Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА"


Автор: Гайсина Альмира Хатмулловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ Уфимский детский сад для детей с ОВЗ №6
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Консультация
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

С самого рождения у ребенка со снижением слуха сужено «ближнее»

пространство, доступное его органам чувств. Он не поворачивает голову на звук

и концентрирует внимание только на тех предметах, которые попали в его поле

зрения.

Отсутствие

дифференциации

окружающих

звуков

нарушает

ориентировку

в

пространстве,

ребенок

не

слышит

разницу

в

звучании

приближающихся

и

удаляющихся

предметов

и,

тем

более,

не

может

локализовать звук.

Одним

из

способов

социализации

является

компьютер,

так

как

при

общении через Интернет нет проблемы в понимании друг друга, а возможность

получить какую-либо информацию визуально для детей с нарушениями слуха

значительно проще, чем через устную речь.

Развитие

логического

мышления

детей

с

недостатками

слуха

является

необходимым

условием

их

успешного

обучения

и

развития.

Переход

к

понятийному,

отвлеченному

мышлению

совершается

постепенно,

по

мере

овладения

детьми

словарем,

грамматическим

строением

языка,

словесной

речью.

Анализ программ и соответствующих учебников по математике, русскому

языку,

информатике

показал,

что

у

глухих

и

слабослышащих

детей

для

полноценного усвоения знаний должны быть сформированы логические знания

и

умения,

такие

как,

оперирование

признаками

предметов;

овладение

логическим действием классификации; определение знакомого понятия через

род и видовое отличие; сформированы навыки алгоритмического мышления.

В логическом мышлении можно выделить две основные стадии: [4, с. 5-8]

конкретно-понятийную и абстрактно-понятийную.

Конкретно-понятийная

стадия

является

начальной

формой

развития

логического мышления. Все мыслительные операции, которые формируются на

этой стадии, тесно связаны с конкретным наглядным материалом. На этой

стадии

все

рассуждения

и

умозаключения

детей

зависят

и

определяются

конкретным содержанием материала, заключенного в посылках: чем оно ближе

жизненному

опыту

ребенка,

тем

легче

он

справляется

с

построением

умозаключений. Кроме того, на этой стадии развития логического мышления

дети постоянно опираются на конкретные примеры, действия и образы как на

основу для рассуждения.

Абстрактно-понятийная стадия является завершающей формой развития

логического

мышления.

На

этой

стадии

существенно

изменяется

содержательная

сторона

мышления:

дети

начинают

мыслить

абстрактными

понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. Преобразования

происходят

и в мыслительных операциях: они обобщаются, делаются более

формальными,

расширяются

возможности

их

применения

и

переноса

в

различные новые ситуации.

Выдвигая в качестве конечной задачи развитие абстрактно-понятийного

мышления у глухих и слабослышащих детей, следует постоянно иметь в виду,

что достижение этой цели возможно лишь при условии достаточно высокого

уровня

их

речевого

развития.

Это

затрудняет

процесс

формирования

логического мышления и требует поиска таких путей и способов его развития,

которые были бы адекватны речевым возможностям учащихся.

Развитие

логического

мышления

детей

с

недостатками

слуха

является

необходимым условием их успешного обучения и развития. В связи с этим

целью нашей работы являлось изучение проблем формирования и развития

логического мышления у детей с нарушением слуха и поиск путей по его

формированию. Для достижения цели решались следующие основные задачи:

1.

изучение особенностей мышления у детей с нарушением слуха;

2.

изучение и анализ проблемы формирования логического мышления у детей

с нарушением слуха на уроках информатики;

3.

разработка электронного учебно-методического комплекса по информатике

для детей с нарушением слуха.

Определяя

содержание

компьютерной

грамотности,

формируемой

в

процессе всего обучения детей с нарушением слуха, не нужно ограничиваться

рамками

предмета

«Информатика».

Наоборот,

эту

задачу

надо

решать

с

максимальным привлечением всех школьных предметов и внеклассной работы.

Сейчас

в

нашей

стране

существует

целая

сеть

специальных

(коррекционных) дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушением

слуха. Цель воспитания и обучения такого ребенка – максимально возможное

личностное развитие, его становление и интеграция в систему межличностных

и социальных отношений.

Проанализировав все выше сказанное, было решено создать лабораторный

практикум в среде ЛогоМиры, так как данная среда удобна тем, что в ней: язык

русский; система команд исполнителя сходна с повседневными действиями

человека;

возможность

использовать

встроенный

графический

редактор,

который делает работу ученика красочнее и интереснее; существует панель

форм которые помогают моделировать различные процессы, что делает работу

более

связанной

с

жизнью,

что

является

одним

из

важных

факторов

формирования логического мышления.

Структура практикума состоит в следующем: 15 уроков, в каждом уроке

есть меню, каждый из уроков состоит из 3 частей.

«Обучалка» - детям

предлагается

готовое

выполненное

задание

и

его

описание.

«Задание»

-

в

которой дается задание и описывается его пошаговое выполнение. «Сделай

сам» - здесь дается просто задание для самостоятельного выполнения.



В раздел образования