Автор: Баринова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №78"
Населённый пункт: г.Энгельс
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: "Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-личностное развитие детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение « Детский сад
№ 78» Энгельсского Муниципального района Саратовской области.
« Влияние сюжетно-ролевой игры на
социально-личностное развитие
детей среднего дошкольного
возраста».
( Из опыта работы)
Выполнила воспитатель средней группы
Баринова Надежда Сергеевна.
Г. Энгельс 2017 год.
« Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности».
Сухомлинский В. А.
В настоящее время особое внимание уделяется социально-личностному
развитию дошкольников, так как у детей в современном мире падает
интерес к различным видам игр, их место занимают компьютерные игры,
телевидение и другие инновационные технические изобретения.
Социально-личностное развитие-это развитие положительного отношения к
себе, другим людям, окружающему миру. Этот процесс начинается
практически с рождения и продолжается всю жизнь. Наша задача как
педагогов - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития
является его самоощущение, уверенность в своих возможностях, в том, что
он хороший, что его любят окружающие.
Ребёнок усваивает нормы поведения сначала в семье, в узком кругу
родственников, потом в коллективе сверстников, далее - в более масштабных
социумах.
Включение детей в систему социальных отношений происходит через
решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств.
Все эти задачи я стараюсь решить в сюжетно-ролевых играх.
Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В этом возрасте ребёнок
ещё не может развиваться без сверстников, поэтому сюжетно-ролевая игра
является ведущим видом деятельности и наиболее эффективной формой
социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности.
Благодаря сюжетно-ролевой игре ребёнок переживает новые эмоции и
чувства, стремится к самостоятельности, моделируя жизнь взрослых.
Я всегда поддерживаю любую инициативу детей, их договорённости друг с
другом при распределении игровых ролей, действий, игрушек: ведь в игре
формируются и закрепляются полезные привычки и поведение, поэтому я
стараюсь воздействовать на все стороны личности ребёнка: его сознание,
чувства, волю, поведение не только в играх, но и в повседневной жизни.
Почему дети не могут играть в игры «по правилам»
самостоятельно, без участия взрослого?
Роль игры в социально-личностном развитии ребёнка не
осознаётся в должной мере;
Не всегда соблюдаются правила организации игры;
Не во всех семьях есть игровые уголки;
Игровая деятельность ребёнка бедна по содержанию и тематике;
Невнимание родителей к данной проблеме, незнание детских игр;
Недостаточность нравственно-коммуникативных навыков у
детей, способных сочувствовать, сопереживать.
Для каждой сюжетно-ролевой игры характерны:
Тема;
Игровая мотивация;
Сюжет;
Содержание и роль.
Все сюжетно-ролевые игры включают в себя:
Игры на бытовые темы: « Дочки-матери», «Семья».
Игры с производственной тематикой: « Больница», «
Парикмахерская», «Магазин», « Кафе»,
Строительные игры: « Город», « Гараж», « Автосалон», «Мосты».
Конечно, я стараюсь руководить игрой: наблюдаю в какие игры любят
играть больше всего дети, с кем им интереснее играть, каков характер
отношений в игре и оцениваю степень самостоятельности детей.
В совместной игре я стараюсь развивать умение участвовать в игровом
диалоге, побуждая детей называть свои игровые действия. Дети
вступают в общение с воспитателем через игровой персонаж.
Например, я от лица куклы-дочери спрашиваю:
- Мамочка, а мы пойдём гулять?
- А мы пойдём в гости к Маше?
- А что мы будем кушать?
Вот примерно в таком диалоге дети вступают в игровое общение друг с
другом.
Детям нравятся игры, в которых переплетаются несколько событий:
например, мама с дочкой собрались в гости, но перед этим они зашли
в « Парикмахерскую» или на выставку животных, а за тем в магазин за
подарками.
Конечно, перед началом игры необходимо поставить проблему:
например, - как нам добраться в другой конец города на День
Рождения куклы Кати, если времени до начала Праздника осталось
совсем немного?
Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской
фантазии, которая делает сюжет реальным - дети моделируют жизнь
взрослых.
В совместных играх с детьми стараюсь, чтобы личный опыт ребёнка
протекал естественным путём и именно в тех видах деятельности,
которые доступны и близки детям, конечно же, для этого очень важно
создать эмоционально-положительный климат в группе.
Правда иногда игра становится источником формирования и
отрицательного опыта, когда один и тот же ребёнок берёт на себя
главную роль, подавляя инициативу и самостоятельность других детей;
в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых.
Я думаю, что сюжетно-ролевая игра - сложная, но значимая в
личностном развитии детей: в играх дети подражают действиям
взрослых, берут на себя роли членов семьи: накрывают на стол, гуляют
с детьми, идут в магазин за покупками, посещают « Салоны красоты».
Наблюдая за этими играми, можно судить о взаимоотношениях в
семье: а в семье, где царят любовь и уважение друг к другу, у детей
воспитывается чувство уважения к старшим, желание заботиться о
малышах, оказать какую-либо помощь членам семьи.
Каждая игра начинается со слов: « Как будто».
- Давай, я как будто - мама, а ты - моя дочка, Миша – папа.
- как будто я варю суп, а папа сходит в магазин и купит молока и
хлеба…..
Я всегда участвую в сговоре детей, разъясняю, помогаю и даю какие-
либо советы уже по ходу игры, предлагаю новый сюжет и дети со
мной соглашаются.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является
способность жить в коллективе, находить способы взаимодействия,
взаимопонимания с людьми, которые находятся рядом с тобой,
поэтому душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость
ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его
взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том
коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. А наша
задача, как педагогов - правильно и умело помочь ему приобрести
социальные навыки.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что
ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том,
что веря в правду игры,создаёт особую игровую жизнь и искренне
радуется по ходу игры.
Мальчикам нравится сюжетно-ролевая игра « Шофёры». Каждому
хочется быть водителем маршрутного такси. В этой игре не требуется
большого количества игровых атрибутов, да и « машину» дети
собирают в считанные минуты.
Посредством воображения создаётся ситуация игры, образа,
возможность сочетать реальное с вымышленным.
Бесспорно- в ходе игры происходит развитие интеллекта
ребёнка,развивается воображение, творчество, речь.
Именно в игре дети приобретают положительный социальный опыт,
поэтому необходимо, чтобы в нём находили отражение любовь
взрослых к труду, дружба и взаимопонимание.
В любой сюжетно-ролевой игре необходимо соблюдать правила игры,
регулировать последовательность игровых действий, регулировать
возникшие противоречия, связанные с игровыми действиями.
Устойчивость замысла – поддерживать игровой ролью.
Сюжетно –ролевая игра является мощным средством социализации, «
вросления» детей. В играх удетей расширяются знания о труде
взрослых разных профессий, обогащаются впечатления детей о
социальном мире, воспитьываются личностные качества ребёнка:
дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость,
активность.
Любимая игра девочек « Больница», ( поликлиника).
В этих играх девочки проявляют чуткость, милосердие ко всем
играющим, дружелюбие.
«На прёме у врача».
Я обеспечиваю игровой замысел,где
игровая роль помогает развивать
реальные бытовые отношения.
« Семейный ужин». Эта игра нравится как девочкам, так и мальчикам.
В этой игре все действия – моделирование поведений взрослых, их речь,
взаимоотношения между всеми членами семьи, дружелюбие.
Сюжет игры « строительная мастерская». Я поддерживаю детскую
инициативу в использовании орудийных игрушек, предметов – заместителей,
строительного материала, игровых атрибутов.
Мои дошколята могут согласовывать свои действия с действиями
сверстников и соотносить их с общественными нормами поведения.
Конечно, количество контактов ребёнка зависит от его темперамента, но
каждый ребёнок старается быть « услышанным» и установить дружеский
контакт со сверстниками.
Есть, конечно, и в нашей группе дети с определёнными трудностями в
общении: застенчивые, агрессивные, с неадекватной самооценкой. Такие
дети требуют к себе большего внимания, поэтому я стараюсь помочь таким
детям налаживать отношения с окружающими, чтобы эти факторы не стали
тормозом на пути развития личности
Самая « массовая» игра - «Строители», где каждый ребёнок может
согласовать свою роль со сверстниками: здесь и каменщики и плотники, и
водители грузовых машин, и крановщики. Конечный результат игры-
совместно построенный дом, а обыгрывают постройки все , без исключения.