Напоминание

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании ребенка


Автор: Спирина Екатерина Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №144
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль музыки в духовно-нравственном воспитании ребенка
Раздел: начальное образование





Назад





Роль музыки в духовно-нравственном воспитании ребенка
. Спирина Е.С., учитель музыки МБОУ СОШ №144 г.Челябинска Сегодня мы живем в 21 веке, где большую роль в жизни человека и общества в целом играют информационные технологии. Жизнь в современном мире очень сложна. Родители хотят обеспеченного будущего своим детям, выбирают им престижные и высокооплачиваемые профессии. Они считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Хочешь быть переводчиком - учи языки, юристом - историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим детям мысль о том, что нужная профессия - кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. А как же духовное развитие ребенка? В настоящее время духовно-нравственное развитие ребенка порой занимает последнее место в его воспитании. А именно воспитание чувства прекрасного, любви к Родине, матери, природе, понятие добра и зла…. Духовный мир человека – тонкий незримый, хрупкий и уязвимый мир. Воспитание духовности в человеке необходимо начинать с раннего детства. Главными факторами, формирующими духовность и нравственность ребенка являются семья, школа и окружающая социальная среда. Но в настоящее время главная и ведущая роль в нравственном воспитании ребенка всё-таки принадлежит школе. Современный мир диктует свои законы, а если быть точнее «Законы выживания», то есть на первом месте у родителей это финансовое обеспечение своего ребенка всем необходимым (одеждой, оплатить учебу ребенка, дополнительные учебные курсы), а вот уже духовное и нравственное развитие своего чада оставляют школе. Учитель по своей сути - это, прежде всего, духовный и нравственный наставник ученика. Я как учитель убеждена, что в воспитании духовно - нравственных качеств ребенка большую роль играет музыка. Именно на уроках музыки я прививаю ребенку нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, Родине, уважение к истории и традициям, музыкальной культуре разных народов мира. На уроках музыки ребенок учится не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, музыка развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное), и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную).[3] Чтобы ребенок более глубоко воспринимал полученный материал на уроке, учитель музыки должен быть не просто учителем, а еще и актером. Так как перед педагогом-музыкантом и актером стоит одна и та же задача – как можно глубже почувствовать и отразить состояние школьников. Возбудить их искренний интерес к предстоящей встрече с прекрасным.[1] Урок музыки – это опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием
музыкального искусства
.
Педагогу-музыканту нужно найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Любви и Добра. Работа на уроке строится так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку. Основная цель заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. Задача учителя музыки: развить способности эстетического сопереживания действительности и искусства. Учитель музыки должен научить детей по- настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. В. А. Сухомлинский считал, что: «музыкальное воспитание- это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека». Из всех видов искусства музыка - самый абстрактный, поэтому для формирования духовно - нравственных качеств ребенка на уроке музыки целесообразно привлекать произведения художественной литературы (стихи), живопись. Очень эффективно включать элементы музыкального движения (пластики), поскольку это один из наиболее адекватных данному возрасту видов музыкальной деятельности. Еще один способ выразить впечатления от музыки - детский рисунок, так как известно, что внутренний мир ребенка, как бы он не был глубоко спрятан в силу различных причин, раскрывается в детском рисунке, вернее в том, какие цвета и колорит использует маленький человек. Многие дети занимаются музыкой в группах или индивидуально, на дому или в музыкальной школе, однако продолжить музыкальное образование за рамками стандартной программы решаются немногие по разным причинам. Встречаются дети у которых нет возможности посещать дополнительные образовательные учреждения. Для таких детей в нашей школе активно реализуется внеурочная деятельность где ребенок имеет возможность проявить себя в различных видах творчестве (игра на музыкальных инструментах, пение в вокальном ансамбле, ритмика). Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Дети, которые занимаются музыкальным творчеством, будь это игра на музыкальных инструментах или пение, вырастают более коммуникабельные, так как, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы - он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет. [3] Именно такие дети достигают высоких результатов в учебе и различных видах деятельности. Например, история знает массу людей,
талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке... Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Список использованных источников: 1. Майковская Л.С. «артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта» М.: «музыка» 2006г. 2. Missus Статья «Родители и дети» 3. III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»


В раздел образования