Авторы: Морозова Екатерина Вячеславовна, Морозова Наталья Владимировна
Должность: студентка 3 курса психолого-педагогического факультета, учитель моу сош №8
Учебное заведение: Филиал CГПИ в г.Буденновске, МОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Буденновск, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе как метод развития личности ребенка"
Раздел: начальное образование
Проектная деятельность в начальной школе как метод
развития личности ребенка
Морозова Екатерина, студентка 3 курса
Филиала CГПИ в г.Буденновске
Ставропольского края
Морозова Наталья Владимировна, учитель
МОУ СОШ № 8, г.Буденновска
Какого ребенка можно назвать одаренным? Скорее всего - это ребенок,
который выделяется очевидными достижениями в той или иной сфере дея-
тельности. Каждый ребенок при рождении одарен талантом, но каждый та-
лантлив по-своему. Умение и профессионализм учителя состоит в том, чтобы
найти к каждому «ключик», раскрыть и зажечь интерес к происходящему уже
в первом классе. Ведь перед нами уже будущие художники, спортсмены, об-
щественные лидеры, одним словом, будущее нашей страны. И очень важно,
используя дифференцированный подход, дать возможность каждому ученику
реализовать свой потенциал.
Реализовывать потенциал и создавать что-то новое можно лишь через
собственную деятельность. Одним из методов развития личности является
проектно-исследовательская работа. Существует мнение, что создание проек-
тов в младших классах несет в себе много проблем. Для детей этого возраста
слишком сложно проектирование. Да, это сложно, но возможно. Начальный
путь исследовательской деятельности и желание по нему идти закладывается
именно в начальной школе.
Многие ученые утверждают, что младшие школьники все исследовате-
ли по своей природе. Этот возраст отличается любознательностью, желанием
самостоятельно найти истину, участвовать в экспериментах и ответить на все
«почему?» и «зачем?». Исследуя проблему и создавая проект, у учащихся раз-
вивается самостоятельность, умение размышлять, аргументировать свои вы-
воды, опираясь на факты и закономерности. Исследовательская деятельность
предполагает работу в команде, поэтому ребята могут примерить на себя
разные социальные роли [1].
Младшие школьники очень любознательны, их интересы и увлечения
постоянно меняются. Все зависит от ситуации, в которой в данное время на-
ходится ученик. Это стоит учитывать, приступая к созданию проектов с млад-
шими школьниками. Поэтому, когда выбрана тема, надо незамедлительно на-
чинать работу, иначе интерес может угаснуть. Мотивация у ребенка будет по-
теряна, и проект будет очень тяжело закончить. Проектная деятельность
включает в себя несколько занятий. Цикл занятий должен быть специально
разработан и содержать примерно одинаковую структуру.
Организационный момент - это первый этап урока. Организационный
момент включает знакомство детей с особенностями проектной деятельности
вообще и работой над проектом на данном уроке. На этом же этапе урока уче-
ников распределяют на инициативные группы. Учитывая характер работы, -
это может быть группа аналитиков, экспериментаторов, иллюстраторов и ис-
пытателей. К распределению учеников по группам следует подходить диффе-
ренцированно. Сильных детей следует объединить в группы «аналитиков» и
«испытателей». После распределения ролей дети занимают свои места рядом
с табличками-названиями, расположенными на партах.
Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности
на уроке.
Третий этап является подготовительным. В ходе этого этапа на первом
уроке цикла проект обдумывается и составляется план деятельности по раз-
работке проекта. При необходимости план может корректироваться. Выбор
основных
разделов
проекта
проходит
в
виде
«мозгового
штурма».
Дети
предлагают свои идеи, «аналитики» корректируют и выбирают подходящие.
В ходе четвертого этапа осуществляется разработка составных частей
проекта и иллюстрирование. На данном этапе лучше всего работу организо-
вать в группах. При руководящей роли учителя каждый раздел проекта разра-
батывается отдельной группой. Затем результаты работы, деятельности каж-
дой группы складываются. На данном этапе урока очень важно ролевое уча-
стие детей. Так как появляется возможность у каждого участника проекта
внести свой посильный вклад в разработку. В дальнейшем, чтобы приучить
детей к самостоятельности, каждой группе поручается разработка своего раз-
дела. Для всех уроков цикла выбирается единая технология работы групп. На-
чинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяю-
щие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил,
схем, рисунков. Каждый раздел наглядно оформляется, и за это отвечают
«экспериментаторы». За практическое применение, апробирование отдель-
ных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».
Пятый этап - это испытание проекта, то есть практическое применение
разработанного проекта. Главная роль здесь отводится «испытателям». Но
значимость остальных групп не ущемляется. Каждая из них следит, как «ра-
ботает» их часть проекта и при необходимости вносит коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности.
Это, в основном, обучающий этап, в ходе которого дети учатся анализировать
положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом [2].
Существует мнение, что метод проектов в начальной школе недостаточ-
но себя оправдывает. То есть продукт, который получается в результате рабо-
ты над определенной проблемой, нельзя назвать проектом. Проекты младших
школьников не похожи на такие грандиозные, насыщенные информацией как
у учеников старших классов, проекты, но даже они могут считаться проекта-
ми. Цель учителя начальных классов - приучать ребенка к самостоятельной
поисково-творческой деятельности. Научить его организовывать свою работу
и принимать решения в конкретных ситуациях.
Список используемой литературы:
1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного ме-
тода в начальной школе.- Волгоград: Учитель,-2012.-131с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.-
М.: Издательский центр «Владос», 2012.-189с.