Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ


Автор: Фейлер Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №165
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
Раздел: начальное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ

ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ.

За последние десятилетия в России произошли большие изменения,

направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Современный

этап развития образования ориентирует общество на создание условий

полноценного развития каждого ребенка.

В поисках средств гуманизации школьного образования российская

психология и педагогика ориентируются на самоценность личности ребенка,

ее внутренние ресурсы и создание необходимых условий обеспечивающих

полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в

жизни.

Вместе с тем экологические, экономические, демографические и иные

негативные социальные факторы последних лет привели к значительным

изменениям психологического, физического и социального состояния детей и

подростков, что повлекло за собой отрицательное влияние на процесс

образования и развития личности ребенка.

В целом состояние психофизиологического здоровья школьников за

последние годы ухудшилось. Число здоровых детей (1 группа здоровья)

уменьшилось с 38,7% (1961 год) до 13,3% (2001 год).

Одной из причин ухудшения состояния здоровья школьников становится и

система школьного образования, при всех ее достоинствах, школа пока не

достаточно заботится о том, что бы вырастить здорового ребенка. Результат: в

школу приходит около 50% здоровых детей, а среди выпускников – около

20%.

Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Все

родители первоклассников, а также и сами первоклассники надеются быть

примерными учениками и получать хорошие отметки, любить своего учителя

и школу и вообще рассчитывают на интересную, веселую, развивающую во

всех отношения жизнь. Не чуждо это радостное настроение и педагогам.

«Вот мои дети! Какие они все хорошие!». Но вот проходит совсем немного

времени и родители иногда слышат: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я

уже устал»; «А когда будут каникулы? Все учимся, учимся . . .». И, с другой

стороны, можно услышать жалобы учителей на сложности работы. В чем

причина недовольства? Каким детям трудно учиться и с какими детьми

учителю трудно?

Возникает множество вопросов и проблем, с которыми сталкиваются как

родители, так и педагоги. Для возможного разрешения данных трудностей и

путей их преодоления в Партизанском районе создана психолого-медико-

педагогическая комиссия, в функциональные обязанности которой на

основании достоверной диагностики всеми специалистами входит анализ и

выработка рекомендаций для оказание психолого-педагогической и медико-

социальной помощи. Речь идет о личностном развитии ребенка в широком

смысле слова: формирование знаний, умений и навыков общесоциального и

академического плана и целостное развитие личности способной к

самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном

этапе с использованием стандартизированного пакета диагностических

методик (для конкретного ребенка индивидуально и в соответствии с планом

обследования данного ребенка).

ПМПК определяет специальные условия получения образования:

-образовательные программы (содержание, уровень, направленность, степень

дифференциации и индивидуализации);

-формы получения образования (семейное образование, экстернат, очно-

заочное);

-условия получения образования (фронтально – индивидуальное, один-два

или более свободных дней в неделю в соответствии с показаниями и по

согласованию с администрацией образовательного учреждения).

Все специалисты ПМПК посредством профессионально организованных

способов осуществляют:

- консультирование детей и подростков;

- консультирование родителей (лиц их заменяющих), представляющих

интересы детей;

- оказывает консультационную помощь педагогическим, медицинским,

социальных работников и др.

Очень важна функция сопровождения, контролирующая эффективность

выданных рекомендаций, по отношению к детям, прошедшим через ПМПК и

отслеживанием динамики развития.

Цикл бесед

Ваш ребенок – будущий школьник.

С переходом школы на обучение детей с шестилетнего возраста возникает

множество

вопросов

и

проблем.

Известно,

что

ведущей

деятельностью

дошкольника

является

игра.

Именно

в

ней

формируются

воображение,

произвольность, умение общаться со сверстниками – те качества, которые

необходимы

для

будущей

учебной

деятельности.

и,

если

по

каким-либо

причинам

не

были

созданы

условия

для

развертывания

игровой

деятельности, то у ребенка возникают нарушения в процессе социализации,

не формируется мотивация к учению. А на фоне учебной перегруженности

возникают

серьезные

опорно-мышечной,

нервной,

сердечно-сосудистой

и

других систем.

Данный материал может заинтересовать родителей и может предоставить

информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в

мир знаний. Это попытка ввести родителей в школьную жизнь вместе с

родителем.

Задачи курса для родителей:

-

уточнение

и

коррекция

представлений

о

возрастных

закономерностях

детского

развития,

показателях

готовности

к

школьному

обучению,

особенностях

ведущей

деятельности,

специфике

обучения

и

психолого-

педагогических особенностях адаптации ребенка к школьному обучения;

- координация организационно воспитательных действий родителей, школы,

специалистов для обеспечения эффективности прохождения детьми данного

курса;

- выявление и коррекция родительских ожиданий и установок в отношении

детей и школьного начального обучения;

- предоставление рекомендаций по курсу «Введение в школьную жизнь» и в

начале школьного обучения.

Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку

подготовиться к школе.

С введением Минздравоохранением «Формы № 26 – 2000» СанПинов от

2002 года все дети, поступающие в первый класс должны предоставить в

образовательное учреждение коллегиальное заключение ПМПК о готовности

к началу регулярного школьного обучения. Для этого дети и родители (лица

их заменяющие) с необходимыми документами проходят диагностирование.

Как можно установить психологическую готовность или неготовность

детей к школе? Что же такое в нашем представлении зрелый дошкольник?

«Дошкольную зрелость» можно определить как целостное психическое

состояние

ребенка

дошкольного

возраста,

характеризующееся

высокой

степенью

развития

тех

качеств

и

процессов,

которые

переживают

свой

расцвет именно в дошкольный период детства. Для шестилетних детей с

хорошим

психическим

развитием

наиболее

типичен кооперативно-

соревновательный уровень общения со сверстниками, произвольность в

сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в

сфере самосознания. Кроме того, принципиально важными являются:

- сформированные приемы игровой деятельности;

- развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень

нравственного развития;

- развитое воображение;

- высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.

Принято выделять 3 основные группы трудности, с которыми сталкиваются

не

готовые

к

школе

дети.

1

группа

затруднений

относиться

к

системе

взаимоотношений

и

взаимодействия со сверстниками (неумение слушать

товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками,

согласовывать с ними свои действия), 2 – к сфере общения со взрослым

(непонимание

вопросов

учителя,

его

особой

позиции,

специфичности

учебных

ситуаций

и

учебного

общения),

3

к

сфере

собственного

самосознания (неадекватная оценка своих возможностей и способностей,

необъективное

отношение

к

результатам

своей

деятельности,

неверное

восприятие оценок учителя). Эти три группы трудностей отражают основные

стороны

психологической

готовности

ребенка

к

школе

и

школьному

обучению.

Обучение детей 6-ти летнего возраста должно быть подчиненно задаче

подготовки к учению школьного типа. Так, Ш.А. Амонашвили подчеркивает

что назначение класса шестилеток – готовить детей к роли учеников.

Итак что же включает в себя психологическая готовность детей к школе?

Интеллектуальная готовность не сводиться к имеющемуся у ребенка

словарному

запасу,

специальным

умениям

и

навыкам.

Существующие

программы,

их

усвоение

потребуют

от

него умения

сравнивать,

анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к

учебной деятельности, к педагогам, к самому себе. Если ребенок не готов к

социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса

умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет

трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя, как говорится, по-детски,

учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них

непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять

задания

из

чувства

ответственности,

то

такой

первоклассник

делает

все

небрежно, наспех, ему трудно достичь нудного результата.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого

действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить

план

действия,

исполнить

его,

проявить

определенные

усилия

в

случае

преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В шестилетнем

возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке

поведения мо стороны сверстников. Важными являются умения подчинять

свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания

учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно

слушать и точно выполнять эти указания.

В

этом

возрасте

необходимо

развивать

способность

действовать

по

моральным

мотивам,

при

необходимости

отказываясь

от

того,

что

непосредственно

привлекает,

так

как

шестилетний

ребенок

способен

соподчинять

мотивы

своего

поведения.

Первостепенное

значение

в

формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели, а именно

стремления не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной

цели при столкновении с препятствием.



В раздел образования