Напоминание

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.


Автор: Бурка Галина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа №95"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКОУ «Детский дом-школа №95»

Система духовно-нравственного

воспитания детей дошкольного возраста в

МКОУ «Детский дом-школа №95»

Автор-составитель:

Воспитатель БУРКА ГАЛИНА

ДМИТРИЕВНА

Новокузннецк,2017

Система духовно-нравственного воспитания детей

дошкольного возраста в МКОУ «Детский дом-школа №95»

Духовно-нравственное

воспитание

личности

приоритетное

направление, одна из актуальнейших проблем современной отечественной

педагогики. Стремление человека к высшим идеалам – зависит от того мира

духовных ценностей, которые были усвоены им с детства. Особую остроту

приобретает

эта

проблема

в

среде

воспитанников

детского

дома,

детей,

оставшихся без попечения родителей в самом раннем возрасте. Все тяготы

введения маленького человека в большую жизнь ложатся на плечи педагогов

дошкольного отделения. Обращение к традициям отечественной педагогики,

национальному наследию позволяет педагогу заложить прочную основу для

дальнейшей социализации. Именно в духовно-нравственной сфере педагог

реально

помогает

детям-сиротам

находить

еще

не

обретенные

или

восстанавливать утраченные нравственные и практичные смыслы действий и

взаимоотношений, именно здесь возможно установление духовного диалога.

Воспитание

духовно-нравственных

качеств

личности

дошкольника,

основанных

на

традициях

русской

культуры,

является

одним

из

приоритетных направлений в деятельности педагогов дошкольного отделения

детского

дома-школы

№95.

Система

работы

в

данном направлении

охватывает весь педагогический процесс.

Целью системы работы является создание условий для формирования

духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в

условиях детского дома.

Задачи:

-формирование уклада жизни дошкольного отделения в соответствии с

духовно-нравственными

традициями

русского

народа,

традициями

православной педагогики;

3

-формировать

духовно-нравственное

отношение

и

чувство

сопричастности к культурному наследию (народному творчеству, обычаям,

традициям, обрядам, народному календарю);

-развивать творческие способности

детей через изучение доступных

для понимания ребенка элементов народного творчества, традиций, обрядов.

Успех

реализации

задач

духовно-нравственного

воспитания

дошкольников

обеспечивается

построением

системы

работы

по

данному

направлению, включающей следующие компоненты:

-

Выявление

уровня

готовности

педагогов

отделения

к

духовно-

нравственному

воспитанию

дошкольников

и

на

основе

результатов

диагностики – к организации системы методической работы.

- Построение развивающей среды в дошкольном отделении.

-

Создание

системы

педагогического

взаимодействия

на

духовно-

нравственное

развитие

детей

(специально

организованное

обучение,

совместная

деятельность

воспитателя

с

детьми,

самостоятельная

деятельность детей).

- Поддержание тесных связей с социумом: школа, церковь, музеи и др.

субъекты.

Педагогические условия, позволившие эффективно решать

поставленные задачи

- Семинары-практикумы для педагогов отделения.

- Перспективное планирование.

- Работа по проекту «Русская изба».

- Разработка экскурсионных маршрутов по святым местам.

В рамках инновационной деятельности по внедрению непрерывной

системы

духовно-нравственного

воспитания

в

дошкольном

отделении

разработана

нормативно-правовая

база

инновационной

деятельности,

определены

организационно-педагогические

условия

формирования

4

личностных ценностей ребенка на основе духовно-нравственного воспитания

(деятельность

по

созданию

музея

«Русская

изба»,

учебно-методические

комплекты

по

духовно-нравственному

воспитанию

детей

дошкольного

возраста).

Основные принципы педагогической деятельности:

Принцип

гуманизации

воспитательного

пространства

современного

детства,

обуславливающий

подход

к

формированию

воспитательных

пространств и организацию воспитательного процесса, который обеспечивает

развитие

субъектной

позиции

ребенка

поддержку

его

стремления

к

саморазвитию, уважение к личности ребенка.

Принцип культуросообразности предполагает, что «воспитание должно

основываться

на

общечеловеческих

ценностях

культуры

и

строиться

в

соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и

специфическими

особенностями,

присущими

традициям

тех

или

иных

регионов».

Принцип

расширения

связей

ребенка

с

окружающим

миром

предполагает

обогащение

общения

детей

с

окружающим

социумом

и

природой,

проникновение

в

мир

других

людей,

приобщение

к

культуре

родного края.

Принцип

приоритетности

регионального

культурного

наследия

означает воспитание духовно-нравственных чувств на местном материале с

целью

формирования

уважения

к

своему

дому;

приобщение

ребенка

к

культурному наследию, народным промыслам, традициям.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует

создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития

эмоций.

Содержание

системы

работы

построено

на

следующих

видах

деятельности:

музыкальной,

изобразительной,

художественно-речевой,

культурно-просветительской, экспериментально-практической.

5

Работа в данном направлении охватывает весь воспитательный процесс

и проходит в системе.

Формы работы разнообразны: беседы, интегрированные тематические

занятия, игры духовно-нравственного содержания, обрядовые, календарные

праздники,

экскурсии,

посещение

музея,

церкви,

выставок,

организация

театрализованных представлений, досуг, творческая продуктивная и игровая

деятельность.

Программное

и

организационно-методическое

обеспечение

системы

работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников предполагает

разработку

комплекса

учебных

и

специальных

программ,

методик

по

организации

и

проведению

духовно-нравственного

во спитания,

использование всего многообразия педагогических форм и методов с учетом

особенностей

детей;

обобщение

результатов

учебно-методических

разработок.



В раздел образования