Напоминание

Глаголы 1-го, 2-го спряжения


Автор: Дурнева Надежда Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №3
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мыски
Наименование материала: Конспект
Тема: Глаголы 1-го, 2-го спряжения
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 4б классе Тема: Спряжение глагола Цели: формировать умения определять спряжения глаголов; учить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы; знать перечень окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать любовь к русскому языку. Тип урока: урок закрепления и усвоения новых знаний Вид деятельности: коллективная, групповая Универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные (используют дополнительные средства – обратный словарь), познавательные (выстраивают цепь рассуждений, доказательств), коммуникативные (доносят свою позицию до других)
Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
1.
Организационный момент
-Начинаем урок с девиза: Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть ясным будет ум у вас, А сердце добрым будет. Психологический настрой Планирование учебного сотрудничества (К) 2.
Актуализация знаний
-Откройте тетради, запишите число,
классная работа. 1)Словарная работа Ж е л а н и е , ц и т а т а , б е с е д а , путешествие, гореть -Назовите лишнее слово. Докажите. + Целеполагание (П) -Прослушайте стихотворение и скажите, о какой части речи пойдет речь на уроке: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол) Что вы знаете о глаголе? Что хотели бы узнать? + Заполнение таблицы обучающимися Самостоятельная часть речи Что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета Изменяется по временам, лицам, числам Бывают Н., П., Б. времени Глаголы Н.и Б. времени изменяются по лицам и числам Глаголы П. времени изменяются по родам и числам + Как определять спряжение? Типы спряжений Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений Таблица «Знаю, хочу, узнали» Выражение своих мыслей, саморегуляция (К)
Окончания разноспрягаемых глаголов 2)Синтаксический разбор предложения -Вспомним роль глагола в предложении Разберите предложение по членам и частям речи
Яркий луч солнца пригрел бабочку на

лесной полянке.
-Что характерно для глаголов П. времени? Определите род, число. + Поиск и выделение информаций (Р) 3) -Выберите правильные утверждения: 1.Глаголы изменяются по падежам 2. Глаголы Н.и Б времени изменяются по лицам и числам 3. Глаголы П времени изменяются по родам и числам Итак, спряжение глагола – это изменение глаголов по лицам и числам. Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов + 3.Новая тема 1). Скажите, пожалуйста, глагол СПАСТИ в настоящем или простом будущем времени будем спрягать? (в простом будущем времени) -Докажите -Докажите, что он сов. вида -Откройте обратный словарь на –И: -ТИ (
т.к. глагол сов. вида. А у глаголов сов.

вида нет формы настоящего времени)

Что сделать? Спасти

Прочитайте первые 5 глаголов -Что заметили? -Проспрягайте глагол СПАСТИ -Проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола? А теперь в парах проспрягайте глагол ЛЕТЕТЬ. -Что заметили? Проанализируйте, как изменились окончания глагола лететь
-Что еще заметили?
Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов На какие две группы делятся глаголы при спряжении?.) -Чем же отличаются глаголы 1спр. от глаголов 2 спряжения?
Глаголы сов. вида

я спасу

мы спасём

ты спасёшь

вы спасёте +

он спасёт

они спасут

Окончания ударные. По ударным

окончаниям легко определять спряжение

-
1 спряжение.
я лечу

мы летим

ты летишь

вы летите +

он летит

они летят
Опять ударные окончания, но 2 спряжения
(по-разному оканчиваются в начальной

форме)

(По начальной форме спряжение этих

глаголов не определить!)

Легче определять в этом случае по 3 лицу

мн. числа
(глаголы 1спр. и глаголы 2 спр) (Окончаниями)
Схема-опора: I-и II-Е
+

Назовите личные окончания глаголов 1

спряжения

2 сряжения

У, ешь, ет, ем, ете, ут, ют +

У, ишь, ит, им, ите, ат, ят +
4. Физминутка А теперь немного отдохнем. Это легкая забава – Повороты влево - вправо. Нам известно всем давно – Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно.(Ходьба на месте) + 2) Как определить спряжение глаголов? -по начальной форме (все глаголы на –ить ко 2 спряжению нужно относить…) --по ударным личным окончаниям (спасёшь, принесёшь) -по 3 лицу мн. числа -ут (-ют) -1 спр. + -ат (-ят)_ - 2 спр. - Догадайтесь, о каком глаголе пойдет речь? Давайте проспрягаем глагол ХОТЕТЬ -Что заметили? Запомните, это разноспрягаемый глагол.
Я хочу

мы хотим

Ты хочешь

вы хотите

Он хочет

они хотят
+ (в ед. числе спрягается как глагол 1 спр., а во мн. числе – как глагол 2 спр.) 3)Закрепление купаешь выиграешь
-Откройте учебник на с. 126, упр. 133. Задание- выпишите глаголы в 2 столбика: глаголы 1 спр., глаголы 2 спр. Как определяли спряжение глагола? Назовите разноспрягаемый глаголы. идёшь пролежишь едешь
побежишь
будешь видишь угадаешь проглотишь найдёшь услышишь потеряешь удержишь выиграешь (По 3 лицу мн. числа)
хочешь, захочешь, побежишь
4)Работа с текстом «Саша-дразнилка» -Прочитайте, подумайте, чему учит этот текст? Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала. - О чем ты плачешь, Лялечка? – спросил папа. - Меня Саша дразнит. - А ты не дразнись. Один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло. Ребята сидели за столом и завтракали. - Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу. (В нужных ситуациях уметь себя защитить)
- Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело! Саша даже поперхнулся от удивления. - У тебя насморк, - сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут. - А я завтра и не хочу идти в кино. Я пойду послезавтра. Саша посмотрел кругом и крикнул: - У меня апельсин больше, чем у тебя! - Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся. Тут Саша не выдержал и заплакал. - О чем ты плачешь, Сашенька? – спросила мама. - Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я ее дразню, а она не дразнится! (По Н. Артуховой) -
Назовите разноспрягаемый глагол
-Назовите 2 глагола 1 спряжения и 2 глагола 2 спряжения. Поставьте их в начальную форму:
(не хочу)
1спр.: обижаться, плакать 2 спр.: дружить, спросить +
5.Игра с пословицами. Самостоятельная работа -Найдите продолжение пословиц. Вставьте пропущенные окончания. Определите спряжение глаголов.
Кто труд люб..т,
н е в ы р у б . . ш ь топором. Человек от лени боле..т,
долго спать не

буд..т.
Напиш..шь пером, а от труда здорове..т. Всякая работа мастера хвал..т 6.Работа с фразеологизмами - Замените фразеологизмы глаголами, близкими по смыслу, определите их спряжение
Кто труд люб..т, долго спать не буд..т.
Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. Напиш..шь пером, не выруб..шь топором. + Всякая работа мастера хвал..т
Бить баклуши
-бездельничать (1 спр.)
В рот воды набрать
– молчать (2 спр.) 7. Что нового узнали о глаголе? У глаголов 1 спр.в окончаниях -Е, 2 спр. -И Разноспрягаемый глагол ХОТЕТЬ У глаголов сов. вида нет формы наст времени –только форма будущего времени (причем простая форма) 8.Рефлексия деятельности Самооценка результатов своей деятельности
Оцените свою работу. Если отлично поняли материал урока – улыбка, если не совсем – ровная черта, а если плохо поняли – то печаль, огорчение Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД Аргументация своего мнения (К)


В раздел образования