Напоминание

Экологическое образование дошкольников в повседневной жизни в условиях реализации ФГОС ДО


Авторы: Осипова Елена Валентиновна, Матвеева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад №63
Населённый пункт: город Тольятти, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование дошкольников в повседневной жизни в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое образование дошкольников в повседневной жизни в

условиях реализации ФГОС ДО

Осипова Елена Валентиновна

Воспитатель д/с №63 «Весняночка», г.о. Тольятти

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Матвеева Наталья Анатольевна

Воспитатель д/с №63 «Весняночка», г.о. Тольятти

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Кушмуратова Гулшан Илхомовна

Воспитатель д/с №63 «Весняночка», г.о. Тольятти

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Мы

помним

из

далекого

детства

свои

ассоциации,

связанные

с

соприкосновением

с

природой.

Мы

бегали

босиком

по

росистой

траве,

купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с

восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и

с

любого

дерева

всё,

что

было

съедобно,

радовались

солнцу

и

снегу.

Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но

бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже

в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной

красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Важнейшим

моментом

в

решении

вопроса

сохранения

природных

ресурсов

Земли

является

образование

-

экологическое

воспитание

всего

населения. Экологическое образование официально признано сегодня как

одно

из

приоритетных

направлений

совершенствования

деятельности

образовательных систем.

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует

необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у

детей экологического сознания, культуры природопользования.

У детей не сформированы навыки экологической воспитанности,

не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам,

объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас

природе, они потребительски относятся к ней. Педагоги занимают важное

место

в

борьбе

за

будущее

человечества,

за

экологию,

и

за

воспитание

высоконравственного человека. Именно воспитатель способен направить не

только

ребенка,

но

и

родителя

на

правильный

путь

в

экологическом

образовании.

Образовательный процесс с детьми по экологическому образованию

основывается на следующих документах:

Закон Российской Федерации “Об образовании”

Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольной организации.

Как

же

приучить

детей

беречь

и

охранять

природу,

все

живое,

окружающее нас?

Одним

из

путей

повышения

эффективности

экологического

образования

состоит в использовании разнообразных методов и приемов

работы.

Одним

из

методов

является

непосредственно

правильное

педагогическое общение воспитателя с детьми, которое имеет особо глубокий

смысл:

у

дошкольников

формируются

умения

видеть,

какие

условия

необходимы тому или другому живому существу, определить, чего ему не

хватает

в

данный

момент,

практически

выполнять

трудовые

действия,

овладевают орудиями труда.

Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно

развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и

обладают соответствующим содержанием.

Одной

из

деятельной

формы

нетрадиционного

экологического

образования

можно

назвать

экологическую

агитбригаду, потому

что

проблемы

окружающей

среды

дети

раскрывают

п о с р ед с т вом

костюмированных

театральных

постановок

с

включением

песен,

танцев,

частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную

деятельность.

А

это

значит,

для

коллектива

открываются

новые

возможности

творческого

поиска,

результатом

которого

становятся

не

только

новые

постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором

мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и

природы.

В дошкольных организациях постоянно идет поиск новых форм работы

по

формированию

начал

экологической

культуры

у

детей

и

развитию

экологической культуры взрослых.

Окружающая

природа

-

источник

развития

не

только

ума,

но

и

нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное

отношение

к

предметам

и

явлениям

природы.

Самым

эффективным

средством для этого будут частые, непринуждённые наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся

заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно

кормить.

Ответная

реакция

животного

на

заботу

и

ласку

ребенка,

его

привязанность

к

ребенку

воспитывает

в

детях

доброту

и

сердечность.

Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

При

правильном

руководстве

наблюдением

окружающего

ребенок

начинает

понимать,

что

хорошо,

а

что

плохо;

всем

сердцем

переживает

доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить"

с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет

практическая,

исследовательская

деятельность

в

природных

условиях.

К

сожалению,

современные

дети,

особенно

городские,

имеют

весьма

ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое

образование

должно

начинаться

с

объектов

ближайшего

окружения,

с

которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому,

что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия

деревьев, трав, закатов, рассветов: а этого не случится, если изучать природу

по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе,

поселке

есть

интересные

для

наблюдений

природные

объекты:

деревья,

травы,

насекомые,

птицы.

Изучать

их

лучше

в

процессе

проектно-

исследовательской деятельности.

Работая с детьми, по теме "Экологическое образование", воспитатели

формируют

у

каждого

ребенка

любовь

и

бережное

отношение

к

окружающему миру. Но достижение этой цели невозможно без помощи и

поддержки семьи.

Одной из забытых форм работы воспитателя является - посещение

ребенка на дому. Такое посещение помогает спланировать и провести беседы

с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе,

к

родному

краю,

посоветоваться,

какие

для

этого

надо

иметь

книги,

энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.),

различные диафильмы.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях,

выставках.

В

дошкольных

учреждениях

заранее

вывешивается

яркое,

красочное

сообщение

о

проведении

мероприятия.

Родители

не

остаются

равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми

поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не

остается

без

внимания.

Взрослые

и

дети

награждаются

подарками,

благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: "Лучший

осенний

букет",

"Дары

осени",

нам

сказка

пришла",

"Это

поможет

природе" и т.д.

Острота

современных

экологических

проблем

выдвинула

перед

педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения

в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать

вопросы

рационального

природопользования,

защиты

и

возобновления

природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения

каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать

чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Так,

при

целенаправленном

содействии

и

сотрудничестве

детей

и

взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и

первичное

проявление

элементов

экологической

культуры,

осознанного

отношения

к

природе.

Отношение

проявляется

в

интересе

детей

к

окружающему

миру,

желании

наблюдать

за

происходящими

явлениями.

Появление экологической воспитанности - это результат образовательной

деятельности,

на

основе

специфичных

видов

деятельности,

присущих

дошкольникам.

Литература

1. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.

2003. N 7. С. 31-34.

2.

Зерщикова

Т.,

Ярошевич

Т.

Экологическое

развитие

в

процессе

ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.

3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э.

Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России,

2011. _ С.79.

4.

Маханева,

М.

Д.

Экология

в

детском

саду

и

начальной

школе.

Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С.

171.

5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников

[Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.



В раздел образования