Автор: Бородина Светлана Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУСО МО КРЦ "Радуга"
Населённый пункт: г. Клин, Московская область
Наименование материала: Картотека домашних заданий. Звук "Ш"
Тема: Автоматизация звуков
Раздел: дошкольное образование
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков
(ш,ж,ч,щ)
«Лопаточка» («Блинчик»)
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не
дрожал и не двигался.
«Чашечка»
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться
боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться
их.
«Парус»
Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков
за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд.
«Маляр»
Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по
«потолочку» (поверхности неба) вперед – назад. Делать не торопясь,
под счет взрослого.
«Грибок»
Широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так,
чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удерживать в
таком положении 10 секунд.
«Качели»
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком
попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать не
торопясь, под счет взрослого.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Повтори обратные слоги.
аш - ош - уш - ыш - иш - еш - ёш - юш – яш
4. Повтори слова, где звук Ш находится в конце слова.
Аш: ваш, наш, гуашь.
Уш: душ, тушь.
Иш: тишь, мякиш, финиш.
Ыш: мышь, камыш, детёныш.
Еш: ешь, пьёшь, поёшь, идёшь.
Стечение согласных: ковш.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Проговаривай слоги и слова:
Аш-аш-аш – наш
Аш-аш-аш – ваш
Ашка-ашка – кашка
Ошка-ошка – кошка
Ышка-ышка – пышка, мышка
Ушка-ушка – мушка, пушка, подушка
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Повтори слоги и цепочки слогов.
аш
аш — уш
аш — иш — ош
ош
иш — ош
уш — аш — иш
уш
уш — иш
ош —уш —аш
иш
ош —аш
иш —ош —уш
4. Повтори слова.
гуашь
душ
мышь
финиш
тишь
мякиш тушь
камыш
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. «Я и ты». Продолжи предложение по образцу.
а) Я пью, и ты пьёшь. Я иду, и ты ... Я пою, и ты ... Я бегаю, и т ы ...
б ) Я отдам ковш, и ты ... Я еду на машине, и ты ...
4. Повтори предложения.
Катя идет под душ. У дома тишь. Гуашь на окне. Наташа видит камыш.
Мышь идёт к мышатам. У Катюши багаж(ш). Яша идет на финиш.
5.
Отгадай
загадки.
Найди
картинки
—
отгадки,
обведи
их
карандашами
разного цвета.
1 ) Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт –
Там заметку кладёт. (Карандаш)
2) Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)
3) Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
4) Стоит над водой,
Трясёт бородой. (Камыш)
5) Живёт в норке, грызёт корки,
Короткие ножки, боится кошки.
6) Утка в воде,
А хвост на горе. (Ковш)
Дата: __________________________
Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Повтори слова, где звук Ш находится в начале слова.
Ша: шайба, шахматы, шампунь, шапка, шахта, шаг, шампиньон.
Шо: шов, шепот.
Шу: шум, шутка, шут, шутить, шумовка, шутник, шуба, шуметь.
Ши: шина, шипы, шить, шип, шитье, шифон, шипеть, шиповник.
Ше: шея, шептать.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Повтори предложения.
Это шайба.
Вот шайба.
Тут шайба.
Там шайба.
Это шахматы.
Вот шахматы.
Тут шахматы.
Там шахматы.
Это шампунь.
Вот шампунь.
Тут шампунь.
Там шампунь.
Это шапка.
Вот шапка.
Тут шапка.
Там шапка.
Это шахта.
Вот шахта.
Тут шахта.
Там шахта.
Это шов.
Вот шов.
Тут шов.
Там шов.
Это шепот.
Вот шепот.
Тут шепот.
Там шепот.
Это шум.
Вот шум.
Тут шум.
Там шум.
Это шутка.
Вот шутка.
Тут шутка
Там шутка.
Это шут.
Вот шут.
Тут шут.
Там шут.
Это шумовка.
Вот шумовка.
Тут шумовка.
Там шумовка.
Это шутник.
Вот шутник.
Тут шутник.
Там шутник.
Это шуба.
Вот шуба.
Тут шуба.
Там шуба.
Это шина.
Вот шина.
Тут шина.
Там шина.
Это шипы.
Вот шипы.
Тут шипы.
Там шипы.
Это шиповник.
Вот шиповник.
Тут шиповник.
Там шиповник.
Это шея.
Вот шея.
Тут шея.
Там шея.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Повтори предложения.
У Маши шуба.
У Яши машина.
У Антоши шапка.
У Даши шахматы.
Бабушка вышивает петушка.
Маша кушает тушёнку.
Камыши шумят тихо.
Наташа пишет тушью.
4. Проговаривай предложения:
Маша под душем моет шею и уши.
Наша Маша кушает кашу.
5. Проговаривай двустишие:
Тиши, мыши, тиши, мыши,
Кот сидит и еле дышит.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Проговаривай слова:
Пашня, башня, чашка, букашка, окошко, катушка, макушка, квакушка, вышка,
пышка, Яшка, фишка, швы, швея.
4. Игра «Что у кого?»
У Маши подушка. – Это Машина подушка.
У Миши шашки. – Это……………………..
У Паши чашка. – Это ………………………
У Даши кошка. – Это ………………………
5. Выучи скороговорку:
Шесть мышат в камышах шумят.
6. Помоги Наташе найти слова со звуком ш. Раскрась карандашами картинки, в
названии которых есть этот звук.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Назови слово в рифму:
Вшин, вшин, вшин — назову ... (кувшин).
Ошка, ошка, ошка — называю ... (кошка).
Ушка, ушка, ушка — назову ... (подушка).
Ышка, ышка, ышка — называю ... (мышка).
Ишня, ишня, ишня — называю ... (вишня).
Шина, шина, шина — назову ... (машина).
4. Проговаривай словосочетания:
Шипение кошки. Шум машин. Шум шагов. Шашки и шахматы. Шутка Мишутки.
Мишин башмак. Окошко на башне. Пшенная каша.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Договори чистоговорки, а затем повтори их полностью:
Аша-аша-аша, это наша ... (Маша).
Ашка-ашка-ашка, на шкафу ... (букашка).
Ошка-ошка-ошка, на окошке ... (кошка).
Ушка-ушка-ушка, Машина ... (подушка).
Ышка-ышка-ышка, вот шалунья ... (мышка).
4. Повтори предложения.
У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше.
Маша пьёт вишнёвый компот.
У Яшиной машины шины.
Мишутка дует на пушинки.
Наташа вешает шубу в шкаф.
На опушке кукует кукушка.
Пшённая каша из пшена.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
3. Проговаривай чистоговорки:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши - зашумели камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше, - это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша - выходи из камыша.
Шах-шах-шах, шах-шах-шах - нету утки в камышах.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?
4. Проговаривай рифмовки:
У Наташи под ушком пышная подушка.
Маша меньше, Миша выше, Миша Маше что-то пишет.
Маша вышла на опушку и увидела кукушку.
В меховую шапку, в шубку одеваем мы Мишутку.
У Мишутки-Мишки камешки и шишки.
5. Повтори стихотворение.
Два мышонка у окошка поджидали как-то кошку.
В лапках камушки и шишки, в кошку кинули их мышки,
Будет злая кошка знать, как малышек обижать.
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
Дата: __________________________ Домашнее задание
(носить с собой)
Звук «Ш»:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Спеть песню Гуся: шшшшшшш…….
Используемый материал:
Т.Р.Насонова, О.В.Бурлакина «Приключения Шунтика и Шунечки»
Е.А.Азова, О.О.Чернова Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки Ш, Ж»