Напоминание

"Театральная деятельность на основе русских народных сказок".


Автор: Маковецкая Мария Арсеновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦЭВД имени В.В. Белоглазова
Населённый пункт: город Благовещенск
Наименование материала: проектно-исследовательская деятельность
Тема: "Театральная деятельность на основе русских народных сказок".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования «Центр

эстетического воспитания детей города Благовещенка

имени В.В.Белоглазова»

Проектно-исследовательская деятельность.

Тема : «Театральная деятельность на основе

русских народных сказок».

Автор: Маковецкая Мария

Арсеновна

ПДО 1 категория

г. Благовещенск 2016

Введение:

Актуальность проекта. Сказка источник мудрости. Она учит

доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость,

сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем

самым содействует формированию гражданственности. Сказку

справедливо можно считать одним из важных воспитательных

средств. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь

труден, что он не простой и гладкий, что каждое испытание

помогает стать сильнее, что самое ценное зарабатывается трудом, а

доставшееся легко и даром, может также быстро исчезнуть. Сказка

намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце,

а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает

зло. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема

дошкольного образования и воспитания, и усложняются задачи

стоящие перед педагогами, очень важной остается задача –

приобщение детей к театральной деятельности.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей

человека – это составная часть социально-экономических и

духовных направлений современного общественного устройства.

Слово «творчество» означает –искать, изображать нечто новое, что

не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и

общественном.

Театральная деятельность - это самый распостраненный вид

детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в

его природе и находит свое отражение стихийно, потому что

связана с игрой.

Почему театральная деятельность на основе русских народных

сказках? Дети знают мало русских народных сказок, а все чаще

смотрят зарубежные мультфильмы . Сказка-это один из основных

жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения

представляет собой эстетическое, чаще всего прозаическое

произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном,

построенного на основе вымышленного сюжета.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря

интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные

способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет

к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре,

точно так же , как и любой другой учебной дисциплине, именно

поэтому, данную тему , считаю актуальной.

Цель проекта: Знакомство с культурой и традициями русского

народа

(на основе русских народных сказок) , творческого развития

личности ребенка и формирование интереса к литературному

чтению.

Задачи проекта: -активизировать познавательный процесс детей;

-развивать зрительное и слуховое внимание, память,

наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение;

-учить согласовывать свои действия с другими людьми;

-учить импровизировать игры-драматизации на темы

знакомых сказок;

-развивать умение с помощью взрослого инсценировать

русские народные сказки;

-обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую

речь, формировать умение использовать в речи разнообразные

языковые средства.

Тип проекта: Информационно-творческий.

Сроки проведения: Февраль-март 2017г.

Основная часть.

1 этап. Опрос на тему «Русские народные

сказки»(участвовало 15 чел.).

-назови русские народные сказки (10 чел.)

-на какого сказочного героя ты хотел быть похож ? (Елена

Прекрасная, Ивана Царевича, царевну лягушку, Кощея (живет

вечно), медведя(сильный, могучий),Змей Горыныча(он крутой),

лису (она хитрая), Емелю (живет в свое удовольствие).

-назови положительных героев сказок (правильно нашли 15 чел.)

-зачем нужна сказка человеку ?(затруднились ответить 4 чел.)

(чтобы быть умным, увлекательное занятие, очень весело, чтобы

узнать жизнь людей и др. )

-ты поймал щуку-волшебницу, твое желание (быть богатым-2,

чтобы все было хорошо-1, жить в большом котедже-1, быть умным-

1, стать магом-1, стать президентом-2, много денег- 3, хочу

домашнего любимца-3, чтобы у мамы был муж-1)

2 этап. Чтение русских народных сказок «Теремок» (выбор

данной сказки не случаен, сказка рассчитана на небольшое

количество персонажей), «Морозко», «Гуси-лебеди», « Дочь-

семилетка», «По щучьему велению». На этом этапе были

проведены: загадки по русским народным и авторским сказкам

(приложение №1) ; литературная викторина по русским народным

сказкам «В гостях у сказки» (приложение№2); конкурс рисунков

(приложение№3) ;

3 этап. Беседа о героях и персонажах.

Работа над персонажами сказки способствует развитию

психических процессов- памяти , воображению, фантазии, речи.

Структура данного этапа состоит- детям предлагается показать,

каким они представляют себе данного персонажа, например –

мышка . Детям в этом возрасте очень трудно составить портретно

эмоциональную характеристику героя.

Для достижения задач на данном этапе , хорошо использовать

этюды на мимику (карточки с эмоциями «Мышка радуется»,

«Лягушка огорчается», «Волк сердится» и др.) Этюды на

движения : «Как бежит мышка», «Мышка бежала и увидела

теремок» и др. Музыкальные игры : «Лисичка заметает следы

своим хвостиком», «Кошечка мягко ступает на лапки » и др.

4 этап. Создание сценического пространства.

Создание сценического пространства требует от детей умения

ориентироваться. Определять границы данного действия,

распределять пространство на сектора. Научившись видеть и

понимать пространство, дети быстро находят место себе ,

партнерам и предметам с которыми нужно взаимодействовать. В

силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление.

Возникает необходимость использование предметов.

Взаимодействие с партнерами приводит к составлению мизансцен :

-мышка-норушка увидела теремок ;

-появление лягушки-квакушки ;

- появление всех героев ;

-горе всех героев, убегают врассыпную;

-радость всех героев, когда построили теремок.

Элементы декорации, реквизит находят свое место во время

репетиций.

5 этап- «Кем я буду?»

Дети на протяжении всего этого времени погружались в мир сказки,

сами создавали его, научились смотреть и слушать. Ребята поиграли

в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя конкретную

роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается

возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе

ребенок сам себя оценивает, а с другой стороны его оценивают еще

товарищи. Совместный выбор педагога и детей определяет

исполнителя той или иной роли. Проводится последняя

костюмированная репетиция.

6-8 этапы-премьера, рефлексия, повторный показ(приложение

№ 4).

Самые волнующие и ответственные этапы. Дети одевают костюмы.

Получив оценку зрителей и оценив себя ,исполнители желают

рассказать сказку «по новому»-с дополнениями ,изменениями, а то

и вовсе поменяться ролями. Закрепляя полученные навыки и

умения каждый ребенок индивидуально проявляется, раскрываются

его творческие способности .

Заключение.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что

театральная деятельность на основе русской народной

сказке « теремок» позволяет:

- развивать у детей интерес к чтению русских

народных сказок ;

- развивать интерес к театральной деятельности ;

- способствует личностному росту детей, развитию

социальных навыков и общему развитию детей;

- способствует повышению профессионального роста

педагога.

Вывод :

Русская народная сказка- азбука нравственности.

Сказки передаются из поколения в поколения.

В их основе – нравственные ценности, которые

актуальны во все времена: добро, милосердие,

сострадание, взаимовыручка.

Эпиграф из сказки «Король и ворон» гласит:

Зло живет не только в сказке-

В жизни ходит без опаски,

Но добро покуда живо-

Сказка древняя не лжива.

Поэтому без сказок невозможна наша жизнь.



В раздел образования