Автор: Маковецкая Мария Арсеновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦЭВД имени В.В. Белоглазова
Населённый пункт: город Благовещенск
Наименование материала: проектно-исследовательская деятельность
Тема: "Театральная деятельность на основе русских народных сказок".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования «Центр
эстетического воспитания детей города Благовещенка
имени В.В.Белоглазова»
Проектно-исследовательская деятельность.
Тема : «Театральная деятельность на основе
русских народных сказок».
Автор: Маковецкая Мария
Арсеновна
ПДО 1 категория
г. Благовещенск 2016
Введение:
Актуальность проекта. Сказка источник мудрости. Она учит
доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость,
сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем
самым содействует формированию гражданственности. Сказку
справедливо можно считать одним из важных воспитательных
средств. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь
труден, что он не простой и гладкий, что каждое испытание
помогает стать сильнее, что самое ценное зарабатывается трудом, а
доставшееся легко и даром, может также быстро исчезнуть. Сказка
намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце,
а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает
зло. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема
дошкольного образования и воспитания, и усложняются задачи
стоящие перед педагогами, очень важной остается задача –
приобщение детей к театральной деятельности.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей
человека – это составная часть социально-экономических и
духовных направлений современного общественного устройства.
Слово «творчество» означает –искать, изображать нечто новое, что
не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и
общественном.
Театральная деятельность - это самый распостраненный вид
детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в
его природе и находит свое отражение стихийно, потому что
связана с игрой.
Почему театральная деятельность на основе русских народных
сказках? Дети знают мало русских народных сказок, а все чаще
смотрят зарубежные мультфильмы . Сказка-это один из основных
жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения
представляет собой эстетическое, чаще всего прозаическое
произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном,
построенного на основе вымышленного сюжета.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря
интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные
способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет
к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре,
точно так же , как и любой другой учебной дисциплине, именно
поэтому, данную тему , считаю актуальной.
Цель проекта: Знакомство с культурой и традициями русского
народа
(на основе русских народных сказок) , творческого развития
личности ребенка и формирование интереса к литературному
чтению.
Задачи проекта: -активизировать познавательный процесс детей;
-развивать зрительное и слуховое внимание, память,
наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение;
-учить согласовывать свои действия с другими людьми;
-учить импровизировать игры-драматизации на темы
знакомых сказок;
-развивать умение с помощью взрослого инсценировать
русские народные сказки;
-обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую
речь, формировать умение использовать в речи разнообразные
языковые средства.
Тип проекта: Информационно-творческий.
Сроки проведения: Февраль-март 2017г.
Основная часть.
1 этап. Опрос на тему «Русские народные
сказки»(участвовало 15 чел.).
-назови русские народные сказки (10 чел.)
-на какого сказочного героя ты хотел быть похож ? (Елена
Прекрасная, Ивана Царевича, царевну лягушку, Кощея (живет
вечно), медведя(сильный, могучий),Змей Горыныча(он крутой),
лису (она хитрая), Емелю (живет в свое удовольствие).
-назови положительных героев сказок (правильно нашли 15 чел.)
-зачем нужна сказка человеку ?(затруднились ответить 4 чел.)
(чтобы быть умным, увлекательное занятие, очень весело, чтобы
узнать жизнь людей и др. )
-ты поймал щуку-волшебницу, твое желание (быть богатым-2,
чтобы все было хорошо-1, жить в большом котедже-1, быть умным-
1, стать магом-1, стать президентом-2, много денег- 3, хочу
домашнего любимца-3, чтобы у мамы был муж-1)
2 этап. Чтение русских народных сказок «Теремок» (выбор
данной сказки не случаен, сказка рассчитана на небольшое
количество персонажей), «Морозко», «Гуси-лебеди», « Дочь-
семилетка», «По щучьему велению». На этом этапе были
проведены: загадки по русским народным и авторским сказкам
(приложение №1) ; литературная викторина по русским народным
сказкам «В гостях у сказки» (приложение№2); конкурс рисунков
(приложение№3) ;
3 этап. Беседа о героях и персонажах.
Работа над персонажами сказки способствует развитию
психических процессов- памяти , воображению, фантазии, речи.
Структура данного этапа состоит- детям предлагается показать,
каким они представляют себе данного персонажа, например –
мышка . Детям в этом возрасте очень трудно составить портретно
эмоциональную характеристику героя.
Для достижения задач на данном этапе , хорошо использовать
этюды на мимику (карточки с эмоциями «Мышка радуется»,
«Лягушка огорчается», «Волк сердится» и др.) Этюды на
движения : «Как бежит мышка», «Мышка бежала и увидела
теремок» и др. Музыкальные игры : «Лисичка заметает следы
своим хвостиком», «Кошечка мягко ступает на лапки » и др.
4 этап. Создание сценического пространства.
Создание сценического пространства требует от детей умения
ориентироваться. Определять границы данного действия,
распределять пространство на сектора. Научившись видеть и
понимать пространство, дети быстро находят место себе ,
партнерам и предметам с которыми нужно взаимодействовать. В
силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление.
Возникает необходимость использование предметов.
Взаимодействие с партнерами приводит к составлению мизансцен :
-мышка-норушка увидела теремок ;
-появление лягушки-квакушки ;
- появление всех героев ;
-горе всех героев, убегают врассыпную;
-радость всех героев, когда построили теремок.
Элементы декорации, реквизит находят свое место во время
репетиций.
5 этап- «Кем я буду?»
Дети на протяжении всего этого времени погружались в мир сказки,
сами создавали его, научились смотреть и слушать. Ребята поиграли
в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя конкретную
роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается
возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе
ребенок сам себя оценивает, а с другой стороны его оценивают еще
товарищи. Совместный выбор педагога и детей определяет
исполнителя той или иной роли. Проводится последняя
костюмированная репетиция.
6-8 этапы-премьера, рефлексия, повторный показ(приложение
№ 4).
Самые волнующие и ответственные этапы. Дети одевают костюмы.
Получив оценку зрителей и оценив себя ,исполнители желают
рассказать сказку «по новому»-с дополнениями ,изменениями, а то
и вовсе поменяться ролями. Закрепляя полученные навыки и
умения каждый ребенок индивидуально проявляется, раскрываются
его творческие способности .
Заключение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что
театральная деятельность на основе русской народной
сказке « теремок» позволяет:
- развивать у детей интерес к чтению русских
народных сказок ;
- развивать интерес к театральной деятельности ;
- способствует личностному росту детей, развитию
социальных навыков и общему развитию детей;
- способствует повышению профессионального роста
педагога.
Вывод :
Русская народная сказка- азбука нравственности.
Сказки передаются из поколения в поколения.
В их основе – нравственные ценности, которые
актуальны во все времена: добро, милосердие,
сострадание, взаимовыручка.
Эпиграф из сказки «Король и ворон» гласит:
Зло живет не только в сказке-
В жизни ходит без опаски,
Но добро покуда живо-
Сказка древняя не лжива.
Поэтому без сказок невозможна наша жизнь.