Напоминание

"Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-личностное развитие детей"


Автор: Баринова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №78"
Населённый пункт: г.Энгельс
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: "Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-личностное развитие детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение « Детский сад

№ 78» Энгельсского Муниципального района Саратовской области.

« Влияние сюжетно-ролевой игры на

социально-личностное развитие

детей среднего дошкольного

возраста».

( Из опыта работы)

Выполнила воспитатель средней группы

Баринова Надежда Сергеевна.

Г. Энгельс 2017 год.

« Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и

любознательности».

Сухомлинский В. А.

В настоящее время особое внимание уделяется социально-личностному

развитию дошкольников, так как у детей в современном мире падает

интерес к различным видам игр, их место занимают компьютерные игры,

телевидение и другие инновационные технические изобретения.

Социально-личностное развитие-это развитие положительного отношения к

себе, другим людям, окружающему миру. Этот процесс начинается

практически с рождения и продолжается всю жизнь. Наша задача как

педагогов - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития

является его самоощущение, уверенность в своих возможностях, в том, что

он хороший, что его любят окружающие.

Ребёнок усваивает нормы поведения сначала в семье, в узком кругу

родственников, потом в коллективе сверстников, далее - в более масштабных

социумах.

Включение детей в систему социальных отношений происходит через

решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств.

Все эти задачи я стараюсь решить в сюжетно-ролевых играх.

Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В этом возрасте ребёнок

ещё не может развиваться без сверстников, поэтому сюжетно-ролевая игра

является ведущим видом деятельности и наиболее эффективной формой

социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности.

Благодаря сюжетно-ролевой игре ребёнок переживает новые эмоции и

чувства, стремится к самостоятельности, моделируя жизнь взрослых.

Я всегда поддерживаю любую инициативу детей, их договорённости друг с

другом при распределении игровых ролей, действий, игрушек: ведь в игре

формируются и закрепляются полезные привычки и поведение, поэтому я

стараюсь воздействовать на все стороны личности ребёнка: его сознание,

чувства, волю, поведение не только в играх, но и в повседневной жизни.

Почему дети не могут играть в игры «по правилам»

самостоятельно, без участия взрослого?

Роль игры в социально-личностном развитии ребёнка не

осознаётся в должной мере;

Не всегда соблюдаются правила организации игры;

Не во всех семьях есть игровые уголки;

Игровая деятельность ребёнка бедна по содержанию и тематике;

Невнимание родителей к данной проблеме, незнание детских игр;

Недостаточность нравственно-коммуникативных навыков у

детей, способных сочувствовать, сопереживать.

Для каждой сюжетно-ролевой игры характерны:

Тема;

Игровая мотивация;

Сюжет;

Содержание и роль.

Все сюжетно-ролевые игры включают в себя:

Игры на бытовые темы: « Дочки-матери», «Семья».

Игры с производственной тематикой: « Больница», «

Парикмахерская», «Магазин», « Кафе»,

Строительные игры: « Город», « Гараж», « Автосалон», «Мосты».

Конечно, я стараюсь руководить игрой: наблюдаю в какие игры любят

играть больше всего дети, с кем им интереснее играть, каков характер

отношений в игре и оцениваю степень самостоятельности детей.

В совместной игре я стараюсь развивать умение участвовать в игровом

диалоге, побуждая детей называть свои игровые действия. Дети

вступают в общение с воспитателем через игровой персонаж.

Например, я от лица куклы-дочери спрашиваю:

- Мамочка, а мы пойдём гулять?

- А мы пойдём в гости к Маше?

- А что мы будем кушать?

Вот примерно в таком диалоге дети вступают в игровое общение друг с

другом.

Детям нравятся игры, в которых переплетаются несколько событий:

например, мама с дочкой собрались в гости, но перед этим они зашли

в « Парикмахерскую» или на выставку животных, а за тем в магазин за

подарками.

Конечно, перед началом игры необходимо поставить проблему:

например, - как нам добраться в другой конец города на День

Рождения куклы Кати, если времени до начала Праздника осталось

совсем немного?

Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской

фантазии, которая делает сюжет реальным - дети моделируют жизнь

взрослых.

В совместных играх с детьми стараюсь, чтобы личный опыт ребёнка

протекал естественным путём и именно в тех видах деятельности,

которые доступны и близки детям, конечно же, для этого очень важно

создать эмоционально-положительный климат в группе.

Правда иногда игра становится источником формирования и

отрицательного опыта, когда один и тот же ребёнок берёт на себя

главную роль, подавляя инициативу и самостоятельность других детей;

в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых.

Я думаю, что сюжетно-ролевая игра - сложная, но значимая в

личностном развитии детей: в играх дети подражают действиям

взрослых, берут на себя роли членов семьи: накрывают на стол, гуляют

с детьми, идут в магазин за покупками, посещают « Салоны красоты».

Наблюдая за этими играми, можно судить о взаимоотношениях в

семье: а в семье, где царят любовь и уважение друг к другу, у детей

воспитывается чувство уважения к старшим, желание заботиться о

малышах, оказать какую-либо помощь членам семьи.

Каждая игра начинается со слов: « Как будто».

- Давай, я как будто - мама, а ты - моя дочка, Миша – папа.

- как будто я варю суп, а папа сходит в магазин и купит молока и

хлеба…..

Я всегда участвую в сговоре детей, разъясняю, помогаю и даю какие-

либо советы уже по ходу игры, предлагаю новый сюжет и дети со

мной соглашаются.

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является

способность жить в коллективе, находить способы взаимодействия,

взаимопонимания с людьми, которые находятся рядом с тобой,

поэтому душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость

ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его

взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том

коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. А наша

задача, как педагогов - правильно и умело помочь ему приобрести

социальные навыки.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что

ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том,

что веря в правду игры,создаёт особую игровую жизнь и искренне

радуется по ходу игры.

Мальчикам нравится сюжетно-ролевая игра « Шофёры». Каждому

хочется быть водителем маршрутного такси. В этой игре не требуется

большого количества игровых атрибутов, да и « машину» дети

собирают в считанные минуты.

Посредством воображения создаётся ситуация игры, образа,

возможность сочетать реальное с вымышленным.

Бесспорно- в ходе игры происходит развитие интеллекта

ребёнка,развивается воображение, творчество, речь.

Именно в игре дети приобретают положительный социальный опыт,

поэтому необходимо, чтобы в нём находили отражение любовь

взрослых к труду, дружба и взаимопонимание.

В любой сюжетно-ролевой игре необходимо соблюдать правила игры,

регулировать последовательность игровых действий, регулировать

возникшие противоречия, связанные с игровыми действиями.

Устойчивость замысла – поддерживать игровой ролью.

Сюжетно –ролевая игра является мощным средством социализации, «

вросления» детей. В играх удетей расширяются знания о труде

взрослых разных профессий, обогащаются впечатления детей о

социальном мире, воспитьываются личностные качества ребёнка:

дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость,

активность.

Любимая игра девочек « Больница», ( поликлиника).

В этих играх девочки проявляют чуткость, милосердие ко всем

играющим, дружелюбие.

«На прёме у врача».

Я обеспечиваю игровой замысел,где

игровая роль помогает развивать

реальные бытовые отношения.

« Семейный ужин». Эта игра нравится как девочкам, так и мальчикам.

В этой игре все действия – моделирование поведений взрослых, их речь,

взаимоотношения между всеми членами семьи, дружелюбие.

Сюжет игры « строительная мастерская». Я поддерживаю детскую

инициативу в использовании орудийных игрушек, предметов – заместителей,

строительного материала, игровых атрибутов.

Мои дошколята могут согласовывать свои действия с действиями

сверстников и соотносить их с общественными нормами поведения.

Конечно, количество контактов ребёнка зависит от его темперамента, но

каждый ребёнок старается быть « услышанным» и установить дружеский

контакт со сверстниками.

Есть, конечно, и в нашей группе дети с определёнными трудностями в

общении: застенчивые, агрессивные, с неадекватной самооценкой. Такие

дети требуют к себе большего внимания, поэтому я стараюсь помочь таким

детям налаживать отношения с окружающими, чтобы эти факторы не стали

тормозом на пути развития личности

Самая « массовая» игра - «Строители», где каждый ребёнок может

согласовать свою роль со сверстниками: здесь и каменщики и плотники, и

водители грузовых машин, и крановщики. Конечный результат игры-

совместно построенный дом, а обыгрывают постройки все , без исключения.



В раздел образования