Напоминание

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "КРИМИНАЛИСТИКА" ПО ТЕМЕ "МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ"


Автор: Токарева Наиля Абдурахмановна
Должность: преподаватель юридических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "ПГК"
Населённый пункт: город Самара Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "КРИМИНАЛИСТИКА" ПО ТЕМЕ "МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПРАКТИЧЕСКОГО

ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНАЛИСТИКА»

ПО ТЕМЕ «МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА

ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ»

Данная

методическая

разработка

открытого

урока

адресована

преподавателям

специальности 40.02.02

Правоохранительная

деятельность

с

целью

организации

и

проведения практических занятий в виде деловой игры по криминалистической методике

расследования

преступлений.

Проведение

урока

в

виде

деловой

игры

способствует

формированию у студентов профессиональных, а также практических умений, необходимых

для будущей профессиональной деятельности в качестве юристов. Деловые игры относятся

к

активным

методам

обучения

и

позволяют

моделировать

реальные

ситуации

из

криминалистической практики.

Введение

Методика

расследования

преступлений

-

последний

завершающий

раздел

курса

криминалистики.

На основе обобщения многолетнего опыта криминалисты пришли к

выводу о том, что расследование преступлений, как правило, фактически делится на два

этапа - первоначальный и последующий. На первоначальном этапе следователь обычно

работает в очень напряженном ритме, характерном для расследования преступлений, без

письменного

плана,

поскольку

его

в

этот

момент

просто

некогда

составлять.

Для

первоначального

этапа

расследования

в

криминалистике

разработаны

по

каждому

конкретному виду преступлений рекомендации, касающиеся круга и последовательности

следственных действий, розыскных и организационных мероприятий, а также тактики их

проведения.

Знание основных вопросов, относящихся к общим положениям криминалистической

методики,

очень

важно.

Без

этого

невозможно

усвоить

и

творчески

использовать

рекомендации частных методик, которые помогают быстро и эффективно раскрывать и

расследовать самые разнообразные преступления.

Практическое

занятие

в

форме

деловой

игры

по

теме

«Методика

расследования

преступлений на первоначальном этапе» проводится для студентов 3 курса специальности

40.02.02

Правоохранительная

деятельность,

в

рамках

изучения

д и с ц и п л и н ы

«Криминалистика».

Значение урока состоит в том, что он направлен на формирование практического

опыта

по

проведению

процессуальных

и

следственных

действий;

опыта

использования

криминалистической

техники

и

процессуального

оформления

ее

применения,

формулирования

и

обоснования

следственных

версий,

закрепление

особенностей

применения тактических приемов при проведении процессуальных следственных действий.

Студенты в ходе урока демонстрируют не только теоретические знания по указанной

дисциплине, но и профессиональные навыки: «думать и делать, как юрист»; способность к

самостоятельности,

коммуникациям,

деловой

активности,

способности

убеждать,

аргументировать и защищать свою точку зрения, свою позицию.

Межпредметные связи урока

Понятие криминалистической методики изучается студентами 3 курса специальности

в рамках дисциплины «Криминалистика».Тема «Методика расследования преступлений на

первоначальном этапе» изучается и в рамках других дисциплин. Например, в дисциплине

«Уголовный

процесс»

определяются

формы

применения

технико-криминалистических

средств

и

методов,

порядок

проведения

отдельных

следственных

действий.

Методика

расследования

преступлений

неразрывно

связана

с

криминологической

характеристикой

преступлений.

Здесь

прослеживается

связь

«Криминалистики»

с

дисциплиной

«Криминология»,

которая

включает

в

себя

научные

наблюдения,

анализ

сведений

о

закономерностях совершения преступлений. Зная подобные закономерности, криминалисты

и

разрабатывают

методику

расследования

преступления.

Естественной

является

связь

криминалистики и уголовного права. Новые методики расследования преступлений обычно

разрабатываются в криминалистике только после введения в Уголовный Кодекс статей,

предусматривающих

наказание

за

соответствующие

преступления.

Уголовное

право

содержит

классификацию

преступлений,

а

криминалистика

-

методику

расследования

каждого вида преступлений.

Методическая разработка урока по теме «Методика расследования преступлений на

первоначальном этапе» дает возможность организовать актуализацию знаний студентов по

нескольким специальным дисциплинам.

Умения, формируемые у студента в процессе изучения

раздела № 2 «Криминалистическая тактика»:

применять технико-криминалистические средства и методы;

проводить осмотр места происшествия;

использовать тактические приемы при производстве следственных действий;

использовать формы организации и методику расследования отдельных видов и групп

преступлений.

В настоящее время большое внимание уделяется рефлексивным методам обучения

(самоконтроль, взаимоконтроль и др.). В ходе урока на тему «Методика расследования

преступлений на первоначальном этапе» обучающиеся будут осуществлять самоконтроль

групповой работы, в ходе которого они должны будут слушать и слышать друг друга, прийти

к единому мнению, как все-таки оценить работу всей группы.

Преподаватель после урока проверит адекватность самооценки обучающихся. Для

реализации рефлексии на уроке преподавателем разработана технология оценки групповой

работы по каждому виду деятельности (критерий оценки и оценочная шкала).

Тема урока «Методика расследования преступлений

на первоначальном этапе»

Цели урока:

1.

Продолжить формирование профессиональных компетенций, соответствующих виду

профессиональной деятельности оперативно-служебная деятельность.

2.

Продолжить формирование общих компетенций, которыми должен обладать юрист.

Учебные задачи урока:

1.

Образовательная – формирование практического опыта проведения процессуальных и

следственных

действий,

закрепления

использования

криминалистической

техники

и

процессуального

оформления

ее

применения;

формулирования

и

обоснования

следственных

версий,

применения

тактических

приемов

при

проведении

процессуальных и следственных действий.

2.

Развивающая – развитие профессионального мышления («думать и делать, как юрист»);

умений четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли; наблюдать явления и по

результатам делать выводы и обобщения; отделять главное от второстепенного; давать

оценку событиям, анализировать ответы.

3.

Воспитательная – воспитание интереса к предмету, формирование личностных качеств,

необходимых

в

профессиональной

и

социальной

среде:

самостоятельности,

коммуникативной

культуры,

деловой

активности,

способности

убеждать,

работать

в

коллективе (команде) и вносить свой вклад в общее дело.

Образовательные результаты:

Таблица 1

Образовательные результаты

(ПК, ОК)

Содержание деятельности студента

на уроке

ПК 1.1

- Юридически квалифицировать

факты, события и обстоятельства.

- Принимать решения и совершать

юридические действия в точном

соответствии с законом.

Анализ

составленных

проце ссуа ль ны х

документов;

принятие решений о возбуждении уголовного

дела;

процессуальное

оформление

принятого

решения.

ПК 1.3

- Осуществлять реализацию норм

материального и процессуального

права.

Составление процессуальных документов

(протокола осмотра места происшествия,

постановления о возбуждении уголовного

дела);

составление плана необходимых следственных

действий.

ПК 1.5

- Осуществлять оперативно-

служебные мероприятия в

соответствии с профилем подготовки.

Поиск, обнаружение и изъятие следов с места

преступления.

ПК 1.7

- Обеспечивать выявление, раскрытие

и расследование преступлений и иных

правонарушений в соответствии с

профилем подготовки.

Фотографирование

места

происше ствия

разными

видами

фотосъемки

(обзорная,

ориентирующая, узловая и детальная);

обнаружение,

фиксация

и

изъятие

следов

преступления.

ПК 1.8

- Осуществлять технико-

криминалистическое и специальное

техническое обеспечение оперативно-

служебной деятельности.

Фотографирование

места

происше ствия

разными

видами

фотосъемки

(обзорная,

ориентирующая, узловая и детальная);

обнаружение,

фиксация

и

изъятие

следов

преступления.

OK 1.

- Понимать сущность и социальную

значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

Активная работа на занятии;

выдвижение

и

аргументация

следственных

версий.

ОК 3.

-

Организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать

их эффективность и качество.

Выполнение задания индивидуально и в группе

в соответствии с заданной ролью;

распределение

ролей

в

зависимости

от

выполняемых функций;

планирование

дальнейших

следственных

и

процессуальных

действий

с

учетом

каждой

выдвинутой версии.

ОК 6.

-

О с у щ е с т в л я т ь

п о и с к

и

и с п о л ь з о в а н и е

и н ф о р м а ц и и ,

необходимой

для

эффективного

выполнения профессиональных задач,

профессионального

и

личностного

развития.

Выбор

необходимой

информации

из

всего

предоставленного объема;

выдвижение

и

аргументация

следственных

версий.

ОК 10.

-

Адаптироваться

к

меняющимся

у с л о в и я м

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

Выдвижение

и

аргументация

следственных

версий;

планирование

дальнейших

следственных

и

деятельности

процессуальных

действий

с

учетом

каждой

выдвинутой версии.

ОК 12.

-

Выполнять

профе ссиональные

задачи

в

соответствии

с

нормами

морали,

профессиональной

этики

и

служебного этикета.

Выстраивание межличностных отношений;

выслушивание мнений друг друга.

Тип урока: урок практического применения знаний и умений.

Форма организации урока (учебной деятельности): деловая игра (имитационная).

Форма организации деятельности обучающихся: групповая (звеньевая).

Технология: практико-ориентированного развивающего обучения.

Место проведения – учебный кабинет № 308.

Методы обучения:

групповой инструктаж;

самостоятельное выполнение заданий в составе группы (звена);

метод решения ситуационных заданий на практике;

самооценка;

взаимообучение в составе малой группы;

обсуждение результатов в группах и с преподавателем.

Методы контроля:

текущее наблюдение;

самоконтроль обучающихся;

устный опрос (фронтальный);

групповая оценка работы.

Материально-техническое оснащение (средства обучения):

1. Оборудование:

специальный набор криминалиста (1 шт.).

2. Дидактическое оснащение:

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ;

бланки процессуальных документов;

образцы заполнения процессуальных документов.

3. Средства наглядности и ТСО:

мультимедийный проектор – 1 шт.;

экран – 1 шт.;

видеофрагменты – 4 шт.

4. Литература:

Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений: А. И.

Бастрыкин

Санкт-Петербург,

Издательство

Р.

Асланова

"Юридический

центр

Пресс", 2010 г.- 502 с.

Криминалистическая методика расследования. Проблемы, тенденции, перспективы: С.

Н. Чурилов — Санкт-Петербург, Юстицинформ, 2011 г.- 128 с.

Методика расследования преступлений. Общие положения: С. Н. Чурилов — Москва,

Юстицинформ, 2009 г.- 232 с.

Особенности

расследования

преступлений

против

личности.

Пособие

для

следователей органов внутренних дел: Н. В. Уханова — Санкт-Петербург, Щит-М,

2007 г.- 56 с.

План урока:

1.Организационный момент - 5 мин.

2. Постановка целей и задач урока - 5 мин.

3.Актуализация знаний учащихся - 10 мин.

4. Содержательная часть урока: проведение деловой игры - 30 мин.

5. Анализ и обобщение результатов игры - 10 мин.

6. Этап информации о домашнем задании и инструкция по его выполнению

- 5 мин.

7. Подведение итогов урока- 15 мин

8. Рефлексия - 10 мин.

ХОД УРОКА

Свои способности человек может узнать,

только попытавшись применить их на деле.

Cенека

І. Организационный момент (5 мин)

приветствие,

проверка присутствующих на уроке по журналу,

организация внимания и готовности к уроку.

ІІ. Постановка целей и задач урока (5 мин)

Преподаватель (проговариваются цели и задачи урока):

-

формирование

практических

навыков

по

проведению

процессуальных

следственных

действий;

-

закрепление

навыков

использования

криминалистической

техники

и

процессуального

оформления ее применения, формулирования и обоснования следственных версий;

-

закрепление

особенностей

применения

тактических

приемов

при

проведении

процессуальных следственных действий.

Преподаватель:

Сегодня

на

уроке

Вы

будете

участвовать

в

деловой

игре.

Вам

предстоит

осматривать

место

происшествия;

обнаруживать,

собирать

и

фиксировать

доказательства; выдвигать и обсуждать следственные версии; составлять процессуальные

документы.

В ходе урока Вам необходимо будет выполнить самооценку выполнения групповых

заданий.

Схема 1

Технология оценки выполнения

групповых заданий

Шкала оценки выполнения групповых заданий преподавателем

Таблица 2

п/п

Критерии оценки

Оценочный балл

1.

Адекватная самооценка

5

2.

Заниженная самооценка

По факту правильности

выполнения заданий

3.

Завышенная самооценка

По факту правильности

выполнения заданий

Критерии самооценки обучающихся при выполнении заданий

(для группы следователей)

Таблица 3

1.Самооценка обучающихся

при выполнении заданий для

группы следователей

2.Самооценка обучающихся

при выполнении заданий для

группы криминалистов

3.Самооценка

обучающихся при

выполнении заданий

для группы экспертов

Проверка адекватности самооценки

групп преподавателем после урока

Основные оценочные показатели

Содержание показателя

Оценка в

баллах

Работа с нормативным документом.

Статья Уголовно-

процессуального Кодекса

подобрана правильно.

2

Статья Уголовно-

процессуального кодекса

подобрана неправильно.

0

Юридическая квалификация

обстоятельств совершенного

преступления.

Квалификация содеянного

определена верно.

2

Квалификация содеянного

определена неверно.

0

Работа с бланком процессуального

документа.

Бланк процессуального

документа выбран верно.

2

Бланк процессуального

документа выбран неверно.

0

Соблюдение требований к форме и

содержанию документа.

Форма и содержание

процессуального документа

соответствуют требованиям

Уголовно-процессуального

закона.

3

Форма и содержание

процессуального документа не

соответствуют требованиям

Уголовно-процессуального

закона.

1

Оценочная шкала

Таблица 4

Набрано

Менее 5 баллов

5 баллов

8 баллов

10 баллов

баллов

оценка

«неудовлетворительно»

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

Критерии самооценки обучающихся при выполнении заданий

(для группы криминалистов)

Таблица 5

Основные оценочные показатели.

Содержание показателя

Оценка в

баллах

Определение в данной практической

ситуации следов преступления,

обладающих значимой информацией.

Следы преступления обладают

значимой информацией.

2

Следы преступления не обладают

значимой информацией.

0

Выбор технических средств изъятия

следов преступления в соответствии

с криминалистической методикой.

Выбранные технические средства

изъятия следов преступления

соответствуют криминалистической

методике.

2

Выбранные технические средства

изъятия следов преступления в

данной ситуации не соответствуют

криминалистической методике.

0

Изъятие и упаковка следов

преступления в соответствии с

нормами Уголовно-процессуального

закона.

Способы изъятия и упаковки следов

преступления соответствуют

нормам Уголовно-процессуального

закона.

2

Способы изъятия и упаковки следов

преступления не соответствуют

нормам Уголовно-процессуального

закона.

0

Оценочная шкала

Таблица 6

Набрано

баллов

Менее 3 баллов

3 балла

4 балла

6 баллов

оценка

«неудовлетворительно»

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

Критерии самооценки обучающихся при выполнении задания

(для группы экспертов)

Таблица 7

Основные оценочные показатели.

Содержание показателя

Оценка в

баллах

Наблюдение за работой группы

криминалистов

В действиях группы криминалистов

выявлены нарушения

(при их наличии).

2

В действиях группы криминалистов

нарушений не выявлено

(при их наличии).

0

Вывод о четкости и

последовательности изложения

материала в процессуальных

документах

Высказано суждение о четкости и

последовательности изложения

материала в процессуальных

документах.

2

Суждение о четкости и

последовательности изложения

материала в процессуальных

документах не сформулировано.

0

Формулирование следственных

версий

Сформулировано 2-3 следственные

версии.

2

Сформулирована 1 следственная

версия.

1

Следственные версии отсутствуют.

0

Оценочная шкала

Таблица 8

Набрано

баллов

Менее 3 баллов

3 балла

5 баллов

7 баллов

оценка

«неудовлетворительно»

«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

ІІІ. Актуализация знаний обучающихся ( 10 мин)

Преподаватель: Прежде, чем приступить непосредственно к игре, давайте вспомним

основные положения криминалистической методики расследования преступлений, работы со

следами и криминалистического моделирования. Ответьте на следующие вопросы:

1.Что

включает

в

себя

криминалистическая

методика

расследования

преступлений?

Возможный вариант ответа студента: криминалистическая характеристика преступления;

обстоятельства,

подлежащие

установлению

при

расследовании

данного

вида

преступления; возбуждение уголовного дела, первоначальные и последующие следственные

действия.

2. Назовите виды следов, которые подлежат изъятию с места происшествия.

Возможный вариант ответа студента: следы рук, ног, запаха, курения, крови, вещественные

доказательства.

3. Какие виды следов рук и ног могут быть на месте происшествия?

Возможный вариант ответа студента: поверхностные следы и объемные.

4.Каким способом изымаются следы рук и обуви?

Возможный вариант ответа студента: с помощью дактилоскопических порошков, фиксации на

дактилоскопическую пленку и фотографирования.

5.Какой

документ

составляется

для

фиксации

хода

и

результатов

осмотра

места

происшествия?

Возможный вариант ответа студента: протокол осмотра места происшествия.

6. Какие виды фотосъемки производит криминалист на месте происшествия?

Возможный вариант ответа студента: ориентирующая, обзорная, узловая и детальная.

7. Назовите поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Возможный вариант ответа студента: поводы - заявление о преступлении, явка с повинной,

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении; основание - наличие признаков

состава преступления.

І

V.Содержательная часть урока - проведение деловой игры

(30 мин)

Проведение деловой игры. Имитация деятельности участников уголовного процесса на

месте происшествия. Осмотр места происшествия. Обнаружение, собирание и фиксация

доказательств на месте происшествия. Выдвижение и обсуждение следственных версий.

Составление процессуальных документов.

Задания для самостоятельного выполнения:

Примечание: подготовка к деловой игре была проведена на предыдущем уроке.

1.

Изучение

и

анализ

теоретического

материала

по

теме

«Методика

расследования

преступлений на первоначальном этапе» по методическому пособию «Конспект лекций по

криминалистике».

2.

Повторение

теоретического

материала

по

дисциплине

Осмотр

места

происшествия:

«Понятие

и

виды

осмотра

места

происшествия.

Фотографирование»,

«Обнаружение

и

изъятие

следов

с

места

происшествия»

по

методическому

пособию

«Краткий

конспект

лекций по Осмотру места происшествия».

3. Распределение студентов по группам с известными ролями.

4. Выбор лидеров в группах.

5.

Подготовка

бланков

процессуальных

документов:

«Протокола

осмотра

места

происшествия» и «Постановления о возбуждении уголовного дела».

6.

Подготовка

технического

средства

-

фотоаппарата

для

фотографирования

места

происшествия.

Порядок проведения деловой игры:

1.

Создается имитационное место происшествия - квартира, обстановка в которой была

смоделирована с учетом реальных обстоятельств дела.

2.

Первая группа (криминалисты) должна заниматься фотографированием и работой со

следами

(обнаруживать,

фиксировать

и

изымать

следы

преступления).

Вторая

группа

(следователи)

должна

заниматься

составлением

процессуальных

документов

(протокола

осмотра места происшествия, постановления о возбуждении уголовного дела). Третья группа

играет роль экспертов, на основании представленных материалов проводит анализ ситуации,

оценивает собранные доказательства.

3. На первоначальном этапе расследования, в первую очередь, проводится осмотр места

происшествия,

который

начинается

с

фотографирования.

По

прибытии

на

место

криминалист должен выполнить обзорную, узловую и детальную фотосъемки. Выполняется

фотографирование общего вида комнаты, расположения предметов. Это обзорная съемка.

Предметы

вначале

фотографируются

общим

планом,

затем

-

каждый

индивидуально,

крупным

планом,

чтобы

можно

было

увидеть

максимальное

количество

характерных

признаков. Фотосъемка следов начинается с их фотографирования на фоне окружающей

обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбираются самые четкие следы,

которые снимаются каждый в отдельности по правилам детальной масштабной фотосъемки.

4. Начиная работу со следами, в первую очередь, необходимо обнаружить и изъять следы

пальцев рук. Студенты должны продемонстрировать умения по выявлению следов рук с

помощью

дактилоскопических

порошков,

которые

имеются

в

специальном

криминалистическом

чемодане.

Следующим

шагом

является

обнаружение,

изъятие

и

упаковка следов курения, запаха, вещественных доказательств.

5. Составляется протокол осмотра места происшествия.

6. Каждой группой выдвигаются следственные версии, после чего они обсуждаются группой

следователей.

7. Группой криминалистов составляется постановление о возбуждении уголовного дела и

предоставляется на обсуждение.

8. Составляется план дальнейших следственных действий по делу.

9. Группа экспертов анализирует составленные документы.

Формы контроля самостоятельной работы со стороны преподавателя:

проверка

правильности

выполненных

действий

во

время

деловой

игры

и

их

корректировка, в случае необходимости;

заслушивание подготовленных процессуальных решений;

обсуждение выдвинутых следственных версий с аргументацией.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что включает в себя криминалистическая методика расследования преступлений?

2. Назовите виды следов, которые подлежат изъятию с места происшествия.

3. Какие виды следов рук и обутых ног могут быть на месте происшествия?

4. Каким способом изымаются следы рук и обутых ног?

5.

Какой

документ

составляется

для

фиксации

хода

и

результатов

осмотра

места

происшествия?

6. Какие виды фотосъемки производит криминалист на месте происшествия?

7. Назовите поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Умения, формируемые у студента в процессе изучения

раздела № 2 «Криминалистическая тактика»:

применять технико-криминалистические средства и методы;

проводить осмотр места происшествия;

использовать тактические приемы при производстве следственных действий;

использовать формы организации и методику расследования отдельных видов и групп

преступлений.

Инструктаж

1. Преподаватель: Работа на месте происшествия сложна и кропотлива. Накануне

Вам было предложено поделиться на группы и определиться с руководителем. Руководители

определены. Их задача - помогать и комментировать работу в своей малой группе.

2. Последовательность видов учебной деятельности:

а) Ввод в игру.

Преподаватель:

Вам

предстоит

попытаться

разобраться

в

ситуации,

которая

произошла

в

феврале

прошлого

года.

Для

начала

предлагаю

посмотреть

небольшой

видеоролик с места события (демонстрация видеоролика).

Преподаватель: Напомню материалы дела.

В феврале 2010 г. в милицию обратились родственники известного актера Владислава

Галкина, которых насторожило, что последний долго не отвечает на телефонные звонки. В

итоге по заявлению родственников квартира актера на Садово-Спасской улице была вскрыта

сотрудниками милиции. В ней сотрудниками милиции и спасателями было обнаружено тело

известного актера без признаков жизни. В день кончины Влада из его квартиры пропала

крупная сумма денег. Отец актера уверен, что смерь его сына и эта пропажа связаны между

собой. В возбуждении уголовного дела по данному факту было отказано.

Как Вы поняли, ситуация не совсем простая, как кажется на первый взгляд. Не все в

этой истории ясно. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, что же все-таки

явилось причиной смерти этого человека. Для того, чтобы попытаться это понять, нам

необходимо будет на некоторое время оказаться в качестве членов следственной группы на

месте происшествия - в квартире, где был обнаружен труп Владислава Галкина.

Задание командам:

1

группа

(криминалисты)

будет

заниматься

фотографированием

и

работой

со

следами (обнаруживать, фиксировать и изымать следы преступления);

2 группа (следователи) будет заниматься составлением процессуальных документов

(протокола осмотра места происшествия, постановления о возбуждении уголовного дела);

3 группа (эксперты) будут помогать другим группам с анализом ситуации и оценкой

собранных доказательств.

Местом

происшествия

является

квартира,

обстановка

в

которой

была

нами

смоделирована с учетом реальных обстоятельств дела.

б) Работа в малых группах.

К работе приступает 1 группа (криминалисты)

Преподаватель:

На

первоначальном

этапе

расследования

в

первую

очередь

производится осмотр места происшествия. Осмотр места происшествия всегда начинается с

фотографирования. По прибытии на место криминалист выполняет обзорную, узловую и

детальную фотосъемки.

Вариант выполнения задания:

Руководитель

группы

криминалистов

комментирует

работу

студентов

(криминалистов): выполняется

фотографирование

общего

вида

комнаты;

расположения

предметов. Это обзорная съемка. Предметы вначале фотографируются общим планом, затем

каждый

индивидуально,

крупным

планом,

чтобы

можно

было

увидеть

максимальное

количество характерных признаков. Фотосъемка следов начинается с их фотографирования

на фоне окружающей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбираются

самые

четкие

следы,

которые

снимают

каждый

в

отдельности

по

правилам

детальной

масштабной фотосъемки.

Преподаватель: Теперь необходимо приступить к обнаружению, фиксации и изъятию

следов

преступления. Руководитель

группы

криминалистов

комментирует

работу

студентов (криминалистов): В арсенале криминалиста имеется специальный чемодан, в

котором

собраны

самые

необходимые

технические

средства

для

работы

на

месте

происшествия, а именно дактилопорошки, кисти, нестерильные перчатки, скотч, пакеты,

пинцет, марлевые тампоны, перекись водорода, линейки. Сначала необходимо обнаружить

следы

пальцев

рук.

Они,

вероятнее

всего,

могут

находиться

на

поверхности

бутылки,

стаканов,

мобильного

телефона.

Поверхность

этих

предметов

обрабатывается

дактилопорошком,

чтобы

следы

проявились,

и

легче

было

их

зафиксировать

на

дактилопленку. У нас имеются следы курения - пепел, окурки, пачка сигарет. Все это

изымается в отдельные чистые бумажные пакеты. Следы пальцев рук на окурках выявить на

месте происшествия невозможно, поэтому все это направляется сразу на экспертизу. На

кухне

обнаружена

мужская

перчатка,

она

может

содержать

запах

предполагаемого

преступника, ее необходимо упаковать в полиэтиленовый пакет и отправить на экспертизу.

К работе приступает 2 группа (следователи)

Преподаватель:

Следователям

необходимо

внимательно

наблюдать

з а

криминалистами и начать фиксировать ход следственного действия в протоколе.

Вариант фрагмента протокола:

«В коридоре и в комнате на полу и стенах имеются пятна, похожие на кровь. На

кухне

обнаружены

пустая 700-граммовая бутылка из-под коньяка «Араспел» и два

стакана. Рядом с ними - небольшая пепельница, заполненная окурками. Здесь же, на кухне,

лежит

мобильник

актера,

мужская

перчатка

черного

цвета.

По

словам

эксперта,

предположительное время смерти - 36 часов назад…».

Преподаватель:

Криминалисты

сейчас

занимаются

очень

важным

делом.

Какую

информацию, с точки зрения криминалистики, несут обнаруженные следы?

Возможные варианты ответов студентов:

1. Следы рук позволяют:

- идентифицировать человека по обнаруженным следам;

- определить особенности руки, оставившей след (например, отсутствие пальцев

либо наличие шрамов);

- определить приблизительный возраст человека, оставившего след;

- установить отдельные элементы механизма совершения преступления (например,

каким образом человек держал орудие преступления).

2.

Следы

курения

несут

следующую

информацию: на них отображаются следы

зубов, губ, слюны, пальцев рук, используемые для идентификации курившего. По окурку

также

можно

определить

марку

продукции

определенной

фабрики

и

др.

По

цвету

и

морфологическим

особенностям

пепла

можно

определить,

какое

табачное

изделие

использовалось. По окурку и по пачке после сигарет можно определить привычки курившего

лица.

3. По следам крови можно определить:

а) имеется ли кровь в исследуемом объекте;

б) принадлежит ли она человеку или животному;

в) какова групповая принадлежность крови;

г) какова половая принадлежность крови;

д) принадлежит ли кровь взрослому человеку или младенцу;

е) из какой области тела происходит;

ж) какова давность образования кровяного пятна;

з) каково количество излившейся крови, образовавшее данное пятно;

и) не принадлежит ли кровь беременной женщине или роженице;

к) образовано ли исследуемое пятно кровью живого лица или трупа.

4. По следам запаха можно определить:

1. Имеются ли на представленных предметах (или в изъятых пробах) запаховые следы

человека?

2. От одного или нескольких лиц, от мужчины или женщины происходят запаховые

следы, имеющиеся на представленных предметах (или в изъятых пробах)?

3. Происходят ли запаховые следы на представленных предметах от конкретного лица?

4. Имеется ли индивидуальный запах конкретного лица в данных пятнах крови, следах

пота?

Преподаватель: Следователям предлагается составить еще один процессуальный документ

– «Постановление о возбуждении уголовного дела». А помочь Вам в этом смогут наши

уважаемые эксперты, к которым я хочу сейчас обратиться.

К работе приступает 3 группа - эксперты.

Преподаватель: Уважаемые эксперты! На месте происшествия были обнаружены и

изъяты очень ценные следы. Я попрошу Вас дать криминалистическую оценку данным

объектам и высказаться по поводу полученных доказательств.

Возможные варианты ответов:

Эксперт

1

- В

ходе

осмотра

места

происшествия

были

обнаружены

следы,

предположительно крови. В квартире имеются явные следы пребывания посторонних лиц.

Это окурки на кухне, 2 стакана со следами

рук, пустая бутылка из-под коньяка. Скорее всего, преступлению предшествовало распитие

спиртных напитков. В квартире пропала крупная сумма денег.

Эксперт 2 - Из протокола допроса свидетеля Игоря Костенко, друга потерпевшего,

следует, что он имел ключи от квартиры. 27 февраля 2010 г., около полудня свидетель

приехал в квартиру к Владу и не смог открыть дверь. Вызвал МЧС и милицию.

Эксперт 3 - Спасатели, первыми попавшие в квартиру Владислава, рассказали, что

лицо покойного было синим, словно его душили, в области шеи наблюдались характерные

полосы. Его тело было покрыто ссадинами и кровоподтеками, а на полу и стенах в коридоре

-

засохшие

пятна

крови.

На

наш

взгляд,

в

данной

ситуации

есть

признаки

состава

преступления, а какого - решать следователям.

Преподаватель: Прошу руководителя группы следователей огласить свое решение -

имеются ли в данном случае основания для возбуждения уголовного дела или нет?

Возможный вариант ответа:

1.

Да, основания есть. Нами вынесено постановление о возбуждении уголовного дела

по п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ, т.е. (убийство из корыстных побуждений).

V. Анализ и обобщение результатов (10 мин.)

Вывод из игры

Преподаватель: Вот и подошла к концу наша игра. Все Вы серьёзно отнеслись к своим

ролям. Вы почувствовали, какие нужно приложить усилия, чтобы в современных условиях

быть настоящим профессионалом своего дела. Вы попробовали себя в новом качестве, уже не

студента, а настоящего юриста. На разрешение Вам была поставлена непростая ситуация,

ситуация

с

противоречивыми

данными.

Изначально

были

выявлены

ошибки

в

ведении

расследования. Вы эти ошибки определили. Сформулировали свои выводы, дали оценку

обстоятельствам

дела.

На

мой

взгляд,

достаточно

грамотно

провели

осмотр

места

происшествия,

составили

процессуальные

документы

и

выработали

свою

позицию

по

известным событиям. Показали тем самым неплохие знания теоретического материала по

нескольким

учебным

дисциплинам:

«Криминалистика»,

«Уголовное

право»,

«Уголовный

процесс», «Юридическая психология», «Криминология».

VІ. Этап информации о домашнем задании и инструкция о его выполнении- (5 мин)

Преподаватель: Запишите,

пожалуйста,

домашнее

задание.

Необходимо

еще

раз

проанализировать

все,

чем

мы

сегодня

занимались,

и

на

основе

собранного

материала

составить план дальнейших действий. Иными словами, подготовить список мероприятий для

последующего этапа расследования преступления.

VІІ. Подведение итогов урока- 15 мин

1.Преподаватель:

Криминалистику

смело

можно

назвать

одной

из

основополагающих

дисциплин в юридическом образовании. Однако эту науку, родившуюся из практики, изучать

только в теории и бесполезно, и бессмысленно. Здесь нужны иные подходы, позволяющие

почувствовать и проверить то, о чем говорят тяжелые мудрые книги.

Задачи успешного

расследования преступлений, как показывает следственный опыт, не могут быть решены

достаточно

быстро

и

методически

правильно

только

с

помощью

средств

и

приемов

криминалистической техники и тактики.

На первоначальном этапе расследования убийства следственные действия должны

быть

направлены

на

процессуальное

закрепление

следов

преступления,

установление

механизма

совершения

преступления,

причины

наступления

смерти,

возможное

установление лиц, совершивших преступление, их розыск и задержание. Профессионально

раскрыть преступление по горячим следам и при отсутствии таковых решить все остальные

задачи

расследования, определенные уголовно-процессуальным законом. В заключение

можно отметить, что нераскрытые убийства в большинстве случаев являются следствием

некачественного проведения следственных и розыскных мероприятий на начальном этапе и

связаны

с

оценкой

версии

об

убийстве

как

маловероятной.

Преступление,

оставшееся

нераскрытым, может свидетельствовать как о некачественно проведенном, поверхностном

расследовании, так и о низкой квалификации лица, осуществлявшего следствие.

Исходя

из

изложенного,

можно

сделать

вывод,

что

только

твердое

знание

криминалистической методики расследования преступлений может стать залогом успеха при

расследовании

убийств.

Знание

данной

методики

должно

быть

подкреплено

твердым

знанием

норм

уголовного

и

уголовно-процессуального

права.

Это

позволит

надежно

защитить права граждан.

2. Оценка работы обучающимися

VІІІ.Рефлексия- 10 мин

На слайде

ГРУППОВАЯ – учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая

начало фразы из рефлексивного списка на экране:

сегодня на уроке было интересно, потому что…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

я хочу…

хотелось бы…

мне запомнилось ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка

данного урока ориентирует обучающихся на отработку

профессиональных

и

общих

компетенций

согласно

ФГОС

СПО

третьего

поколения.

Технология практико-ориентированного развивающего обучения реализуется за счет:

высокого темпа обучения;

использования интерактивных методов обучения и контроля;

формирования

практических

умений

с

использованием

развивающего

потенциала

групповой работы и новых информационных технологий.

Компетентностно

-

ориентированный

подход

к

обучению

реализуется

за

счет

определения

содержания

деятельности

обучающихся,

направленной

на

формирование

образовательных результатов (общих и профессиональных компетенций) согласно ФГОС

СПО третьего поколения.



В раздел образования