Напоминание

"Инфекционные болезни собак и кошек"


Автор: Чечель Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: Белгородская область, Красногвардейский район, г. Бирюч
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Инфекционные болезни собак и кошек"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Бирючанский техникум»

Методическая разработка

по учебной дисциплине Болезни мелких животных

На тему «Инфекционные болезни собак и кошек»

г. Бирюч


Оглавление
стр. Введение…………………………………………………………………………3 I .Учебно - методическая карта занятия……………………………………….4 2.Методика проведения занятия………………………………………………..8 Заключение……………………………………………………………………...13 Список литературы……………………………………………………………..14 Приложения……………………………………………………………………..15 2

ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшнее время требует подготовки всесторонне знающего и эрудированного специалиста, который должен хорошо ориентироваться в вопросах ветеринарии. Вот почему на занятиях необходимо дать обучающимся более глубокие знания по учебной дисциплине Болезни мелких животных. Реализуя предметную цель данного занятия: обеспечить осмысление, понимание и усвоение знаний, необходимо заострить внимание на инфекционных болезнях собак и кошек, часто встречающихся в нашей области. Изучаемый материал наиболее эффективно реализуется через индивидуальные и групповые формы организации занятия, посредством самостоятельной работы, с использованием наглядных пособий. Предложенная форма построения теоретического занятия способствует росту самостоятельной и познавательной активности обучающихся, развивает навыки систематизации и классификации, расширяет коммуникативный потенциал обучающихся, способствует формированию целостной системы знаний, умений и навыков профессиональной деятельности. Данная методическая разработка направлена на повышение методического и педагогического мастерства преподавателей и составлена в целях распространения передового опыта. 3

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯМ № 17
ТЕМА: «Инфекционные болезни собак и кошек» ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: Изучение понятий «Инфекционные болезни собак и кошек»; Развитие личности обучающихся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности; Формирование мотивации к углубленному изучению дисциплины, уважение к выбранной профессии; Воспитание культуры общения в коллективе и дисциплинированности; ВИД ЗАНЯТИЯ: теоретическое. ЛИТЕРАТУРА: основная: Берестов В.А. Звероводство. – СПб.: «Лань», 2008. – 480 с. дополнительная: Бакулов И. А. Эпизоотология с микробиологией.– М.: Колос С, 2010.- 350 с. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯЧ ЗАНЯТИЯ: Учебный кабинет 4
ХОД ЗАНЯТИЯ № п/п Этапы занятия Ключевые вопросы Методы и приемы обучения Время примеча ние 1. Организацион ный момент Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к занятию. I.Метод организации. III.Диалогический. 3-5 мин
Целевая

установка
Сообщение темы и целей занятия 5 2. Актуализация знаний I. Фронтальный опрос по вопросам: 1.Дайте определение болезни – чума плотоядных. 2.Причины вызывающие инфекционную болезнь- чума плотоядных? 3.Перечислите клинические признаки наблюдаемые при чуме плотоядных. 4.Патологоанатомиче ские изменения при чуме плотоядных? 5.Как поставите диагноз при чуме плотоядных? 6.Назначьте лечение при чуме плотоядных. 7.Профилактические мероприятия при чуме плотоядных? 8.Дайте определение болезни–инфекционный гепатит. 9.Причины вызывающие инфекционный гепатит? 10.Перечислите клинические признаки I. Метод контроля. III.Диалогический метод. II.Продуктивный. 25 5
наблюдаемые при инфекционном гепатите. 11.Патологоанатомиче ские изменения при инфекционном гепатите? 12.Как поставите диагноз при инфекционном гепатите? 13.Какое лечение примените при инфекционном гепатите? 14.Профилактические мероприятия при инфекционном гепатите? II. Работа с тестами (смотри приложение № 1). 4. Усвоение новых знаний Изложение изученного материала по вопросам: 1.Вирусный энтерит. 2.Бешенство. I.Метод развития. III.Монологический . 30 5. Этап первичного закрепления новых знаний Беседа по вопросам: 1.Что такое вирусный энтерит собак? 2.Как проявляется вирусный гепатит собак? 3.Как можно поставить диагноз при вирусном гепатите собак? 4.Какое назначают лечение при вирусном гепатите собак? 5.Что такое бешенство? 6.Как передается бешенство? 7.Какие формы бешенства Вы знаете? 8.Как можно поставить I.Метод контроля, Метод побуждения. III. Диалогический метод. II.Частично – поисковый. 15 6
диагноз при бешенстве? 9.Какие признаки отмечают при бешенстве? 10.Профилактические мероприятия при бешенстве? Графический диктант (смотри приложение № 2). Работа с тестами, (смотри приложение № 3). 7. Информация о домашнем задании Задание по выбору обучающегося: составление опорного конспекта, тестов, написание рефератов, составление презентаций. I.Метод побуждения, метод развития III.Монологический 5 8. Рефлексия Психо - эмоциональное состояние студентов и их отношение к занятию. «Дерево чувств» 5 7

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Занятие начинается с организационного момента, он включает приветствие обучающихся, отметку отсутствующих. Проверка домашнего задания проводится в два этапа: первый этап - фронтальный опрос, второй - индивидуальная работа (работа с тестами). Контроль знаний и умений обучающихся - один из важнейших элементов учебного процесса, поэтому для проверки знаний используется метод устного опроса, в частности фронтальный опрос. Он проводится в форме беседы преподавателя с группой. Опрос органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Достоинство фронтального опроса в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех обучающихся группы. Поэтому необходимо заранее составить вопросы, допускающие краткую форму ответа, логически увязать их друг с другом и дать в такой последовательности, чтобы ответы обучающихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнения обучающимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала. Для проверки использовались следующие вопросы: 1.Дайте определение болезни – чума плотоядных. 2.Причины вызывающие инфекционную болезнь-чума плотоядных? 3.Перечислите клинические признаки наблюдаемые при чуме плотоядных. 4.Патологоанатомические изменения при чуме плотоядных? 5.Как поставите диагноз при чуме плотоядных? 6.Назначьте лечение при чуме плотоядных. 7.Профилактические мероприятия при чуме плотоядных? 8.Дайте определение болезни–инфекционный гепатит. 9.Причины вызывающие инфекционный гепатит? 8
10.Перечислите клинические признаки наблюдаемые при инфекционном гепатите. 11.Патологоанатомические изменения при инфекционном гепатите? 12.Как поставите диагноз при инфекционном гепатите? 13.Какое лечение примените при инфекционном гепатите? 14.Профилактические мероприятия при инфекционном гепатите? На втором этапе проверки домашнего задания применяется метод самостоятельной работы, который активизирует познавательную деятельность обучающихся. Обучающиеся работают с тестами. После выполнения заданий обучающиеся сдают их преподавателю. Используя монологический и информационно сообщающий метод обучения, преподаватель сообщает обучающимся тему занятия «Инфекционные болезни собак и кошек». При изучении нового материала используется словесный и наглядный методы обучения. Объяснение - наиболее часто используемый метод обучения, когда преподаватель изложение материала сопровождает записями на доске, демонстрирует учебно - наглядные пособия (презентация, рисунки, наглядности). Элементы эвристической беседы заставляют обучающихся на основе имеющихся знаний и наблюдений жизненного опыта, логических рассуждений формулировать новые понятия, выводы, правила. Обучающиеся сами получают новые знания, что доставляет им творческую радость и стимулирует их познавательную активность. При изучении нового материала рассматриваются следующие вопросы: 1.Вирусный энтерит. 2.Бешенство. Для изучения вопроса «Вирусный энтерит» обучающимся предлагается самостоятельная работа с учебником, в результате которой обучающие пишут опорный конспект. Этот метод обучения позволяет формировать у обучающихся умения и навыки работы с учебной и научной литературой, 9
требует активной мыслительной деятельности, творческого поиска, умения обобщать материал. Самостоятельная работа проводилась по вопросам: 1.Понятие – «Вирусный энтерит». 2.Пути заражения собак вирусным энтеритом. 3.Клинические признаки при вирусном энтерите. 4.Постановка диагноза при вирусном энтерите. 5.Лечение вирусного энтерита собак. Во время самостоятельной работы обучающихся преподаватель проверяет выполнение домашнего задания обучающихся (тесты). С целью закрепления изученного материала используется фронтальный опрос, тесты, графический диктант. Фронтальный опрос позволяет определить наличный уровень знаний и умений обучающихся по новой теме, выявить проблемные точки темы и скоординировать дальнейшие формы и методы закрепления, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Для фронтального - опроса используются следующие вопросы: 1.Что такое вирусный энтерит собак? 2.Как проявляется вирусный гепатит собак? 3.Как можно поставить диагноз при вирусном гепатите собак? 4.Какое назначают лечение при вирусном гепатите собак? 5.Что такое бешенство? 6.Как передается бешенство? 7.Какие формы бешенства Вы знаете? 8.Как можно поставить диагноз при бешенстве? 9.Какие признаки отмечают при бешенстве? 10.Профилактические мероприятия при бешенстве? Работа с графическим диктантом, тестами позволяет выявить уровень, степень и качество усвоенных обучающимися знаний, внести определенные коррективы, позволяет осмысленно и системно понимать тему в целом. Подводя итоги занятия, преподаватель анализирует выполнение поставленных целей, работу отдельных обучающихся и группы в целом. 10
Необходимо отметить наиболее эффективные и позитивные моменты урока. Обратить внимание обучающихся на недоработки в процессе осуществления совместной деятельности. Результат контроля выражается в оценке. Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности обучающихся, и может корректировать самооценку обучающегося. Правильно поставленная оценка унифицирует познавательный интерес у обучающихся развивает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, настойчивость и другие важные качества обучающихся. Оценка позволяет формировать у обучающихся потребность к постоянному самообразованию, способствует организации самостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера. Наряду с домашним заданием, общим для всех обучающихся, могут применяться индивидуальные задания, которые позволяют у «слабых» обучающихся восполнить те или иные «пробелы» в знаниях, а у «сильных» обучающихся - повысить их знания, развить самостоятельность мышления. Рекомендуется трехуровневое домашнее задание по выбору. 1.Составление опорного конспекта. 2.Составление тестов. 3.Написание рефератов. 4.Составление презентаций. В заключение занятия необходимо использовать приемы «рефлексии». Она позволяет практически объективно судить о качестве проведенного занятия. Один из приемов рефлексии - цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного 11
цвета, если нет, зеленого. Его суть - в выявлении настроения обучающихся в конце занятия, учитывая цветовую гамму. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная форма построения учебного занятия и способы организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся опробованы в учебном процессе и показали высокую эффективность и результативность. Анализ психоэмоционального состояния обучающихся по окончании учебного занятия говорит как об эффективности использования коллективных форм работы, так и создании атмосферы сотрудничества в процессе обучения. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

основная

1.
Берестов В.А. Звероводство. – СПб.: «Лань», 2008. – 480 с.
дополнительная:
1. Бакулов И. А. Эпизоотология с микробиологией.– М.: Колос С, 2010.- 350 с. 14

Приложения

Приложение 1

Тесты
1. Вирусная высококонтагиозная болезнь, проявляющаяся лихорадкой, катаральным воспалением слизистых оболочек глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, экзантемой и нередко поражением центральной нервной системы – а) чума плотоядных; б) инфекционный гепатит; в) болезнь Ауески; г) панлейкопения кошек. 2. Болезнь, при которой вирус во внешнюю среду выделяется с истечениями из носа и глаз, со слюной, калом, мочой - а) чума плотоядных; б) инфекционный гепатит; в) болезнь Ауески; г) панлейкопения кошек. 3. Болезнь, при которой развиваются сначала серозный, а затем гнойный конъюнктивит и кератит, возникает понос, в фекалиях сгустки крови, появляются рвота и жажда – а) чума плотоядных; б) инфекционный гепатит; в) болезнь Ауески; г) панлейкопения кошек. 4. При какой болезни отмечаются слизистая оболочка желудка и кишечника катарально воспалена, с кровоизлияниями, язвами и эрозиями. Мезентеральные лимфатические узлы увеличены, на разрезе сочные. Почки не значительно увеличены, корковый слой гиперемирован, с кровоизлияниями. Слизистая оболочка мочевого пузыря гиперемирована или усеяна кровоизлияниями. Отмечают дистрофические изменения сердца и кровоизлияния на перикарде, эпикарде и эндокарде - а) чума плотоядных; б) инфекционный гепатит; в) болезнь Ауески; г) панлейкопения кошек. 5. Болезнь, при которой желтушность слизистых оболочек, моча темно- бурого цвета, при надавливаниина область печени – болезненность, нередко появляются судороги и параличиконечностей – 15
а) чума плотоядных; б) инфекционный гепатит; в) болезнь Ауески; г) панлейкопения кошек. 6 . При более продолжительном течении заболевания часто возникают кератиты, у самок -бесплодие или аборты с рассасыванием плодов – а) чума плотоядных; б) инфекционный гепатит; в) болезнь Ауески; г) панлейкопения кошек. 16

Приложение 2

Графический диктант
1. Вирусный энтерит – это инфекционная болезнь, при которой воспаляется кишечник. 2. Бешенство характеризуется воспалением слизистой оболочки рта, языка, сопровождается слюнотечением. 3. Вирусным энтеритом болеет молодняк с подсосного возраста. 4. Распространению бешенства способствуют кровососущие насекомые – комары. 5. В начале болезни при вирусном энтерите животное мало двигается, отказывается от еды. Спустя 8 - 10 часов начинается понос. 6. Диагноз при бешенстве ставят по клиническим признакам и с учетом эпизоотологических и патологоанатомических данных и лабораторных исследований головного мозга. 7. Во время лечения вирусного энтерита используют антибиотики. 8. К бешенству восприимчивы все теплокровные животные, особенно плотоядные. 9. Вирус бешенства выделяется из организма с мочой. 10.Покусанных и подозреваемых в заражении бешенством малоценных собак и кошек усыпляют, а ценных собак содержат под ветеринарным надзором в течение 6 месяцев. 11. 17

Приложение 3

Тесты
1. Болезнь, характеризующаяся воспалением кишечника: а) инфекционный гепатит; б) вирусный энтерит; в) бешенство; г) чума плотоядных. 2. Болезнь, при которой болеет щенки в возрасте (2-12 недель) – а) инфекционный гепатит; б) вирусный энтерит; в) бешенство; г) чума плотоядных. 3. Болезнь, остро протекающая вирусная болезнь многих видов животных, которая характеризуется тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Почти всегда заканчивается смертельно. Очень опасна для человека: а) инфекционный гепатит; б) вирусный энтерит; в) бешенство; г) чума плотоядных. 4. Для какой болезни характерны клинические признаки: в начале болезни животное мало двигается, отказывается от еды, спустя 8 - 10 часов начинается понос. – а) инфекционный гепатит; б) вирусный энтерит; в) бешенство; г) чума плотоядных. 5. При какой болезни отмечают – стремление к уединению, недоверчивость или необычная ласковость, ворчание, перемена мест лежания, мнимая «ловля мух». Аппетит понижен или извращен (собака поедает несъедобные предметы), бывает рвота. Усиливается реакция на внешние раздражения (свет, прикосновение): а) инфекционный гепатит; б) вирусный энтерит; в) бешенство; г) чума плотоядных. 6.Болезнь, при которой нет лечения: а) инфекционный гепатит; б) вирусный энтерит; в) бешенство; г) чума плотоядных. 7.При какой болезни для диагностики в лабораторию направляют голову: а) инфекционный гепатит; б) вирусный энтерит; 18
в) бешенство; г) чума плотоядных. 19


В раздел образования