Напоминание

"Обучение сочинению-рассуждению 15.2 в рамках подготовки к ОГЭ"


Автор: Листопад Анна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Балашиха, Московскаая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение сочинению-рассуждению 15.2 в рамках подготовки к ОГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад





Листопад Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Обучение сочинению-рассуждению 15.2 в рамках подготовки к ОГЭ
(по тексту по Е.Н. Верейской «Шёл девятьсот девятнадцатый год…», из произведения «Три девочки») Технология обучения; время, отведенное н а д а н н ы й э т а п урока Тема, содержание урока Этапы урока, отражающие особенности используемой технологии обучения
Обучение сочинению-рассуждению 15.2
(по тексту по Е.Н. Верейской «Шёл девятьсот девятнадцатый год…», из произведения «Три девочки»).
Цель урока:


закрепление навыков написания сочинения- рассуждения в рамках заданной темы;
Задачи:


усовершенствование навыков анализа текста, работа с терминами (тема, главная идея); – усовершенствование умения составлять план будущего сочинения; развитие устной и письменной речи учащихся; – духовно-нравственный аспект: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе творческой работы. I этап 2–3 минуты
Информационные
(компьютерные) технологии 1. Знакомство с автором. Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с авторами 20 века. Перед вами (на экране проектора) портрет Верейской (слайд №2). Сегодня мы с вами познакомимся с фрагментом из её рассказа «Три девочки». История одной квартиры». Вот так увидели героев книги
художники (слайд №3). II этап 20 – 25 минут Элементы
диалоговой
формы взаимодействия (в о с н о в н о м – информационный и интерпретационный , критический виды диалога). 2. Знакомство с текстом; о п р е д е л е н и е осмысление текста. Учитель. Прочитаем текст вслух. Ученики читают текст по очереди. Учитель. Как вы думаете? О чём этот фрагмент? (Ученики «перечисляют» события, дают первоначальные комментарии, осваивая сюжет.) Учитель. А теперь необходимо более полно и глубоко осмыслить текст, прочтите его «про себя» и подумайте, как бы мы озаглавили этот фрагмент? После почтения ученики предлагают более или менее удачные названия: «Свидетельница», «Неожиданная свидетельница», «Роковая встреча», «Болезнь Вихрашки», «Разоблачение», «Дружок Гулька», «Сообщники». Выбираем наиболее удачное. Учитель. Назовём текст с помощью вопроса: « Дру з ь я и ли с о о б щ н и к и ? » Ч то м ож е т подразумевать данное название? Ученики. Друзья – это люди, которые готовы помогать друг другу. Отношения между ними р а в н о п р а в н ы е . В з а и м о в ы р у ч к а , взаимопонимание – вот «признаки» дружбы. Учитель. Можно ли сказать, что Гулька и рассказчик – друзья? Ученики. Нет, так как Гулька верховодит, даже пользуется другим героем. Он втягивает его в пре ступное дело. И при этом з а р а н е е рассчитывает выгоду от их «сотрудничества».
Ему, Гульке, нужен только послушный сообщник (« – Слушай, Ленька, – шепчет, – пойдём, помоги мне. Нашёл я там ящичек н е б ол ь ш о й , длинненький, полированный, и крышка выдвигается. Отодвинул, а там столярных инструментов набор! Этому, брат, сейчас цены нет. А я ещё давно особенное местечко присмотрел, если что спрятать понадобится. Там в береге, под корнями, вроде как нора в песке. Да никак одному не справиться». С. 116). Поэтому Гулька и Лёнька не друзья, а дети, точнее люди (ведь Гульке уже не ребёнок), которым на какое-то время – «по пути». Учитель. Итак, Гулька и Лёнька не друзья, а скорее сообщники. Давайте уточним: о чём же этот текст, что пытается донести до нас автор? Ученики. Это текст о ложном понимании дружбы. В случае с Гулькой: он не понимает, что значит дружить. Он использует другого человека ради своего благополучия (как он его понимает). Лёнька же поначалу слишком неопытен, поэтому поклоняется Гульке, его хитрости, взрослости. Но потом мнение его изменится. Обоим не хватает определённых моральных качеств, чтобы дружить по-настоящему. Учитель. Какова же тема произведения? Ученики. Дружба, истинная и ложная дружба. Умение человека дружить. Учитель. Есть ли в тексте человек, который действительно мог бы стать другом Лёньки? Ученики. Да. Дочь нового заведующего – Вихрашка.
Учитель. Много ли мы знаем о ней? Ученики. Немного. Но то, как она выбралась из- подо льда и молча, стойко, «побежала» к дому говорит о её лучших качества. Она не устраивает истерик и не ябедничает, как узнаем мы позже. Учитель. Почему, узнав о тяжёлой болезни девочки, герой «изо всех сил ударил Гульку»? Ученики. Неожиданно в мальчике проснулась душа, человечность. Чувство справедливости, чуткость. Ощущение ценности человеческой жизни. Учитель. Действительно, этот момент в жизни Лёньки стал переломным. Вряд ли теперь он будет участвовать в Гулькинах делах. Отныне он понимает, что воровство – это воровство – и ничто не может оправдать его, даже мнимый авторитет Гульки. Что горе отца сильнее страха р а з о бл ач е н и я , ч то н е т н и ч е го в а ж н е е человеческой жизни. Какова же идея текста? Ученики. Человек, не умеющий дружить, не умеет ценит благополучие, жизнь другого человека. Зло, которое живёт в этом человеке (равнодушие, чёрствость), приносит горе другим, разрастается. Учитель. В стихотворении какого автора даётся ф и л о с о ф с ко е о б о с н о в а н и е п о д о б н о м у пониманию зла? У ч е н и к и . В стихотворении А.С. Пушкина «Анчар» мы видим, как молчаливое содействие злодею-«владыке» порождает «дальнейшее» зло (Пушкин представляет это в образе напитанных
ядом стрел, которые будут разосланы «соседам в чуждые пределы»). Учитель. Иногда в жизни случаются такие моменты, когда всё словно переворачивается и жить по-старому уже нельзя. Может быть, именно пережитые события сделают Лёньку настоящим человеком, полноценным членом о б щ е с т ва , а н е в еч н ы м д е т д о м о в ц е м , беспризорником. Какие качества вы бы отметили, выделили в героях? (Делается запись на доске, в тетрадях). Ученики. Гулька – равнодушие, чёрствость, паразитизм, злоба (предложение 33). Лёнька – наивность, одиночество и желание найти наставника и друга, чуткость, мужество. Вихрашка – весёлая, стойкая, вызывает симпатию (девочки «ревут», зная о её болезни, значит, любят и уважают её). Учитель. Итак, момент, когда герой ударил Гульку, – переломный. Словно озарение нашло на него. Теперь он поймёт, что Гулька вовсе не друг ему, что нравственный облик «дружка Гульки» можно поставить под сомнение. Следовательно, в поиске аргументов мы можем идти в двух направлениях («по нарастающей»): 1) испытание героев на способность дружить; 2) испытание героев на чуткость, человечность. Каким может быть заключение? Ученики. Можно предположить, каким будет будущее героев. Можно порассуждать о том, кто такой истинный товарищ, что такое человечность, как эти понятия связаны между собой.
Учитель. Составим примерный план сочинения. Ученики. I. Комментарий к цитате. Разочарование Лёньки. II. Аргументы: 1) испытание дружбой; 2) испытание на человечность. III. Заключение. Роль нравственного облика в умении дружить; человечность – главный человеческий критерий. План записываем в тетрадь. 5–10 минут
Резерв.
Поработайте над собственным планом, сделайте его более подробным. III этап 1–2 минуты
Задание.
На следующем уроке русского языка напишите сочинение рассуждение по тексту Верейской.
Домашнее

задание.
Составьте план сочинение- рассуждение «Человечность» или «Что такое человечность?». За основу возьмите анализ текста Е.Н. Верейской.
Список использованной литературы:
Степанова Л.С. ОГЭ–2016: Русский язык: 30 вариантов экзаменационных работ д л я п о д г о т о в к и к э к з а м е н а ц и о н н о м у государственному экзамену в 9 классе. – м.: АСТ: Астрель, 2015.
Вариант сочинения-рассуждения
(по тексту по Е.Н. Верейской «Шёл девятьсот девятнадцатый год…», из расскза «Три девочки»). Герой произведения Верейской неожиданно для себя ударил своего товарища. Поначалу он преклоняется перед Гулькой: «Я перед ним чувствовaл себя щенком и
смотрел нa него чуть ли не с блaгоговением. А он отчaянный был мaльчишкa». Постепенно, участвуя в Гулькиных «мероприятиях», Лёнька разочаровывается в «дружке», потому что осознаёт, что Гулька не ценит ни человеческой заботы (мечтает убежать из детдома и тянет за собой товарища), ни права человека на собственные вещи («нашёл я там ящичек небольшой» – т.е. украл), ни, как становится вскоре ясно, человеческой жизни. Решив покинуть детдом, Гулька достаёт ящик со столярными инструментами, которому и «цены нет» в «бурное время» «девятьсот девятнадцатого года». На первый взгляд, Гулька прав: предусматривает все трудности на своём пути, ведь, возможно, ящик придётся продать, можно будет какое-то время существовать на вырученные деньги. Однако, между прочим, говоря о «деле», Гулька выражает и своё отношение к товарищу: «Никак одному не справиться». Т.е. Лёнька для него не настоящий друг, а вынужденный попутчик, необходимый «помощник», исполнитель его указаний. О том, что Гулька не имеет понятия ни об истинной дружбе, ни , более того, о ценности человеческой жизни доказывает эпизод с девочкой. Вихрашка случайно становится свидетельницей того, как Лёнька и Гулька прячут украденный ящик с инструментами. Детдомовцы испугались разоблачения и наказания. Гулька накинулся на девочку, и она провалилась под лёд. Вскоре выяснится: Вихрашка – дочь нового заведующего детского дома, находится при смерти. Лёнька чувствует свою вину в этой беде, а Гулька рад избавиться от свидетеля. Таким образом Лёнька убеждается, сто с Гулькой ему не по пути: его удар по Гулькиному лицу – это голос сердца, справедливости, человечности. Несмотря на трудное детство, Лёнька всё же остался человеком. Итак, момент, когда Лёнька ударил Гульку, – переломный. Вероятно, этот случай повлиял не только на исход описываемых событий, но и на судьбу Лёньки в целом. Наверняка к нему пришло новое понимание ценности человеческой жизни и человеческих поступков.


В раздел образования