Автор: Бурка Галина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом-школа №95"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
МКОУ «Детский дом-школа №95»
Система духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного возраста в
МКОУ «Детский дом-школа №95»
Автор-составитель:
Воспитатель БУРКА ГАЛИНА
ДМИТРИЕВНА
Новокузннецк,2017
Система духовно-нравственного воспитания детей
дошкольного возраста в МКОУ «Детский дом-школа №95»
Духовно-нравственное
воспитание
личности
–
приоритетное
направление, одна из актуальнейших проблем современной отечественной
педагогики. Стремление человека к высшим идеалам – зависит от того мира
духовных ценностей, которые были усвоены им с детства. Особую остроту
приобретает
эта
проблема
в
среде
воспитанников
детского
дома,
детей,
оставшихся без попечения родителей в самом раннем возрасте. Все тяготы
введения маленького человека в большую жизнь ложатся на плечи педагогов
дошкольного отделения. Обращение к традициям отечественной педагогики,
национальному наследию позволяет педагогу заложить прочную основу для
дальнейшей социализации. Именно в духовно-нравственной сфере педагог
реально
помогает
детям-сиротам
находить
еще
не
обретенные
или
восстанавливать утраченные нравственные и практичные смыслы действий и
взаимоотношений, именно здесь возможно установление духовного диалога.
Воспитание
духовно-нравственных
качеств
личности
дошкольника,
основанных
на
традициях
русской
культуры,
является
одним
из
приоритетных направлений в деятельности педагогов дошкольного отделения
детского
дома-школы
№95.
Система
работы
в
данном направлении
охватывает весь педагогический процесс.
Целью системы работы является создание условий для формирования
духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в
условиях детского дома.
Задачи:
-формирование уклада жизни дошкольного отделения в соответствии с
духовно-нравственными
традициями
русского
народа,
традициями
православной педагогики;
3
-формировать
духовно-нравственное
отношение
и
чувство
сопричастности к культурному наследию (народному творчеству, обычаям,
традициям, обрядам, народному календарю);
-развивать творческие способности
детей через изучение доступных
для понимания ребенка элементов народного творчества, традиций, обрядов.
Успех
реализации
задач
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников
обеспечивается
построением
системы
работы
по
данному
направлению, включающей следующие компоненты:
-
Выявление
уровня
готовности
педагогов
отделения
к
духовно-
нравственному
воспитанию
дошкольников
и
на
основе
результатов
диагностики – к организации системы методической работы.
- Построение развивающей среды в дошкольном отделении.
-
Создание
системы
педагогического
взаимодействия
на
духовно-
нравственное
развитие
детей
(специально
организованное
обучение,
совместная
деятельность
воспитателя
с
детьми,
самостоятельная
деятельность детей).
- Поддержание тесных связей с социумом: школа, церковь, музеи и др.
субъекты.
Педагогические условия, позволившие эффективно решать
поставленные задачи
- Семинары-практикумы для педагогов отделения.
- Перспективное планирование.
- Работа по проекту «Русская изба».
- Разработка экскурсионных маршрутов по святым местам.
В рамках инновационной деятельности по внедрению непрерывной
системы
духовно-нравственного
воспитания
в
дошкольном
отделении
разработана
нормативно-правовая
база
инновационной
деятельности,
определены
организационно-педагогические
условия
формирования
4
личностных ценностей ребенка на основе духовно-нравственного воспитания
(деятельность
по
созданию
музея
«Русская
изба»,
учебно-методические
комплекты
по
духовно-нравственному
воспитанию
детей
дошкольного
возраста).
Основные принципы педагогической деятельности:
Принцип
гуманизации
воспитательного
пространства
современного
детства,
обуславливающий
подход
к
формированию
воспитательных
пространств и организацию воспитательного процесса, который обеспечивает
развитие
субъектной
позиции
ребенка
–
поддержку
его
стремления
к
саморазвитию, уважение к личности ребенка.
Принцип культуросообразности предполагает, что «воспитание должно
основываться
на
общечеловеческих
ценностях
культуры
и
строиться
в
соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и
специфическими
особенностями,
присущими
традициям
тех
или
иных
регионов».
Принцип
расширения
связей
ребенка
с
окружающим
миром
предполагает
обогащение
общения
детей
с
окружающим
социумом
и
природой,
проникновение
в
мир
других
людей,
приобщение
к
культуре
родного края.
Принцип
приоритетности
регионального
культурного
наследия
означает воспитание духовно-нравственных чувств на местном материале с
целью
формирования
уважения
к
своему
дому;
приобщение
ребенка
к
культурному наследию, народным промыслам, традициям.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует
создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития
эмоций.
Содержание
системы
работы
построено
на
следующих
видах
деятельности:
музыкальной,
изобразительной,
художественно-речевой,
культурно-просветительской, экспериментально-практической.
5
Работа в данном направлении охватывает весь воспитательный процесс
и проходит в системе.
Формы работы разнообразны: беседы, интегрированные тематические
занятия, игры духовно-нравственного содержания, обрядовые, календарные
праздники,
экскурсии,
посещение
музея,
церкви,
выставок,
организация
театрализованных представлений, досуг, творческая продуктивная и игровая
деятельность.
Программное
и
организационно-методическое
обеспечение
системы
работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников предполагает
разработку
комплекса
учебных
и
специальных
программ,
методик
по
организации
и
проведению
духовно-нравственного
во спитания,
использование всего многообразия педагогических форм и методов с учетом
особенностей
детей;
обобщение
результатов
учебно-методических
разработок.