Автор: Гайсина Альмира Хатмулловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ Уфимский детский сад для детей с ОВЗ №6
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Консультация
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
С самого рождения у ребенка со снижением слуха сужено «ближнее»
пространство, доступное его органам чувств. Он не поворачивает голову на звук
и концентрирует внимание только на тех предметах, которые попали в его поле
зрения.
Отсутствие
дифференциации
окружающих
звуков
нарушает
ориентировку
в
пространстве,
ребенок
не
слышит
разницу
в
звучании
приближающихся
и
удаляющихся
предметов
и,
тем
более,
не
может
локализовать звук.
Одним
из
способов
социализации
является
компьютер,
так
как
при
общении через Интернет нет проблемы в понимании друг друга, а возможность
получить какую-либо информацию визуально для детей с нарушениями слуха
значительно проще, чем через устную речь.
Развитие
логического
мышления
детей
с
недостатками
слуха
является
необходимым
условием
их
успешного
обучения
и
развития.
Переход
к
понятийному,
отвлеченному
мышлению
совершается
постепенно,
по
мере
овладения
детьми
словарем,
грамматическим
строением
языка,
словесной
речью.
Анализ программ и соответствующих учебников по математике, русскому
языку,
информатике
показал,
что
у
глухих
и
слабослышащих
детей
для
полноценного усвоения знаний должны быть сформированы логические знания
и
умения,
такие
как,
оперирование
признаками
предметов;
овладение
логическим действием классификации; определение знакомого понятия через
род и видовое отличие; сформированы навыки алгоритмического мышления.
В логическом мышлении можно выделить две основные стадии: [4, с. 5-8]
конкретно-понятийную и абстрактно-понятийную.
Конкретно-понятийная
стадия
является
начальной
формой
развития
логического мышления. Все мыслительные операции, которые формируются на
этой стадии, тесно связаны с конкретным наглядным материалом. На этой
стадии
все
рассуждения
и
умозаключения
детей
зависят
и
определяются
конкретным содержанием материала, заключенного в посылках: чем оно ближе
жизненному
опыту
ребенка,
тем
легче
он
справляется
с
построением
умозаключений. Кроме того, на этой стадии развития логического мышления
дети постоянно опираются на конкретные примеры, действия и образы как на
основу для рассуждения.
Абстрактно-понятийная стадия является завершающей формой развития
логического
мышления.
На
этой
стадии
существенно
изменяется
содержательная
сторона
мышления:
дети
начинают
мыслить
абстрактными
понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. Преобразования
происходят
и в мыслительных операциях: они обобщаются, делаются более
формальными,
расширяются
возможности
их
применения
и
переноса
в
различные новые ситуации.
Выдвигая в качестве конечной задачи развитие абстрактно-понятийного
мышления у глухих и слабослышащих детей, следует постоянно иметь в виду,
что достижение этой цели возможно лишь при условии достаточно высокого
уровня
их
речевого
развития.
Это
затрудняет
процесс
формирования
логического мышления и требует поиска таких путей и способов его развития,
которые были бы адекватны речевым возможностям учащихся.
Развитие
логического
мышления
детей
с
недостатками
слуха
является
необходимым условием их успешного обучения и развития. В связи с этим
целью нашей работы являлось изучение проблем формирования и развития
логического мышления у детей с нарушением слуха и поиск путей по его
формированию. Для достижения цели решались следующие основные задачи:
1.
изучение особенностей мышления у детей с нарушением слуха;
2.
изучение и анализ проблемы формирования логического мышления у детей
с нарушением слуха на уроках информатики;
3.
разработка электронного учебно-методического комплекса по информатике
для детей с нарушением слуха.
Определяя
содержание
компьютерной
грамотности,
формируемой
в
процессе всего обучения детей с нарушением слуха, не нужно ограничиваться
рамками
предмета
«Информатика».
Наоборот,
эту
задачу
надо
решать
с
максимальным привлечением всех школьных предметов и внеклассной работы.
Сейчас
в
нашей
стране
существует
целая
сеть
специальных
(коррекционных) дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушением
слуха. Цель воспитания и обучения такого ребенка – максимально возможное
личностное развитие, его становление и интеграция в систему межличностных
и социальных отношений.
Проанализировав все выше сказанное, было решено создать лабораторный
практикум в среде ЛогоМиры, так как данная среда удобна тем, что в ней: язык
русский; система команд исполнителя сходна с повседневными действиями
человека;
возможность
использовать
встроенный
графический
редактор,
который делает работу ученика красочнее и интереснее; существует панель
форм которые помогают моделировать различные процессы, что делает работу
более
связанной
с
жизнью,
что
является
одним
из
важных
факторов
формирования логического мышления.
Структура практикума состоит в следующем: 15 уроков, в каждом уроке
есть меню, каждый из уроков состоит из 3 частей.
«Обучалка» - детям
предлагается
готовое
выполненное
задание
и
его
описание.
«Задание»
-
в
которой дается задание и описывается его пошаговое выполнение. «Сделай
сам» - здесь дается просто задание для самостоятельного выполнения.