Авторы: Осипова Елена Валентиновна, Матвеева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад №63
Населённый пункт: город Тольятти, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование дошкольников в повседневной жизни в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Экологическое образование дошкольников в повседневной жизни в
условиях реализации ФГОС ДО
Осипова Елена Валентиновна
Воспитатель д/с №63 «Весняночка», г.о. Тольятти
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Матвеева Наталья Анатольевна
Воспитатель д/с №63 «Весняночка», г.о. Тольятти
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Кушмуратова Гулшан Илхомовна
Воспитатель д/с №63 «Весняночка», г.о. Тольятти
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Мы
помним
из
далекого
детства
свои
ассоциации,
связанные
с
соприкосновением
с
природой.
Мы
бегали
босиком
по
росистой
траве,
купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с
восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и
с
любого
дерева
всё,
что
было
съедобно,
радовались
солнцу
и
снегу.
Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но
бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже
в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной
красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».
Важнейшим
моментом
в
решении
вопроса
сохранения
природных
ресурсов
Земли
является
образование
-
экологическое
воспитание
всего
населения. Экологическое образование официально признано сегодня как
одно
из
приоритетных
направлений
совершенствования
деятельности
образовательных систем.
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует
необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у
детей экологического сознания, культуры природопользования.
У детей не сформированы навыки экологической воспитанности,
не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам,
объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас
природе, они потребительски относятся к ней. Педагоги занимают важное
место
в
борьбе
за
будущее
человечества,
за
экологию,
и
за
воспитание
высоконравственного человека. Именно воспитатель способен направить не
только
ребенка,
но
и
родителя
на
правильный
путь
в
экологическом
образовании.
Образовательный процесс с детьми по экологическому образованию
основывается на следующих документах:
•
Закон Российской Федерации “Об образовании”
•
Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольной организации.
Как
же
приучить
детей
беречь
и
охранять
природу,
все
живое,
окружающее нас?
Одним
из
путей
повышения
эффективности
экологического
образования
состоит в использовании разнообразных методов и приемов
работы.
Одним
из
методов
является
непосредственно
правильное
педагогическое общение воспитателя с детьми, которое имеет особо глубокий
смысл:
у
дошкольников
формируются
умения
видеть,
какие
условия
необходимы тому или другому живому существу, определить, чего ему не
хватает
в
данный
момент,
практически
выполнять
трудовые
действия,
овладевают орудиями труда.
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно
развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и
обладают соответствующим содержанием.
Одной
из
деятельной
формы
нетрадиционного
экологического
образования
можно
назвать
экологическую
агитбригаду, потому
что
проблемы
окружающей
среды
дети
раскрывают
п о с р ед с т вом
костюмированных
театральных
постановок
с
включением
песен,
танцев,
частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную
деятельность.
А
это
значит,
для
коллектива
открываются
новые
возможности
творческого
поиска,
результатом
которого
становятся
не
только
новые
постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором
мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и
природы.
В дошкольных организациях постоянно идет поиск новых форм работы
по
формированию
начал
экологической
культуры
у
детей
и
развитию
экологической культуры взрослых.
Окружающая
природа
-
источник
развития
не
только
ума,
но
и
нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное
отношение
к
предметам
и
явлениям
природы.
Самым
эффективным
средством для этого будут частые, непринуждённые наблюдения.
Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся
заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно
кормить.
Ответная
реакция
животного
на
заботу
и
ласку
ребенка,
его
привязанность
к
ребенку
воспитывает
в
детях
доброту
и
сердечность.
Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.
При
правильном
руководстве
наблюдением
окружающего
ребенок
начинает
понимать,
что
хорошо,
а
что
плохо;
всем
сердцем
переживает
доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить"
с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая,
исследовательская
деятельность
в
природных
условиях.
К
сожалению,
современные
дети,
особенно
городские,
имеют
весьма
ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое
образование
должно
начинаться
с
объектов
ближайшего
окружения,
с
которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому,
что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия
деревьев, трав, закатов, рассветов: а этого не случится, если изучать природу
по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе,
поселке
есть
интересные
для
наблюдений
природные
объекты:
деревья,
травы,
насекомые,
птицы.
Изучать
их
лучше
в
процессе
проектно-
исследовательской деятельности.
Работая с детьми, по теме "Экологическое образование", воспитатели
формируют
у
каждого
ребенка
любовь
и
бережное
отношение
к
окружающему миру. Но достижение этой цели невозможно без помощи и
поддержки семьи.
Одной из забытых форм работы воспитателя является - посещение
ребенка на дому. Такое посещение помогает спланировать и провести беседы
с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе,
к
родному
краю,
посоветоваться,
какие
для
этого
надо
иметь
книги,
энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.),
различные диафильмы.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях,
выставках.
В
дошкольных
учреждениях
заранее
вывешивается
яркое,
красочное
сообщение
о
проведении
мероприятия.
Родители
не
остаются
равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми
поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не
остается
без
внимания.
Взрослые
и
дети
награждаются
подарками,
благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: "Лучший
осенний
букет",
"Дары
осени",
"К
нам
сказка
пришла",
"Это
поможет
природе" и т.д.
Острота
современных
экологических
проблем
выдвинула
перед
педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения
в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать
вопросы
рационального
природопользования,
защиты
и
возобновления
природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения
каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать
чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Так,
при
целенаправленном
содействии
и
сотрудничестве
детей
и
взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и
первичное
проявление
элементов
экологической
культуры,
осознанного
отношения
к
природе.
Отношение
проявляется
в
интересе
детей
к
окружающему
миру,
желании
наблюдать
за
происходящими
явлениями.
Появление экологической воспитанности - это результат образовательной
деятельности,
на
основе
специфичных
видов
деятельности,
присущих
дошкольникам.
Литература
1. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание.
2003. N 7. С. 31-34.
2.
Зерщикова
Т.,
Ярошевич
Т.
Экологическое
развитие
в
процессе
ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.
3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э.
Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России,
2011. _ С.79.
4.
Маханева,
М.
Д.
Экология
в
детском
саду
и
начальной
школе.
Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С.
171.
5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников
[Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.