Автор: Позлевич Лариса Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СОГБОУ "Вяземская начальная школа-детский сад "Сказка" для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: конспект занятия по логопедии
Тема: Индивидуальное логопедическое занятие "Вместе с Каркушей"
Раздел: дошкольное образование
Индивидуальное логопедическое занятие
«Вместе с Каркушей»
по теме: «Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного
возраста»
Учитель-логопед СОГБОУ
«Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
города Вязьма Смоленской области
Позлевич Лариса Николаевна
Цель: развитие речи у детей.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять у детей правильное произношение звука [р] в слогах, словах,
фразах, чистоговорках, небольших стихотворениях;
- развивать фонематическое восприятие звука [р], развивать
фонематический слух.
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, память;
- развивать мелкую моторику рук и т. д.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание приветливо встречать гостей, играть с
ними, помогать им.
Оборудование:
Игрушки (Каркуша, пирамида);
Предметные картинки со звуком [р];
Пособие «Сороконожка»;
Пособие «Угадайка»;
Картинки со звуками-символами;
Папка с картинками «Артикуляционная гимнастика»;
Корзинка – 2 штуки;
Наборное полотно и т. д.
I.
Организационный момент –
постановка цели занятия.
- К нам в гости пришла Каркуша. Сегодня мы будем продолжать учиться
правильно говорить слоги, слова, предложения и рассказывать стихотворения
со звуком
[р] (
положить карточку со звуком
-символом
«Тигр рычит»).
Мы
будем играть с Каркушей, помогать ей выполнять задания. Звук
[р]
– её
любимый звук.
II.
Основная часть
1. - Давай научим Каркушу делать гимнастику для язычка.
Проводится артикуляционная гимнастика с использованием картинок и
стихов:
Упражнения «Лягушата», «Слонята», «Часики», «Качели», «Лошадка»,
«Маляр», «Болтушка», «Накажем непослушный язык», «Барабанщик» и т. д.
2. Проводится дидактическая игра «Поймай звук» - ребёнок хлопает в
ладоши, когда услышит в слове звук
[р]. Взрослый называет слова:
Рыба, рак, лужа, рот, лампа, лото, робот, лук, рубашка, луна,
горох, баран, пила, молоко, барабан, гора, нора, болото, топор,
пенал, стол, стул, повар, сахар и т. д.
3. Проводится дидактическая игра «Поможем обуться сороконожке» -
ребёнок проговаривает слоги:
Ра, ро, ру, ры, рэ, ара, аро, уру, иры, ар, ор, ур, ир, бра, тра, дро, кру и т. д.
Для игры используем пособие «Сороконожка».
4. Проводится упражнение «Чистоговорки в картинках» - с опорой на
картинки ребёнок проговаривает чистоговорки:
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ру-ру-ру – быстро скачет кенгуру.
Ры-ры-ры – ёжик у норы.
Ра-ра-ра – как рубить без топора.
Оры-оры-оры – высокие заборы.
Ары-ары-ары – закипели самовары.
Оры-оры-оры – мы повесим шторы.
Ар-ар-ар – у Тамары шар.
Ор-ор-ор – ядовитый мухомор.
Тру-тру-тру – пыль везде сотру.
Тру-тру-тру – я морковку тру.
Дра-дра-дра – выльем воду из ведра.
5.
Проводится дидактическая игра «В корзине» - используем 2 корзины,
2 картинки с изображением девочки и мальчика, картинки на звук
[р]
со «словами-друзьями». Проговариваем:
У Ромы в корзине груша, а у Иры - Каркуша.
У Ромы в корзине кружка, а у Иры - ракушка.
У Ромы в корзине помидор, а у Иры - мухомор.
У Ромы в корзине горох, а у Иры - пирог.
У Ромы в корзине ворона, а у Иры - корона.
У Ромы в корзине трава, а у Иры - дрова.
У Ромы в корзине Чебурашка, а у Иры - ромашка.
У Ромы в корзине гармошка, а у Иры - картошка.
У Ромы в корзине покрышка, а у Иры - крышка.
6.
Проводится физкультминутка «Зелёные лягушки»
Зелёные лягушки –
Весёлые подружки
Глазками хлопали – хлоп-хлоп-хлоп,
Лапками шлёпали – шлёп-шлёп-шлёп,
Вправо наклоняются,
Обратно возвращаются,
Влево наклоняются,
Обратно возвращаются.
По болотцу скок-скок-скок
И от цапли наутёк.
7.
Проводится дидактическая игра «Угадайка» («1-2-3 – что (кто же)
же спряталось (ся), скажи!») – логопед прячет картинки за черным
экраном с узором, ребёнок отгадывает. Картинки выставляются на
наборное полотно. В результате игры на наборном полотне появляются
12 картинок (смотри слова в п. 8)
8.
«Рифмованная миниатюра» - с картинками из предыдущего задания
выполняется упражнение «Вот со звуком
[р] игра»:
Вот со звуком
[р]
игра,
Нам играть в неё пора:
Барабан, трава, забор,
Сыр, крапива, мухомор,
Рукавицы, рот, ворона,
Пирамида, рак, корона.
9.
Выполняется пальчиковая гимнастика «Домики»
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Ну, а этот домик мой.
Я пойду сейчас домой.
10.«Порадуем Каркушу» - ребёнок рассказывает для Каркуши знакомое
стихотворение «Вороны»:
Учит ворона
Своих воронят:
«Вороны в лесу
Вот так говорят –
Кар-кар-кар – картина.
Кар-кар-кар – корзина.
Кар-кар-кар – картошка.
Кар-кар-кар – кормёжка».
11.Проводится дидактическая игра «Собери пирамиду» - ребёнок
вспоминает и называет слова со звуком
[р],
одновременно надевает
кольца пирамиды.
III.
Подведение итога занятия
- Кто к нам сегодня приходил в гости на занятие?
- Чему мы учились вместе с Каркушей?
- В какие игры играли на занятии?