Автор: Фейлер Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №165
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
Раздел: начальное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ
ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ.
За последние десятилетия в России произошли большие изменения,
направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Современный
этап развития образования ориентирует общество на создание условий
полноценного развития каждого ребенка.
В поисках средств гуманизации школьного образования российская
психология и педагогика ориентируются на самоценность личности ребенка,
ее внутренние ресурсы и создание необходимых условий обеспечивающих
полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в
жизни.
Вместе с тем экологические, экономические, демографические и иные
негативные социальные факторы последних лет привели к значительным
изменениям психологического, физического и социального состояния детей и
подростков, что повлекло за собой отрицательное влияние на процесс
образования и развития личности ребенка.
В целом состояние психофизиологического здоровья школьников за
последние годы ухудшилось. Число здоровых детей (1 группа здоровья)
уменьшилось с 38,7% (1961 год) до 13,3% (2001 год).
Одной из причин ухудшения состояния здоровья школьников становится и
система школьного образования, при всех ее достоинствах, школа пока не
достаточно заботится о том, что бы вырастить здорового ребенка. Результат: в
школу приходит около 50% здоровых детей, а среди выпускников – около
20%.
Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Все
родители первоклассников, а также и сами первоклассники надеются быть
примерными учениками и получать хорошие отметки, любить своего учителя
и школу и вообще рассчитывают на интересную, веселую, развивающую во
всех отношения жизнь. Не чуждо это радостное настроение и педагогам.
«Вот мои дети! Какие они все хорошие!». Но вот проходит совсем немного
времени и родители иногда слышат: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я
уже устал»; «А когда будут каникулы? Все учимся, учимся . . .». И, с другой
стороны, можно услышать жалобы учителей на сложности работы. В чем
причина недовольства? Каким детям трудно учиться и с какими детьми
учителю трудно?
Возникает множество вопросов и проблем, с которыми сталкиваются как
родители, так и педагоги. Для возможного разрешения данных трудностей и
путей их преодоления в Партизанском районе создана психолого-медико-
педагогическая комиссия, в функциональные обязанности которой на
основании достоверной диагностики всеми специалистами входит анализ и
выработка рекомендаций для оказание психолого-педагогической и медико-
социальной помощи. Речь идет о личностном развитии ребенка в широком
смысле слова: формирование знаний, умений и навыков общесоциального и
академического плана и целостное развитие личности способной к
самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном
этапе с использованием стандартизированного пакета диагностических
методик (для конкретного ребенка индивидуально и в соответствии с планом
обследования данного ребенка).
ПМПК определяет специальные условия получения образования:
-образовательные программы (содержание, уровень, направленность, степень
дифференциации и индивидуализации);
-формы получения образования (семейное образование, экстернат, очно-
заочное);
-условия получения образования (фронтально – индивидуальное, один-два
или более свободных дней в неделю в соответствии с показаниями и по
согласованию с администрацией образовательного учреждения).
Все специалисты ПМПК посредством профессионально организованных
способов осуществляют:
- консультирование детей и подростков;
- консультирование родителей (лиц их заменяющих), представляющих
интересы детей;
- оказывает консультационную помощь педагогическим, медицинским,
социальных работников и др.
Очень важна функция сопровождения, контролирующая эффективность
выданных рекомендаций, по отношению к детям, прошедшим через ПМПК и
отслеживанием динамики развития.
Цикл бесед
Ваш ребенок – будущий школьник.
С переходом школы на обучение детей с шестилетнего возраста возникает
множество
вопросов
и
проблем.
Известно,
что
ведущей
деятельностью
дошкольника
является
игра.
Именно
в
ней
формируются
воображение,
произвольность, умение общаться со сверстниками – те качества, которые
необходимы
для
будущей
учебной
деятельности.
и,
если
по
каким-либо
причинам
не
были
созданы
условия
для
развертывания
игровой
деятельности, то у ребенка возникают нарушения в процессе социализации,
не формируется мотивация к учению. А на фоне учебной перегруженности
возникают
серьезные
опорно-мышечной,
нервной,
сердечно-сосудистой
и
других систем.
Данный материал может заинтересовать родителей и может предоставить
информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в
мир знаний. Это попытка ввести родителей в школьную жизнь вместе с
родителем.
Задачи курса для родителей:
-
уточнение
и
коррекция
представлений
о
возрастных
закономерностях
детского
развития,
показателях
готовности
к
школьному
обучению,
особенностях
ведущей
деятельности,
специфике
обучения
и
психолого-
педагогических особенностях адаптации ребенка к школьному обучения;
- координация организационно воспитательных действий родителей, школы,
специалистов для обеспечения эффективности прохождения детьми данного
курса;
- выявление и коррекция родительских ожиданий и установок в отношении
детей и школьного начального обучения;
- предоставление рекомендаций по курсу «Введение в школьную жизнь» и в
начале школьного обучения.
Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку
подготовиться к школе.
С введением Минздравоохранением «Формы № 26 – 2000» СанПинов от
2002 года все дети, поступающие в первый класс должны предоставить в
образовательное учреждение коллегиальное заключение ПМПК о готовности
к началу регулярного школьного обучения. Для этого дети и родители (лица
их заменяющие) с необходимыми документами проходят диагностирование.
Как можно установить психологическую готовность или неготовность
детей к школе? Что же такое в нашем представлении зрелый дошкольник?
«Дошкольную зрелость» можно определить как целостное психическое
состояние
ребенка
дошкольного
возраста,
характеризующееся
высокой
степенью
развития
тех
качеств
и
процессов,
которые
переживают
свой
расцвет именно в дошкольный период детства. Для шестилетних детей с
хорошим
психическим
развитием
наиболее
типичен кооперативно-
соревновательный уровень общения со сверстниками, произвольность в
сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в
сфере самосознания. Кроме того, принципиально важными являются:
- сформированные приемы игровой деятельности;
- развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень
нравственного развития;
- развитое воображение;
- высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.
Принято выделять 3 основные группы трудности, с которыми сталкиваются
не
готовые
к
школе
дети.
1
группа
затруднений
относиться
к
системе
взаимоотношений
и
взаимодействия со сверстниками (неумение слушать
товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками,
согласовывать с ними свои действия), 2 – к сфере общения со взрослым
(непонимание
вопросов
учителя,
его
особой
позиции,
специфичности
учебных
ситуаций
и
учебного
общения),
3
–
к
сфере
собственного
самосознания (неадекватная оценка своих возможностей и способностей,
необъективное
отношение
к
результатам
своей
деятельности,
неверное
восприятие оценок учителя). Эти три группы трудностей отражают основные
стороны
психологической
готовности
ребенка
к
школе
и
школьному
обучению.
Обучение детей 6-ти летнего возраста должно быть подчиненно задаче
подготовки к учению школьного типа. Так, Ш.А. Амонашвили подчеркивает
что назначение класса шестилеток – готовить детей к роли учеников.
Итак что же включает в себя психологическая готовность детей к школе?
Интеллектуальная готовность не сводиться к имеющемуся у ребенка
словарному
запасу,
специальным
умениям
и
навыкам.
Существующие
программы,
их
усвоение
потребуют
от
него умения
сравнивать,
анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к
учебной деятельности, к педагогам, к самому себе. Если ребенок не готов к
социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса
умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет
трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя, как говорится, по-детски,
учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них
непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять
задания
из
чувства
ответственности,
то
такой
первоклассник
делает
все
небрежно, наспех, ему трудно достичь нудного результата.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого
действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить
план
действия,
исполнить
его,
проявить
определенные
усилия
в
случае
преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В шестилетнем
возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке
поведения мо стороны сверстников. Важными являются умения подчинять
свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания
учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно
слушать и точно выполнять эти указания.
В
этом
возрасте
необходимо
развивать
способность
действовать
по
моральным
мотивам,
при
необходимости
отказываясь
от
того,
что
непосредственно
привлекает,
так
как
шестилетний
ребенок
способен
соподчинять
мотивы
своего
поведения.
Первостепенное
значение
в
формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели, а именно
стремления не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной
цели при столкновении с препятствием.