Автор: Шишкина Людмила Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ" школа№12"
Населённый пункт: г.Нижший Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие музыкального cлуха учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки"
Раздел: полное образование
«Развитие музыкального слуха
учащихся младшего школьного возраста на
уроках музыки
общеобразовательной школы»
Подготовила: Шишкина Л.Г.
учитель музыки МБОУ»школа12»
2017г.
Цель: повышение уровня профессиональнализма учителей музыки по
использованию упражнений, творческих заданий, способствующих развитию
музыкального слуха у детей младшего школьного возраста.
Форма проведения: урок музыки и занятия хора.
Практическая значимость и задачи: ознакомление с упражнениями и
творческими заданиями, способствующими развитию музыкального слуха
учащихся на уроках музыки.
Материально-техническое и методическое обеспечение: кабинет музыки с
необходимым количеством посадочных мест, детские музыкальные
инструменты.
План :
- вступление;
- творческие занятия, распевки для эффективных приёмов работы;
- рефлексия
Предполагаемый результат: ученики получат знания об эффективных приёмах
развития музыкального слуха. Педагоги смогут использовать приобретенные
знания и приемы в своей практике.
Пояснительная записка:
Данное занятие представляет собой практическое занятие по теме «Развитие
музыкального слуха учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки
общеобразовательной школы», посвященное творческими заданиям, распевкам
способствующим развитию музыкального слуха у детей.
В современной педагогике целью общего музыкального образования принято
считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их
общей духовной культуры.
Формирование у детей музыкальной культуры в начальный период обучения
считается важнейшим, поскольку развивается музыкальность. Основной
признак музыкальности – это способность эмоционально отзываться на музыку,
которая выступает в роли универсального средства эстетического и
нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Но музыкальность предполагает и тонкое слышание музыки - музыкальный
слух. Хорошо развитый музыкальный слух у детей младшего школьного
возраста помогает заучиванию на память, развитию восприятия музыки.
Повышается самоконтроль над исполнением музыки.
Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков,
но она так же есть результат развития, воспитания и обучения. Под
музыкальностью понимается умение слушателя воспринимать в музыке
определенное содержание. Чем больше человек слышит в звуках, тем более
музыкален. Основной признак музыкальности – чистое интонирование и
переживание музыки как выражение ее содержания .
Согласно определению, данному в музыкальном энциклопедическом словаре,
музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для
сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух
подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных
элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и
функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое
чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха).
Таким образом, «музыкальный в широком понимании – это способность
различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать
содержание музыкальных произведений». В музыке основным носителем
смысла являются звуковысотное, ритмическое движение. Музыка состоит из
мелодии и гармонии, в которые входят несколько организованных звуков.
Поэтому выделяют еще мелодический и гармонический слух. Наиболее важен
мелодический. Мелодический слух – это проявление звуковысотного слуха по
отношению к одноголосной мелодии, гармонический по отношению к
многоголосию и отдельным созвучиям. Главный признак мелодического слуха
заключается в том, что звуки, образующие мелодию, воспринимаются в их
отношениях друг к другу, которые выражаются в тяготении звуков между собою
и их общем стремлении к тонике. Ладовое чувство является важнейшим
условием восприятия музыки.
Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо
сформировать и закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне,
заниматься расширением диапазона голоса, развивать его гибкость и
пластичность. Предлагаю (по А.Н.Зиминой ) следующие рекомендации:
1) для того, чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, учителю
необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его
диапазоне;
2) определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках,
которые воспроизводятся детьми легко. Для этого подобрать нужные попевки и
транспонировать их в удобную для голоса тональность. Активизировать процесс
дыхания (активный, бесшумный вдох, постепенный выдох);
3) расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх.
4) если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять
более высокий звук;
5) если ребенок поет в хоре неверно, необходимо с ним индивидуально работать
после каждого занятия в течение нескольких минут.
Творческие музыкальные задания как основа развития музыкального
слуха
Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его
развития практически безграничны. Успешное развитие музыкального слуха
особенно зависит от начала занятий в более раннем возрасте.
В первом классе музыкальный слух у детей развивается во всем разнообразии
музыкальной деятельности:
- слушая музыкальное произведение на близкие им темы, получают
представление о связи музыки с их внутренним миром;
- знакомятся со средствами музыкальной выразительности – темпом,
динамикой, регистрами, мелодией, ритмом, что способствует развитию
музыкального слуха.
В работе я использую ряд существующих методов, формирующих у детей
комплекс музыкальных способностей. Педагогическое воздействие на развитие
музыкальных способностей основывается на слушании музыки, пении,
движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально
– дидактической игре.
Комплекс музыкальных способностей формируется в каждом виде музыкальной
деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные
элементы, отражение которых и являются способности. Однако некоторые виды
музыкальной деятельности имеют преимущества в отношении развития той или
иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным
образом в пении и игре по слуху на детских музыкальных инструментах;
формирование чувства ритма – в движениях под музыку; репродуктивного
компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых
произведений.
Работа направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные
произведения учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо их
запоминали. Дети учатся «погружаться» в музыку, воспринимать красоту ее
звучания, что служит хорошей основой для развития у них художественного
вкуса.
В основе моей работы лежат методы как словестного показа, пояснения
материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности.
Словесный показ, пояснения, беседы с учащимися направлены на то, чтобы
заинтересовать произведением, которое они будут слушать или исполнять.
Этому служат рассказы о композиторах, некоторых интересных фактов из их
жизни, об обстоятельствах создания данного произведения, сопровождение
рассказа иллюстрациями, репродукцией портрета композитора. Учащиеся
стараются сами разобраться в музыке: дают краткую характеристику ее
содержания, использованных композитором выразительных средств.
Активизирую внимание и интерес учащихся, особенно младшего школьного
возраста, различными заданиями перед прослушиванием музыки.
Б. Можжевелов «Веселые скачки»
участники выполняют творческие задание
Также можно смену частей чередовать стуком ритмо – палочек на медленную
часть и поскоками сидя на стульчиках – на подвижную часть произведения.
Чередование сильной и слабой доли – сидя на стульчиках, дети выполняют
приставные шаги вперед – назад, сосредоточив внимание на чередовании
сильной и слабой доли – сильная доля – «раз», слабая – «два».
Е. Макаров – «Приставной шаг»
участники выполняют творческие задание
При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами
«взрослой» классической музыки использую прием «парного
восприятия» произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том,
что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению
подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание
которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение
пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него
переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает
восприятие.
Для включения детей в активную и приятную для них деятельность при
слушании или исполнении произведения применяю ряд эффективных приемов,
особенно полезных в музыкальном образовании младших школьников. С
помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем
телом», глубже проникнуться ее настроением.
Движения простые, легко выполняются детьми, ритмичные и главное –
соответствуют настроению музыки. Например, под веселую музыку –
«танцуют» кистями рук в воздухе, притопывают ногами (сидя), делают
элементарные танцевальные движения (стоя).
«Итальянская полька» музыка С. Рахманинова
участники выполняют творческие задание
Под грустную, спокойную музыку – тихо шагают (на месте) или выполняют
плавные движения руками.
Под «таинственную» музыку – изображают любопытство . Дети очень любят
двигаться под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением,
они лучше запоминают и больше любят.
«Полет шмеля» музыка Н.А. Римского – Корсакова
может послужить и музыкальной разминкой, конечно же, с обязательной
оговоркой: «полет шмеля тихий, слышен лишь при приближении».
участники выполняют творческие задание
Почувствовать музыкальный образ поможет чередование движений (сидя или
стоя) и мимики лица.
«Три подружки» музыка Д. Кабалевского
участники выполняют творческие задание
Методический прием «Игра в оркестр» создает у детей впечатление участия в
исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для
участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам)
раздаются музыкальные инструменты: треугольники, металлофон, трещётка,
бубенцы, бубны. Под звучание исполняемого в записи произведения дети
негромко выполняют заданные ритмы.
Глинка «Полька»
участники выполняют творческие задание
Когда они привыкают к игре, им предлагается импровизировать ритм. Во время
исполнения музыки указываю, какой группе пришел черед вступать со своим
инструментом. Играют дети в соответствии с настроением музыки: весело,
бодро, громко – или тихо.
Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки,
предлагаю им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на
заданный текст). Для лучшего запоминания музыки дети поют мелодии из
прослушиваемых произведений.
Вышесказанное является единым процессом, способствующим развитию
музыкальных способностей и музыкального слуха. В учебном процессе все
творческие задания взаимно переплетаются и вместе с тем различно их влияние
на личность: одни из творческих заданий влияют на развитие творческих
способностей детей младших классов, другие влияют на развитие музыкального
слуха.
Цели, задачи и организация работы по развитию музыкального слуха у
детей школьного возраста на уроках музыки.
Анализ методической литературы показал, что звуковысотная разновидность
музыкального слуха является ведущей на начальном этапе обучения. Анализ
литературы показал также, что формирование ладового чувства детей младшего
школьного возраста, их звуковысотных представлений – актуальная проблема
современной педагогики. Вопрос о развитии у детей младшего школьного
возраста на уроках музыки ладовых звуковысотных представлений решается в
ходе всего урока в различных видах музыкальной деятельности. Однако в
основе такого комплексного подхода лежит система подбора творческих
заданий, основой которых являются ладовые попевки. Знакомые ладовые
попевки служат хорошей основой и для развития музыкального слуха.
Творческие задания, необходимые для развития музыкального слуха, были
определены на основе:
а) анализа состояния проблемы развития музыкального слуха у детей первого
класса в целом;
б) результата анализа, состояния развития музыкального слуха каждого
школьника в отдельности с учетом его психофизиологического развития;
в) с учетом личностно – деятельного подхода детей младшего школьного
возраста;
г) в какой последовательности осваиваются интонации попевок в ладу;
Для успешного развития музыкального слуха были созданы необходимые
педагогические условия:
а) индивидуальный подход к психофизиологическим способностям школьника;
б) создание творческих музыкальных заданий, направленных на
стимулирование творческой деятельности и как результат развитие
музыкального слуха;
в) постепенное усложнение и выполнение каждого упражнения вплоть до
получения необходимой реакции;
г) системность и последовательность в работе.
Большинство используемых в своей работе творческих заданий известны
учителям музыки .Главным является принцип систематизации и группировки
их, что позволяет устранить слуховые дефекты.
В основе принципа творческих заданий лежат задачи:
1) развивать следовые представления звуков;
2) развивать чувство координации звуков при представлении музыкального
материала;
3) расширить объем представляемого материала.
Все это вырабатывает не только количественные показатели, но и качественные,
яркость слуховых представлений, полноту и прочность их, а также скорость
слуховых реакций.
Творческие задания подобраны так, чтобы ликвидировать те или иные
недостатки, дефекты в слуховых реакциях.
Творческие задания делятся на три группы:
- первая группа охватывает упражнения для развития следовых рефлексов на
отдельные звуки и звуковысотные соотношения;
- вторая группа призвана развивать слуховые представления координации
музыкальных элементов;
- третья группа упражнений имеет целью развитие объема представлений.
Чтобы стимулировать интерес детей младшего школьного возраста к творческим
заданиям в целях развития музыкального слуха в работе использовались в
качестве стимулирования интереса чувство удивления, яркости, образности,
занимательности, эмоционального подъема, готовности принять нестандартные
решения с опорой на следующие методические приемы: беседы, творческие
задания, игры, тесно связанные с основной установкой.
Второй этап – развивающий, являлся основным, формирующим. На этом этапе
отрабатывались упражнения, творческие задания.
Творческие задания для развития следовых рефлексов:
1. Дается звук в удобном для пения регистре, ученик слушает его и повторяет
про себя, пока звук тянется. Например, сыгран звук «d- первой октавы» - ученик
поет его в унисон с данным;
2. Дается звук в далеком регистре, недоступном для простого повторения.
Например, играется «d малой октавы»; пока звук тянется, ученик поет про себя
и затем вслух «d первой октавы» и слушает частоту совпадений обоих звуков на
расстоянии октавы.
3. Играется звук в удобном для пения регистре, ученик повторяет его по памяти;
4. Играются звуки в неудобном для пения регистре (звук «е - большой» или «е –
третьей октавы»), ученик поет его по памяти «е первой» - про себя и вслух;
5. Играется несколько звуков в удобном регистре, ученик поет по заданию
первый или второй и т.д.
Творческие задания для развития слуховых представлений:
Образование следовых рефлексов может быть кратковременным и
долговременным. В первом случае это выражается, например, в том, что
запоминание тональности сохраняется только в момент настройки, а затем
теряется, пропадает. Соответствующая тренировка позволяет сохранить
звуковысотные слуховые рефлексы на более длительный срок, но все они потом
исчезают. Постоянны эти рефлексы при абсолютном слухе. Здесь они
безусловные, врожденные. В результате тренировки возникают условные
рефлексы.
Для выработки долговременных условных рефлексов хороший результат дает
использование звуковых помех при выполнении учеником различных
упражнений. Тогда запоминание, сохранение и представление высоты звуков
будет более прочным.
1. Настроить ученика на определенную тональность, сыграть, попросить спеть
его тонику. Одновременно с ним играть на инструменте звуки другой
тональности в далеком регистре (помехи слабые). Например, после настройки в
тональности «F - dur» сыграть звук «f»; ученик поет его, а в это время педагог
играет музыку в «Е – dur»;
2. То же – в одной с учеником октаве (помехи сильные). Играть во время пения
ученика;
3. Во время пения ученика «сбивать» ученика игрой мелодии в другой
тональности в далеком регистре:
4. То же – в одном регистре с поющими звуками.
Творческие задания для развития объема представлений:
1. Определение аккордов на слух. Допевание оборванной мелодии до тоники;
2. Играется ритмический рисунок, характерный для определенного размера;
3. Играется интервал, трехголосный аккорд в любой последовательности –
определяется, где сколько звуков. Определяется количество звуков, сыгранных
одновременно:
4. Определяются отдельные интервалы и аккорды. Сравнивается величина двух
интервалов (больше - меньше), окраска двух аккордов (грустно - весело);
5. Определение размера и ритмического рисунка на слух. Прохлопывается ритм
и метр.
Таким образом, в увлекательной форме творческие задания, приближенные по
своей форме к игре, способствовали развитию музыкального слуха.