Автор: Шорина Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал"Михалковская ООШ" МБОУ "Просеченская СОШ"
Населённый пункт: д. Михалково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий праздника "День Победы"
Раздел: начальное образование
9 мая День Победы
1.
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
2 . Мы сегодня отмечаем
Светлый праздник всей страны.
Помнить люди эту дату
Обязательно должны
2.
Как пришла в наш край победа
Над фашистскою ордой,
Мой прадедушка в ту пору
Был, как папа, молодой!
4. Он мечтал о жизни мирной,
Но напал на землю враг,
Все, кто мог в бою сражаться,
Взяли в руки автомат.
5.День Победы – это праздник,
Это вечером салют.
Много флагов на параде,
Люди радостно поют.
6. Ветераны с орденами
Вспоминают о войне,
Разговаривают с нами
О победной той весне.
7. Там, в Берлине, в 45-ом,
После натиска атак,
Взвился соколом крылатым
Высоко советский флаг.
8. Все кричали: «Мир, победа!
Возвращаемся домой!»
Кому радость, кому беды,
Кто погиб, а кто живой.
9. Никогда забыть не сможем
Мы про подвиги солдат.
«Мир для нас всего дороже» -
Так ребята говорят.
Сегодня у нас необычный день. Мы празднуем самый светлый, самый
святой праздник - День Победы
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий Май, победный Май.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда была объявлена война.
И встали рядом взрослые и дети,
Чтоб защищаться вместе от врага.
В этот день мы вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто
дошёл до этого светлого дня. Всем тем , кто подарил нам мирное небо,
счастливое детство – посвящается.
Пара ребят исполняют вальс.
Голос на фоне вальса:
Первое взрослое платье надела ,
Первые туфли на каблуке.
Ах, этот вальс танцевать так
хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!
Бал выпускной закружил нас с
тобою,
Вот и заря в проеме окна!
Нет, не заря, это зарево боя!
Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – война
. Музыка обрывается, слышны взрывы.
Голос Левитана о начале Войны.
Звучит первый куплет песни «Священная война»
Ведущий 1:
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась
страна,
Прозвучало в деревне для юных
Это страшное слово «война».
Ведущий 2:
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом, военном году.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы…
«Война» - жестче нет слова.
«Война» - печальнее нет слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть. И нет
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий русский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Ведущий 1:В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят
этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она,
война! Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше
70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных
заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Ведущий 2: Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125
граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных
людей. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на
солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и
мальчишек, как ты.
Ведущий 1:Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина -
1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда?
Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418
дней. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать
фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили
к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а
отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы
погибли, но они подбили 50 фашистских танков.
Песня «Десятый батальон»
Ведущий 1:
Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и
высшие взлеты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства,
верности… Образы далеких любимых помогали нашим солдатам в их нелегких
фронтовых буднях, в тяжелых боях, придавали им сил и мужества. Это
помогало выжить нашим солдатам в этой кровавой схватке. Любовь матери,
жены, невесты. На передовую из дома шли письма, такие желанные для
солдат, ну а бойцы писали домой о том, как тосковали по дому, семье,
мечтали о победе.
Солдат 1 (пишет письмо) .
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди!
Солдат 2 (разворачивает письмо и читает).
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.
Солдат 3 (со свечой).
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
А какой радостью была каждая весточка из дома...
Этот маленький жёлтый листок
Посылаю в землянку к тебе.
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне.
Ветер песню мою унесёт.
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждёт
И любовь, и победу твою!
Стихотворение «Жди»
Жди меня, и я вернусь, только очень жди,
Жди, когда наводят грусть желтые дожди,
Жди, когда снега метут, жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест писем не придет,
Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло».
Не понять, не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Ведущий 1: Такие письма необходимы были солдату. Не случайно символом
верности и надежды стала девушка Катюша из песни, которая была написана
еще до войны.
Песня «Катюша»
Ведущий 1:
Война проверяла всех на верность, самоотверженность, честность и благородство, мужество и
бесстрашие. Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно – остановить врага! Хоть на
день, хоть на час, хоть на немного, чтобы дать возможность подготовиться и дать отпор врагу.
Ведущий 2:
Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким
оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!». Страна превратилась в единый военный лагерь.
На защиту Родины встали все и взрослые и дети. Уходили на фронт эшелоны, создавались
партизанские отряды, заступали на трудовую вахту в тылу женщины, дети, старики.
Самую большую тяжесть вынесла на своих плечах женщина-мать. Скольких сыновей и дочерей они
не дождались с войны.
Стихотворение «Мать»
Стихотворение «Варварство»
Ведущий 2:
Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов, которые
расстреляли, задушили в газовых камерах, сожгли сотни людей. Повсюду, где
появлялись гитлеровцы, они оставляли свои кровавые следы.
Звучит первый куплет песни Вано Мурадели «Бухенвальдский набат».
Под
него
выходит
чтец.
На
сцене
идут
слайды,
посвященные
концентрационным лагерям.)
Чтец: Эта рыжая пыль. Под ногами щебенка…
Не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ножки ребенка,
Что за белою бабочкой гнался межой,
Или ручки – дитя ими тянется к маме,
Обнимает за шею, ласкается к ней,
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей…
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены грязной лохматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволновано гладил,
И сухими губами касался порой.
Нежный трепет речей, вдохновенные речи,
Стук сердец, сияние глаз…
Крематориев страшно зрящие печи –
Пепел, пепел, лишь пепел остался от вас!
Пролетая над проволокою колючей,
Птица тихо касается краем крыла
Красной розы, на диво богатой и жгучей,
Что на этой кровавой земле расцвела.
Боль, какой еще мое сердце не знало,
Превратилось в горячий соленый комок
И, как пуля, в гортани навеки застряла,
Чтоб дышать я не мог, и забыть я не мог!
Я тяжелый невидящий взгляд поднимаю
И от неба его не могу отвести,
Всем своим существом к человеку взываю,
Человеческий пепел сжимая в горсти.
(Чтец
уходит.
Звучит
второй
куплет
«Бухенвальдского
набата».
Выходят ведущие)
1вед.: На Пискаревском кладбище, на последней черте
Не цветы, не венок на могильной черте,
Только хлеба кусок и записка была:
«Ты прости меня, доченька, что тогда не смогла
Этот хлеб тебе дать».
2вед:
Блокадный
Ленинград.…
В
условиях
блокады
самым
сложным
оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы
продовольствия таяли в городе с каждым днем.
Постепенно
сокращались
нормы
выдачи
продуктов.
Инженерно-
технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а
служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день. Муки в этом
хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и целлюлозы.
1вед: Зимой 1941-1942 годов, город сковала лютая стужа. Не было топлива
и
электроэнергии.
Истощенные
голодом,
обессилившие
и
измученные
непрерывными
бомбежками
и
обстрелами
ленинградцы
жили
в
не
отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому стекла были
выбиты взрывной волной.
Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось
ходить на набережную Невы. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди
умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев умерли от голода.
Все эти тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.
(Звучит
музыка.
Ведущие
расходятся
по
краям
сцены.
На
экране
слайды о блокадном Ленинграде. На середину сцены выходят 2 чтеца.)
1-й чтец: Склонившись над мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется… А над Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
2-й чтец: На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных – истома,
А щеки – белые, как мел.
1-й чтец: Где твоя мама, мальчик?
2-й чтец: Дома.
1-й чтец: А где твой дом, сынок?
2-й чтец: Сгорел.
1-й чтец: Он сел, его снежком заносит,
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает – хлеба нет!
(Звучит музыка. Чтецы уходят. Ведущие выходят на середину сцены.)
1-й в: Многие знают печальную историю одиннадцатилетней ленинградской
школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на
Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных, сделала её сиротой.
(На экране портрет Тани Савичевой)
2-й в: В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник.
Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о
том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
1-й в: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года».
2-й в: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
1-й в: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
2-й в: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».
1-й в: «Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года».
2-й в: «Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года».
1-й в: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
2-в: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности
ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение,
нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.
1-й в: Блокада. Далеко как это слово
От наших с вами светлых мирных дней.
Произношу его – и вижу снова
Голодных умирающей детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмерзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Песня «Несовместимы дети и война»
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала земля,
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо:
Два слова сняли грузный сон.
Связист из полкового штаба
Вскочил и бросил телефон. И – все!
Никто не звал горнистов,
Никто не подавал команд,
Был грохот радости неистов,
Дробил чечетку лейтенант.
Стреляли танки и пехота,
И, раздирая криком рот,
Впервые за четыре года
Палил из «Вальтеров» народ.
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарей,
И кто-то пел. И кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей, еще не зная,
Что он поет не на войне.
Песня «Победа»
1 вед.: Война унесла миллионы жизней советских людей. Память о них для
нас священна. Вечная слава героям!
2вед.: Прошу всех встать.
(Звук метронома )
1вед.
Объявляется минута молчания.
Прошу садиться.
Люди, покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песнь свою отправляя в полет, –
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, –
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, –
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, –
Заклинаю вас: помните!
Ведущий1: По всей стране от края и до края.
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.
Как быстро бы года не пролетали,
От нас не отдаляется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.
Исполняют малыши:
1.
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
2. Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
3. Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
4. Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
«День Победы»
1-й в: На этом наш праздник подошел к концу.
2-й в: Большое всем спасибо за внимание. До свидания!