьютерных
технологий
позволяет
реально
индивидуализировать
учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить
положительную
мотивацию
обучения,
активизировать
познавательную
деятельность,
усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя.
Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю текстовые
редакторы,
системы
мультимедийной
презентации,
электронные
учебники,
системы
дистанционного
обучения
и
Интернет.
Я
подготовила
обширные
коллекции
иллюстративного
и
познавательного
материала
по
произведениям
и
биографическим
данным писателей. На уроки и внеклассные мероприятия делаю презентации, слайды. Так
же даю детям творческие задания делать презентации с помощью программы Microsoft
Office Publisher 2007, для составления и анализа своей деятельности Microsoft Office Excel
2003.
Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и проведении
интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе провожу урок татарской
литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом
(иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию использую во время уроков –
лекции,
уроков-бесед.
Я
считаю,
что
мультимедийное
пособие
для
самостоятельной
работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом.
В моем опыте стало традицией отработка орфографической зоркости учащихся через
словарные
диктанты,
морфологический
разбор
слов,
исследовательские
задания
,
корректурные
упражнения,
комментирование
орфограмм.
Систематическая
работа
позволяет
учащимся
добиться
высоких
результатов
на
ЕРЭ.
Использование
ИКТ
в
процессе обучения способствует повышению интереса к изучаемому предмету, созданию
необходимого
эмоционального
настроя
на
уроке,
вовлечению
учащихся
в
активную
творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности, умения
самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.
Использование
интерактивной
доски
и
возможностей
мультимедиа
позволяет
сделать уроки яркими, образными, легко запоминающими. Я в своей практике с помощью
интерактивной доски изменяю информацию или передвигаю объекты, создавая новые
связи, удаляю и вставляю надписи, добавляю комментарии к текстам, иллюстрациям,
выделяю ключевые области и меняю цвета изображений. При этом вслух рассуждаю,
комментируя
свои
действия
,
постепенно
вовлекая
учащихся
в
исследовательскую
деятельность и побуждая их записывать идеи на доске .
Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, тематические СD-
ROMы,
а
так
же
добавление
гиперссылок
к
мультимедийным
файлам
и
Интернет-
ресурсам задают уроку необходимый темп. Не тратится много времени на то, чтобы
написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы
комментируются на экране с использованием инструмента Перо, записи сохраняются для
будущих уроков. Файлы предыдущих занятий используется во время проверки знаний
учеников.
С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы увеличивается
объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности.
Кроме
того
использование
ИКТ
создает
положительный
эмоциональный
фон
занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика. Таким образом, компьютер
способствует
формированию
у
учащихся
рефлексии
своей
деятельности,
поскольку
наглядно представляет обучающемуся результат его действий.
Я компьютерные, интерактивные технологии успешно использую при повторении
материала по орфографии и пунктуации, необходимого для выполнения части А ученики
самостоятельно анализируют, обобщают и систематизируют теоретический материал и
составляют компьютерные тренировочные тесты и алгоритмы, обмениваются ими для
домашних индивидуальных тренингов.
Так же интерактивная доска используется учащимися при создании собственных
текстов (в частности, моделировании выступления, заключения к сочинению). Ученики
создают тексты. Некоторые фрагменты работ демонстрируются на доске и анализируются
их
содержание,
речевое
и
грамматическое
оформление.
По-моему,
такой
вид
работы
повышает
внимание
учащихся
к
работе
над
словом.
Применение
информационно-
коммуникативных
технологий
помогает
удовлетворить
образовательные
потребности
школьников в углубленном изучении татарского языка и литературы.
Опыт
показывает,
что
в
процессе
обучения
татарскому
языку
как
иностранному,
компьютер
может
выполнять
функции,
которые
должны
обеспечивать
формирование
языковой или коммуникативной компетентности:
осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и
видео, создавать эффект контакта с языковой средой;
наглядно представляя речевую ситуацию, использовать её как стимул, опоры в
процессе учебного диалога;
обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.
Неоспорима польза электронных учебных изданий. Например, в качестве тренажера для
индивидуальной
работы
обучаемых,
можно
использовать
электронный
самоучитель
татарского языка под авторством Ф.Г.Ахмадиевой «Татар теле 2002» и диск к учебнику
Нигматуллиной Р.Р. «Татарча да яхшы бел». В моей лаборатории имеются сборник CD- и
DVD- дисков под названиями «Знаменитые личности» о писателях, поэтах, композиторах,
где
есть
не
только
биографические
данные,
но
и
где
артисты
читают
отрывки
из
и з у ч а е м ы х
п р о и з в е д е н и й ,
с т и х и ,
и с п о л н я ю т
п е с н и
н а
и х
с т и х и .
Все эти диски предназначены для использования на уроках татарского языка и литературы
в татарских группах. Для работы в русских группах я создаю презентации, которые
доступны
для
понимания
русскоязычному
ребенку
(например,
о
Б.Урманче,
Г.Тукае,
М.Джалиле,
А.Алише
и
др.
писателях
и
поэтах).
Их
показываю
во
время
уроков,
внеклассных мероприятий.
Для первичного ознакомления на уроке новыми словами я использую программу
ACDSee.
Эта
программа
просмотра
файла
(показ).
Например,
по
т е м е
«Достопримечательные
места
г.Казани
РТ»
я
подобрала
ряд
картин.
Их
можно
использовать во время монолога и диалога.
На
уроках
проверки
и
закрепления
полученных
знаний,
умений
и
навыков
использую тесты. Для этого есть специальные программы. Например, программа «My
Test», которая представляет из себя вопрос и готовые ответы. Учащиеся должны выбрать
правильный
ответ.
Даже
если
ребенок
наугад
поставит
галочку,
есть
возможность
получить удовлетворительную оценку.
Часто использую в своей деятельности программа Power Point, которая позволяет мне
подготовить презентацию по жизни и творчеству любого поэта и писателя, а также для
любых мероприятий. В таких презентациях можно подобрать материал на доступном
уровне любому ученику и любой последовательности. Я составляю презентации и для
предъявления
правил
на
уроке
по
изучению
нового
материала,
а
также
для
его
закрепления. Для обработки иллюстраций, необходимых для презентации, использую
программу Picture Manager. С его помощью можно изменить рисунок: вырезать, улучшить
контраст, цвет, повернуть и т.д.
В презентацию можно поставить звук, музыку, фильм. Например, для вставки
музыки,
её
необходимо
переработать
в
программе
Jet-audio,
так
как
в
презентациях
воспроизводится только стиль way. В программе Excel удобно составлять кроссворды,
шарады, различные головоломки
В настоящее время я изучаю программное обеспечение SMART Notebook для
работы с интерактивной доской. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать
различные виды информации (тексты, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное
обеспечение обладает такими возможностями. В будущем планирую изучить программу
Macromedia FLASH, которая позволяет создавать мультфильмы.
Разнообразие
стилей
и
общения,
обучения
на
уроке,
использование
мультимедийных
интерактивных
технологий
–
все
это
обогащает
содержание
урока,
ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению не такого уж и легкого
предмета как татарский язык.